О признании незаконным решения жилищной комиссии в части отказав принятии на учет в качестве нуждающегося в жилих помещениях, предоставляемых по договорам социального найма



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 июня 2010 года

Ленинский районный суд г.Оренбурга

В составе председательствующего судьи Месяца О.К.,

при секретаре Сергеевой О.С.,

с участием старшего помощника прокурора г. Оренбурга Назмутдиновой Г.С., представителя ответчика Малышевой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Оренбурга в интересах Дегтева Н.И. к Администрации г. Оренбурга о признании незаконным постановления администрации города от ДД.ММ.ГГГГ №-п, в части отказа ветерану-участнику Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Дегтеву Н.И. в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор г. Оренбурга в интересах Дегтева Н.И. к Администрации г. Оренбурга о признании незаконным решения жилищной комиссии, в части отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма.

Прокуратурой города Оренбурга проведена проверка по обращению Дегтева А.Н. в интересах отца - ветерана-участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Дегтева Н.И., ДД.ММ.ГГГГ рождения, проживающего по адресу: <адрес> по факту отказа комиссии по жилищным вопросам при Главе города Оренбурга в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 г. № 714 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 09.01.2010 г. № 30) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов» в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Проведенной проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию г. Оренбурга поступило заявление Дегтева Н.Е. о принятии его на учет нуждающихся в жилом помещении жилищного фонда Оренбургской области, предоставляемом по договору социального найма по категории ветеран-участник Великой Отечественной Войны. Данное заявление Дегтева Н.Е. было рассмотрено на заседании комиссии по жилищным вопросам при Главе <адрес> ДД.ММ.ГГГГ и было принято решение об отказе ему в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст. 6 Закона Оренбургской области от 23.11.2005 г. № 2733/489-Ш-ОЗ. Протокол заседания комиссии по жилищным вопросам при Главе города Оренбург утвержден постановлением администрации города от 25.02.2010 г. № 1103-п.

Данное решение комиссией по жилищным вопросам при Главе города принято в нарушение норм действующего жилищного законодательства, а именно п. 1 части 3 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, согласно которого гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, помимо граждан, не являющихся собственниками жилых помещений, признаются и проживающие в помещении, не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям.

Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу». Несмотря на то, что в администрации города Оренбурга создана комиссия, которая проводит оценку соответствия помещения установленным в вышеуказанном положении требованиям, жилищной комиссией при принятии решения об отказе Дегтеву Н.Е. в постановке в очередь для получения социального жилья, заключения о признании жилого помещения, в котором проживает Дегтев Н.Е. пригодным или непригодным для проживания получено не было.

Поскольку при принятии решения комиссией по жилищным вопросам при Главе города Оренбурга об отказе Дегтеву Н.Е. в постановке в городскую очередь для получения социального жилья не были приняты полные и всесторонние меры по установлению оснований признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, а именно не установлено является пригодным или непригодным для проживания жилое помещение в котором проживает Дегтев Н.Е., то данное решение нельзя признать законным и обоснованным, и отвечающим требованиям действующего законодательства.

Таким образом, незаконным решением комиссии по жилищным вопросам при Главе города Оренбурга нарушены жилищные права и законные интересах ветерана-участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Дегтева Н.Е.

Просил признать незаконным решение комиссии по жилищным вопросам при Главе города Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденное постановлением администрации города Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ №-п, в части отказа ветерану-участнику Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Дегтеву Н.И. в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Обязать комиссию по жилищным вопросам при Главе города Оренбурга устранить нарушения п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации путем проведения дополнительной проверки и обследования жилого помещения по адресу: <адрес>, в котором проживает Дегтев Н.Е. с целью установления его пригодности для проживания, и принятия
законного и обоснованного решения.

Истцом неоднократно уточнялись исковые требования. В своих окончательных уточненных требованиях от ДД.ММ.ГГГГ истец просил: признать постановление администрации города от ДД.ММ.ГГГГ №-п, в части отказа ветерану-участнику Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Дегтеву Н.И. в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма недействительным (п. 6.2.3 приложения к постановлению администрации г. Оренбурга №-п от ДД.ММ.ГГГГ).

В судебном заседании старший помощник прокурора г.Оренбурга Назмутдинова Г.С. уточненные исковые требования от ДД.ММ.ГГГГ поддержала.

В судебном заседании представитель Администрации г. Оренбурга Малышева Т.С., действующая по доверенности, возражала против удовлетворения заявления.

Заслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию г. Оренбурга поступило заявление Дегтева Н.Е. о принятии его на учет нуждающихся в жилом помещении жилищного фонда Оренбургской области, предоставляемом по договору социального найма по категории ветеран-участник Великой Отечественной Войны. Данное заявление Дегтева Н.Е. было рассмотрено на заседании комиссии по жилищным вопросам при Главе города Оренбурга.

ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об отказе Дегтеву Н.Е. в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст. 6 Закона Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ №-Ш-ОЗ. Протокол заседания комиссии по жилищным вопросам при Главе города Оренбург утвержден постановлением администрации города от ДД.ММ.ГГГГ №-п.

В соответствии со ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если… не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы;

Согласно п.4. ст.52 ЖК РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях регламентировано ст.5 Закона Оренбургской области от 23 ноября 2005 г. N 2733/489-III-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального

Так, ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется структурным подразделением либо должностным лицом органа местного самоуправления, уполномоченными главой муниципального образования (далее - уполномоченный орган). Для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждане (законные представители - для недееспособных граждан) подают по месту своего жительства заявления уполномоченному органу. В установленных законодательством случаях и порядке граждане могут подать заявление о принятии на учет не по месту своего жительства.

Заявление о принятии на учет (далее - заявление) заполняется гражданином по установленной форме (приложение 1) и подписывается всеми дееспособными членами семьи, включая временно отсутствующих, за которыми сохраняется право на жилое помещение.

К заявлению прилагаются:

копии документов, удостоверяющих личности гражданина и членов его семьи и подтверждающих родственные отношения (паспорта, свидетельства о рождении, свидетельства о заключении брака, судебные решения о признании членом семьи и другие);

копия удостоверения опекуна или попечителя (для лиц, над которыми установлена опека, попечительство);

копия домовой книги;

справка с места регистрации о зарегистрированных лицах и лицах, снятых с регистрационного учета, но сохранивших право пользования жилым помещением, выдаваемая соответствующей жилищно-эксплуатационной организацией, жилищным или жилищно-строительным кооперативом и другими эксплуатационными организациями;

копии документов, подтверждающих право пользования или право собственности на занимаемое жилое помещение (договор найма (поднайма), договор на передачу квартиры в собственность граждан, договор купли-продажи, договор мены, договор дарения и другие);

выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о наличии (отсутствии) зарегистрированных прав на каждого члена семьи;

справки органа, осуществляющего техническую инвентаризацию объектов недвижимости, по форме 1 для граждан, имеющих в собственности жилое помещение, по форме 4 на каждого члена семьи;

решение органа местного самоуправления (уполномоченного структурного подразделения) о признании гражданина малоимущим;

иные документы, подтверждающие право граждан на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с федеральными законами или законом Оренбургской области.

Заявление и представленные документы проверяются уполномоченным органом. В случае необходимости уполномоченным органом дополнительно осуществляется проверка жилищных условий, по итогам которой составляется соответствующий акт по установленной форме.

После проведенной проверки заявление гражданина и представленные документы выносятся уполномоченным органом на рассмотрение главы муниципального образования.

Решение по результатам рассмотрения заявления принимается не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня принятия заявления.

Граждане считаются принятыми на учет нуждающихся в жилых помещениях со дня принятия соответствующего решения главы муниципального образования.

Согласно п. 1 ст. 6 Закона Оренбургской области от 23 ноября 2005 г. N 2733/489-III-ОЗ отказ в принятии на учет гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении допускается в случаях, если:

не представлены предусмотренные частью 4 статьи 5 документы.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» участники Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем.

Основания, по которым гражданин может быть признан нуждающимся в жилом помещении, установлены ст. 51 Жилищного кодекса РФ. В числе иных в данной статье предусмотрено и такое основание как проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ).

В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 (далее по тексту - Положение), признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления.

Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 42 Положения).

Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию вместе с заявлением следующие документы:

нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение;

план жилого помещения с его техническим паспортом, а для нежилого помещения - проект реконструкции нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением (п. 45 Положения).

Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии (п. 46 Положения).

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п. 47 Положения).

На основании изложенных норм суд приходит к выводу о том, что инициировать процедуру оценки пригодности жилого помещения для проживания должно заинтересованное лицо путем подачи соответствующего заявления в межведомственную комиссию в порядке, предусмотренном п. 42, 45 Положения. Исходя из чего вывод прокурора г.Оренбурга о том, что жилищная комиссия г. Оренбурга должна была самостоятельно провести такую оценку, не основан на законе. Адресованное главе администрации города заявление Дегтева Н.Е. нельзя рассматривать как заявление о признании жилого помещения непригодным для проживания, поскольку оно не соответствует вышеуказанным требованиям Положения, а именно - к заявлению не приложены необходимые документы.

Согласно ч. 3, 4 ст. 52 Жилищного Кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Поскольку Дегтев Н.Е. не представил в жилищную комиссию заключение о непригодности имеющейся у него квартиры для проживания, у жилищной комиссии отсутствовали правовые основания для постановки Дегтева Н.Е. на учет по основанию, указанному в п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного Кодекса РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований прокурору г. Оренбурга в интересах Дегтева Н.И. к Администрации г. Оренбурга о признании незаконным постановления администрации города от ДД.ММ.ГГГГ №-п, в части отказа ветерану-участнику Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Дегтеву Н.И. в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма - отказать.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: