Дело № 5-25/11
ПОСТАНОВЛЕНИЕг. Пенза 11 февраля 2011 года
Судья Ленинского районного суда г. Пензы Прошина Н.В.,
с участием Русеева В.А. - лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении,
заместителя начальника ОНД Ленинского района г. Пензы УНД ГУ МЧС России по Пензенской области З.С., действующего на основании доверенности от дата,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении в отношении
Русеева В.А., "данные изъяты", ранее не привлекавшегося к административной ответственности,
привлекаемого к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Русеев В.А. совершил нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами.
Правонарушение совершено в г.Пензе при следующих обстоятельствах:
08 февраля 2011 года отделом надзорной деятельности Ленинского района г.Пензы УНД ГУ МЧС России по Пензенской области в ходе проведения проверки соблюдения законодательства о противопожарной безопасности индивидуальным предпринимателем Русеевым В.А. при осуществлении деятельности в помещениях торгово-административного здания, расположенного по адресу: адрес, были выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами:
Выявленные нарушения были зафиксированы в акте проверки соблюдения индивидуальным предпринимателем Русеевым В.А. законодательства о пожарной безопасности № 1 от 08.02.2011 г.
По результатам проверки и на основании вышеуказанного акта 08.02.2011 г. заместителем главного государственного инспектора Ленинского района г. Пензы по пожарному надзору З.С. был составлен протокол об административном правонарушении № 19 в отношении ИП Русеева В.А. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
В судебном заседании Русеев В.А. вину в совершении правонарушения признал полностью и пояснил, что на момент рассмотрения дела выявленные при эксплуатации принадлежащего ему торгово-административного здания по адресу: адрес, нарушения норм и правил пожарной безопасности частично устранены. Так, имеющаяся в здании автоматическая установка пожарной сигнализации и система оповещения людей о пожаре приведена в рабочее состояние, разработаны и вывешены поэтажные планы эвакуации людей в случае возникновения пожара. В целях устранения указанных в п.п. 2, 4, 5 протокола об АПН нарушений норм и правил пожарной безопасности, 10 февраля 2011 года между ним и Пензенским отделением ВООИ «Ч» был заключен договор на оказание услуг по монтажу в подвальном помещении здания системы дымоудаления. До завершения выполнения работ по данному договору, а также по договору строительного подряда от 10.12.2010г., заключенного между ним и ООО «Ю», эксплуатация подвала торгового центра прекращена, доступ в него посетителей и работников торгово-административного здания исключен. Изложенные в п.п. 6-10 протокола нарушения будут устранены в ходе реконструкции здания центра, предусмотренной условиями договора строительного подряда, заключенного с ООО «Ю» 10.12.2010г..
Заместитель начальника ОНД Ленинского района г.Пензы УНД ГУ МЧС РФ по Пензенской области З.С. пояснил, что дата отделом надзорной деятельности Ленинского района г. Пензы УНД ГУ МЧС России по Пензенской области была проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности ИП Русеевым В.А. при эксплуатации торгово-административного здания, расположенного по адресу: адрес. В результате проверки выявлены отдельные нарушения требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, которые были отражены в акте проверки от 08.02.2011 г. Полагал, что выявленные нарушения правил пожарной безопасности при эксплуатации торгово-административного здания, расположенного по адресу: адрес, прежде всего нарушения п. 98 ППБ 01-03, п. 1 ст. 56, ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123 -ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 8.2 СНиП 41-01-2003, являются настолько опасными, что провоцируют угрозу возникновения пожара и могут привести к серьезным последствиям - причинению реального вреда жизни и здоровью работников и посетителей здания, повреждению их имущества.
Вина индивидуального предпринимателя Русеева В.А. в совершении указанного административного правонарушения подтверждается также следующими доказательствами:
- протоколом осмотра торгово-административного здания по адресу: адрес, на предмет соблюдения требований пожарной безопасности от 08.02.2011г., согласно которому при эксплуатации его помещений были выявлены отдельные нарушения норм и правил пожарной безопасности (л.д. 10-11);
- протоколом об административном правонарушении от 08.02.2011г. № 19, в котором отражены все вышеуказанные нарушения Правил пожарной безопасности, допущенные индивидуальным предпринимателем Русеевым В.А. при эксплуатации торгово-административного здания по адресу: адрес (л.д. 12-13);
- протоколом о временном запрете эксплуатации торгово-административного здания, расположенного по адресу: адрес, от 08.02.2011 г. (л.д. 14-15);
- свидетельством о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе Русееве В.А. номер от дата (л.д. 7);
- свидетельствами о государственной регистрации права Русеева В.А. на нежилое здание по адресу: адрес, номер от дата и на земельный участок по адресу: адрес, номер от дата (л.д. 8, 9).
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав и оценив материалы дела в их совокупности, суд находит вину индивидуального предпринимателя Русеева В.А. установленной и квалифицирует его действия по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, так как им допущена эксплуатация торгово-административного здания, расположенного по адресу: адрес, с нарушениями требований пожарной безопасности, установленных п.п. 16, 98 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, ч. 3 ст. 4, п. 1 ч. 2, ч.4 ст. 53, ч. 1 ст. 56, ч.1 ст.88, ч. 3 ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п.п. 4.2.1-4.2.3, 4.2.5, 4.2.6, 4.4.1, 4.4.2 «СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»; п. 8.2 Строительных норм и правил СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования», п.3.9 Строительных норм и правил СНиП 11-35-76 «Котельные установки».
Диспозицией ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32. 11.16 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона РФ от 21.12.1994 № 69-ФЗ (в ред. от 25.11.2009г. № 267-ФЗ) «О пожарной безопасности», руководители организации, в том числе, обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а так же выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты.
Согласно положениям ст. 20 указанного Федерального закона нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.
Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003г. № 313 утверждены «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации -«ППБ 01-03», в силу пункта 1 которых требования Правил обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Пунктом 16 ППБ 01-03 предусмотрено, что в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.
В нарушении этого в торгово-административном здании, расположенном по адресу: адрес, поэтажные планы эвакуации людей в случае возникновения пожара отсутствуют.
В соответствии с пунктом 98 ППБ 01-03, установки пожарной автоматики должны находиться в исправном состоянии и постоянной готовности, соответствовать проектной документации.
Однако, имеющаяся в здании автоматическая установка пожарной сигнализации и система оповещения людей о пожаре находится в нерабочем состоянии.
Согласно п. 1 ч. 2, ч 4 ст. 53 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» для обеспечения безопасной эвакуации людей предусматривает установку необходимого количества, размеров и соответствующего конструктивного исполнения эвакуационных путей и эвакуационных выходов. Методы определения необходимого и расчетного времени, а также условий беспрепятственной и своевременной эвакуации людей определяются нормативными документами по пожарной безопасности.
Пунктом 4.2.6. «СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (утв. Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. N 171) установлено, что двери эвакуационных выходов и другие двери на путях эвакуации должны открываться по направлению выхода из здания.
Вопреки данным требованиям, в здании, расположенном по адресу: адрес, имеющийся эвакуационный выход из помещений подвального этажа по своему конструктивному исполнению не обеспечивает безопасную эвакуацию людей, так как дверь эвакуационного выхода открывается не но направлению выхода из здания.
В силу п. 1 ст. 56Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», система противодымной защиты здания, сооружения или строения должна обеспечивать защиту людей на путях эвакуации и в безопасных зонах от воздействия опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для эвакуации людей в безопасную зону, или всего времени развития и тушения пожара посредством удаления продуктов горения и термического разложения и (или) предотвращения их распространения.
В соответствии с п. 8.2Государственных строительных норм и правил «Отопление, вентиляция и кондиционирование» - СНиП 41-01-2003 (принятых и введенных в действие Постановлением Госстроя РФ от 26 июня 2003 г. N 115), из коридоров (туннелей) подвальных этажей без естественного освещения их световыми проемами в наружных ограждениях административно-бытовых, производственных и многофункциональных зданий при выходах в эти коридоры из помещений, предназначенных для постоянного пребывания людей (независимо от количества людей в этих помещениях) должна быть предусмотрена система вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре.
Вместе с тем, в помещениях подвального этажа торгово-административного здания, расположенного по адресу: адрес, без естественного освещения и предназначенного для постоянного пребывания людей, отсутствует система вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре.
Согласно п. 4.2.2«СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», подвальные и цокольные этажи площадью более 300 кв. м или предназначенные для одновременного пребывания более 15 человек должны иметь не менее двух эвакуационных выходов.
В нарушение данного требования в подвальном помещении торгово-административного здания, расположенного по адресу: адрес, второй эвакуационный выход отсустствует.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 53Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов. Из ч. 4 ст. 53Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ следует, что методы определения необходимого и расчетного времени, а также условий беспрепятственной и своевременной эвакуации людей определяются нормативными документами по пожарной безопасности.
Пунктом 4.2.3. «СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» предусмотрено наличие не менее двух эвакуационных выходов с этажа, если на нем располагается помещение, которое должно иметь не менее двух эвакуационных выходов.
В силу п. 4.2.1. «СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», помещения подвальных и цокольных этажей, предназначенные для одновременного пребывания более 15 чел.; помещения подвальных и цокольных этажей, предназначенные для одновременного пребывания от 6 до 15 чел. должны иметь не менее двух эвакуационных выходов. При этом, один из двух выходов допускается предусматривать непосредственно наружу из помещений с отметкой чистого пола не ниже 4,5 метра через окно или дверь размером не менее 0,75 х 1,5 метра, а также через люк размером не менее 0,6 х 0,8 метра.
В то же время, на первом этаже торгово-административного здания, расположенного по адресу: адрес, рассредоточенные эвакуационные выходы отсутствуют.
Согласно п. 4.2.5«СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», высота эвакуационных выходов в свету должна составлять не менее 1,9 м, ширина выходов в свету - не менее 0,8 м, за исключением специально оговоренных случаев. Ширина выходов из лестничных клеток наружу, а также выходов из лестничных клеток в вестибюль должна быть не менее требуемой или ширины марша лестницы, за исключением специально оговоренных случаев. Во всех случаях ширина эвакуационного выхода должна быть такой, чтобы с учетом геометрии эвакуационного пути через проем или дверь можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком.
В нарушение данного требования имеющиеся на 2-ом этаже торгово-административного здания, расположенного по адресу: адрес, два эвакуационных выхода, а также эвакуационный выход с 3-го этажа северной части здания, по своему конструктивному исполнению не обеспечивают безопасную эвакуацию людей, поскольку ширина эвакуационного выхода в свету не соответствует противопожарным нормам.
В соответствии с ч. 1 ст. 88Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», части зданий, сооружений, строений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. Требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом классов функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, сооружения, строения, пожарного отсека.
Ч. 3 ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ определено, что к эвакуационным выходам из зданий, сооружений и строений относятся выходы, которые ведут: 1) из помещений первого этажа наружу: непосредственно; через коридор; через вестибюль (фойе); через лестничную клетку; через коридор и вестибюль (фойе); через коридор, рекреационную площадку и лестничную клетку; 2) из помещений любого этажа, кроме первого: непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа; в коридор, ведущий непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа; в холл (фойе), имеющий выход непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа; на эксплуатируемую кровлю или на специально оборудованный участок кровли, ведущий на лестницу 3-го типа; 3) в соседнее помещение (кроме помещения класса Ф5 категорий А и Б), расположенное на том же этаже и обеспеченное выходами, указанными в пунктах 1 и 2 настоящей части. Выход из технических помещений без постоянных рабочих мест в помещения категорий А и Б считается эвакуационным, если в технических помещениях размещается оборудование по обслуживанию этих пожароопасных помещений.
Из п.3.9Строительных норм и правил - СНиП 11-35-76 «Котельные установки» (утв. Постановлением Госстроя СССР от 31 декабря 1976 г. N 229), следует, что встроенные котельные должны отделяться от смежных помещений противопожарными стенами 2 типа или противопожарными перегородками 1 типа и противопожарными перекрытиями 3 типа. Пристроенные котельные должны отделяться от основного здания противопожарной стеной 2 типа. При этом стена здания, к которой пристраивается котельная, должна иметь предел огнестойкости не менее 0,75 ч, а перекрытие котельной должно выполняться из негорючих материалов. Несущие и ограждающие конструкции крышных котельных должны иметь предел огнестойкости 0,75 ч, предел распространения пламени по конструкции равным нулю, а кровельное покрытие основного здания под котельной и на расстоянии 2 м от ее стен должно выполняться из негорючих материалов или защищаться от возгорания бетонной стяжкой толщиной не менее 20 мм.
Однако, эвакуационный выход с 3-го этажа южной части торгово- административного здания, расположенного по адресу: адрес, оборудован через помещение встроенной котельной, которая в свою очередь не отделена от торгового зала противопожарными преградами, вследствие чего безопасная эвакуация людей не обеспечена.
В силу п. 4.4.1. «СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», ширина марша лестницы, предназначенной для эвакуации людей, в том числе расположенной на лестничной клетке, должна составлять не менее расчетной или не менее ширины любого эвакуационного выхода (двери) на нее, но не менее: 1,2 м - для зданий с числом людей, находящихся на любом этаже, кроме первого, более 200 человек.
Согласно п. 4.4.2.«СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», уклон лестниц на путях эвакуации должен составлять, как правило, не более 1:1; ширина проступи, как правило, не менее 25 см, а высота ступени - не более 22 см.
Вопреки указанным требованиям, в здании, расположенном по адресу: адрес, число людей на каждом этаже которого, кроме первого, превышает 200 человек, ширина маршей лестниц 3-го типа (наружной открытой) предназначенных для эвакуации людей, составляет менее 1.2 м, ширина проступи менее 25 см.
Суд полагает доказанным, что выявленные нарушения, прежде всего: неисправное состояние установки автоматической пожарной сигнализации и отсутствие системы противодымной вытяжной вентиляции в подвальных помещениях, не имеющих естественного освещения и предназначенных для массового пребывания людей, являются существенными и представляют реальную угрозу жизни и здоровью посетителей и работников торгового центра и их имуществу. В связи с чем, признает эксплуатацию торгово-административного здания, расположенного по адресу: адрес, не соответствующей требованиям норм и правил пожарной безопасности.
Установлено, что ИП Русеев В.А. эксплуатирует здание продолжительное время, располагал возможностью принять все зависящие от него меры для приведения помещений здания в соответствие с требованиями пожарной безопасности, установленными указанными выше нормами и правилами. Однако такие меры необоснованно не принял.
При назначении наказания суд учитывает характер и множественность нарушений, финансовое положение ИП Русеева В.А., обстоятельства, смягчающие административную ответственность, а именно: признание им вины в содеянном, совершение правонарушения впервые, частичное устранение выявленных недостатков, и отсутствие обстоятельств, отягчающих ее.
С учетом изложенного и конкретных обстоятельств правонарушения, суд считает возможным назначить индивидуальному предпринимателю Русееву В.А. наказание в виде административного штрафа в доход государства.
Руководствуясь статьями 29.9. 29.10 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Индивидуального предпринимателя Русеева В.А. признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 1 500 (одной тысячи пятисот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Н.В. Прошина