РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
6 октября 2010 года
Ленинский районный суд города Оренбурга
в составе:
председательствующего судьи Стасовой Ж.Г.
с участием
представителя истца адвоката Векленко Н.С.
представителя ответчика Тихоновой Е.А.
при секретаре Ермошкиной О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Оренбурге гражданское дело по иску Краснова В.Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Оренбурге о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Краснов В.Н. (истец) обратился в суд с вышеуказанным иском по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с изм. и доп., представил необходимые документы и получил отказ в назначении ему положенной пенсии, в т.ч. за время работы мастером с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, хотя фактически организация, в которой он работал СМУ-2 ремонтно-строительного треста «Оренбургремгазстрой» конкретно занималась работами указанными в разделе ХХVII Списка № 2 от 26.01.1991 г., а его должность мастера строительных и монтажных работ записана в трудовой книжке сокращенно «мастер».
Также необоснованно не засчитаны 8 дней пребывания на курсах повышения квалификации, т.е. период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, поскольку указанные курсы относятся к оплачиваемому дополнительному отпуску.
Истец просил признать отказ в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости незаконным; признать незаконным отказ в зачете в льготный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости по п.п. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» периодов работы с– 3 года 11 месяцев 02 дня, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 7 дней и ДД.ММ.ГГГГ – 1 день, а всего ...; обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Краснов В.Н. свои исковые требования уточнил и просил: признать решение начальника ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости, об отказе в зачете ему в льготный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ незаконным; обязать ответчика зачесть ему эти периоды в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости; обязать ответчика назначить ему указанную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель ответчика адвокат Векленко Н.С. уточненные исковые требования истца поддержала.
В судебном заседании представитель ответчика Тихонова Е.А., действуя на основании доверенности, исковые требования истца не признала.
В судебном заседании свидетели ФИО7 и ФИО8 о виде деятельности организации, в которой истец работал в указанные в исковом заявлении периоды, подтвердили.
Суд, заслушав пояснения истца, представителей сторон, свидетелей, исследовав материалы гражданского дела, пришел к выводу о том, что исковые требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено и не оспаривалось ответчиком, что ДД.ММ.ГГГГ Краснов В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге (по тексту – ответчик) с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 2 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно решения начальника ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № Краснову В.Н. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по указанному основанию в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы.
При этом в такой стаж были засчитаны периоды работы продолжительностью в 10 л. 06 мес. 08 дн. от требуемых для назначения досрочной трудовой пенсии по старости мужчине в возрасте 55 лет 12 лет 6 месяцев и не были засчитаны следующие периоды:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ) – мастер СМУ-2 ремонтно-строительного треста «Оренбургремгазстрой», т.к. мастера предусмотрены в разделе ХХIХ «Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений шахт, рудников и коммуникаций» Списка № 2 от 22 августа 1956 г.. Согласно данного раздела необходимым видом деятельности является новое строительство, кроме строительства объектов сельского хозяйства. Из наименования организации не представляется возможным сделать вывод о виде деятельности организации. Кроме того, согласно представленной справки от ДД.ММ.ГГГГ № организация не может предоставить документы по предприятию СМУ-2, подтверждающие занятость на строительстве новых объектов, документы о виде деятельности были предоставлены только на вышестоящие организации. Списком № 2 от 26.01.1991 г. разделом ХХVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» позицией 2290000б-23419 предусмотрены мастера строительных и монтажных работ. Наименование профессии «мастер» данным Списком не предусмотрено и документально не подтверждено выполнение функциональных обязанностей мастера строительных и монтажных работ;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00.00.17) и ДД.ММ.ГГГГ – курсы повышения квалификации со ссылкой на п. 5 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, которым курсы повышения квалификации не предусмотрены и в период этих курсов не осуществлялась работа, дающая право на досрочное назначение пенсии.
Основным документом, подтверждающим стаж работы для назначения пенсий, является трудовая книжка.
Записями в трудовой книжке на имя истца подтверждаются периоды его работы в должностях в организациях (учреждениях), указанных в решении начальника ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ и ответчиком не оспаривались.
Согласно ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, по инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Исходя из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ с изменениями трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем первым подпункта «б» пункта 1 постановления Правительства РФ от 18 июля 2002 г. N 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"…» (с изменениями), при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.
При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.
Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Совета Министров СССР № 10 от 26.01.1991 года в разделе XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» предусмотрены «мастера строительных и монтажных работ» - позиция 2290000б-23419.
Однако, Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением СМ СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 и действовавшим в период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в разделе ХХIХ «Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений шахт, рудников и коммуникаций» предусмотрено наименование должностей «мастера (десятники) и прорабы».Исходя из смысла положений ст. 6 (части 2), ст. 15 (части 4), ст. 17 (части 1), статей 18, 19 и ст. 55 (части 1) Конституции Российской Федерации положение истца в настоящее время не может быть ухудшено.
Так, истец рассчитывал на гарантии по пенсионному обеспечению, предоставленные государством посредством принятия его органами законодательных и нормативных правовых актов, действовавших в период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и предусматривавших зачет в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии за выслугу лет периодов работы в должности мастера.
В связи с чем, истец в настоящее время вправе рассчитывать на сохранение указанных гарантий, т.к. изменение законодательных и нормативных правовых актов не должно ухудшать положение гражданина, существовавшее до принятия этих актов.
Согласно архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «Газпром добыча Оренбург», в документах архивного фонда № Строительно-монтажного управления № строительно-монтажного треста «Оренбургазпромстрой» ВПО «Оренбурггазпром» Краснов В.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р. в ведомостях по заработной плате за 1979-1983 г. числится мастером.
В штатном расписании аппарата управления, линейного персонала, полевой испытательной лаборатории, группы проекта организации работ строительно-монтажного управления № треста «Оренбургремгазстрой» объединения «Оренбурггазпром» от ДД.ММ.ГГГГ была предусмотрена должность мастера.
В судебном заседании свидетели ФИО7 и ФИО8 подтвердили, что истец работал в строительно-монтажном управлении № 2 треста Оренбургремгазстрой, которое занималось новым строительством зданий и сооружений.
Ограничений в способах доказывания по виду деятельности организации действующим законодательством не предусмотрено.
В связи с чем, суд учитывает показания данных свидетелей.
Кроме того, эти показания объективно подтверждаются Объяснительными записками о производственно-хозяйственной деятельности за 1979 г., 1981 г. ВПО по добыче газа в Оренбургской области (Оренбурггазпром) содержащими сведения о виде деятельности треста «Оренбургремгазстрой» (в т.ч. промышленное и жилищное строительство), а СМУ-2, входившее в состав треста «Оренбургремгазстрой» содержало в своем наименовании отсылку к виду деятельности этого управления – строительно-монтажное.
Тем самым период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит зачету ему в стаж работы дающей право на досрочное пенсионное обеспечение по старости в связи с занятостью на работах с тяжелыми условиями труда (далее - льготный стаж).
Ответчик не оспаривал, что в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ истец находился на курсах повышения квалификации.
Периоды работы в РМУ-1 ДОАО «Центроэнергогаз» ОАО «Газпром» предшествующие и последующие указанным периодам нахождения истца на курсах повышения квалификации были зачтены ему ответчиком в льготный стаж работы.
В силу п. 4, ч. 1 п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
Согласно ст.187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы, а соответственно и льготный порядок исчисления стажа.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации с учетом вышеприведенных положений п.п.4,5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11июля 2002г. N516, является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из справки Строительно-монтажного управления № ДОАО «Центрэнергогаз» ОАО «Газпром» Краснов В.Н. находился на курсах целевого назначения по тематике «Подготовка специалистов сварочного производства» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. За период курсов за ним сохранялась средняя заработная плата, с которой производились отчисления в Пенсионный фонд. Курсы целевого назначения проходили без отрыва от производства.
Тем самым периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации как периоды, за которые должны уплачиваться страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, подлежат включению истцу в специальный стаж работы, дающей истцу право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
При сложении продолжительности зачтенного ответчиком истцу в специальный стаж периода работы в 10 л. 06 мес. 08 дн. с продолжительностью подлежащего зачету периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ) и периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ9 г. (00.00.07) и ДД.ММ.ГГГГ (1) продолжительность стажа, дающего истцу право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда составит 14 лет 05 мес. 18 дней, т.е. свыше требуемых 12 лет 6 мес. такой работы при возрасте истца в 55 лет.
При таких обстоятельствах на момент исполнения истцу возраста 55 лет (ДД.ММ.ГГГГ) у истца имелся стаж, необходимый для назначения истцу досрочной трудовой пенсии по старости на основании ч. 2 подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Тем самым имелись и основания для назначения истцу ответчиком с ДД.ММ.ГГГГ досрочной трудовой пенсии по старости в связи с занятостью истца на работах с тяжелыми условиями труда.
Изложенное в совокупности позволило суду сделать вывод о том, что исковые требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Краснова В.Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Оренбурге о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости удовлетворить.
Признать решение начальника Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Оренбурге от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении Краснову В.Н. досрочной трудовой пенсии по старости, об отказе в зачете ему в льготный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение по старости периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге включить Краснову В.Н. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге назначить Краснову В.Н. досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: