Дело №2-590/2011 Решение о признании незаконным приказа в части отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Пенза 2 марта 2011 года

Ленинский районный суд г. Пензы

в составе председательствующего судьи Липатова О.М.,

при секретаре Логуновой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брыксина П.О. к администрации города Пензы о признании незаконным приказа заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию от Дата Номер п в части отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и понуждении к постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,

УСТАНОВИЛ:

Брыксин П.О. обратился в суд с названным иском, в котором в обоснование своих требований указал, что он, учащийся Данные изъяты», является бывшим воспитанником государственного бюджетного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детского Адрес , в который был направлен на основании постановления главы администрации Адрес от Дата Номер «О направлении несовершеннолетнего в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». За ним было закреплено право на жилую площадь по адресу: Адрес , на правах члена семьи, до совершеннолетия.

Его родители: мать - Б.Н. и отец - Б.О. решением Октябрьского районного суда Адрес от Дата были лишены родительских прав.

После выпуска из детского дома он продолжил обучение в учреждении начального профессионального образования Номер Адрес , проживал в общежитии училища по адресу: Адрес . Затем он учился Номер Адрес , подрабатывал, проживал на съемных квартирах. В настоящее время проживает на съемной квартире по адресу: Адрес .

В 2005 году его мать умерла, местонахождение отца в настоящее время неизвестно. В квартире по адресу: Адрес , проживают другие люди.

Собственного жилья он не имеет, что подтверждается справками ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от Дата , а также выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Адрес от Дата Номер .

В соответствии со ст. 8 п. 1 ФЗ от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 57 ЖК РФ он обратился с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в администрацию г. Пензы, но ему было отказано.

В целях защиты его прав по обеспечению жилой площадью просил обязать администрацию г. Пензы поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В судебном заседании Брыксин П.О. уточнил исковые требования, просил суд признать незаконным приказ заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию от Дата Номер п в части отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и понуждении к постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, просил иск удовлетворить.

Брыксин П.О. также пояснил, что он не имеет регистрации, что подтверждается страницей 6 его паспорта. В период с Дата до Дата он был зарегистрирован по месту учебы - по месту пребывания по адресу: Адрес , общежитие. Дата снят с регистрационного учета по месту пребывания, поскольку намеревался прекратить учебы в техникуме.

Представитель ответчика администрации г. Пензы Сарайкина В.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснила, что Брыксин П.О. является учащимся Данные изъяты зарегистрирован по месту пребывания по адресу: Данные изъяты, общежитие, а потому отсутствуют основания для постановки Брыксина П.О. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Представители третьих лиц Министерства финансов Пензенской области,Министерства образования Пензенской области и Министерства здравоохранения и социального развития пензенской области в судебное заседание не явились, в письменных заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие и вынести решение на усмотрение суда.

Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы дела, суд считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлены следующие фактические обстоятельства:

Из копии свидетельства о рождении Номер от Дата Брыксин П.О. родился Дата . Его родителями являются Б.О. и Б.Н. (л. д. 5).

Решением Октябрьского районного суда Адрес от Дата , вступившим в законную силу, Б.О. и Б.Н. лишены родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына - Брыксина П.О. (л. д. 7-10).

Согласно свидетельству о смерти Номер от Дата Б.Н. умерла Дата (л. д. 11).

Постановлением главы администрации Адрес Номер от Дата Брыксин П.О. направлен в учреждение для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, за Брыксиным П.О. закреплено до его совершеннолетия право на жилую площадь по адресу: Адрес на правах члена семьи (л. д. 12).

Согласно справке Номер от Дата директора детского Адрес Брыксин П.О. являлся воспитанником детского Адрес и находился на полном государственном обеспечении в период с Дата по Дата (л.д. 15).

В настоящее время Брыксин П.О. проходит обучение в Данные изъяты (л. д. 23).

Из свидетельства Номер о регистрации по месту пребывания от Дата , следует, что Брыксин П.О. был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: Адрес , общежитие, в период с Дата до Дата , Дата снят с регистрационного учета (л. д. 22).

Сведений о принадлежности Брыксину П.О. объектов недвижимого имущества не имеется, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права Брыксина П.О. на объекты недвижимого имущества не зарегистрированы (л. д. 13, 14).

Дата Брыксин П.О. обратился в администрацию г. Пензы с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Из выписки из приказа заместителя главы администрации города по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию Номер п от Дата усматривается, что Брыксину П.О. отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании ч. 2 ст. 54 ЖК РФ, в связи с представлением документов, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: Брыксин П.О. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: Данные изъяты (л. д. 17).

Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле документами и не оспариваются сторонами.

В силу п. 1 ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляет суд.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ.

В соответствии с ч. 1 статьи 49 ЖК РФ, действующего с 01.03.2005 года, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 2 названный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно п. «ж» ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» N131-ФЗ от 6 октября 2003 года (в ред. Федерального закона N258-ФЗ от 29.12.2006 г.) наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.

На основании п. 9 ст. 1 Закона Пензенской области «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями по государственной регистрации актов гражданского состояния» N1176-ЗПО от 22.12.2006 года, вступившего в силу с 1 января 2007 года, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пензенской области наделяются государственными полномочиями Пензенской области, в том числе, они осуществляют предоставление по договорам социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, находящимся под опекой (попечительством), и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Статьей 5 Закона Пензенской области «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области» №1098-ЗПО от 12.09.2006 года установлены меры по реализации дополнительных гарантий прав на жилое помещение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих закрепленное жилое помещение.

В соответствии с п. 1 данной статьи, вышеуказанные граждане могут обеспечиваться вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма при условий, что возвращение их в ранее занимаемые и сохраненные за ними жилые помещения противоречит их интересам, при наличии определенных обстоятельств, в частности признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания.

Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 5 названного Закона Пензенской области №1098-ЗПО от 12.09.2006 года, жилые помещения по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, имеющим закрепленное жилое помещение предоставляются в случае отсутствия лиц, указанных в абзаце втором пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», то есть лиц данной категории, не имеющих закрепленного жилого помещения.

Как установлено в судебном заседании, Брыксин П.О. является лицом, оставшимся без попечения родителей, в настоящее время проходит обучение в Данные изъяты до Дата был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: Адрес , общежитие, с Дата снят с регистрационного учета по месту пребывания.

Брыксин П.О. в собственности, либо по договору социального найма жилья не имеет, жилой площадью не обеспечен, закрепленного за ним жилого помещения не имеет.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что администрацией г. Пензы неправомерно было отказано Брыксину П.О. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,

С учетом изложенного, суд считает необходимым для восстановления нарушенных прав истца признать незаконным приказ Номер п от Дата заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию в части отказа в постановке Брыксина П.О. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

А потому требование Брыксина П.О. обязать администрацию г. Пензы поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении - также подлежит удовлетворению.

При таких обстоятельствах, суд находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Брыксина П.О. к администрации города Пензы о признании незаконным приказа заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию от Дата Номер п в части отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и понуждении к постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении удовлетворить.

Признать незаконным приказ заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию Номер п от Дата в части отказа в постановке Брыксина П.О. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Обязать администрацию г. Пензы поставить Брыксина П.О. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Пензы, начиная с 5 марта 2011 года.

Судья О.М. Липатов