Дело №2-991/2011 Решение о признании незаконным постановления главы администрации г. Пензы в части снятия с учета нуждающихся в жилом помещении, восстановлении в списке военнослужащих уволенных в запас или отставку



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 марта 2011 года

Ленинский районный суд г.Пензы в составе:

председательствующего судьи Селиверстова А.В.,

при секретаре Симаковой О.Н.,

адвоката Елиной И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело по иску Аитова Р.А. к администрации г.Пензы о признании незаконным постановления главы администрации г.Пензы от Дата Номер в части снятия с учета нуждающихся в жилом помещении, восстановлении в списке военнослужащих уволенных в запас или отставку, нуждающихся в получении жилых помещений,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Аитов Р.А. обратился в суд с названным иском, указывая, что он состоял на военной службе в Вооруженных Силах 27 лет. Приказом командующего войсками Московского округа ВВС и ПВО от Дата Номер он уволен с действующей военной службы в запас по ст. 51 п. 1 пп.А по возрасту - пo достижении предельного возраста пребывания на военной службе. На основании постановления главы администрации Первомайского района г.Пензы от Дата Номер он поставлен на учет для улучшения жилищных условий и включен в список очереди офицер запаса. По состоянию на Дата его учетный номер был 430. Это подтверждается справкой администрации Первомайского района города Пензы б\н от Дата . Согласно постановления главы администрации г.Пензы Номер от Дата он снят с учета нуждающихся в получении жилых помещений в связи с решением жилищной проблемы. Он не согласен с этим постановлением, считает, что данным постановлением нарушено её жилищное право, гарантированное ФЗ «О статусе военнослужащих», Конституцией РФ. Считает постановление от Дата незаконным по следующим основаниям. В постановлении не указано в чем заключается решение его жилищной проблемы. Он честно и добросовестно исполнил свой долг перед государством, уволен со всеми привилегиями, но жилым помещением в установленном законом порядке не обеспечен. На его обращение в администрацию города Пензы с просьбой разъяснить ему причину снятия с учета ему дан письменный ответ №А-528 от Дата согласно которому разъяснено в связи с чем он снят с учета: В соответствии с п.п. «а»п.10 гл.2 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от Дата Номер , не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы в случае наличия у них или одного из членов семьи в собственности жилого помещения. Администрация ссылается на то, что на основании записи о регистрации Номер от Дата за ним зарегистрировано право собственности на жилой дом по адресу: Адрес ; также в ответе администрации от Дата указано, что он и его жена являются собственниками по ? доле частного домовладения по адресу Адрес на основании договора о возведении жилого дома на отведенном участке Номер от Дата ; к тому же они зарегистрированы в трехкомнатной квартире общей площадью 63,3кв.м. по адресу Адрес . Он не согласен с вышеизложенными доводами, так как он не может считаться обеспеченным жильем на основании того, что ему и его супруге предоставлен земельный участок по Адрес для возведения индивидуального жилого дома, так как это хоть и направлено на реализацию жилищных прав, но все же не гарантирует строительство жилого дома. Жилой дом на отведенном земельном участке они не построили по причине банального отсутствия денежных средств. Ссылка администрации на то, что у них с женой имеется в собственности по ? доле за каждым жилой дом по Адрес в Адрес является несостоятельной и опровергается уведомлением Номер от Дата Кузнецкого отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Адрес об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о правах на жилой дом по адресу Адрес . Также, согласно справки Номер от Дата Кузнецкого отделения ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по данным регистрации строений и по записям в материалах инвентаризации Кузнецкого отделения Пензенского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федералъное БТИ» в числе собственников жилых домов или квартир Аитов Р.А. и Аитова (Курмаева) А.И. не зарегистрированы. Таким образом, снятие его с учета по тому основанию, что ему предоставлен земельный участок для жилищного строительства не может считаться законным и обоснованным, так как в данном случае не гарантировано обеспечение жилым помещением. Жилого помещения не смотря на то, что у него есть земельный участок, он все равно не имеет.

Также, нельзя признать законным основанием для снятия его с учета тот факт, что Дата за ним зарегистрировано право собственности на наследственный дом по адресу Адрес , так как на момент снятия с учета Дата жилого дома в собственности в Адрес у меня не имелось. Его регистрация в трехкомнатной квартире по адресу Адрес также не является основанием для снятия с учета, так как на момент постановки на учет Дата он также был там зарегистрирован и не смотря на это нуждался в улучшении жилищных условий в связи с чем его и поставили на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий. К тому же, незаконность снятия его с учета заключается и в том, что он был поставлен на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий, а снят как нуждающийся в получении жилых помещений. Считает, что все приведенные им доводы являются основанием для восстановления его в списке очередности в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Просит признать незаконным постановление главы администрации города Пензы Номер от Дата п.1,пп.1.1 о снятии его с учета нуждающихся в получении жилого помещения в связи с решением жилищной проблемы. Восстановить его в списке очередности как нуждающегося в улучшении жилищных условий и предоставить ему жилое помещение.

В судебном заседании истец Аитов Р.А. уточнил исковые требования, просил суд признать незаконным постановление главы администрации города Пензы Номер от Дата в части исключения из списка военнослужащих, уволенных в запас или отставку, нуждающихся в получении жилых помещений. Восстановить его в списке очередности как нуждающегося в улучшении жилищных условий с даты постановки на учет. Дал пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении, просил иск удовлетворить.

Представитель истца адвокат Елина И.А., действующая на основании ордера Номер от Дата выданной Пензенской областной адвокатской палатой, поддержала уточненные исковые требования, просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика администрации г. Пензы Сарайкина В.Н., действующая на основании доверенности, иск не признала и пояснила, что оснований для удовлетворения иска не имеется. Просила в иске отказать.

Привлеченная судом к участию в деле в качестве третьего лица Аитова А.И. согласилась с исковыми требованиями.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Аитов Р.А. состоял на военной службе в Вооруженных силах 27 лет. Уволен в запас приказом командующего войсками Московского округа ВВС и ПВО от Дата Номер по статье 51, пункту 1, подпункту «А» (по возрасту – по достижении предельного возраста пребывания на военной службе).

Постановлением главы администрации Первомайского района г. Пензы Номер от Дата Аитов Р.А., для улучшения жилищных условий, был включен в список очереди офицеров запаса. По состоянию на Дата его учетный номер 430.

Постановлением главы администрации г. Пензы Номер от Дата «О внесении изменений в список граждан, нуждающихся в получении жилых помещений» майор запаса Аитов Р.А. снят с учета нуждающихся в получении жилых помещений в связи с решением жилищной проблемы (п.п. «г» п. 26 Правил…)

Аитов Р.А. обратился в администрацию г. Пензы с заявлением о восстановлении в очереди нуждающихся в получении жилых помещений.

В сообщении администрации г. Пензы от Дата указывается, что в соответствии с п.п. «а» п. 10 гл. II Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, и сотрудников государственной противопожарной службы, в получении жилых помещений или улучшении жилищных в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от Дата Номер (далее Правил...), не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы в случае наличия у них или одного из членов семьи в собственности жилого помещения. На основании записи о регистрации Номер от Дата за Аитовым зарегистрировано право собственности на жилой дом по адресу: Адрес ; он и его жена являются собственниками по 1/2 доли частного домовладения по адресу: Адрес . на основании договора о возведении жилого дома на отведенном участке Номер от Дата ; зарегистрированы в трехкомнатной квартире общей 63,3 кв. метров по адресу: Адрес , право на которую получили в порядке обмена в 1993 году.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами гражданского дела, материалами учётного дела обозреваемого в судебном заседании, и не оспаривались в ходе судебного заседания представителем ответчика.

В силу ст.11 п.1 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных прав осу­ществляет суд.

Согласно со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществля­ется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения пра­ва и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

Пунктом 26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6.09.1998 г. № 1054 (в ред. 8.08.2003 г.) предусмотрено:

Военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае:

а) заключения после увольнения в запас нового контракта на военную службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;

б) если по истечении 6 месяцев после указанного в ходатайстве командира (начальника) воинской части срока увольнения военнослужащего на него вновь не поступило письменного ходатайства об оставлении в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий;

в) снятия с воинского учета в данном населенном пункте и выезда на другое постоянное место жительства;

г) решения жилищной проблемы;

д) заключения брака вдовами (вдовцами), состоящими в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 настоящих Правил;

е) выявления в представленных документах, являющихся основанием для постановки на очередь, не соответствующих действительности сведений.

Снятие с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий осуществляется по решению органов местного самоуправления, которыми военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, были поставлены на очередь по предложению общественной комиссии по жилищным вопросам. О принятом решении военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, должно быть сообщено в письменной форме с указанием причин снятия с очереди в 3-месячный срок со дня принятия такого решения.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;

6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Согласно п. 2 ст. 6 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

В силу вышеуказанных норм законодательством предусмотрены конкретные обстоятельства, на основании которых граждане, уволенные с военной службы в запас или в отставку и принятые на учет до 1.03.2005 г., снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий только в случае подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

В соответствии с п.16 Положения «О льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, их семей», утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 17 февраля 1981 г. №193 (с изменениями), действовавшим до принятия ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава, состоящие на действительной военной службе, имеют право получить для себя и для совместно проживающих с ними членов семьи жилую площадь из жилищного фонда местных Советов народных депутатов наравне с другими гражданами.

В соответствии с п. 2 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» жилищное строительство и приобретение жилья для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жильем военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии с п. 14 ст. 15 «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих – граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 05.04.2007 года № 5-П признаны не соответствующим Конституции РФ пункты 2 и 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции пункта 8 статьи 100 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) в той мере, в какой на их основании возможность обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенных с военной службы до 1 января 2005 года, в отличие от граждан, уволенных или подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, ограничивается выдачей государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.

В соответствии с п. 1, ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» №76-ФЗ от 27.05.1998 года государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений, или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, анализируя вышеизложенное, суд считает, что истец имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета как гражданин, уволенный с военной службы, том числе, и на получение государственного жилищного сертификата.

В связи с этим, требование истца о признании постановления главы администрации г.Пензы от Дата Номер в части его исключения из списка военнослужащих, уволенных в запас или отставку, нуждающихся в получении жилых помещений и восстановлении в списках также обоснованно.

Как следует из материалов дела, истец был уволен в запас в 1999 году, имеет военную выслугу 27 лет. Постановлением главы администрации Первомайского района г. Пензы Номер от Дата Аитов Р.А., для улучшения жилищных условий, был включен в список очереди офицеров запаса. Постановлением главы администрации г. Пензы Номер от Дата «О внесении изменений в список граждан, нуждающихся в получении жилых помещений» Аитов Р.А. снят с учета нуждающихся в получении жилых помещений в связи с решением жилищной проблемы.

В судебном заседании установлено, что на основании обменного ордера Номер от Дата выданного Исполкомом г. Кузнецка, Аитов Р.А. проживающий в квартире Адрес 13, в порядке обмена с М.М., вселился с семьей три человека в квартиру по адресу: Адрес .

На основании договора Номер на передачу квартиры в собственность граждан, Дата Муниципальное образование Адрес и В.Ю., В.Д. и В.А., от имени которого действовал законный представитель мать В.Ю., заключили договор, согласно которого В.Ю., В.Д. и В.А. приобрели в общую долевую собственность квартиру, состоящую из трех комнат, общей площадью 60,3 кв.м., в том числе жилой площадью 37,8 кв.м.

Постановлением главы администрации г. Кузнецка Номер от Дата Аитову Р.А. и А.И. был предоставлен в пожизненное наследуемое владение земельный участок для строительства жилого дома, по адресу: Адрес .

Согласно представленным документам, на указанном выше земельном участке жилой дом Аитовыми до настоящего времени не построен.

Дата между А.Ю., действующим от имени А.А., Дата года рождения и Аитовым Р.А. был заключен договор дарения земельного участка и жилого дома, состоящего из одного бревенчатого дома, общеполезной площадью 49,6 кв.м., в том числе жилой 29,3 кв.м., расположенного на нем по адресу: Адрес .

Таким образом, исходя из установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств, Аитов Р.А. на момент принятия главой администрации Первомайского района г. Пензы Номер от Дата постановления о включении его в список очереди офицеров запаса для улучшения жилищных условий, был, как и в настоящее время, зарегистрирован и проживал в квартире по адресу Адрес

С момента включения Аитова Р.А. в список очереди офицеров запаса для улучшения жилищных условий по Дата , когда постановлением главы администрации г. Пензы Номер Аитов Р.А. был снят с учета нуждающихся в получении жилых помещений, жилищные условия Аитова Р.А. не улучшились, кроме того, право на получение жилого помещения истцом осталось нереализованным, что ответчиками не отрицалось.

При таких обстоятельствах иск Аитова Р.А. является обоснованным и подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Аитова Р.А. удовлетворить.

Постановление главы администрации г.Пензы от Дата Номер в части исключения из списка военнослужащих, уволенных в запас или отставку, нуждающихся в получении жилых помещений Аитова Р.А. признать недействительным.

Восстановить Аитова Р.А. в списках военнослужащих, уволенных в запас или отставку, нуждающихся в получении жилых помещений, с 19 мая 2000 года.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Пензы.

Судья А.В. Селивёрстов