Дело № 2-985/2011 Решение о понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 марта 2011 года

Ленинский районный суд г. Пензы

в составе председательствующего судьи Копыловой Н.В. при секретаре Черняевой Г.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Савиной О.Н. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области о понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области от Дата Номер Савиной О.Н. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности ввиду отсутствия необходимого стажа работы.

Не соглашаясь с указанным решением, Савина О.Н. обратилась в Ленинский районный суд г. Пензы с иском, в котором просила признать указанное решение незаконным и обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию с момента обращения за ней.

В обоснование иска указала, что при определении ее права на пенсию был необоснованно включен в календарном исчислении период ее работы с Дата по Дата в должности медицинской сестры-анестезиста стационара МУЗ «Наименование лечебного учреждения», который просит зачесть в стаж, дающий право на досрочную пенсию, в льготном исчислении (1 год как 1 г. и 6 мес.), а также исключены из специального стажа, дающего право на пенсию, период ее работы в должности медицинской сестры ПГТМО «Наименование лечебного учреждения» с Дата по Дата и период нахождения на курсах повышения квалификации с Дата по Дата , которые просит включить в стаж в календарном исчислении.

В судебном заседании Савина О.Н. исковые требования поддержала.

Представитель Управления пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области Журлова Е.Ю., действующая на основании доверенности, иск не признала по основаниям, изложенным в протоколе заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав (л.д. 8).

Представитель МУЗ «Наименование лечебного учреждения» в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель МУЗ «Наименование лечебного учреждения» по доверенности Матросова Т.В. в судебном заседании заявленные требования полагала обоснованными, ссылаясь при этом на обстоятельства, изложенные в письменном отзыве (л.д. 47-49).

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Савина О.Н. Дата обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по основанию, предусмотренному подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области от Дата Номер ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности ввиду отсутствия необходимого стажа работы.

Принимая указанное решение, комиссия включила в специальный стаж Савиной О.Н. период ее работы с Дата по Дата в должности медицинской сестры - анестезиста стационара МУЗ «Наименование лечебного учреждения» в календарном исчислении по тем основаниям, что согласно п. 2 Перечня - приложения к Правилам в разделе «Наименование структурных подразделений» стационар не значится. Кроме того, из стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии, исключены период работы с Дата по Дата в должности медицинской сестры ПГТМО «Наименование лечебного учреждения», т.к.в соответствии с п.6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства 29.10.2002 № 781 в специальный стаж засчитывается работа в предусмотренных Списком должностях в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений, коим указанное учреждение не является, а также период нахождения на курсах повышения квалификации с Дата по Дата , т.к. согласно п. 5 Правил исчисления, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 зачет таких периодов в специальный стаж не предусмотрен.

Оценивая в совокупности доводы сторон и доказательства, собранные по делу, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с подп. 20 п. 1, п. 2 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, которое действовало в спорный период, было установлено, что среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации один год работы в этих должностях и подразделениях засчитывается как один год и 6 месяцев.

В соответствии со штатными расписаниями и тарификационными списками МУЗ «Наименование лечебного учреждения» за 1985-1991 годы, в структуре лечебного учреждения значатся должности врачей-анестезистов и медсестер анестезистов в стационаре (л.д. 74-85).

Согласно трудовой книжки истица была принята на работу в анестезиологическое отделение на должность медсестры.

Из Приказов МЗ СССР № 605 от 19 августа 1969 года «Об улучшении анестезиолого-реанимационной службы в стране» и № 841 от 11 июля 1986 года «О дальнейшем совершенствовании анестезиолого-реанимационной помощи населению», действовавших в спорный период времени, следует, что статус отделений (группы) анестезиологии-реанимации без палат интенсивной терапии не предусматривает наличие собственных коек, а штаты рассчитываются исходя из профильности и количества коек в других отделениях стационара; сотрудники отделения (группы) анестезиологии-реанимации оказывают лечебно-диагностическую и консультативную помощь на территории всего стационара, включая все отделения и операционные.

Письмом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ от 14.07.1995 г. № 2510/1835-95-27 «О льготном пенсионном обеспечении» в целях устранения конфликтных ситуаций и правильного решения вопроса пенсионного обеспечения работников здравоохранения, а именно работников «анестезиологических», «реанимационных» отделений», было дано указание руководителям лечебно-профилактических учреждений о приведении наименований структурных подразделений и внесение изменений в трудовые книжки работников в строгом соответствии с действующим законодательством.

На основании приказа Номер от Дата в трудовую книжку истца были внесены изменения относительно наименования подразделения, в котором она работала. Предыдущая запись о работе в анестезиологическом отделении признана недействительной и внесена запись о том, что она принята на должность медицинской сестры-анестезиста в отделение анестезиологии-реанимации.

Из пояснений истца и показаний допрошенного в судебном заседании свидетеля С.Л. следует, что в период с 1984 года в структуре больницы не было выделенного отделения анестезиологии-реанимации, оно было в структуре стационара. В спорный период истица выполняла функциональные обязанности медицинской сестры-анестезиста, а именно, участвовала при даче наркозов при операциях, осуществляла реанимационные мероприятия, готовила наркозно-дыхательную аппаратуру и др.

То обстоятельство, что отделение анестезиологии-реанимации не было выделено структурно в спорные периоды, а должности медицинских сестер-анестезистов состояли в штате стационара, не исключают возможности зачета в стаж периодов работы в должности медсестры-анестезиста, так как нормативными актами, действовавшими в спорный период, это не было предусмотрено.

Конституционный Суд РФ в своем постановлении № 11-П от 3.06.2004 г. «По делу о конституционности положений подпунктом 10,11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктом 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ…» указывал, что в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав, свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных условиях).

С учетом вышеизложенного, периоды работы Савиной О.Н. в должности медицинской сестры-анестезиста МУЗ «Наименование лечебного учреждения» с Дата по Дата подлежат зачету в ее специальный стаж в льготном исчислении (1 год работы как 1 год и 6 месяцев).

Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №464, которое применялось до 01 ноября 1999 года, установлено, что право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

В соответствии с п.6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, в специальный стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений.

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп.20 п. 1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, предусмотрена должность медицинской сестры.

Приказом Министерства здравоохранения РФ от 03 ноября 1999 года № 395 утверждена Номенклатура учреждений здравоохранения, в п. 8 которой указано, что лечебно-профилактические учреждения, предусмотренные настоящей Номенклатурой, могут добровольно объединяться на функциональной основе по территориальному признаку в Территориальные медицинские организации (ТМО). Головной организацией ТМО является поликлиника или больница, на которую вышестоящим органом здравоохранения возлагаются функции органа управления ТМО.

Постановлением Минтруда РФ от 14 мая 2001 года № 38 предусматривалось, что в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, включается работа в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений.

Согласно трудовой книжке Савиной О.Н. (л.д. 6-7) и справки Номер от Дата (л.д. 35) с Дата по настоящее время работает в должности медицинской сестры ПГТМО «Наименование лечебного учреждения» (в настоящее время МУЗ «Наименование лечебного учреждения»).

На основании распоряжения Горисполкома № 35 Р от 28 февраля 1989 года, в целях улучшения оказания стоматологической помощи взрослому и детскому населению в г. Пензе было создано городское объединение «Наименование лечебного учреждения» с сохранением штатной структуры вводимых в состав объединения взрослых и детских стоматологических учреждений и отделений, в пределах выделенного для них фонда заработной платы. В состав Пензенского городского объединения «Наименование лечебного учреждения» были введены Пензенская городская стоматологическая поликлиника и детская стоматологическая поликлиника (л.д. 20).

Согласно Положению о территориальном медицинском объединении «Наименование лечебного учреждения», утвержденному главным врачом ПГТМО «Наименование лечебного учреждения» Дата , в состав ГТМО «Наименование лечебного учреждения» входят организованные в одно целое стоматологические учреждения, подразделения и кабинеты, согласно приложению приказа Горздравотдела Номер от Дата . ГТМО «Наименование лечебного учреждения» представляет собой самостоятельное зональное структурное подразделение. Основная задача территориального медицинского объединения «Наименование лечебного учреждения» - реализация мероприятий по проведению комплексной профилактики стоматологических заболеваний, проведение плановой санации декретированных контингентов и оказание на современном уровне всех видов стоматологической помощи.

Постановлением Главы администрации г. Пензы от Дата Номер Пензенское городское территориальное медицинское объединение «Наименование лечебного учреждения» реорганизовано в муниципальное учреждение здравоохранения «Пензенское городское территориально-медицинское объединение «Наименование лечебного учреждения», являющееся юридическим лицом и находящееся на самостоятельном балансе.

Согласно п. 2.1 Устава МУЗ «Пензенское городское территориальное медицинское объединение «Наименование лечебного учреждения», утвержденного Постановлением Главы администрации г.Пензы от Дата Номер , ПГТМО «Наименование лечебного учреждения» в соответствии со своими задачами и функциями и на основании имеющихся лицензий и сертификата осуществляет: профилактическую, лечебно-диагностическую и реабилитационную помощь населению стоматологического профиля; оказание ортопедической (зубопротезной) помощи в полном объеме (съемное, несъемное протезирование), протезирование с применением драгоценных металлов (изготовление протезов, прокатка драгоценных металлов) и др. (л.д. 21-31).

Приказом МУЗ "Наименование лечебного учреждения" от Дата Номер , принятым на основании Постановления Главы администрации г. Пензы от Дата Номер , МУЗ «Пензенское городское территориальное медицинское объединение «Наименование лечебного учреждения» реорганизовано путем разделения на два юридических лица: «Наименование лечебного учреждения» и «Наименование лечебного учреждения», которые являются правопреемниками прав и обязанностей ПГТМО «Наименование лечебного учреждения» в соответствии с разделительным балансом.

Из анализа вышеназванных доказательств следует, что ПГТМО "Наименование лечебного учреждения" являлось лечебно-профилактическим учреждением, оказывающим лечебно-профилактическую помощь населению и объединяющим стоматологические поликлиники, являющиеся его структурными подразделениями. В одной из поликлиник, входящих в структуру ТМО « Наименование лечебного учреждения», работала истица.

При таких обстоятельствах, работа в указанном учреждении в должности медицинской сестры подлежит зачету специальный стаж.

При этом, суд учитывает, что изменение наименования лечебного учреждения, в котором работала истица в указанный период, не повлекло изменение его медицинского профиля, а обязанности, выполняемые истцом остались неизменными и были связаны с осуществлением деятельности по охране здоровья граждан, что подтверждается показаниями допрошенного свидетеля Б.О.,работавшей вместе с истицей в названном учреждении.

Согласно материалам дела с Дата по Дата истица находилась на курсах повышении квалификации (л.д. 43, 69).

В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Положениями ст. 112 КЗоТ РФ предусматривалось, что за работниками, направленными для повышения квалификации с отрывом от производства сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством (средний заработок).

Таким образом, по смыслу данных правовых норм периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами трудовой деятельности с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно справке МУЗ «Городская стоматологическая поликлиника» на время нахождения истицы на курсах повышения квалификации за ней сохранялся средний заработок (л.д. 68).

При таких обстоятельствах, указанный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Согласно материалам пенсионного дела Савина О.Н. обратилась с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости Дата .

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных п. 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

Поскольку стаж работы Савиной О.Н. с учетом оспариваемых ответчиком периодов, на момент обращения за пенсией составил 30 года 5 дн., истице должна быть назначена трудовая пенсия в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с Дата (т.е. с момента обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии).

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Савиной О.Н. удовлетворить.

Признать решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области от Дата Номер об отказе Савиной О.Н. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» незаконным.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области назначить Савиной О.Н. досрочную трудовую пенсию в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с Дата , включив в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии периоды работы в должности медицинской сестры-анестезиста МУЗ «Наименование лечебного учреждения» с Дата по Дата из расчета 1 год работы как 1 год и 6 месяцев, период ее работы в должности медицинской сестры ПГТМО «Наименование лечебного учреждения» с Дата по Дата и период нахождения на курсах повышения квалификации с Дата по Дата в календарном исчислении.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 1 апреля 2011 года.

Судья: Н.В. Копылова