Дело №2-3741/2012 Решение о понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

6 сентября 2012 года

Ленинский районный суд г. Пензы в составе

председательствующего судьи Егоровой И.Б.

при секретаре Погудаловой С.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Захаровой Е.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Пензе Пензенской области о понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Захарова Е.А. обратилась с названным иском в суд, указав, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ в г.Пензе Пензенской области от Дата Номер ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности ввиду отсутствия необходимого стажа работы. С решением комиссии она не согласна.

Как следует из искового заявления, в специальный стаж при определении ее права на пенсию в календарном, а не в льготном исчислении были засчитаны периоды ее работы: с Дата по Дата , с Дата по Дата в должности врача анестезиолога-реаниматолога детской бригады скорой помощи "П"; с Дата по Дата , с Дата по Дата в должности старшего врача скорой медицинской помощи ГБУЗ "П" Также в ее специальный стаж не были включены период нахождения на курсах повышения квалификации с Дата по Дата

Просила суд: 1) признать частично недействительным протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Пензе Пензенской области от Дата ; 2) обязать ответчика Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Пензе Пензенской области назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности с момента обращения, включив в трудовой стаж для досрочного назначения пенсии следующие периоды трудовой деятельности в льготном исчислении (1:1,6): с Дата по Дата , с Дата по Дата в должности врача анестезиолога-реаниматолога детской бригады скорой помощи "П"; с Дата по Дата , с Дата по Дата в должности старшего врача скорой медицинской помощи ГБУЗ "П" с Дата по Дата период нахождения на курсах повышения квалификации.

В судебном заседании истец Захарова Е.А. и ее представитель адвокат Курганова Е.В., действующая на основании ордера, иск поддержали, уточнили заявленные требования и просили суд: 1) признать решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав при Управлении Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Пензе Пензенской области от Дата Номер об отказе ей в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным; 2) обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Пензе Пензенской области назначить ей трудовую пенсию в связи с осуществлением лечебной деятельности с Дата , включив в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, период ее работы с Дата по Дата , с Дата по Дата в должности врача анестезиолога-реаниматолога детской бригады скорой помощи "П" в льготном исчислении (как 1 год работы – за 1 год и 6 месяцев).

Также пояснила, что в периоды работы в должности врача анестезиолога-реаниматолога выездной бригады анестезиологии-реанимации станции скорой медицинской помощи она, как врач анестезиолог-реаниматолог, в составе бригады выезжала на вызовы, где оказывала экстренную неотложную помощь больным детям в соответствии с должностной инструкцией. Взрослым больным оказывала медицинскую помощь общепрофильная реанимация.

Представитель ответчика Управления пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Пензе Пензенской области Торкина В.А., действующая на основании доверенности, иск не признала по основаниям, изложенным в протоколе заседания комиссии по реализации пенсионных прав при Управлении Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Пензе Пензенской области от Дата Номер .

    Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с подп. 11 п. 1 и п. 3 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (в редакции, действовавшей на момент принятия ответчиком решения об отказе истцу в назначении трудовой пенсии) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста;

Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

    Право на досрочное назначение пенсии лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста, сохранено и в действующей на момент разрешения спора редакции названного Закона (подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ»).

Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, предусмотрено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, которое, применяется к периодам работы, имевшим место до 01 ноября 1999 года, установлено, что врачам - анестезиологам – реаниматорам отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии один год работы в этих должностях и подразделениях засчитывается как один год и 6 месяцев.

Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1066 утвержден Перечень структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и 06 месяцев, в соответствии с которым в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, в льготном исчислении включаются периоды работы в должности врача-анестезиолога-реаниматолога отделения (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, также реанимации и интенсивной учреждений, предусмотренных в пунктах 1 - 6, 8, 12, 15, 16, 20, 21, 27 - 30 Списка.

Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как год и шесть месяцев, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года, предусмотрена возможность включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, в льготном исчислении периодов работы в должности врача анестезиолога-реаниматолога (врача анестезиолога-реаниматора), в том числе заведующего, в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии государственных и муниципальных учреждений, предусмотренных в пунктах 1-6, 8, 12, 15, 16, 20, 21, 27-30 Списка.

Постановлением Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 13 июня 2006 года № 464 установлено тождество наименований структурных подразделений «анестезиологии и реаниматологии», «анестезиологии-реаниматологии» наименованию структурного подразделения «анестезиологии-реанимации», предусмотренному Перечнем структурных подразделений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781.

В судебном заседании было установлено, что Дата Захарова Е.А. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Пензе Пензенской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав при Управлении Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Пензе Пензенской области от Дата Номер в досрочном назначении трудовой пенсии истцу отказано, ввиду отсутствия у последнего требуемого специального 30-летнего трудового стажа.

Указанным решением в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в календарном, а не в льготном исчислении, в числе прочих, были зачтены периоды работы истца с Дата по Дата , с Дата по Дата в должности врача анестезиолога-реаниматолога детской бригады скорой помощи "П", в льготном исчислении данные периоды засчитать нельзя, поскольку штатным расписанием за Дата предусмотрена «служба скорой помощи» должность «врач анестезиолог-реаниматолог группы анестезиологии-реанимации детской бригады», за Дата предусмотрена «станция, подстанция скорой помощи» должность «врач анестезиолог-реаниматолог группы анестезиологии-реанимации выездной бригады».

Оценивая в совокупности доводы сторон и доказательства, собранные по делу, суд считает, что решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав при Управлении Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Пензе Пензенской области об отказе истцу в назначении досрочной трудовой пенсии является незаконным, исходя из следующего.

В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовую пенсию», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Как следует из трудовой книжки Захаровой Е.А., копия которой имеется в материалах дела, с Дата она переведена на должность врача анестезиолога-реаниматолога детской бригады скорой помощи группы анестезиологии-реанимации "П".

Приказом МУЗ "П" Номер от Дата Захарова Е.А. переведена с должности врача анестезиолога-реаниматолога группы анестезиологии-реанимации выездной бригады на должность старшего врача СМП.

В соответствии с должностной инструкцией врача анестезиолога-реаниматолога группы анестезиологии-реанимации выездной бригады, утвержденной главным врачом МУЗ "П" врач анестезиолог-реаниматолог группы анестезиологии-реанимации выездной бригады обязан владеть навыками ранней диагностики угрожающих жизни состояний, оказывать реанимационную и скорую медицинскую помощь в соответствии с утвержденными отраслевыми нормами, правилами и стандартами для врачебного персонала по оказанию скорой медицинской помощи; обеспечивать щадящую транспортировку с одновременным проведением интенсивной терапии и госпитализацию больного (пострадавшего), при госпитализации экстренных больных быть настойчивым и пунктуальным, как у постели больного, так и в приемных отделениях больницы; во время оказания помощи действовать быстро и решительно, проявляя максимальное внимание не только к больному, но и к окружающим его лицам; осуществлять контроль за укомплектованностью бригады аппаратурой, лекарственными препаратами и другим имуществом, в соответствии с утвержденным табелем оснащения; круглосуточное оказание своевременной и качественной медицинской помощи в соответствии со стандартами медицинской помощи после его поступления в пределах норматива времени и др. (л.д.10-14).

Вместе с тем в обоснование отсутствия оснований для включения указанных периодов времени в специальный стаж истца в льготном исчислении ответчик ссылался на отсутствие в штатном расписании в указанные периоды структурного выделения группы анестезиологии-реанимации и несоответствие ее наименования, предусмотренному Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №464 и Постановлениями Правительства РФ от 22.09.1999 г. №1066 и от 29.10.2002 г. №781.

По мнению суда, данный довод является формальным основанием для отказа во включении спорных периодов работы истца в специальный стаж в льготном исчислении.

Согласно штатным расписаниям Больницы скорой помощи на 1997-2001 гг., в структуре больницы функционировала служба скорой помощи со штатной должностью врача анестезиолога-реаниматолога группы анест. и реаним. детской бригады, с 2002 года в составе больницы продолжала функционировать станция, подстанция скорой помощи, однако в штатном расписании она объединена и указана как врач анестезиолог-реаниматолог группы анестезиологии-реанимации выездной бригады, что следует из анализа числа должностей, предусмотренных до этого года.

Согласно приказу ГБУЗ "П" от Дата Номер «Об утверждении штатного расписания» во исполнение приказа Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области от Дата Номер утверждено штатное расписание, согласно которому в штате станции, подстанции скорой помощи выделена группа анестезиологии-реанимации с предусмотренной должностью врача-анестезиолога-реаниматолога группы анестезиологии-реанимации выездной бригады.

Из системного толкования всех штатных расписаний, суд приходит к выводу, что в штате учреждения начиная с Дата в состав станции/подстанции в качестве структурного подразделения существовала группа анестезиологии-реанимации.

Данное обстоятельство также подтверждается имеющимися в материалах дела копиями трудовых договоров с работником от Дата , от Дата и сведений о денежной выплате истице, из которых усматривается, что в спорные периоды она работала врачом анестезиологом-реаниматологом группы анестезиологии-реанимации.

Кроме того, суд принимает во внимание, что основной структурной единицей станции скорой медицинской помощи является выездная бригада (фельдшерская, врачебная и узкопрофильные неспециализированные бригады – анестезиолого-реанимационные, неврологические, кардиологические, психиатрические). Наименование узкопрофильной бригады присваивается в соответствии с наименованием врачебных специальностей и врачебных должностей.

Приказом Минздрава СССР от 29.12.1984 года № 1490 предусмотрена врачебная специальность, а соответственно и врачебная должность врача анестезиолога-реаниматолога группы анестезиологии-реанимации из расчета 1 пост в смену работы санитарного автомобиля по оказанию соответствующей специализированной помощи населению. В дальнейшем в приказе Минздрава РФ от 26.03.1999 года № 100 добавлена уточняющая формулировка – выездных бригад, хотя из задач станции скорой медицинской помощи, структуры бригад следует, что все бригады на станции скорой медицинской помощи - выездные, а оказываемая помощь - скорая медицинская.

Суд полагает, что структурное невыделение группы анестезиологи-реанимации в штатных расписаниях больницы в спорные периоды работы истицы и формальное несоответствие наименования данной группы наименованию, предусмотренному выше названными Перечнями, не может являться основанием для отказа во включении спорных периодов работы истицы в ее специальный стаж в льготном исчислении, само по себе не может ограничивать ее право на пенсионное обеспечение, поскольку данное обстоятельство не зависело от воли истицы и отказ в реализации ее права на пенсионное обеспечение по существу ставит истицу, без объективно значимых обстоятельств, в неравное положение с другими лицами, осуществляющими аналогичную лечебную деятельность, что противоречит конституционному принципу справедливости и равенства всех перед законом, предусмотренному ст. 19 Конституции РФ.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в соответствии с п.2 Постановления Совета Министров РСФСР N 464 от 6 сентября 1991 года, а также Перечнем структурных подразделений и должностей врачей и среднего медицинского персонала, прилагаемым к Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 периоды работы Захаровой Е.А. с Дата по Дата , с Дата по Дата в должности врача анестезиолога-реаниматолога детской бригады скорой помощи "П" подлежат включению в специальный стаж истицы в льготном исчислении (как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев).

С учетом всех исследованных доказательств и обстоятельств, установленных при рассмотрении дела, суд считает, что решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав при Управлении Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Пензе Пензенской области от Дата Номер об отказе Захаровой Е.А. в назначении досрочной трудовой пенсии является незаконным, и не может порождать правовых последствий для истицы со дня его принятия.

Ограничение права Захаровой Е.А. на пенсионное обеспечение не оправдывается ни одной из целей, указанных в ст. 55 Конституции РФ, допускающей ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с ч. 1,2 ст. 19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных п. 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

Поскольку специальный стаж работы Захаровой Е.А. с учетом оспариваемых ответчиком периодов на момент обращения за пенсией составил более 30 лет, что достаточно для назначения пенсии, истице должна быть назначена трудовая пенсия в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с момента обращения за ней, а именно с Дата

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Захаровой Е.А. удовлетворить.

Признать решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав при Управлении Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Пензе Пензенской области от Дата Номер об отказе Захаровой Е.А. в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Пензе Пензенской области назначить Захаровой Е.А. трудовую пенсию в связи с осуществлением лечебной деятельности в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с Дата , включив в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периоды ее работы Дата по Дата , с Дата по Дата в должности врача анестезиолога-реаниматолога детской бригады скорой помощи "П" – в льготном исчислении (как 1 год работы – за 1 год и 6 месяцев).

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение 1 месяца, начиная с 12 сентября 2012 года.

Судья                          И.Б.Егорова