Дело №12-96/2011 Решение по жалобе на постановление по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ



Дело № 12-96/11

РЕШЕНИЕ

г. Пенза31 марта 2011 года

Судья Ленинского районного суда г. Пензы Липатов О.М.,

с участием старшего помощника прокурора Ленинского района г. Пензы Болдырева И.Е.,

защитников Ернеева М.Х., в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонарушении, - Разиной И.А. и Гагариной Т.В., действующих на основании доверенности Номер от Дата ,

рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) протест прокурора Ленинского района г. Пензы Кардакова А.В. на постановление мирового судьи судебного участка №4 Ленинского района г. Пензы Одинцова М.А. от Дата о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, в отношении заместителя генерального директора по экономике Данные изъяты Ернеева М.Х.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка №4 Ленинского районного суда г. Пензы от Дата производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Прокурор Ленинского района г. Пензы Кардаков А.В. обратился в суд с протестом на вышеуказанное постановление, считая его незаконным и подлежащим отмене. В обоснование своих требований прокурор указал, что в ходе проведенной прокуратурой Ленинского района г. Пензы проверки установлено, что в домах, не оборудованных коллективными приборами учета, помещения которого частично оборудованы индивидуальными приборами учета, размер платы гражданам по горячему водоснабжению жилых помещений в указанном доме, не оборудованных индивидуальными приборами учета, Данные изъяты производило в соответствии с п. 19 Правил по формуле 3 приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам. При этом размер платы за горячее водоснабжение 1 раз в квартал корректировался по формуле 4 приложения №2 к данным Правилам. Так, в июле 2010 года Данные изъяты выставило в счете-квитанции собственнику Адрес , которая не оборудована индивидуальным приборам учета, Адрес , который не оборудован общедомовым прибором учета, жилые помещения которого частично оборудованы индивидуальными приборами учета, по Адрес стоимость ГВС в сумме Данные изъяты руб. и корректировку платы за ГВС за 1 квартал 2010 года в сумме Данные изъяты. Собственнику Адрес , которая не оборудована индивидуальным приборам учета в Адрес , который не оборудован общедомовым прибором учета, жилые помещения которого частично оборудованы индивидуальными приборами учета, по Адрес в счете-квитанции за июль 2010 года выставлена стоимость ГВС в сумме Данные изъяты руб. и корректировка платы за ГВС за 1 квартал 2010 года в сумме Данные изъяты руб. (расчет платы за ГВС производился по формуле 3 приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, расчет корректировки производился по формуле 4 приложения №2 к данным Правилам). Производя корректировку платы за ГВС и ссылаясь на пункт 19 Правил предоставления коммунальных услуг, Данные изъяты не учитывает, что начисление платы за коммунальные услуги и выполнение корректировки платы за коммунальные услуги распространяется для граждан, проживающих в многоквартирных домах, которые не оборудованы коллективными (общедомовыми), индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета горячей воды. Буквальное толкование п. 19 гласит, что указанный пункт применяется при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета, т.е. при отсутствии каких-либо приборов учета в многоквартирном доме, в том числе индивидуальных приборов учета горячей воды. Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам корректировка платы за горячее водоснабжение для граждан, проживающих в многоквартирном доме, не оборудованном общедомовым прибором учетагорячей воды и частично оборудованном индивидуальными приборами учета горячей воды, не предусмотрена. Данные изъяты в нарушение положений жилищного законодательства, а также законодательства, регулирующего порядок предоставления коммунальных услуг гражданам, самовольно производило корректировку платы за ГВС, не предусмотренную действующим законодательством, что привело к ущемлению интересов потребителей горячей воды. Вина в совершении указанного нарушения законодательства при возбуждении прокурором дела об административном правонарушении была установлена в действиях исполняющего обязанности генерального директора Данные изъяты в период с Дата по Дата Ернеева М. X., давшего согласие на проведение корректировки платы за ГВС за 1 квартал 2010 года. Нарушения требований жилищного законодательства при проведении корректировки платы за горячее водоснабжение за 1 квартал 2010 года указанны гражданам, допущенные Ернеевым М. X., образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, в отношении должностного лица Данные изъяты - исполняющего обязанности генерального директора Ернеева М. X. в связи с отсутствием состава административного правонарушения подлежит отмене. На основании изложенного, просил постановление мирового судьи судебного участка №4 Ленинского района г. Пензы от Данные изъяты отменить.

В судебном заседании прокурор Болдырев Е.И. доводы протеста поддержал в полном объеме, просил постановление мирового судьи судебного участка №4 Ленинского районного суда г. Пензы от 10 февраля 2011 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, в отношении Данные изъяты Ермеева М.Х. отменить, направить дело на новое рассмотрение мировому судье.

В судебное заседание Ернеев М.Х. не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть протест прокурора в его отсутствие.

Защитники Ернеева М.Х. - Разина И.А. и Гагарина Т.В., в судебном заседании просили протест прокурора Ленинского района г. Пензы оставить без удовлетворения, постановление мирового судьи судебного участка №4 Ленинского района г. Пензы от 10 февраля 2011 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, в отношении Ернеева М.Х. без изменения, пояснив, что производство по делу об административном правонарушении в отношении Ернеева М.Х. прекращено на законных основаниях, поскольку корректировка платы за ГВС была произведена в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг гражданам по формуле 4 приложения №2. При расчетах корректировки Данные изъяты использовались установленные тарифы и нормативы. Доказательств применения Данные изъяты при корректировке платы горячего водоснабжения иных тарифов, не предусмотренных нормативно-правовыми актами, или изменения формулы самой корректировки, в деле не имеется.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела об административном правонарушении, нахожу протест прокурора необоснованным и подлежащим оставлению без удовлетворения, а обжалуемое постановление – оставлению без изменения, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а так же выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Частью 2 ст. 14.6 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ) предусмотрена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования. За совершение данного административного правонарушения предусмотрено наказание в виде административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.

Таким образом, объективная сторона указанного правонарушения охватывает, в том числе и деяния в виде иных нарушений порядка ценообразования, которые в диспозиции данной нормы прямо не перечислены. Одним из главных условий наступления административной ответственности за такое правонарушение является нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования. При этом порядок ценообразования должен быть установлен нормативными правовыми актами.

В силу п. п. 10, 11 ст. 4 ЖК РФ жилищное законодательство регулирует отношения по поводу предоставления коммунальных услуг, внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с п. 16 ст. 12 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы. ЬБЮ,

Перечень коммунальных услуг установлен частью 4 статьи 154 ЖК РФ, согласно которой плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 г. N221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» Правительству Российской Федерации предоставлено право по утверждению перечней продукции, товаров и услуг, цены (тарифы) и надбавки на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию. При этом установлено, что регулируемые государством цены (тарифы) и надбавки подлежат применению на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено законодательством.

Тарифы организаций коммунального комплекса на холодную воду, горячую воду и водоотведение согласно положениям частей 2 и 3 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 г. N210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса» регулируют (устанавливают) органы местного самоуправления, а в случаях, указанных в части 5 статьи 4 этого Федерального закона, - соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 «Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 г. N520, к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся, в том числе тарифы на горячую воду.

Указанным постановлением установлены особенности ценообразования в отношении товаров и услуг, связанных с горячим водоснабжением.

Согласно п. 48 постановления Правительства РФ №520 от 14.07.2008 года «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 куб. метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. метра холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации».

Постановлением администрации города Пензы №1463 от 27.11.2009 года «Об установлении тарифов на горячую воду организациям коммунального комплекса г. Пензы» утверждены тарифы на горячую воду организациям коммунального комплекса, осуществляющим непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения г. Пензы.

Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, регулируются «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации N307 от 23.05.2006 г. (далее – Правил).

На основании п. 6 названных Правил состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю следующие коммунальные услуги:

холодное водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки;

горячее водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение;

водоотведение - отвод бытовых стоков из жилого помещения по присоединенной сети;

электроснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение;

газоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя газом надлежащего качества, подаваемым в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение, а также продажа бытового газа в баллонах;

отопление - поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.

Согласно п. 15 вышеуказанных Правил размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

В силу п. 7 названных Правил собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 Правил.

При этом, из положений пункта 19 названных Правил, а также приложения N2 к ним следует, что размер платы за коммунальную услугу «горячее водоснабжение» определяется по изложенной там формуле исходя из установленного тарифа для горячего водоснабжения (руб./куб. м.).

Расчет размера платы граждан за потребленную коммунальную услугу по горячему водоснабжению производится управляющими организациями в соответствии с порядком, определенным «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам».

На основании п. 19 названных Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.

При этом, из положений пункта 19 названных Правил, а также приложения N2 к ним следует, что размер платы за коммунальную услугу «горячее водоснабжение» определяется по изложенной там формуле исходя из установленного тарифа для горячего водоснабжения (руб./куб. м.).

На основании п. 23 названных Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Из обжалуемого постановления следует, что в сентябре 2010 года прокуратурой Ленинского района г. Пензы проведена проверка законности выставленной Данные изъяты» в счетах-квитанциях гражданам сумм корректировки платы за горячее водоснабжение за 1 квартал 2010 года, в ходе которой, установлено, что в домах, не оборудованных коллективными приборами учета, помещения которого частично оборудованы индивидуальными приборами учета, размер платы гражданам по горячему водоснабжению жилых помещений в указанном доме, не оборудованных индивидуальными приборами учета, Данные изъяты производило в соответствии с п. 19 Правил по формуле 3 приложения №2 к Правилам. При этом размер платы за горячее водоснабжение 1 раз в квартал корректировался по формуле 4 приложения №2 к Правилам. Так, в июле 2010 года Данные изъяты выставило в счете-квитанции собственнику Адрес , которая не оборудована индивидуальным приборам учета, Адрес , который не оборудован общедомовым прибором учета, жилые помещения которого частично оборудованы индивидуальными приборами учета, по Адрес стоимостью ГВС в сумме Данные изъяты рублей и корректировку платы за ГВС за 1 квартал 2010 года в сумме Данные изъяты рублей. Собственнику Адрес , которая не оборудована индивидуальным приборам учета, Адрес , который не оборудован общедомовым прибором учета, жилые помещения которого частично оборудованы индивидуальными прибора учета, по Адрес в счете-квитанции за июль 2010 года выставлена стоимость ГВС в сумме Данные изъяты рублей, корректировка платы за ГВС за 1 квартал 2010 года в сумме Данные изъяты рублей (расчет платы за ГВС производится по формуле 3 приложения №2 к Правилам, расчет корректировки производился по формуле 4 приложения №2 к Правилам).

Изучив имеющиеся в деле об административном правонарушении материалы, считаю, что мировым судьей на основании всех материалов сделан правильный вывод об отсутствии в действиях заместителя генерального директора Данные изъяты Ернеева М.Х. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, и прекращении производства по делу об административном правонарушении из-за отсутствия в его действиях признаков состава административного правонарушения, поскольку расчет корректировки платы за ГВС за 1 квартал 2010 года производился в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года №307 по формуле 4 приложения №2.

Данный вывод основан на нормах действующего законодательства, поскольку расчет корректировки платы за ГВС в домах при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги для горячего водоснабжения производится по формуле 4 приложения №2 Правил предоставления коммунальных услуг граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ №307 от 23 мая 2006 года. Доказательств того, что при корректировке платы горячего водоснабжения применялись иные тарифы или изменения формулы самой корректировки не имеется.

При несогласии граждан с размером корректировки платы за ГВС, они могут защитить свои права в порядке гражданского судопроизводства.

При таких обстоятельствах каких-либо процессуальных оснований к отмене или изменению оспариваемого постановления, а также оснований для удовлетворения протеста не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административном правонарушении, судья

РЕШИЛ:

Протест прокурора Ленинского района г. Пензы Кардакова А.В. оставить без удовлетворения.

Постановление мирового судьи судебного участка №4 Ленинского районного суда г. Пензы Одинцова М.А. от Дата о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, в отношении Данные изъяты Ернеева М.Х., оставить без изменения.

СудьяО.М. Липатов