Дело № 12-88/2011 Решение по ст.14.6 ч.2 КоАП РФ



Дело № 12-88/2011

РЕШЕНИЕ

г. Пенза 31 марта 2011 года

Судья Ленинского районного суда города Пензы Прошина Н.В.,

с участием помощника прокурора Ленинского района г. Пензы Брюхиной С.Ю.,

представителей заинтересованного лица Каваева Ю.А. - Разиной И.А. и Гагариной Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Ленинского района г. Пензы на постановление мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского района г. Пензы от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. ст. 14.6 КоАП РФ, в отношении генерального директора Каваева Ю.А,,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского района г. Пензы от дата прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО «Г» Каваева Ю.А, по ч. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В протесте прокурор Ленинского района г.Пензы выразил несогласие с постановлением по делу, ссылаясь на несоответствие выводов мирового судьи требованиям законодательства. В обоснование своих доводов указал, что проведенной прокуратурой проверкой установлено, что расчет размера платы за горячее водоснабжение за 2 квартал 2010 года для граждан жилых помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учёта, в домах, не оборудованных коллективными приборами учёта, помещения которых частично оборудованы индивидуальными приборами учёта, управляющей компанией ООО «Г» произведен в соответствии с п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от дата № 307 по формуле 3 приложения № 2 к Правилам. При этом размер платы за горячее водоснабжение во 2 квартале 2010 года 1 раз был скорректирован в счетах-квитанциях граждан за сентябрь 2010 года по формуле 4 приложения № 2 к Правилам.

В соответствии со ст. 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирным домом должен быть указан, в том числе, порядок определения цены договора. Пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам установлено, что разъяснения по применению данных Правил дает Министерство регионального развития Российской Федерации. Письмом Министерство регионального развития Российской Федерации от 06.03.2009г. № 6174-АД/14 разъяснило, что под порядком определения цены договора необходимо понимать формулировку порядка (методику) определения (расчёта) общей стоимости указанных в договоре в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 162 Кодекса услуг, работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в течение всего срока действия договора управления.

Вместе с тем, ООО «Г», выполнив корректировку платы за ГВС за 2 квартал 2010 года гражданам, проживающим в жилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учёта, в домах, не оборудованных коллективными приборами учёта, помещения которых частично оборудованы индивидуальными приборами учёта (адрес), в нарушение порядка определения цены договора управления многоквартирным домом, заключенного данными гражданами с управляющей кампанией, самовольно произвело ее увеличение. Вместе с тем, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам корректировка платы за коммунальную услугу ГВС для данных граждан не предусмотрена. Допущенное ООО «Г» нарушение установленного порядка ценообразования в данной сфере привело к ущемлению интересов потребителей горячей воды. В свою очередь, Каваев Ю.А., являясь генеральным директором ООО «Г», выполняя организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, в полной мере отвечая за руководство и деятельность организации, то есть, являясь должностным лицом, допустил нарушения требований жилищного законодательства при проведении корректировки платы за горячее водоснабжение за 2 квартал 2010 года указанным гражданам, что образует в его действиях состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ (иное нарушение установленного порядка ценообразования). Полагал, что указанные обстоятельства не были учтены мировым судьей при принятии решения о прекращении производства по делу в отношении генерального директора ООО «Г» Каваева Ю.А. в связи с отсутствием в его действиях состава правонарушения, оспариваемое постановление вынесено с нарушением норм материального права по неполно исследованным обстоятельствам, в связи с чем подлежит отмене, а дело – возвращению на новое рассмотрение.

В судебном заседании прокурор Брюхина С.Ю. доводы протеста поддержала, просила его удовлетворить.

Заинтересованное лицо Каваев Ю.А., будучи своевременно и надлежащим образом извещённым о времени и месте рассмотрения протеста прокурора, в судебное заседание не явился, на рассмотрении протеста с его участием не настаивал, ходатайств об отложении судебного заседания не представлял. Принимая во внимание, что к участию в настоящее судебное заседание для оказания юридической помощи заявителю допущены его защитники Разина И.А. и Гагарина Т.В., суд полагает возможным рассмотреть протест прокурора в его отсутствие.

Защитники Разина И.А., Гагарина Т.В. полагали постановление мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского района г. Пензы от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. ст. 14.6 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО «Г» Каваева Ю.А. законным и обоснованным, просили в удовлетворении протеста прокурора Ленинского района г.Пензы отказать. Пояснили, что расчёт корректировки платы за ГВС за 2 квартал 2010 года в отношении указанных в протесте прокурора граждан, производился ООО «Г» в соответствии с Правилами по формуле 4 приложения № 2. Данное обстоятельство также следует из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от дата При расчётах корректировки ООО «Г» использовались установленные тарифы и нормативы (объёмы). Доказательств применения ООО «Г» при корректировке платы горячего водоснабжения к вышеназванным гражданам иных тарифов (расценок), чем установлены нормативно-правовыми актами, или изменения формулы самой корректировки, в деле не имеется. Сам по себе факт неправомерной корректировки платы коммунальной услуги в отношении определённой категории граждан не свидетельствует о нарушении управляющей компанией установленного порядка ценообразования.

Ознакомившись с доводами жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав и оценив все материалы дела в совокупности, прихожу к следующему.

Диспозицией ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 14.6 КоАП РФ, является порядок ценообразования.

Объективная сторона данного правонарушения охватывает, в том числе, и деяния в виде иных нарушений порядка ценообразования. Одним из главных условий наступления административной ответственности за такое правонарушение является нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования. При этом порядок ценообразования должен быть установлен нормативными правовыми актами.

Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Перечень коммунальных услуг установлен ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, согласно которой плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» Правительству Российской Федерации предоставлено право по утверждению перечней продукции, товаров и услуг, цены (тарифы) и надбавки на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию. При этом установлено, что регулируемые государством цены (тарифы) и надбавки подлежат применению на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено законодательством.

Согласно пункту 6 «Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008г. № 520 к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся, в том числе тарифы на горячую воду.

Тарифы организаций коммунального комплекса на холодную воду, горячую воду и водоотведение согласно положениям частей 2 и 3 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса» регулируют (устанавливают) органы местного самоуправления, а в случаях, указанных в части 5 статьи 4 этого Федерального закона, - соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учёта при их отсутствии, порядок перерасчёта размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. № 307.

В соответствии с условиями договоров, заключенных между управляющими организациями и ресурсоснабжающими организациями, фактический объём потребления коммунальных ресурсов в жилом доме определяется по показаниям коллективного (общедомового) прибора учёта, а при его отсутствии – расчётным путём, исходя из утверждённых нормативов потребление коммунальных услуг и количества зарегистрированных в многоквартирном доме граждан (Постановление Президиума ВАС РФ от 09.06.2009г. № 525/09).

Управляющие организации города Пензы в силу «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» (утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307) являются исполнителями коммунальных услуг гражданам и производят ежемесячные начисления платы за коммунальные услуги на основании нормативов, утверждённых постановлением администрации г. Пензы «Об утверждении норматива потребления коммунальных услуг по городу Пензе» от 17.12.2009г. № 1568, а также исходя из показаний приборов учёта.

Тарифы на горячую воду утверждены постановлением администрации г.Пензы «Об установлении тарифов на горячую воду организациям коммунального комплекса г. Пензы» от 27.11.2009г. № 1463.

Расчёт размера платы граждан за потребленную коммунальную услугу по горячему водоснабжению производится управляющими организациями в соответствии с порядком, определённым «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам».

Указанный порядок содержит следующие варианты расчёта размера платы за горячее водоснабжение в зависимости от вариантов установки в многоквартирном доме приборов учёта:

- при оборудовании частично помещений многоквартирного дома индивидуальными, общими (квартирными) приборами учёта и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учёта, размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном индивидуальными приборами учёта, определяется в соответствии с п. 16 Правил, а в жилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учёта, в соответствии п. 19 Правил (Кассационная коллегия Верховного Суда РФ от 24.02.2009г. определением № КАС09-2 установила правомочность применения указанного порядка);

- при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учёта и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учёта размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется в соответствии с п. 21 Правил;

- при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учёта и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учёта размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учёта, определяется в соответствии с п. 23 Правил, а в жилых помещениях, необорудованных индивидуальными приборами учёта, в соответствии с п. 22 (данная норма устанавливает обязательства собственников помещений в многоквартирном доме по оплате коммунальных услуг, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учёта) и п. 19 Правил с учётом решения Высшего Арбитражного суда РФ от 24.08.2009г. №7048/09;

- при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учёта размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется в соответствии с п. 19 Правил;

- при оборудовании в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учёта и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учёта размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном индивидуальными приборами учёта определяется в соответствии с п. 16 Правил.

Кроме того «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам» предусмотрено право управляющих организаций проведения корректировки платы граждан за коммунальные услуги в помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учёта, в случае, если фактический объём потребления коммунального ресурса в жилом доме не соответствует суммарному объёму потребления коммунальной услуги в многоквартирном доме, определённому по показаниям индивидуальных приборов учёта и объёму потребления, рассчитанному исходя из нормативов потребления в помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учёта.

Таким образом, формулы корректировки, предусмотренные подпунктом 4 пункта 1 Приложения № 2 к Правилам, могут включать в неё показателей, определяемых как «ресурсоснабжающей организацией» расчётным путём, а также и показания коллективного (общедомового) прибора учёта.

Нормами вышеуказанных Правил установлено, что размер платы за горячее водоснабжение жилых помещений 1 раз в квартал (если предусмотрено договором, то – 1 раз в год) корректируется исполнителем правомерно в следующем случае:

в домах, не оборудованных коллективным (общедомовым) прибором учёта, помещения которого частично оборудованы индивидуальными, общими (квартирными) приборами учёта, размер платы граждан за коммунальную услугу жилых помещений, необорудованных индивидуальными приборами учёта определяется в соответствии с п. 19 по формуле 3 приложения № 2 к Правилам.

Размер платы за горячее водоснабжение 1 раз в квартал корректируется по формуле 4 приложения № 2 к Правилам.

Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 24.02.2009г., № КАС09-27 установлено, что управляющая организация вправе в одностороннем порядке изменить размер платы за коммунальные услуги, который рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, по установленным тарифам.

Прекращая производство по настоящему делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, мировой судья правомерно установил и исходил из того, что между ООО «Г» и ООО «У», ООО «О», ООО «Ж», осуществляющими управление многоквартирными домами по адрес, заключены договора управления организацией (осуществления полномочий единоличного исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью). Предметом указанных договоров является осуществление ООО «Г» (управляющей организацией) деятельности по управлению управляющими организациями (управляемыми обществами) в качестве их единоличного исполнительного органа, что подтверждается договорами, имеющимися в материалах дела.

В силу подпункта 5.1 пункта 5 указанных договоров, генеральный директор управляющей организации без доверенности действует от имени управляемых обществ, заключает договоры и совершает иные действия в пределах полномочий, определенных действующим законодательством, уставами управляемых обществ и пунктом 3.3 названных договоров.

При этом в соответствии с пунктом 3.3 этих договоров, ООО «Г» (управляющая организация) осуществляет управление всей текущей деятельностью управляемых обществ и решает все вопросы, отнесенные уставами управляемых обществ и действующим законодательством к компетенции единоличного исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью, за исключением вопросов, находящихся в компетенции общего собрания участников. В частности, ООО «Г» представляет интересы управляемых обществ в отношениях с другими организациями, учреждениями, иными юридическими, а также физическими лицами.

Дополнительными соглашениями к рассматриваемым договорам предусмотрено, что ООО «Г» (управляющая организация) организует начисление, сбор и перечисление платежей за жилищные и коммунальные услуги, оказанные потребителям управляемого общества.

В соответствии с подпунктом 5.5 пункта 5 договоров, управленческие функции между управляющей организацией и управляемыми обществами осуществляются таким образом, что управляющая организация осуществляет управленческие, производственно-хозяйственные и сервисные функции.

Согласно подпункту 3.2.10 пункта 3.2 устава ООО «Г» предметом деятельности общества является, в частности, осуществление начисления и сбора платежей с собственников и нанимателей за пользование жилыми помещениями, содержание и ремонт жилищного фонда, коммунальные услуги, управление многоквартирным домом и иные услуги, в том числе за пользование коммуникациями и инженерным оборудованием в многоквартирных домах. Кроме того, предметом его деятельности является участие в управлении другими организациями (подпункт 3.2.2), осуществление иных полномочий, связанных с управлением многоквартирным домом и оказанием жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами (подпункт 3.2.14).

Мировым судьей обсуждался и правильно признан необоснованным довод представителей прокуратуры о нарушении ООО «Г» иного установленного порядка ценообразования при расчёте корректировки платы за ГВС за 2 квартал 2010 года в отношении конкретных собственников квартир в адрес. В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждено, что при расчёте платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению жилых помещений ООО «Г» изменялись в сторону уменьшения или уменьшения объёмы потребления услуги при неизменности установленной цены (тарифа) на коммунальную услугу, что свидетельствует об отсутствии нарушения порядка ценообразования, как объекта административного правонарушения и о противоправности действий управляющей организации.

Несостоятельность доводов представителей прокуратуры о применении ООО «Г» при корректировке платы горячего водоснабжения к вышеназванным гражданам иных тарифов (расценок), чем установлены нормативно-правовыми актами, или изменения формулы самой корректировки, убедительно мотивирована мировым судьей в постановлении, суд соглашается с указанными выводами, поскольку они основаны на исследованных в судебном заседании доказательствах и соответствуют обстоятельствам дела. Исследовав материалы дела об административном правонарушении, мировой судья обоснованно пришел к выводу о том, что расчёт корректировки платы за ГВС за 2 квартал 2010 года в отношении вышеназванных граждан производился управляющей компанией в строгом соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, по формуле 4 приложения № 2. При расчетах корректировки ООО «Г» использовались установленные тарифы и нормативы (объемы).

Принимая во внимание, что в соответствии со ст. 2.4 КоАП административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, мировой судья верно указал, что каких-либо доказательств, подтверждающих наличие в действиях генерального директора ООО «Г» Каваева Ю.А. состава правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.6 КоАП РФ в материалах дела не имеется, суду не представлено. Более того, постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении не содержит указания, какие именно противоправные действия (бездействия) допущены руководителем управляющей организации, какие служебные обязанности им не исполнены либо исполнены ненадлежащим образом и чем такие обязанности установлены.

Суд полагает, что мировым судьёй были приняты все установленные законом меры, направленные на всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела об административном правонарушении, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (статья 24.1 Кодекса).

Дело об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО «Г» Каваева Ю.А. рассмотрено в пределах срока давности привлечения его к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Судебное постановление вынесено по достаточно исследованным материалам дела, с правильным определением юридически значимых обстоятельств и в соответствии с требованиями действующего административного законодательства.

Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, не допущено.

При таких обстоятельствах, оснований к отмене либо изменению постановления мирового судьи по делу об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО «Г» Каваева Ю.А. суд по делу не усматривает, протест прокурора Ленинского района г.Пензы удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского района г. Пензы от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. ст. 14.6 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО «Г» Каваева Ю.А,, оставить без изменения, протест прокурора Ленинского района г.Пензы - без удовлетворения.

Судья Н.В. Прошина