РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Пенза 4 марта 2011 года
Ленинский районный суд г. Пензы
в составе председательствующего судьи Липатова О.М.,
при секретаре Логуновой Н.В.,
с участием старшего помощника прокурора Ленинского района г. Пензы Чистикиной К.В., действующей на основании доверенности Номер от Дата ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Земетчинского района Пензенской области в интересах Титовой А.Е. к Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области о понуждении к предоставлению жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Земетчинского района Пензенской области в интересах Титовой А.Е. обратился в суд с названным иском, в котором просил обязать Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области предоставить Титовой А.Е. за счет бюджета Пензенской области вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма с учетом состава семьи площадью не ниже социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в поселке Адрес .
В обоснование своих требований указал, что Титова А.Е., Дата года рождения, имеет статус гражданина, относящегося в категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что ее родители Т.Е. и Т.В. являются инвалидами детства соответственно 2-ой и 3-ей группы и не могли воспитывать ребенка.
Постановлением главы Пролетарской сельской администрации Земетчинского района Пензенской области Номер от Дата «Об учреждении попечительства над несовершеннолетней Титовой А.Е.» попечителем была назначена ее бабушка К.А., проживающая в Адрес .
Постановлением главы администрации Пролетарского сельсовета Земетчинского района Пензенской области Номер от Дата «О постановке на учет на льготную очередь детей-сирот» Титова А.Е. была постановлена на льготную очередь по обеспечению жильем.
Согласно регистру нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договорам социального найма за счет средств Пензенской области детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Пензенской области, ведущегося в администрации Земетчинского района, Титова А.Е. состоит на учете в администрации Земетчинского района в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма.
В настоящее время Титова А.Е. зарегистрирована по месту жительства бабушки Т.З. по адресу: Адрес , фактически проживает по адресу: Адрес , в квартире дяди К.В., является матерью-одиночкой и имеет на иждивении малолетнего ребенка.
Дата был заключен договор Номер на передачу МУП «Россия» в собственность деда Титовой А.Е. - Т.В., бабушки Т.З., отца Т.Е., матери Т.В., Титовой А.Е. квартиры, расположенной по адресу: Адрес .
Титова А.Е. на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан от Дата Номер имеет в собственности 1/5 долю в квартире, состоящей из одной жилой комнаты общей площадью 35,1 кв.м., жилой площадью 18,2 кв.м., расположенной по адресу: Адрес .
Однако, в соответствии с актом обследования данного жилого помещения Номер от Дата , и заключением межведомственной комиссии жилое помещение, расположенное по адресу: Адрес , признано несоответствующим санитарным требованиям. Его состояние в настоящее время не обеспечивает создание нормальных и безопасных условий для жизни, здоровья и проживания, не соответствует установленным санитарным нормам и требованиям, для проживания непригодно.
Согласно справке администрации Пролетарского сельсовета Земетчинского района Пензенской области, жилому помещению, расположенному по адресу: Адрес , присвоен порядковый номер Адрес .
По указанным основаниям, прокурор Земетчинского района просил суд обязать Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области предоставить Титовой А.Е. за счет бюджета Пензенской области вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма с учетом состава семьи площадью не ниже социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в поселке Адрес .
В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района г. Пензы Чистикина К.В., действующая по доверенности от имени прокурора Земетчинского района Пензенской области, исковые требования поддержала, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, просила суд обязать Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области предоставить Титовой А.Е. за счет бюджета Пензенской области вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма с учетом состава семьи из двух человек, площадью не ниже социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в поселке Адрес .
Истец Титова А.Е. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, на исковых требованиях настаивала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области Памфилов Б.А., действующий на основании доверенности, просил рассмотреть дело без его участия и вынести решение на усмотрение суда.
Представители третьих лиц Адрес , Адрес в судебное заседание не явились, в письменном заявлении просили рассмотреть дело в их отсутствие и вынести решение на усмотрение суда.
Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы дела, суд считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Титова А.Е. родилась Дата (л. д. 25).
Ее родители - инвалиды детства: Т.Е., инвалид 2-й группы, и Т.В., инвалид 3-й группы. Постановлением главы администрации Пролетарского сельсовета Номер от Дата опекуном несовершеннолетней Титовой А.Е. была назначена К.А. (л. д. 54).
Титова А.Е. является матерью-одиночкой и имеет на иждивении несовершеннолетнего сына Т.С., Дата года рождения (л. д. 58-62).
Титова А.Е. и ее несовершеннолетний сын Т.С. зарегистрированы по месту жительства бабушки Т.З. по адресу: Адрес , р/п Земетчино, Адрес , фактически проживают по адресу: Адрес , в квартире дяди К.В. (л. д. 55-57).
Постановлением главы администрации Пролетарского сельсовета Земетчинского района Пензенской области Номер от Дата «О постановке на учет на льготную очередь детей-сирот» Титова А.Е., являющаяся из числа детей, оставшихся без попечения родителей, была постановлена на льготную очередь по обеспечению жильем (л. д. 32).
Дата был заключен договор Номер на передачу МУП «Россия» в собственность деда Титовой А.Е. - Т.В., бабушки Т.З., отца Т.Е., матери Т.В., Титовой А.Е. квартиры, расположенной по адресу: Адрес .
Титова А.Е. на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан от Дата Номер имеет в собственности 1/5 долю в квартире, состоящей из одной жилой комнаты общей площадью 35,1 кв.м., жилой площадью 18,2 кв.м., расположенной по адресу: Адрес . д. 38-41, 52-53).
В соответствии с актом обследования данного жилого помещения Номер от Дата , и заключением межведомственной комиссии в составе и.о. главы администрации Пролетарского сельсовета, заведующей сектором архитектуры - главный архитектор района, начальника Ростехинвентаризации-Федеральной БТИ, директора ООО «Жил-Сервис», начальника отдела ТО ТУ Роспотребнадзора, начальника ОГПН ГУ МЧС, специалиста администрации пролетарского сельсовета, жилое помещение, расположенное по адресу: Адрес , признано несоответствующим санитарным требованиям. Его состояние в настоящее время не обеспечивает создание нормальных и безопасных условий для жизни, здоровья и проживания, не соответствует установленным санитарным нормам и требованиям, для проживания непригодно (л. д. 15-17,18-22).
Постановлением и.о. Главы администрации Пролетарского сельсовета Земетчинского района Пензенской области Номер от Дата присвоен адрес домовладения и земельного участка расположенного по адресу: Адрес принадлежащее Титовой А.Е. ранее числившееся: Адрес (л. д. 63-64).
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.
В силу п. 1 ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляет суд.
Согласно со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
На основании п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Преамбулой Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года установлено, что настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно п. «ж» ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
В силу ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
На основании ст. 26.3 Федерального Закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» №184-ФЗ от 06.10.1999 года полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.
В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 06 октября 2003 года наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.
Согласно Закону Пензенской области «О прекращении исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Пензенской области» №1865-ЗПО от 27.02.2010 года и Постановлению Правительства Пензенской области «О внесении изменений в долгосрочную целевую программу «Дети Пензенской области» на 2009-2012 годы, утвержденную постановлением Правительства Пензенской области от 05.11.2008 №743-пП», №195-Пп от 08.04.2010 года исполнение мероприятий по обслуживанию детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договору социального найма направления «Дети-сироты» программы «Дети и семья» возложено на Министерство образования Пензенской области, Министерство финансов Пензенской области, Департамент градостроительства Пензенской области с 01.04.2010.
Пунктом 2 Постановления Правительства Пензенской области «Вопросы исполнительных органов государственной власти Пензенской области» №758 пП от 24 ноября 2010 года постановлено: Департаменту градостроительства Пензенской области от 01.01.2011 г. обеспечить передачу полномочий Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся по опекой (попечительством), и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Пензенской области.
Согласно Закону Пензенской области «О бюджете Пензенской области на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» №1843-ЗПО от 17.12.2009 года на осуществление указанных выше полномочий Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области предусмотрены денежные средства в рамках Долгосрочной целевой программы «Дети Пензенской области» на 2009-2012 годы.
Правомерность существующего учета Титовой А.Е. как нуждающейся в улучшении жилищных условий никем не оспорена.
В силу вышеприведенных правовых норм Титова А.Е., состоящая на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма и не обеспеченная жилой площадью, являющаяся матерью-одиночкой, вправе требовать от Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области предоставления ей на территории Пролетарского сельсовета Земетчинского района Пензенской области благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в соответствии с нормой жилой площади на состав семьи из двух человек (Титовой А.Е. и ее несовершеннолетнего сына Т.С.).
При таких обстоятельствах, суд находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Земетчинского района Пензенской области в интересах Титовой А.Е. к Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области о понуждении к предоставлению жилого помещения удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области предоставить Титовой А.Е. на территории Пролетарского сельсовета Земетчинского района Пензенской области благоустроенное жилое помещение в соответствии с нормой жилой площади на состав семьи из двух человек (Титовой А.Е. и ее несовершеннолетнего сына Т.С.).
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Пензы, начиная с 9 марта 2011 года.
Судья О.М. Липатов