Решение о признании бездействия незаконным



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8 октября 2010 года

Ленинский районный суд г. Оренбурга

в составе:

председательствующего судьи Стасовой Ж.Г.

с участием

представителя истца – Емельяновой М.В.

при секретаре Ермошкиной О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Оренбурге гражданское дело по иску прокурора Ленинского района города Оренбурга к администрации МО «город Оренбург», администрации Южного округа г.Оренбурга о признании бездействия незаконным, ликвидации несанкционированной свалки отходов потребления в пойме р.Урал на расстоянии 800 м. в южном направлении от нежилой застройки, расположенной по адресу: <адрес> путем очистки территории,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ленинского района г. Оренбурга (истец) обратился в суд с вышеуказанным иском в порядке ст. 45 ГПК РФ по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Ленинского района г. Оренбурга, с привлечением специалистов ГУ Государственная инспекция по охране окружающей среды Оренбургской области, а также с ведущим специалистом отдела ЖКХ и экологии по Ленинскому району Южного административного округа проведена проверка по факту организации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов в районе ..., расположенной в Ленинском районе Южного административного округа г. Оренбурга.

В ходе проверки установлено, что в нарушение ч. 3 ст. 7 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.п. 24 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 8, п. 11 ст. 9 Устава г. Оренбурга, на территории Ленинского района Южного административного округа г. Оренбурга допущено несанкционированное складирование твердых бытовых отходов.

Так, на территории Ленинского района Южного административного округа г. Оренбурга в пойме р.Урал на расстоянии 800 м. в южном направлении от нежилой застройки, расположенной по адресу: <адрес>, выявлены места несанкционированного складирования отходов (крупногабаритный строительный мусор, ТБО, полиэтилен и т.д.) общей площадью около 1000 кв.м..

Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении конституционных права граждан, проживающих на территории Ленинского района г. Оренбурга, на благоприятную окружающую среду, установленные ст. 42 Конституции РФ, в связи с размещением и эксплуатацией свалки, которая отрицательно, негативно влияет на состояние атмосферного воздуха, почвы, подземных вод.

Бездействие ответчиков по сбору, вывозу, утилизации, переработке отходов приводит к негативному воздействию на окружающую среду, а также к нарушению конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, поскольку несанкционированное складирование отходов приводит к распространению вредных насекомых, грызунов, являющихся источниками распространения различных инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений.

Ссылаясь на п. 3 ст.7, ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», п.5 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2 ст. 2 постановления Оренбургского городского Совета от 27 апреля 2006 г. № 44 «Об уставе города Оренбурга», Постановление Главы города Оренбурга от 29.09.2009 № 6963-п, ст. 9, 42 Конституции РФ, истец просил: признать незаконным бездействие администрации МО «город Оренбург», администрации Южного округа г. Оренбурга, выразившееся в неисполнении обязанности по организации мероприятий по охране окружающей среды, сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на территории округа, а также по ликвидации несанкционированной свалки; Обязать администрацию МО «город Оренбург» и администрацию Южного округа МО «город Оренбург» ликвидировать несанкционированную свалку в пойме р.Урал на расстоянии 800 м. в южном направлении от нежилой застройки, расположенной по адресу: <адрес> путем очистки территории с рекультивацией земельного участка.

В судебном заседании представитель истца Емельянова М.В. исковые требования истца уточнила, исключив из них требование о возложении на ответчиков обязанности рекультивации земельного участка.

Представители ответчиков - администрации г.Оренбурга и администрации Южного округа г.Оренбурга, надлежаще извещенных о времени и месте настоящего судебного заседания, в него не явились.

Суд, заслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы настоящего гражданского дела, пришел к выводу о том, что исковые требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Из сообщения государственного инспектора Оренбургской области по охране природы Государственной инспекции по охране окружающей среды Оренбургской области ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ №-П на имя заместителя прокурора Ленинского района г. Оренбурга ФИО4 следует, что в ходе проведения ДД.ММ.ГГГГ совместно с прокуратурой Ленинского района г. Оренбурга проверки установлено, что на территории Ленинского района Южного административного округа г.Оренбурга в пойме р.Урал на расстоянии 800 м. в южном направлении от нежилой застройки, расположенной по адресу: <адрес>, выявлены места несанкционированного складирования отходов (крупногабаритный строительный мусор, ТБО, полиэтилен и т.д.) общей площадью около 1000 кв.м.. Администрацией Южного административного округа допущены нарушения в области обращения с отходами на территории Ленинского района Южного административного округа МО г.Оренбург: в нарушение ч. 3 ст. 7 ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.3, ст. 8 ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч. 24 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», п. 8; п. 11 Устава г. Оренбурга, на территории Ленинского района Южного административного округа г. Оренбурга допущено несанкционированное складирование твёрдых бытовых отходов.

В соответствии с ч.2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы го­сударственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Фе­дерации и законы.

Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно положений ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту - ФЗ № 7-ФЗ) отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещаются в т.ч.: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ
"Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 ФЗ от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п. 5 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ
"Об отходах производства и потребления" запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В соответствии с п. 3 ст. 7 ФЗ № 7-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся:

организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;

организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно п.п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся в том числе организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно п. 2 ст. 2 постановления Оренбургского городского Совета от 27 апреля 2006 г. № 44 «Об уставе города Оренбурга» муниципальное образование "город Оренбург" наделено статусом городского округа законом Оренбургской области.

Тем самым вышеперечисленные функции по организации мероприятий по охране окружающей среды, по сбору, вывозу, утилизации отходов возложены на администрацию города Оренбурга.

Согласно Положения «Об администрации округа города Оренбурга» - приложения к решению Оренбургского городского Совета от 17 октября 2006 г. № 126, в соответствии с Уставом города Оренбурга в структуру администрации города Оренбурга входит в том числе администрация Южного округа, которая осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия в пределах компетенции, установленной настоящим Положением (п. 1).

Администрация округа организует проведение на территории округа мероприятий по охране окружающей среды в пределах выделенных средств (п. 16.3).

Однако, данное обстоятельство не может являться основанием для освобождения ответчиков от их обязанностей по ликвидации свалки отходов потребления, т.к. ее существование противоречит вышеприведенным законодательным и правовым нормам.

Из объяснения без даты зам. Начальника отдела ЖКХ и экологии по Ленинскому району ФИО5 прокурору района, следует, что район поймы по <адрес> из года в год захламляется строительными материалами, бытовыми отходами и т.д. организациями, жильцами индивидуальных домов. Специалистами отдела ЖКХ и экологии постоянно ведется контроль, осуществляются проверки и выезды, за текущий год составлено более 20 протоколов за несанкционированный вывоз мусора в пойму р.Урал <адрес>. В период проведения командно-штабных учений с 11-13 августа, несанкционированная свалка в пойме р. Урал будет ликвидирована.

Из должностной инструкции от ДД.ММ.ГГГГ № – Приложения 57 к распоряжению главы округа от ДД.ММ.ГГГГ №-р на заместителя начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства и экологии администрации Южного округа города Оренбурга по Ленинскому району следует, что указанное должностное лицо обязано проводить совместно с работниками РОВД плановые рейды и участвовать в работе по проверке санитарного состояния территории Ленинского района в рамках действующего законодательства. (п. 3.1.16)

Доказательств ликвидации несанкционированной свалки в пойме р.Урал на расстоянии 800 м. в южном направлении от нежилой застройки, расположенной по адресу: г.Оренбург, ул. Уральская, д. 1 ответчиками суду не представлено, хотя такая обязанность возлагалась на них в определении судьи от ДД.ММ.ГГГГ о подготовке дела к судебному разбирательству.

Поскольку сведений о ликвидации указанной свалки отходов потребления до настоящего времени не имеется, то суд исходит из того, что свалка не ликвидирована, а значит имеет место бездействие ответчиков в нарушение вышеприведенных законодательных и правовых норм.

Изложенное в совокупности позволило суду сделать вывод о том, что вышеуказанная несанкционированная свалка находится на территории Ленинского района Южного административного округа г.Оренбурга и обязанность по ее ликвидации должна быть возложена на ответчиков.

При таких обстоятельствах исковые требования истца подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора Ленинского района города Оренбурга о признании бездействия незаконным, ликвидации несанкционированной свалки отходов потребления в пойме р.Урал на расстоянии 800 м. в южном направлении от нежилой застройки, расположенной по адресу: <адрес>, путем очистки территории удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО «город Оренбург», администрации Южного округа г. Оренбурга, выразившееся в неисполнении обязанности по организации мероприятий по охране окружающей среды, сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на территории округа, а также по ликвидации несанкционированной свалки.

Обязать администрацию МО «город Оренбург» и администрацию Южного округа МО «город Оренбург» ликвидировать несанкционированную свалку в пойме р.Урал на расстоянии 800 м. в южном направлении от нежилой застройки, расположенной по адресу: <адрес> путем очистки территории.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: