Дело №12-154/2011 Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.1 КоАП РФ



Дело № 12-154/11

РЕШЕНИЕ

г. Пенза 23 мая 2011 года

Судья Ленинского районного суда г. Пензы Липатов О.М.,

с участием представителя заявителя Землянушина Е.А. – Отевой А.И., действующей на основании доверенности Адрес 3 от Дата ,

представителя ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы Богдановой И.А., действующей на основании доверенности Номер от Дата ,

рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) жалобу Землянушина Е.А. на постановление начальника инспекции ФНС по Ленинскому району г. Пензы П.О. Номер от Дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.1 КоАП РФ, в отношении Землянушина Е.А.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Пензы П.О. Номер от Дата Землянушин Е.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.1 КоАП РФ, и как должностное лицо подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере Данные изъяты рублей.

Землянушин Е.А. обратился в суд с жалобой на вышеуказанное постановление, считая его незаконным и необоснованным, просил обжалуемое постановление отменить.

В обоснование своих требований Землянушин Е.А. в жалобе указал, что ведение кассовых операций в РФ, регламентировано Банком России. В соответствии с п. 13 «Порядка ведения кассовых операций» утвержденного решением Совета директоров Банка России от Дата Номер прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного и кассира, заверенная печать кассира или оттиска кассового аппарата. В силу пунктов 22 и 24 Порядка все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге. Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге. Правонарушения, предусмотренные статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключаются в нарушении порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившихся в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств. В ходе проверки сотрудники ИФНС установили факт отсутствия изолированного помещения, предназначенного для приема, выдачи и временного хранения денег, однако фактов несоблюдения Обществом непосредственно порядка хранения свободных денежных средств не установили. Факт отсутствия надлежаще оборудованной кассы при отсутствии доказательств несоблюдения Обществом непосредственно порядка хранения свободных денежных средств не образует состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Привлекая Общество к ответственности за несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств, налоговый орган был обязан доказать: наличие у Общества свободных денежных средств и их размер; указать конкретные нарушенные нормы порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, в том числе при хранении наличных денежных средств, а также указать конкретную дату совершения правонарушения. Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются. Доказательства того, что Общество имело свободные денежные средства и совершало операции с ними (принимало, выдавало, хранило их) при отсутствии кассы, что повлекло не выполнение обязанности по созданию условий, обеспечивающих сохранность денежных средств отсутствуют.

В судебном заседании представитель заявителя Землянушина Е.А. – Отева А.И., доводы жалобы поддержала, просила жалобу удовлетворить, производство по делу об административном правонарушении прекратить за отсутствием состава административного правонарушения. Пояснила, что Данные изъятыпроводило все операции с денежными средствами в безналичном порядке.

Представитель ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы Богданова И.А. просила обжалуемое постановление оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения, пояснила, что Землянушин Е.А. обоснованно привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.1 КоАП РФ.

Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, нахожу жалобу необоснованной, подлежащей оставлению без удовлетворения, а обжалуемое постановление оставлению без изменения по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а так же выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Статьей 15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

На основании п. 3 раздела 3 «Порядка ведения кассовых операций в РФ» утвержденных решением Совета директоров ЦБ РФ 22 сентября 1993 года №40 для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.

В соответствии с п. 29 раздела 3 «Порядка ведения кассовых операций», утвержденных решением Совета директоров ЦБ РФ 22 сентября 1993 года №40 29. В соответствии с пунктом 3 руководители предприятий обязаны оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк. В тех случаях, когда по вине руководителей предприятий не были созданы необходимые условия, обеспечивающие сохранность денежных средств при их хранении и транспортировке, они несут в установленном законодательством порядке ответственность. Рекомендации по обеспечению сохранности денежных средств при их хранении и транспортировке приведены в Приложении N 2. Помещение кассы должно быть изолировано, а двери в кассу во время совершения операций - заперты с внутренней стороны. Доступ в помещение кассы лицам, не имеющим отношения к ее работе, воспрещается. Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий приведены в Приложении N 3. Кассы предприятий могут быть застрахованы в соответствии с действующим законодательством.

Признавая Землянушина Е.А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.1 КоАП РФ, начальник инспекции ФНС по Ленинскому району г. Пензы П.О. обоснованно исходил из того, что в ходе проверки, проведенной в период с Дата по Дата должностными лицами инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Пензы в помещении Данные изъяты расположенного по адресу: Адрес , был установлен факт нарушения п. п. 3, 29 раздела 3 «Порядка ведения кассовых операций», утвержденных решением Совета директоров ЦБ РФ Дата Номер , а именно: в помещении отсутствует изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения денег.

Факт нарушения директором Данные изъяты Землянушиным Е.А. п. п. 3, 29 раздела 3 «Порядка ведения кассовых операций», утвержденных решением Совета директоров ЦБ РФ Дата Номер , подтверждается материалами проверки, имеющимися в деле, в том числе отчетами кассира от Дата , из которых видно, что из кассы выдавались наличные денежные средства.

У директора Данные изъяты Землянушина Е.А. имелась возможность для соблюдения действующего законодательства, а именно «Порядка ведения кассовых операций хранения наличных денег», за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, однако Землянушиным Е.А. не были приняты все зависящие от нее меры по их соблюдению.

С учетом указанных обстоятельства налоговый орган при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении директора Данные изъяты Землянушина Е.А. пришел к правильному выводу о наличии в действиях Землянушина Е.А. состава административного правонарушения, предусмотренного 15.1 КоАП РФ.

Доводы заявителя Землянушина Е.А. и его представителя о невиновности и о том, что обращение с денежными средствами осуществлялось по безналичному расчету, являются несостоятельными, поскольку не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и опровергаются собранными по делу доказательствами.

Административным органом на основании имеющихся материалов дела об административном правонарушении правильно установлены фактические обстоятельства дела, директор Данные изъяты Землянушин Е.А. обоснованно привлечен к административной ответственности.

Свои выводы административный орган мотивировал, и оснований с ними не соглашаться не имеется.

Каких-либо процессуальных оснований к отмене или изменению оспариваемого постановления, а также оснований для удовлетворения жалобы Землянушина Е.А. не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административном правонарушении, судья

РЕШИЛ:

Жалобу Землянушина Е.А. оставить без удовлетворения.

Постановление начальника инспекции ФНС по Ленинскому району г. Пензы П.О. Номер от Дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.1 КоАП РФ, в отношении Землянушина Е.А. – оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья О.М. Липатов