Дело №2-2904/2012 Решение о признании незаконным приказа администрации г. Пензы об отказе в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, понуждении к постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

4 июля 2012 года Ленинский районный суд г. Пензы в составе:

председательствующего судьи Селиверстова А.В.,

при секретаре Симаковой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело по иску

Митрошина А.Н. к администрации г.Пензы о признании незаконным приказа заместителя главы администрации г.Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию от Дата Номер об отказе в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, понуждении к постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях без учета имущественного положения,

У С Т А Н О В И Л:

Митрошин А.Н. обратился в суд с названным заявлением, указав, что он является согласно справки Номер , выданной Дата Военным Комиссариатом Первомайского и Ленинского районов г. Пензы Пензенской области, участником ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, о чем также свидетельствует действующее Удостоверение (серии Б Номер от Дата ) получившего (перенесшего) лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вследствие чего ставшего инвалидом. Ему на основании Свидетельства о праве на наследство по закону принадлежит Данные изъяты в общей долевой собственности на жилой дом общей площадью Данные изъяты. находящийся по Адрес , о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним Дата сделана запись регистрации Номер . Указанная доля составляет менее Данные изъяты. от общей площади, что явно не соответствует размеру учетной нормы площади жилого помещения по г. Пензе. Он обратился в администрацию г. Пензы с заявлением о постановке его на квартирный учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как участника ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, имеющего право на первоочередное предоставление жилья. Приказом Номер от Дата заместителя главы администрации города Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию ему было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Жилищное законодательство предусматривает постановку на учет не только граждан, нуждающихся в жилых помещения и признанных в установленном законом порядке малоимущими, но и граждан, получивших лучевую болезнь, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, обеспечиваемых жильем из муниципального жилищного фонда. В связи с чем, считает неправомерным отказ в постановке его на квартирный учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как участника ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС.

Просит суд признать неправомерным отказ администрации г. Пензы в постановке его на квартирный учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как участника ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС; обязать администрацию г. Пензы поставить его на квартирный учет независимо от имущественного положения.

Истец Митрошин А.Н. и его представитель Секаева Н.М., действующая на основании доверенности, уточнили исковые требования, просила суд признать незаконным постановление заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию от Дата Номер в части отказа Митрошину А.Н. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, обязать администрацию г. Пензы поставить Митрошина А.Н. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. В обоснование заявленных требований Митрошин А.Н. ссылался на обстоятельства, изложенные в иске, просил исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика администрации г.Пензы Сарайкина В.Н., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласилась, просила в их удовлетворении отказать.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно постановлению ВС РФ от 27.12.1991 N 2123-1, к гражданам из подразделений особого риска относятся лица из числа военнослужащих и вольнонаемного состава Вооруженных Сил СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности СССР, внутренних войск, железнодорожных войск и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел непосредственные участники испытаний ядерного оружия в атмосфере, боевых радиоактивных веществ и учений с применением такого оружия до даты фактического прекращения таких испытаний и учений.

Лицам, указанным в подпунктах "а" - "г" пункта 1 вышеуказанного постановления, гарантируются меры социальной поддержки, установленные пунктами 1 - 14 части первой статьи 14, статьей 24, пунктом 2 части третьей статьи 27.1, частью первой статьи 30 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрено обеспечение граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, нуждающихся в улучшении жилищных условий жильем за счет средств федерального бюджета.

Согласно ст.14 данного Закона гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.

В судебном заседании установлено, что истец Митрошин А.Н. является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в с Дата по Дата , и им получена доза радиации 3,507 БЭР.

Митрошин А.Н. является инвалидом третьей группы, заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы, связанной с аварией на Чернобыльской АЭС.

Митрошин А.Н. зарегистрирован и проживает по Адрес , где ему на праве общей долевой собственности принадлежит Данные изъяты жилого дома, имеющего общую площадь Данные изъяты

Дата Митрошин А.Н. обратился в администрацию г. Пензы с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Приказом заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию Номер от Дата Митрошину А.Н. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 54 ЖК РФ, в связи с представлением документов, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Как указывается в приказе, размер дохода Митрошина А.Н. превышает прожиточный минимум, установленный в соответствии с законодательством Пензенской области в расчете на одного члена семьи на четвертый квартал 2011 года в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений.

Вышеуказанные обстоятельства установлены в судебном заседании и материалами учетного дела обозреваемого в судебном заседании и материалами гражданского дела.

Анализ материалов дела, пояснения сторон и представленных ими доказательств, приводят суд к выводу о необоснованности исковых требований. Вывод суда основан на следующем.

В силу п.1 ст.11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляет суд.

Согласно со ст.12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.

Нормативного правового акта, предусматривающего отдельный порядок признания граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, нуждающимися в жилых помещениях в настоящее время, независимо от имущественного положения, не имеется. Поэтому, по мнению суда, при признании граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, нуждающимися в жилых помещениях следует руководствоваться ч. 2 ст. 49, ст. 51 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с ч. 1статьи 49 ЖК РФ (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ), действующего с 1.03.2005 г., по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

    Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

    Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

    Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно со ст. 51 ЖК РФ предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

    3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

    4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Решением Пензенской городской Думы от 30 июня 2005 г. N 136-12/4 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в г. Пензе» на территории города Пензы установлены:

учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях - в размере 10 и менее кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека;

норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма - в размере не менее 15 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.

Как установлено в судебном заседании, Митрошин А.Н. зарегистрирован и проживает в по Адрес где ему на праве общей долевой собственности принадлежит Данные изъяты жилого дома, имеющего общую площадь Данные изъяты, то есть, на его долю приходится менее 10 кв.м общей площади жилого помещения.

Однако в данном случае, суд считает, что указанное выше обстоятельство само по себе не может служить основанием для удовлетворения иска.

Юридически значимым обстоятельством, которое необходимо установить при рассмотрении настоящего дела, является выяснение вопроса о том, мог ли быть истец признан в установленном порядке малоимущим гражданином.

Также Законом Пензенской области от 22 декабря 2005 г. №948-ЗПО «О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и порядке учета указанной категории граждан в Пензенской области» установлена Методика определения среднемесячного дохода, приходящегося на каждого члена семьи заявителя, и среднемесячного дохода одиноко проживающего заявителя для признания их малоимущими в целях постановки на учет.

Согласно указанной Методике для признания граждан малоимущими в целях постановки на учет среднемесячный доход, приходящийся на каждого члена семьи, рассчитывается путем деления общей суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число двенадцать и на число членов семьи.

Решением Пензенской городской Думы от 28 февраля 2006 г. №293-20/4 на территории муниципального образования города Пензы установлен размер дохода установлен размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, в целях признания их малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений, равный прожиточному минимуму, установленному в соответствии с законодательством Пензенской области, в расчете на каждого члена семьи за квартал, предшествующий дате подачи заявления о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Постановлением Правительства Пензенской области от 25.04.2012 г. №304-пП утверждена величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Пензенской области за 1 квартал 2012 г.: в размере 5371 руб. в среднем на душу населения, в размере 5832 рублей для трудоспособного населения, в размере 4328 руб. для пенсионеров, в размере 5255 руб. для детей.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Митрошин А.Н. является ликвидатором последствий Чернобыльской АЭС, инвалидом 3 группы, а также пенсионером по старости.

Согласно справки Отдела Социального управления по Первомайскому району г. Пензы от Дата Митрошин А.Н., как ликвидатор последствий Чернобыльской АЭС., пожизненно получает ежемесячную денежную выплату за питание в размере 668 руб. 62 коп., пенсию за возмещение вреда в размере 2796 руб. 02 коп., пенсию как инвалид вследствие ликвидации аварии на ЧАЭС в размере 1808 руб. 80 коп.

Кроме того, Управлением Пенсионного фонда РФ Митрошину А.Н., как пенсионеру по старости, ежемесячно выплачивается денежная выплата в размере 7698 руб. 65 коп.

Таким образом, размер дохода Митрошина А.Н. больше установленного прожиточного минимума, в связи с чем, он не мог быть признан в установленном порядке малоимущим гражданином.

При этом суд учитывает, что в настоящее время в соответствии с действующим законодательством не учитывается при постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, имущественное положение только в отношении лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений, перечень которых предусмотрен п.2 ст.57 ЖК РФ и в отношении членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны согласно ст.21 ФЗ «О ветеранах».

При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования Митрошина А.Н. к администрации г.Пензы о признании незаконным приказа заместителя главы администрации г.Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию от Дата Номер об отказе в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, понуждении к постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях без учета имущественного положения, являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    

Иск Митрошина А.Н. к администрации г.Пензы о признании незаконным приказа заместителя главы администрации г.Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию от Дата Номер об отказе в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, понуждении к постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях без учета имущественного положения оставить без удовлетворения.

    Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в апелляционном порядке в течение одного месяца, начиная с 9 июля 2012 года.

Судья