Дело №5-28/2011 Постановление ст.20.4 ч.1 КоАП РФ.



Дело № 5-28/11

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Пенза 16 февраля 2011 года

Судья Ленинского районного суда г. Пензы Прошина Н.В.,

с участием законного представителя Открытого акционерного общества «Пензенское бюро конструкторского моделирования» - врио генерального директора Кваши М.М., действующего на основании приказа о вступлении в должность номер от дата,

представителей Питерова В.Я., действующего на основании доверенности номер от дата, и Беляевой А.С., действующей на основании доверенности номер от дата,

представителя ОНД Ленинского района г. Пензы УНД ГУ МЧС России по Пензенской области Б.В., действующего на основании доверенности от дата,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении в отношении

Открытого акционерного общества «Пензенское бюро конструкторского моделирования», "данные изъяты", привлекавшегося к административной ответственности 25.02.2010г. постановлением Ленинского районного суда г.Пензы по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ к административному приостановлению деятельности сроком на 90 (девяносто) суток,

привлекаемого к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Пензенское бюро конструкторского моделирования» (далее ОАО «ПКБМ») совершило нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами.

Правонарушение совершено при следующих обстоятельствах:

В период с дата по дата государственным инспектором Пензенской области по пожарному надзору Б.Д. во исполнение распоряжения заместителя главного Государственного инспектора Пензенской области по пожарному надзору М.В. номер от дата была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения законодательства о противопожарной безопасности ОАО «ПКБМ», расположенного по адресу: адрес, с целью контроля за выполнением ранее выданного предписания номер от дата Проведенной проверкой были выявлены следующие нарушения обязательных требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, при эксплуатации помещений корпуса номер ОАО «ПКБМ»:

  1. коридор четвертого этажа корпуса длиной более 60 м не разделен противопожарными перегородками 2-го типа на участки (Основание: ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.3.3 «СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»);
  2. автоматическая пожарная сигнализация 4-го этажа корпуса находится в неисправном состоянии (Основание: п. 34 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации»);
  3. стены общих коридоров, лестничных клеток на путях эвакуации окрашены горючими материалами (масляной краской) (Основание: п. 3, 53 «Правил пожарной безопасности в РФ», ч. 2 ст. 134, ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
  4. помещения 1-го, 2-го, 3-го этажей корпуса не защищены автоматической установкой пожарной сигнализации (Основание: п. 3 «Правил пожарной безопасности в РФ», ч. 2 ст. 54, ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-ФЗ «Технический регламент требованиях пожарной безопасности», п. 4, 14, приложение 3 п. 38 Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией»);
  5. помещения корпуса не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (Основание: п. 3 «Правил пожарной безопасности в РФ», ч. 2 ст. 54, ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 1.2, 5.1 табл. 2 Норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях»);
  6. пределы огнестойкости маршей и площадок лестниц не соответствуют предъявляемым требованиям (Основание: ч. 2 ст. 58 табл. 21 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
  7. потолок в тамбуре основного входа в корпус на пути эвакуации выполнен из сгораемых материалов (Основание: п. 3, 53 «Правил пожарной безопасности в РФ», ст. 151 Федерального закона от 22.07.08г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

Выявленные нарушения были зафиксированы в акте проверки соблюдения ОАО «ПКБМ» законодательства о пожарной безопасности номер от дата

По результатам проверки и на основании вышеуказанного акта, дата государственным инспектором Пензенской области по пожарному надзору Б.Д. в отношении ОАО «ПКБМ» был составлен протокол об административном правонарушении номер за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

В судебном заседании представители ОАО «ПКБМ» Кваша М.М., Питеров В.Я. и Беляева А.С. вину юридического лица в совершении правонарушения признали полностью и пояснили, что для устранения выявленных в ходе проверки нарушений Правил пожарной безопасности необходимо привлечение крупных денежных средств. Вместе с тем, ОАО «ПКБМ» вследствие решения Минобороны РФ о прекращении ОКР «Т», соисполнителем которой являлось ОАО «ПКБМ», в 2010-2011 годах оказалось в крайне тяжелом финансовом положении. С дата ОАО «ПКБМ» действующих финансируемых заказов не имеет, в связи с чем на предприятии введён режим вынужденного простоя. Имеется задолженность по заработной плате, которая по состоянию на дата составляет "данные изъяты".. На счетах предприятия на сегодняшний момент денежные средства отсутствуют, а все поступающие на счета денежные средства списываются службой судебных приставов для погашения задолженностей по зарплате и платежам в бюджет. Расходование поступающих денежных средств на иные статьи кроме заработной платы запрещено. В настоящее время предприятие ведёт предконтрактную работу с целью заключения контрактов по основному виду деятельности. Получаемые от их реализации средства будут направляться, в том числе, и на мероприятия по устранению выявленных нарушений. В целях устранения выявленных при эксплуатации корпуса номер нарушений норм и правил пожарной безопасности, на предприятии разработан комплекс организационных мероприятий по предупреждению и выявлению возможных внештатных ситуаций (персонал корпуса сгруппирован на производственных площадях 3 этажа, а освободившиеся площади обесточены, опечатаны и сданы под охрану; организован обход помещений корпуса членами ДПД; разработана временная инструкция по пожарной безопасности и пр.).

Представитель ОНД Ленинского района г. Пензы УНД ГУ МЧС России по Пензенской области Б.В. пояснил, что в период с дата по дата отделом надзорной деятельности Ленинского района г. Пензы УНД ГУ МЧС России по Пензенской области была проведена внеплановая проверка помещений и территорий ОАО «ПКБМ», расположенных по адресу: адрес, с целью контроля за выполнением ранее выданного предписания номер от дата. В результате проверки при эксплуатации помещений корпуса номер были выявлены отдельные нарушения требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, которые были отражены в акте проверки номер от дата Полагал, что выявленные нарушения правил пожарной безопасности, а именно: нарушения п.3 ППБ 01-03, ч. 2 ст. 54, ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.п. 4, 14, приложение 3 п. 38 Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», п.п. 1.2, 5.1 табл. 2 Норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях, являются настолько опасными, что провоцируют угрозу возникновения пожара и могут привести к серьезным последствиям - причинению реального вреда жизни и здоровью работников здания, повреждению имущества юридического лица.

Вина ОАО «ПКБМ» в совершении указанного административного правонарушения подтверждается также следующими доказательствами:

- распоряжением заместителя главного Государственного инспектора Пензенской области по пожарному надзору М.В. номер от дата о проведении внеплановой выездной проверки ОАО «ПКБМ», расположенного по адресу: адрес, с целью контроля за выполнением им ранее выданного предписания номер от дата (л.д. 3);

- актом проверки соблюдения требований пожарной безопасности номер от дата, согласно которому выявлены нарушения требованиям пожарной безопасности (л.д. 4-5);

- протоколомоб административном правонарушении номер от дата, в котором отражены все вышеуказанные нарушения Правил пожарной безопасности, допущенные при эксплуатации помещений корпуса номер ОАО «ПКБМ» (л.д. 6-7);

- протоколом о временном запрете деятельности от дата корпуса номер ОАО «ПКБМ», расположенного по адресу адрес (л.д. 9);

- протоколом о временном запрете деятельности корпуса номер ОАО «ПКБМ», расположенного по адресу адрес, от дата (л.д. 9);

- уставом ОАО «ПКБМ», утвержденным распоряжением Министерства Государственного имущества Пензенской области номер от дата (л.д. 10-25);

- свидетельством о постановке на учет юридического лица по месту нахождения на территории РФ номер (л.д. 26);

- приказом о вступлении в должность врио генерального директора Кваши М.М. номерК от дата (л.д. 27);

- свидетельством о внесении в ЕГРЮЛ записи об ОАО «ПКБМ» номер дата (л.д. 28);

- свидетельством о государственной регистрации ОАО «ПКБМ» номер от дата (л.д. 29);

- протоколом заседания совета директоров ОАО «ПКБМ» от дата, на котором Кваша М.М. был избран временно исполняющим обязанности генерального директора ОАО «ПКБМ» (л.д. 30-32).

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав и оценив материалы дела в их совокупности, суд находит вину ОАО «ПКБМ» установленной и квалифицирует его действия по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, так как им допущена эксплуатация помещений корпуса номер, расположенного по адресу: адрес, с нарушениями требований пожарной безопасности, установленных п.п. 3, 34 53 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации; ч.2 ст.54, ч.2 ст.58 табл. 21, ч.2 ст.134, ст.151 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п.п. 4, 14, приложение 3 п.38 Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией»; п.п. 1.2, 5.1 табл. 2 Норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях; п. 4.3.3 «СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».

Диспозицией ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32. 11.16 КоАП РФ.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона РФ от 21.12.1994 № 69-ФЗ (в ред. от 25.11.2009г. № 267-ФЗ) «О пожарной безопасности», нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.

Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003г. № 313 утверждены «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации -«ППБ 01-03», в силу пункта 1 которых требования Правил обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В соответствии с п.3 ППБ 01-03, при проведении мероприятий по контролю исполнения требований пожарной безопасности наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

Пунктом 53 ППБ 01-03 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости).

В соответствии с ч. 2 ст. 54Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих обязательному оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.

Согласно ч. 2 ст. 58 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ, требуемые пределы огнестойкости строительных конструкций, выбираемые в зависимости от степени огнестойкости зданий, сооружений и строений, приведены в таблице 21 приложения к закону.

В силу ч. 2 ст. 134 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ, требования пожарной безопасности к применению строительных материалов в зданиях, сооружениях и строениях устанавливаются применительно к показателям пожарной опасности этих материалов, приведенным в таблице 27 приложения к закону.

Из ст. 151Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ следует, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона. До дня вступления в силу соответствующих технических регламентов схема декларирования соответствия продукции требованиям пожарной безопасности на основе собственных доказательств применяется для продукции общего назначения только изготовителями или юридическими лицами, выполняющими функции иностранного изготовителя.

В соответствии с п. 4Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» («НПБ 110-03»), утвержденных Приказом МЧС России № 315от 18 июня 2003 года, все помещения в зданиях и сооружениях независимо от площади должны быть защищены соответствующими автоматическими установками (кроме помещений: с мокрыми процессами, венткамер, категории В4 и Д по пожарной опасности, лестничных клеток).

Согласно п. 14 НПБ 110-03, перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, представлен в обязательном приложении.

В силу п. 38НПБ 110-03, помещения должны быть оборудованы установкой автоматической пожарной сигнализацией.

Из п. 1.2Норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» («НПБ 104-03»), утвержденных Приказом МЧС России № 323 20 июня 2003 года, следует, что настоящие нормы устанавливают типы СОУЭ и определяют перечень зданий, подлежащих оснащению этими системами.

В силу п. 5.1НПБ 104-03, в помещениях должна быть смонтирована система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Согласно п. 4.3.3 «СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», (утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 171), коридоры длиной более 60 м следует разделять противопожарными перегородками 2-го типа на участки, длина которых определяется по [2], но не должна превышать 60 м.

Суд полагает доказанным, что выявленные нарушения, прежде всего: отсутствие надлежащей установки автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, являются существенными и представляют реальную угрозу жизни и здоровью работников предприятия и его имуществу. В связи с чем, признает эксплуатацию помещений корпуса номер ОАО «ПКБМ», расположенного по адресу: адрес, не соответствующей требованиям норм и правил пожарной безопасности.

Установлено, что ОАО «ПКБМ» эксплуатирует здание корпуса продолжительное время, располагал возможностью принять все зависящие от него меры для приведения его помещений в соответствие с требованиями пожарной безопасности, установленными указанными выше нормами и правилами. Однако таких мер необоснованно не принял.

При назначении наказания суд учитывает характер нарушений, финансовое положение ОАО «ПКБМ», обстоятельства, смягчающие административную ответственность (признание вины в содеянном, частичное устранение выявленных недостатков), и обстоятельства, отягчающие ее (повторность нарушения требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами).

С учетом изложенного и конкретных обстоятельств правонарушения, суд считает возможным назначить ОАО «ПКБМ» наказание в виде административного штрафа в доход государства.

Руководствуясь статьями 29.9. 29.10 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Пензенское бюро конструкторского моделирования», "данные изъяты" признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 12 000 (двенадцати тысяч) рублей.

Меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении - временный запрет эксплуатации корпуса номер ОАО «Пензенское бюро конструкторского моделирования», расположенного по адресу: адрес, отменить.

Постановление может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Н.В. Прошина