дело № 2-2302/2012 решение о взыскании премии



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 июня 2012 года

Ленинский районный суд г.Пензы в составе:

председательствующего судьи Мартыновой Е.А.

при секретаре Бариновой Н.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петровой О.Н., Воротыновой В.Н., Гулий Н.В., Симоновой Т.А. к ФКУ «Военный комиссариат Пензенской области» о взыскании премии за 3 и 4 кварталы 2011 года на основании приказа Министра обороны РФ № 1010 от 26.07.2010 года,

У С Т А Н О В И Л :

Петрова О.Н. обратилась в суд с названным иском, указав, что с Дата по Дата работала в отделе военного комиссариата Пензенской области Данные изъяты в должности инспектора по учету и бронированию. Дата она была уволена с занимаемой должности на основании пункта 2 части 1 ст.81 ТК РФ в связи с сокращением штата. Однако ей не было выплачено дополнительное материальное стимулирование (премия) за 3 и 4 квартал 2011 года на основании приказа Министра обороны РФ от 26.07.2010 года № 1010 пропорционально отработанному времени. Полагает, что у работодателя не было оснований для лишения ее указанного дополнительного материального стимулирования, т.к. она к дисциплинарной ответственности не привлекалась. Кроме того, в результате невыплаты премии были нарушенные ее права, предусмотренные ст.21 ТК РФ и допущена дискриминация.

Просила суд обязать Военный комиссариат Пензенской области рассчитать сумму дополнительного материального стимулирования, причитающегося ей за период работы в 3 и 4 квартале 2011 года и взыскать с него сумму дополнительного материального стимулирования за указанный период в размере 31 535 рублей.

Воротынова В.Н. также обратилась в суд с аналогичным иском, ссылаясь на то, что работала в отделе военного комиссариата Пензенской области Данные изъяты в должности помощника начальника отделения по учету и бронированию с Дата по Дата . При этом с ней также Дата был расторгнут трудовой договор на основании пункта 2 части 1 ст.81 ТК РФ в связи с сокращением штата. Однако ей не было выплачено дополнительное материальное стимулирование (премия) за 3 и 4 квартал 2011 года на основании приказа Министра обороны РФ от 26.07.2010 года № 1010 пропорционально отработанному времени.

Просила суд обязать Военный комиссариат Пензенской области рассчитать сумму дополнительного материального стимулирования, причитающегося ей за период работы в 3 и 4 квартале 2011 года и взыскать с него сумму дополнительного материального стимулирования за указанный период в размере 46 074 рубля.

Гулий Н.В. обращаясь с тем же иском, указала, что работала в отделе военного комиссариата Пензенской области Данные изъяты в должности помощника начальника отделения по учету и бронированию с Дата по Дата . Дата ее уволили на основании пункта 2 части 1 ст.81 ТК РФ в связи с сокращением штата. Однако ей не было выплачено дополнительное материальное стимулирование (премия) за 3 и 4 квартал 2011 года на основании приказа Министра обороны РФ от 26.07.2010 года № 1010 пропорционально отработанному времени.

Просила суд обязать Военный комиссариат Пензенской области рассчитать сумму дополнительного материального стимулирования, причитающегося ей за период работы в 3 и 4 квартале 2011 года и взыскать с него сумму дополнительного материального стимулирования за указанный период в размере 46 074 рубля.

В Ленинский районный суд г.Пензы поступило исковое заявление Симоновой Т.А., где она ссылаясь на те же обстоятельства, что и указанные ранее истцы, просила суд обязать Военный комиссариат Пензенской области рассчитать сумму дополнительного материального стимулирования, причитающегося ей за период работы в 3 и 4 квартале 2011 года и взыскать с него сумму дополнительного материального стимулирования за указанный период в размере 46 074 рубля.

Определением Ленинского районного суда г.Пензы от 16.05.2012 года дела по указанным выше искам объединены в одно производство.

В ходе рассмотрения дела истцы и их представитель Мурзин Д.В., действующий на основании доверенностей, уточнили свои исковые требования.

Петрова О.Н. просила взыскать с ФКУ «Военный комиссариат Пензенской области» премию за 3 и 4 квартал 2011 года в размере 25 648 рублей 32 копейки.

Воротынова В.Н., Гулий Н.В. и Симонова Т.А. просили взыскать ту же премию в размере 43 238 рублей 40 копеек в пользу каждой.

Петрова О.Н., Воротынова В.Н., Гулий Н.В. и Симонова Т.А. в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Их представитель Мурзин Д.В. исковые требования поддержал, пояснив обстоятельства изложенные в исковом заявлении. При этом полагал, что истцами не пропущен срок для обращения в суд, поскольку они обращались к ответчику с целью досудебного урегулирования спорной ситуации. По его мнению срок для обращении в суд следует исчислять с даты получениями истцами ответов на их обращения по поводу невыплаты спорной премии, а именно с Дата

Представитель ФКУ «Военный комиссариат Пензенской области» Янборисова Д.Р., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась, подтвердив свою позицию, изложенную в возражениях на иск. При этом заявила о пропуске истцами срока для обращения в суд.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

В судебном заседании установлено, что с Дата по Дата Петрова О.Н. работала в отделе военного комиссариата Пензенской области по Данные изъяты в должности инспектора по учету и бронированию. Дата была уволена на основании п.2 части 1 ст.81 ТК РФ (сокращение штата).

Воротынова В.Н. с Дата по Дата работала в отделе Военного комиссариата Пензенской области Данные изъяты, занимая должность помощника начальника отделения по учету и бронированию. Дата она была уволена на основании п.2 части 1 ст. 81 ТК РФ (сокращение штатов).

С Дата по Дата Гулий Н.В. работала в отделе военного комиссариата Пензенской области Данные изъяты в должности помощника начальника отделения по учету и бронированию. Дата была уволена на основании п.2 части 1 ст.81 ТК РФ (сокращение штата).

Симонова Т.А. с Дата по Дата работала в отделе Военного комиссариата Пензенской области Данные изъяты, занимая должность помощника начальника отделения планирования, предназначения, подготовки и учета мобилизационных ресурсов. Дата она была уволена на основании п.2 части 1 ст. 81 ТК РФ (сокращение штатов).

На основании приказа Военного комиссара Пензенской области Номер от Дата в соответствии с приказом Министра обороны РФ №1010 от 26.07.2010 года «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» гражданскому персоналу ответчика выплачено дополнительное материальное стимулирование (премия) за 3 и 4 кварталы 2011 года.

Однако истцам за фактически отработанное время в 3 и 4 квартале 2011 года указанная премия не была выплачена. При этом не уволившимся лицам гражданского персонала военного комиссариата Пензенской области, занимающим должности, аналогичные должностям, занимаемыми истцами, произведена выплата премии за 3 и 4 кварталы 2011 года.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.

Приказом Министра обороны РФ от 10.11.2008 года № 555 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства РФ от 5.08.2008 года № 563» было утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.

Из данного Положения следует, что оплата труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны РФ, к которому относятся истцы, складывается из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера, которые должны учитываться при расчете среднего заработка.

Согласно подпункту «б» пункта 10 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации к выплатам стимулирующего характера относятся выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; за качество выполняемых работ; за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы; иные виды стимулирующих выплат, учитывающие интенсивность и высокие результаты работы.

Также пунктами 11-13 данного Положения предусмотрено, что к выплатам стимулирующего характера относятся выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу.

Выплаты стимулирующего характера устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы.

Выплаты компенсационного и стимулирующего характера, их размеры и условия выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, иными локальными нормативными актами) в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, с участием профсоюзного органа или иного представительного органа работников в пределах лимитов бюджетных обязательств и средств, предусмотренных на эти цели годовым фондом оплаты труда, доведенных до получателей бюджетных средств соответствующими распорядителями средств федерального бюджета.

На выплаты стимулирующего характера также направляются средства экономии годового фонда оплаты труда, в том числе, высвобождаемые в результате сокращения численности гражданского персонала, а также поступающие от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в соответствии с генеральным разрешением Министерства обороны Российской Федерации и сметами доходов и расходов по приносящей доход деятельности в установленном в Министерстве обороны Российской Федерации порядке.

26.07.2010 года Министром обороны РФ был издан приказ № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации».

В пункте 2 данного приказа указано, что выплачивать за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (далее именуются - военнослужащие), и на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил (далее именуются - лица гражданского персонала), в соответствии с прилагаемым Порядком военнослужащим (лицам гражданского персонала), проходящим военную службу (работающим) в центральном аппарате Министерства обороны, военных округах, на флотах, в объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил, сметно-бюджетное финансирование которых осуществляется Министерством обороны, дополнительные выплаты (премии) по результатам службы (работы).

Кроме этого приказом Министра обороны РФ № 1010 от 26.07.2010 года утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1 и 2 данного Порядка дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.

Расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.

В силу пункта 7 Порядка конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование.

Проанализировав указанные выше нормативные акты, суд приходит к выводу о том, что премии (дополнительное материальное стимулирование), предусмотренные приказом Министра обороны РФ № 1010 от 26.07.2010 года, является выплатами стимулирующего характера, предусмотренными системой оплаты труда гражданского персонала, установленной приказом Министра обороны РФ от 10.11.2008 года № 555.

Суд не может согласиться с доводами представителей ответчика о том, что эти премии носят разовый характер, поскольку их выплата согласно пункту 1 Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ № 1010 от 26.07.2010 года, происходят ежеквартально.

Приказ Министра обороны РФ № 1010 от 26.07.2010 года является нормативным актом, рассчитанным на неоднократное применение.

Согласно пункту 11 Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденному данным приказом Министра обороны РФ, не представляются к дополнительному материальному стимулированию лица гражданского персонала, имеющие дисциплинарное взыскание за неисполнение или ненадлежащее исполнение по их вине возложенных на них трудовых обязанностей; военнослужащие и лица гражданского персонала, допустившие нарушения в финансово-экономической и хозяйственной деятельности, повлекшие ущерб для Вооруженных Сил и отраженные в актах ревизий (проверок отдельных вопросов) финансово-экономической и хозяйственной деятельности, а также командиры (начальники, руководители), не принявшие решение по числящимся по учету нарушениям в указанной деятельности и мер к возмещению ущерба в соответствии с должностными полномочиями.

Однако в ходе рассмотрения дела не было установлено, что истцы привлекались к дисциплинарной ответственности или допустили иные нарушения, являющиеся основанием для лишения дополнительного материального стимулирования (премии).

В соответствии со ст.3 ТК РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

На основании ст.132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.

Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.

С учетом изложенного, истцы имеет право на выплату премии (дополнительного материального стимулирования) за 3 и 4 квартал 2011 года на основании приказа Министра обороны РФ № 1010 от 26.07.2010 года пропорционально отработанному времени, поскольку эти выплаты являются составной частью их заработной платы, на то, что было указано ранее в решении суда.

В связи с чем, не могут быть признаны состоятельными доводы ответчика о том, что спорная премия не является гарантированной частью заработной платы.

Невыплата такой премии истцам в связи с увольнением является дискриминацией и не может быть признана законной.

Сообщение ФКУ «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Ульяновской и Пензенской областям и Республике Мордовия» от 30.01.2012 года (л.д.76) о том, что денежные средства, выделенные в декабре на выплату дополнительного материального стимулирования на основании приказа Министра обороны РФ № 1010 от 26.07.2010 года, не распространяются на уволенный гражданский персонал является незаконным и не могло применяться ответчиком.

Вместе с тем в судебном заседании установлено, что истцами пропущен срок для обращения в суд за разрешением настоящего индивидуального трудового спора.

В соответствии со ст.392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

При пропуске по уважительным причинам сроков они могут быть восстановлены судом.

Истцами в ходе рассмотрения дела были представлены заявления в адрес ответчика от Дата и Дата , в которых они просят дать письменные разъяснения по поводу лишения их спорной премии за 3 и 4 квартал 2011 года.

Данные заявления являются доказательством того, что истцам стало известно о нарушении их права в связи с невыплатой спорной премии не позднее Дата или Дата .

Настоящее исковое заявление предъявлено истцами в суд только Дата , т.е. более чем через 3 месяца.

Доводы представителя истцов о том, что началом течения срока для обращения в суд следует считать дату получения ответов от ФКУ «Военный комиссариат Пензенской области» на обращения истцов основаны на неправильном применении норм ст.392 ТК РФ.

Урегулирование спора в досудебном порядке не препятствует обращению в суд за разрешением индивидуального трудового спора.

Кроме того, действующий Трудовой кодекс РФ не содержит норм об обязательном досудебном урегулировании индивидуальных трудовых споров.

При этом истцами не заявлялось ходатайств о восстановлении пропущенного ими срока для обращения в суд, не приводилось также каких-либо доводов и доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока для обращения в суд.

В спорной ситуации пропуск истцами срока для обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку ответчиком было заявлено об этом.

При таких обстоятельствах суд оставляет иск Петровой О.Н., Воротыновой В.Н. Гулий Н.В., Симоновой Т.А. к ФКУ «Военный комиссариат Пензенской области» о взыскании премии за 3 и 4 кварталы 2011 года на основании приказа Министра обороны РФ № 1010 от 26.07.2010 года без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л :

Иск Петровой О.Н., Воротыновой В.Н., Гулий Н.В., Симоновой Т.А. к ФКУ «Военный комиссариат Пензенской области» о взыскании премии за 3 и 4 кварталы 2011 года на основании приказа Министра обороны РФ № 1010 от 26.07.2010 года оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г.Пензы в течение месяца с 20 июня 2012 года.

Судья: Е.А.Мартынова