о признании постановления недействующим



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 октября 2010 года

Суд Ленинского района города Оренбурга

В составе председательствующего судьи Селютиной И.Ф.

С участием старшего помощника прокурора г.Оренбурга Назмутдиновой Г.С.,

Представителя администрации г.Оренбурга Барановой Н.Г.,

при секретаре Файзуллиной Р.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г.Оренбурга о признании недействующим в части постановления администрации г.Оренбурга,

У С Т А Н О В И Л :

Исполняющая обязанности прокурора г.Оренбурга Чадова О.Г. обратилась в суд с заявлением об оспаривании постановления администрации г.Оренбурга, указав, что разделом 5 «Решение Комиссии» приложения № 2 Положения «О комиссии по регулированию вопросов самовольного строительства, использования объектов недвижимости, расположенных за пределами «красной» линии на территории муниципального образования «город Оренбург» к постановлению администрации г.Оренбурга от 16.07.2010 № 4950-п «О создании комиссии по регулированию вопросов самовольного строительства, использования объектов недвижимости, расположенных за пределами «красной» линии на территории МО «г.Оренбург» установлено, что по результатам заседания Комиссия принимает решения, которые противоречат требованиям федерального законодательства, а именно: ст.222 ГК РФ; нормам Градостроительного кодекса РФ, запрещающим оформление прав на земельный участок за «красной» без внесения изменений в генеральный план городского округа и проект планировки территории города. В случае принятия решения о возможности заключения мирового соглашения с самовольными застройщиками на условиях, определенных членами комиссии в ходе заседания также усматривается коррупционный фактор, а именно выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления.

Оспариваемое постановление администрации города Оренбурга № 4950-п от 16.07.2010 года отвечает форме и содержанию нормативного правового акта: рассчитан на неоднократное применение неопределенного круга лиц, имеет сферу действия в границах МО «город Оренбург», направлен на урегулирование отношений, опубликован в средствах массовой информации в газете «Вечерний Оренбург» №29 от 21.07.2010 года.

Прокурор просит суд: признать незаконным и не подлежащими применению раздел 5 «Решение Комиссии» приложения № 2 Положения «О комиссии по регулированию вопросов самовольного строительства, использования объектов недвижимости, расположенных за пределами «красной» линии на территории муниципального образования «город Оренбург» к постановлению администрации города Оренбурга т 16.07.2010 № 4950-п «О создании комиссии по регулированию вопросов самовольного строительства, использования объектов недвижимости, расположенных за пределами «красной» линии на территории МО «г. Оренбург»

В судебном заседании старший помощник прокурора г.Оренбурга Назмутдинова Г.С. поддержала заявление.

Представитель администрации г.Оренбурга Баранова Н.Г. возражала против удовлетворения заявления, полагая, что оспариваемое постановление принято с соблюдением требований закона, не нарушает права граждан, так как обязательно для исполнения структурными подразделениями администрации города..

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии с п.251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Постановлением администрации г.Оренбурга № 4950-п от 16.07.2010г. создана комиссия по регулированию опросов самовольного строительства, использования объектов недвижимости, расположенных за пределами «красной» линии на территории МО «г.Оренбург».

Постановление опубликовано в газете «Вечерний Оренбург» №29 от 21.07.2010 года. Оспариваемое постановление администрации города Оренбурга № 4950-п от 16.07.2010 года отвечает форме и содержанию нормативного правового акта.

В приложении № 2 к постановлению создано Положение «О комиссии по регулированию вопросов самовольного строительства, использования объектов недвижимости, расположенных за пределами «красной» линии на территории муниципального образования «город Оренбург».

Согласно п.2.1 Положения в задачи Комиссии входит рассмотрение вопросов:

о необходимости предъявления исков о сносе самовольно возведенных зданий, строений, сооружений;

о возможности признания права собственности на самовольно возведенные объекты недвижимости;

о возможности использования земельных участков за «красной» линией с оформлением прав на такой земельный участок;

о проработке условий для заключения мировых соглашений с самовольными застройщиками.

В разделе 5 Положения установлено, что по результатам заседания Комиссия принимает следующие решения:

о необходимости сноса самовольно возведенных объектов;

о возможности признания права собственности на самовольно возведенные
объекты недвижимости;

о возможности использования земельных участков за «красной» линией с
оформление права на такой земельный участок;

о возможности заключения мирового соглашения с самовольными
застройщиками на условиях, определяемых членами комиссии в ходе заседания,
условия мирового соглашения должны соответствовать нормам действующего
законодательства.

Согласно ст.222 ГК РФ самовольная постройка подлежит сносу осуществившим её лицом либо за его счет. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

Согласно п.22 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законны владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки.

Следовательно, снос самовольной постройки и признание права собственности на самовольную постройку осуществляется в судебном порядке. Администрация г.Оренбурга в оспариваемом постановлении не наделяет комиссию полномочиями по признанию права собственности на самовольные строения и по сносу самовольно возведённых строений. А лишь решает вопрос о необходимости сноса и о возможности признания права собственности для выработки позиции в судебном процессе

Кроме того, исходя из содержания абзацев 1,2 пунктов 2 и 5 Положения, следует, что решение Комиссии о необходимости сноса самовольно возведенных объектов и о возможности признания права собственности на самовольно возведенные объекты недвижимости, являются обязательными для рассмотрения отраслевыми (функциональными) и территориальными органами администрации города.

Из показаний представителя администрации г.Оренбурга и содержания оспариваемого постановления, следует, что принятые комиссией решения поступают на рассмотрение в отраслевые (функциональные) органы администрации города для ведения претензионной и исковой работы.

Решение комиссии не будет являться основанием для регистрации права в регистрирующем органе; для реального сноса строения и поэтому суд не усматривает в действиях администрации г.Оренбурга нарушений закона.

В соответствии со ст.11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно ст.36 ЗК РФ принятие решений о предоставлении гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления.

Согласно п.10 ст.3 Закона РФ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Законом Оренбургской области от 16.11.2002 года №317/64-111-03 установлено, что представление незастроенных земельных участков в соответствии с градостроительной документацией для размещения сезонных (сроком до шести месяцев) объектов (летние кафе, временные стоянки, передвижные тонары); строительства и размещения индивидуальных одноквартирных жилых домов граждан; целей возведения пристроев к существующим индивидуальным одноквартирным жилым домам граждан; ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства; целей организации мест гражданских и воинских захоронений осуществляет орган местного самоуправления.

Согласно п.11 ст.1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

В силу п.12 ст.85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

С учетом изложенного суд соглашается с доводами представителя администрации г.Оренбурга о том, что орган местного самоуправления вправе принимать решения об использовании земельных участков за «красной» линией, с последующим оформлением прав на такие земельные участки.

При таких обстоятельствах суд полагает, что оспариваемое постановление в части принятия комиссией решений:

о необходимости сноса самовольно возведенных объектов;

о возможности признания права собственности на самовольно возведенные
объекты недвижимости;

о возможности использования земельных участков за «красной» линией с
оформление права на такой земельный участок - не противоречат требованиям закона и не нарушают права и интересы граждан. В этой части Постановление администрации г.Оренбурга № 4950 от 16.07.2010г. суд считает законным, а требования прокурора г.Оренбурга об отмене постановления в этой части - не подлежащими удовлетворению.

Между тем суд считает, что решение комиссии о возможности заключения мирового соглашения с самовольными застройщиками на условиях, определяемых членами комиссии в ходе заседания, противоречит требованиям закона, поскольку вопрос о правах на самовольное строение может быть разрешён только в судебном порядке, заключение мирового соглашения предусмотренное нормами ГПК РФ, также возможно при разрешение спора в суде с учётом соблюдения прав и законных интересов граждан и требований закона. Поэтому суд соглашается с доводами прокурора о том, что решение о возможности заключения мирового соглашения с самовольными застройщиками на условиях, определенными членами комиссии в ходе заседания, является выборочным изменением объема прав, необоснованно установит исключения из общего порядка оформления права собственности для граждан и организаций. В этой части требования прокурора суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 253 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Заявление прокурора г.Оренбурга о признании недействующим в части постановления администрации г.Оренбурга - удовлетворить частично.

Признать незаконным и не подлежащими применению пункт 5.1 «Решение Комиссии» приложения № 2 Положения «О комиссии по регулированию вопросов самовольного строительства, использования объектов недвижимости, расположенных за пределами «красной» линии на территории муниципального образования «город Оренбург» к постановлению администрации города Оренбурга т 16.07.2010 № 4950-п «О создании комиссии по регулированию вопросов самовольного строительства, использования объектов недвижимости, расположенных за пределами «красной» линии на территории МО «г.Оренбург» в части принятия комиссией решений о возможности заключения мирового соглашения с самовольными застройщиками на условиях, определённых членами комиссии в ходе заседания.

В остальной части в удовлетворении требований - отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г.Оренбурга в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья :

Полный текст решения изготовлен 25. 10.2010г.

Судья: