РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Пенза 11 марта 2011 года
Ленинский районный суд г. Пензы
в составе председательствующего судьи Липатова О.М.,
при секретаре Логуновой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ксенофонтовой М.А. к Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области о признании решения Департамента градостроительства Пензенской области о не включении в список на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья незаконным и о понуждении к включению в список,
УСТАНОВИЛ:
Ксенофонтова М.А. обратилась в суд с названным иском, в котором просила признать незаконным решение начальника Департамента градостроительства Пензенской области Номер от Дата об отказе в выделении федеральных средств на обеспечение жильем и не включение в список граждан, претендующих на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, обязав Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области включить ее в список граждан, претендующих на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения и получение денежных средств. В обоснование своих требований указала, что Дата начальник Департамента градостроительства Пензенской области своим решением Номер отказал ей в получении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в соответствии с Законом Пензенской области от Дата Номер «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области» мотивируя свое решение тем, что ветераны Великой Отечественной войны, имеющие право на льготы установленные статьей 17 ФЗ «О ветеранах», обеспечиваются жильем за счет средств Федерального бюджета в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений. Ею не представлены документы, подтверждающие факт выселения из служебного жилого помещения. Таким образом, правовых оснований для выделения ей федеральных средств на обеспечение жильем нет, и она не может быть включена в список граждан, претендующих на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Считала, что решение начальника Департамента градостроительства Пензенской области является незаконным по следующим основаниям. В пункте 1 Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года Номер «Об обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945г.г.» указано, считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному Закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Закон Пензенской области Номер -ЗПО от Дата «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области» определяет порядок реализации полномочий Пензенской области по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Действие настоящего Закона распространяется на участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии в период с Дата по Дата Она была призвана на службу в 1943 году, Дата прибыла в учебный батальон при 159 полку в /НКВД; Дата прибыла в 61 отдельный батальон и зачислена стрелком; уволена по демобилизации Дата . Имеет удостоверение Ветеран- участник Великой Отечественной войны. Она проживала и проживает в Адрес Адрес , Адрес . Согласно акта обследования технического состояния квартиры от Дата процентный износ квартиры составляет 71 %. Согласно заключения о признании жилого помещения негодным для проживания Номер от Дата межведомственная комиссия приняла заключение О признании жилого Адрес в р.п. Мокшан непригодным для постоянного проживания (аварийным и подлежащим сносу). Постановлением Главы администрации р.п. Мокшан Номер от Дата «О признании ветеранов Великой Отечественной войны нуждающимися в улучшении жилищных условий» она признана нуждающейся в улучшении жилищных условий с постановкой на учет с Дата Квартира, в которой она проживала и проживает никогда не была служебной, а поэтому ссылка начальника Департамента градостроительства Пензенской области на статью 17 ФЗ «О ветеранах» о том, что она не может быть включена в список граждан, претендующих на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья является несостоятельной и незаконной. Постановлением правительства Пензенской области Номер П от Дата «Вопросы исполнительных органов государственной власти Пензенской области» в п.1.4 постановлено: Департаменту градостроительства Пензенской области до 01.01.2011 года обеспечить передачу полномочий Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области по реализации Закона Пензенской области от Дата Номер -ЗПО «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий на территории Пензенской области».
В судебное заседание истец Ксенофонтова М.А. не явилась, в письменном заявлении исковые требования поддержала в полном объеме, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, с участием ее представителей.
В судебном заседании представитель истца Ксенофонтова М.А.- Бочкарева В.Ф., действующая на основании доверенности, уточнила исковые требования, просила признать решение Департамента градостроительства Пензенской области о не включении в список на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья незаконным, обязать ответчика признать за ней право на получение единовременной денежной выплаты и понудить включить в список.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области Памфилов Б.А., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, просил исковые требования оставить без удовлетворения, пояснил, что федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрено обеспечение жильем участников Великой Отечественной войны за счет средств федерального бюджета. Статья 2 данного закона определила категории ветеранов Великой Отечественной войны, а подпункт 1 пункта 1 определил подкатегории граждан, относящихся к категории «участники Великой Отечественной войны».
Статьями с 14 по 22 Закона установлены меры социальной поддержки для каждой категории, причем отдельные меры предоставляются всем указанным в статьях гражданам безусловно, например, льготы по пенсионному законодательству, оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений и т.д. А обеспечение жильем граждан за счет средств федерального бюджета осуществляется при соблюдении условий, причем условия различны для различных категорий участников ВОВ. Так, условием обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета инвалидов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, является нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Ксенофонтова М.А. относится к участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте «з» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, то есть к категории «военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с Дата по Дата не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период».
Меры социальной поддержки данной категории граждан установлены статьей 17 ФЗ «О ветеранах». В частности, пунктом 4 предусмотрено «обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений». Обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета всех указанных категорий осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Статья 23.2 указанного федерального закона устанавливает передачу Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14. 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В подпункте 2 пункта 3 указанной статьи определяется объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан, определенных перечисленными статьями Федерального закона: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с Дата по Дата не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц ил числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц Адрес ). Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Закон Пензенской области от Дата Номер -ЗПО «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области» был принят и действует на основании данного положения Федерального закона «О ветеранах». Это подтверждается пунктом 1 статьи 1 указанного закона Пензенской области («определяет порядок реализации полномочий Пензенской области по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий»). Пункт 2 указанного регионального закона указывает категории граждан, определенных Федеральным законом «О ветеранах», проживающих на территории Пензенской области, на которых распространяется действие настоящего Закона. При этом категории граждан только перечисляются, так как условия предоставления жилья за счет средств федерального бюджета были определены в Федеральном законе «О ветеранах». Кроме того, положение об обеспечении жильем граждан, указанных в пунктах 1 и 2 части 2 статьи 1 настоящего Закона, в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» за счет субвенций из федерального бюджета указано в статье 5 настоящего Закона. Таким образом, на основании вышеизложенного и при отсутствии факта выселения из служебного жилого помещения Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области считает, что в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» гражданка Ксенофонтова М.А. права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета не имеет, и включена в список на получение единовременной денежной выплаты быть не может.
Представители третьих лиц Министерства финансов Пензенской области, правительства Пензенской области в судебное заседание не явились, в письменном заявлении просили рассмотреть дело в их отсутствие и вынести решение на усмотрение суда.
Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы дела, суд считает, что исковое заявление подлежит оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Указом Президента РФ №714 от 07.05.2008 г. «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (с изменениями от 09.01.2010 г.) постановлено: считать необходимым завершать обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах».
Согласно п.п. «з» п. 1 ст. 2 ФЗ «О ветеранах» №5-ФЗ от 12.01.1995 г. ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 1943 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
К ветеранам Великой Отечественной войны относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с Дата по Дата не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период.
В соответствии с п. 4 ст. 17 ФЗ «О ветеранах» №5-ФЗ от 12.01.1995 г., военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу з указанный период, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Согласно ст. 23.2 указанного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (п. 1).
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (п. 3).
Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан, в том числе участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с Дата по Дата не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в п.п. 2 п. 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (п. 11).
Во исполнение ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» Законодательным собранием Пензенской области был издан Закон Пензенской области от 27.02.2010 N 1870-ЗПО «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области», определяющий порядок реализации полномочий Пензенской области по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Действие настоящего Закона, в соответствии с пунктом 2, распространяется на следующие категории граждан, определенных Федеральным законом «О ветеранах», проживающих на территории Пензенской области:
1)...участники Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с Дата по Дата не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период...
Согласно ст. 3 указанного Закона, жилые помещения гражданам, указанным в пункте 1 части 2 статьи 1 настоящего Закона, предоставляются на условиях социального найма уполномоченным Правительством Пензенской области исполнительным органом государственной власти Пензенской области з порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.
Порядок предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения гражданам, указанным в пункте I части 2 статьи 1 настоящего Закона, по их письменным заявлениям, определяется Правительством Пензенской области.
В целях реализация Закона Пензенской области от Дата N 1870-ЗПО «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области» постановлением Правительства Пензенской области от Дата N 160-пП были утверждены Порядок формирования и ведения списков ветеранов Великой Отечественной войны, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, и Порядок предоставления ветеранам Великой Отечественной войны единовременной денежкой выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
В соответствии с п.п. «б» п. 1 Порядка формирования и ведения списков ветеранов Великой Отечественной войны, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в целях обеспечения жильем граждан, указанных в пункте 1 части 2 статьи 1 Закона Пензенской области от 27.02.2010 N 1870-ЗПО «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области» (далее - граждане), осуществляется формирование и ведение следующих списков:... список - граждан, признанных органами местного самоуправления нуждающимися в улучшении жилищных условий, претендующих на предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Из пункта 1 Порядка предоставления ветеранам Великой Отечественной войны единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения следует, что единовременная денежная выплата на строительство или приобретение жилого помещения предоставляется гражданам, указанным в пункте 1 части 2 статьи 1 Закона Пензенской области от 27.02.2010 N 1870-ЗПО «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области», включенным в списки граждан, претендующих на предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Список на предоставление единовременной денежной выплаты формируется и ведется в порядке, установленном Правительством Пензенской области.
Предоставление единовременной денежной выплаты осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития Пензенской области, уполномоченным Правительством Пензенской области.
В судебном заседании установлено, что Ксенофонтова М.А. является ветераном - участником Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением серии ВВ Номер , выданным Дата (л.д. 11). Из указанного документа следует, что истец имеет права и льготы, установленные ст. 17 ФЗ «О ветеранах».
Как следует из архивной справки Центрального государственного архива Советской армии Номер от Дата К.М. 1925 года рождения, в 1943 году призвана на службу, на основании приказа Номер прибыла в учебный батальон при 159 полку в/НКВД Дата , на основании приказа Номер прибыла в 61 отд. батальон и зачислена стрелком в 3 гарн. Дата . На основании приказа Номер уволена по демобилизации Дата (л. д. 13).
Постановлением администрации рабочего поселка Адрес Номер от Дата Ксенофонтова М.А., проживающая по адресу: Адрес , Адрес , Адрес признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет (л. д. 15).
Департаментом градостроительства Пензенской области Ксенофонтовой М.А. было отказано во включении в список граждан, претендующих на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Основанием отказа послужило то, что действующим Федеральным законом «О ветеранах» установлено, что обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется за счет средств федерального бюджета. Ветераны Великой Отечественной войны, имеющие право на льготы, установленные статьей 17 ФЗ «О ветеранах», обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений. Поскольку документов, подтверждающих факт выселения Ксенофонтовой М.А. представлено не было, Департамент градостроительства Пензенской области счел, что правовых оснований для выделения истцу федеральных средств на обеспечение жильем нет, и она не может быть включена в список граждан, претендующих на получение единовременной денежной выплаты на строительство и приобретение жилого помещения. При этом признание ее нуждающимся в улучшении жилищных условий, в данном отказе не оспаривалось.
Проанализировав положения действующего законодательства, суд пришел к выводу, что меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны из числа лиц, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее 6 месяцев, в значительной степени отличаются от объема социальной помощи иным участникам Великой Отечественной войны.
Установление законодателем различных мер социальной защиты участников Великой Отечественной войны свидетельствует об особой государственной поддержке фронтовиков, принимавших участие в боевых действиях, а также лиц награжденных медалью «За оборону Ленинграда», и инвалидов с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг., и основано на объективных критериях. Это право государства, которое никак не влияет на объем ранее установленных им мер социальной поддержки участникам и инвалидам Великой Отечественной войны.
Ограничение, установленное государством, при реализации мер социальной поддержки по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем, в п. 4 ст. 17 ФЗ «О ветеранах», а именно: применение данной статьи к числу лиц, указанных в подпункте «з» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 лишь «в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений», было произведено с учетом заслуг указанной категории лиц перед Отечеством.
Судом не установлено обстоятельств, в силу которых действиями ответчика был нарушен закон и охраняемые им права и интересы истца.
Как следует из свидетельства о государственной регистрации права серии Адрес от Дата , Ксенофонтова М.А. имеет в собственности квартиру, состоящую из трех жилых комнат, общей площадью 38,8 кв.м., расположенную по адресу: Адрес , Адрес (л. д. 14).
Согласно справке Номер от Дата , выданной администрацией рабочего поселка Адрес р.п. Мокшан, не является служебным помещением. Договор социального найма не заключен в связи с тем, что данная квартира приватизирована в мае 1993 года. Договор на передачу квартир (домов) в собственность граждан от Дата Номер (л. д. 16).
Таким образом, судом установлено, что принадлежащая Ксенофонтовой М.А. квартира, не является служебной, следовательно, правовых оснований на включение Ксенофонтовой М.А. в список лиц, претендующих на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения не имеется.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что отказ Департамента градостроительства Пензенской области во включении в список граждан, претендующих на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, является законным и обоснованным, а следовательно, иск Ксенофонтовой М.А. подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требований Ксенофонтовой М.А. к Министерству здравоохранения и социального развития пензенской области о признании решения Департамента градостроительства Пензенской области о не включении в список на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья незаконным, признании права на получение единовременной денежной выплаты и о понуждении к включению в список оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Пензы, начиная с 16 марта 2011 года.
Судья О.М. Липатов