Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 июня 2010 года
Ленинский районный суд г. Оренбурга
в составе председательствующего судьи Месяца О.К.,
при секретаре Лексиковой Е.А.,
с участием представителя истца Тимошенко В.В., действующего на основании доверенности, представителя соответчика ФГ КЭУ «201 КЭЧ района» - Корикова А.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мансуровой О.И. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному квартирно-эксплуатационному учреждению 201 квартирно-эксплуатационная часть района об обязании предоставления платежных документов и компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
Мансурова О.И. обратились в суд с иском к ответчику Министерству обороны РФ, указывая, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 г. № 1053, Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ.
Истца проживает в общежитии Министерства обороны РФ по адресу: <адрес>. Общежитие не закреплено за кем-либо на праве оперативного управления.
В соответствии с п. 2 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносятся на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (в целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со ст. 157 ЖК РФ) утверждены Правила предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам в платежном документе указываются сведения о собственнике помещения и об исполнителе услуг.
Министерство обороны РФ не представляет истцу платежные документы, на основании которых вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, то есть не предоставляет информацию о собственнике помещения и об исполнителе услуг.
Согласно ст. 15 Закона «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем его прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, подлежит возмещению причинителем вреда при наличии его вины.
Ответчик нарушил право истца на предоставление необходимой и достоверной информации, и его действия (бездействие) являются виновными.
Просила обязать Министерство обороны РФ представлять платежные документы, на основании которых вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, взыскать с Министерства обороны РФ в пользу истцов компенсацию морального вреда в размере ....
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено 201 квартирно-эксплуатационная часть района.
Истица, представитель ответчика Министерства обороны РФ в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Представитель истца - Тимошенко В.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал требования, указанные в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФГ КЭУ «201 КЭЧ района» Кориков А.В., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании возразил против удовлетворения исковых требований, ссылался на основания, указанные в отзыве.
Выслушав пояснение представителя истцов, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Акту № приема-передачи общежития инв. №, № от ДД.ММ.ГГГГ Офицерское общежитие расположено в двух зданиях:
- <адрес> (инв. №). Здание комнатного типа - пятиэтажное, железобетонная панель, общая площадь ... кв.м., жилой площадью ... кв.м., ... комнат, ... мест. Жилых комнат - .... Имеет центральное отопление, холодное, горячее водоснабжение, центральную канализацию;
- <адрес> <адрес> (инв. №), в/г -.... Здание коечного типа - ...-х этажное кирпичное, общей площадью ... кв.м., жилой площадью ... кв.м., комнат ..., на ... койко/мест.
В соответствии со ст.109 Жилищного кодекса РСФСР жилая площадь в общежитии предоставлялась гражданам администрацией учреждения (командованием воинской части) на период их трудовых отношений (военной службы), в ведении которой находится общежитие. Заселение граждан в жилые помещения производится на основании оформленных в установленном порядке ордеров на жилую площадь.
Из ответа ГУП «Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости», следует, что домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, находится в государственной (федеральной) собственности Правительства РФ на основании распоряжения КУГИ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-Р и выдано удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ. В инвентарном деле имеется ссылка о закреплении домовладения на праве хозяйственного ведения за 336 авиационным ремонтным заводом.
Из письма военной прокуратуры Московского военного округа от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в ДД.ММ.ГГГГ году № авиаремонтный завод расформирован.
Согласно ордера № сер.... выданного на основании совместного решения администрации, профсоюзного комитета и комитета комсомола № от ДД.ММ.ГГГГ Горину О.И. работающему в в/ч № предоставлено право занятия жилой площади в комнате № площадью ... кв.м. в малосемейном общежитии по <адрес>. В состав семьи нанимателя в ордер включены Горина Е.В. ДД.ММ.ГГГГг.р. и Прохоркина О.И. ДД.ММ.ГГГГ рождения. Согласно свидетельства о рождении Прохоркиной О.И. родившейся ДД.ММ.ГГГГ её отцом является Прохоркин И.В., матерью Прохоркина Е.В. Согласно свидетельства о заключении брака, Горин А.М. и Прохоркина Е.В. заключили брак ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписки из домовой книги, Прохоркина О.И. ДД.ММ.ГГГГ. была зарегистрирована постоянно в общежитии с ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с договором найма жилого помещения в общежитии от ДД.ММ.ГГГГ войсковая часть № предоставила нанимателю Горину А.М. и членам его семьи в пользование жилую площадь в общежитии по <адрес> комнаты №,№.
В судебном заседании, свидетель Горина Е.В., пояснила, что является матерью Мансуровой (Прохоркиной) О.И. и ей как работнику авиационного завода была выделена комната № в данном общежитии. ДД.ММ.ГГГГ. свидетель заключила брак с Гориным А.М. Поскольку комнаты № и № были соседними, они были объединены, Мансурова (Прохоркина) О.И., была вписана в ордер выданный Горину А.М. Все время начиная с ДД.ММ.ГГГГ. они проживали в объединенных комнатах, вели совместное хозяйство, оплачивали коммунальные услуги. Объединенные помещения № и № входят в состав одной секции, имеют общий коридор и санузел. В последующем Горин А.М. и Горина Е.В. переехали для постоянного проживания в другое жилое помещение. Мансурова О.И. осталась проживать в данных комнатах в качестве нанимателя с исполнением обязанностей по оплате коммунальных услуг.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что истица на законных основаниях проживает в помещениях № и № в общежитии по адресу: <адрес>.
Из представления Военной прокуратуры Оренбургского гарнизона от ДД.ММ.ГГГГ № «Об устранении нарушений закона» следует, что Распоряжение Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О закреплении недвижимого имущества за Государственным учреждением 201 КЭЧ района» не выполнены. Документы для государственной регистрации права оперативного управления, на объекты недвижимого имущества, закрепленные за 201 КЭЧ района, в том числе и общежития восковой части 18380 не оформлены. Общежитие войсковой части 18380 по настоящее время в Управление федеральной регистрационной службы не зарегистрировано.
Из письма № от ДД.ММ.ГГГГ Департамента имущественных отношений Минобороны России следует, что здание расположенное по адресу: <адрес> по функциональному назначению - общежитие, с ДД.ММ.ГГГГ года находится на балансе ГУ «201 КЭЧ района» Минобороны России и является имуществом Вооруженных сил Российской Федерации.
В соответствии с п. 12 ст.1 Федерального закона от 31.05.1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» данное здание отнесено к федеральной собственности.
Согласно ст. 124 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность).
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 настоящего кодекса.
Согласно п.3 ст. 125 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 29.12.2008 года № 1053 « О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» - Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления.
Министерство обороны РФ в целях управления имуществом Вооруженных Сил РФ:
- осуществляет передачу имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность,
- закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в оперативном управлении или хозяйственном ведении подведомственных федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий,
- выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и сделок с ним,
- принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда,
- предоставляет военнослужащим жилые помещения, в том числе, служебные и помещения в общежитиях, в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что данное общежитие находится на балансе, но не закреплено на праве оперативного управления за Федеральным государственным квартирно-эксплуатационное учреждением 201 квартирно-эксплуатационная часть района, и соответственно данная организация является ненадлежащим ответчиком по делу.
Министерству обороны Российской Федерации переданы права по управлению имуществом Вооруженных сил Российской Федерации.
Данным имуществом является общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, и, соответственно, надлежащим ответчиком по делу является Министерство обороны Российской Федерации.
Из пояснений сторон следует, что на основании «Расчета квартплаты по тарифам, утвержденным департаментам по ценам, регулированию тарифов г. Оренбурга, постановлениями Оренбургского городского совета на 2010 год», утвержденными начальником ФГ КЭУ «201 КЭЧ района», ею производятся начисления платы за содержание жилья и коммунальных услуг исходя из количества проживающих и количества квадратных метров, занимаемых жильцами. Имеются ведомости по начислению квартирной платы, где указаны все суммы которые необходимо уплатить за содержание и ремонт жилья, отопление, горячую и холодную воду, вывоз бытовых отходов, электроэнергию и др. С данной ведомостью может ознакомиться каждый желающий. По факту оплаты выписывается квитанция подтверждающая уплату суммы конкретным лицом. Денежные средства перечисляются в сбербанк. Отчитывается перед ФГ КЭУ «201 КЭЧ района» по денежным средствам, собранных с лиц, проживающих в общежитии. Лицам проживающим в общежитии, платежные документы на оплату за жилье и коммунальные услуги не предоставляются, так как таких документов нет.
Учитывая изложенное в исковом заявлении, суд приходит к выводу о том, что Мансуровой О.И., проживающей в комнатах № и № в общежитии по адресу: <адрес>, не предоставляются платежные документы на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
В соответствии с п.3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 (далее Правил)
- коммунальные услуги это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях;
- исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы;
- потребителем является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
- управляющая организация является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что истцы вправе требовать предоставления платежного документа по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, поскольку обладая тем же объемом прав и обязанностей, что и наниматель по договору социального найма жилого помещения, истцы имеют право на получение информации об услугах по договору социального найма, их цене.
В соответствии ст. 1 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон) Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).
В силу ст. 10 Закона изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать: цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг); адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя и др.
Согласно п. 37 Правил предоставления коммунальных услуг - плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
Согласно п. 38 Правил - в платежном документе указываются: для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя); наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования; указание на оплачиваемый месяц, наименование оплачиваемых коммунальных услуг, значения тарифов (цен) на коммунальные услуги, социальной нормы потребления, если такая норма установлена, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов или отведенных сточных вод; объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов и отведенных сточных вод; сведения об изменениях размера платы за коммунальные услуги с указанием оснований, сведения о размере задолженности перед исполнителем за предыдущие периоды; сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме); другие сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации и договором.
Учитывая, что оплата коммунальных услуг (в число которых входит принятая от энергоснабжающей организации гражданам энергия) является существенным условием договора энергоснабжения, который охватывается действием законодательства в области защиты прав потребителей, предоставление сведений исполнителем содержащихся в платежном документе, является формой предоставления исполнителем информации потребителям.
В соответствии со ст. 15 Закона «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законодательством о защите прав потребителя, подлежит возмещению причинителем вреда при наличии его вины.
Таким образом, судом установлено наличие в действиях ответчика Министерства обороны Российской Федерации вины, заключающейся в не предоставлении информации о коммунальных услугах.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Мансуровой О.И. в части обязания ответчика Министерства обороны РФ предоставлять платежные документы на основании которых вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также о частичном удовлетворении требований о компенсации морального вреда, и взыскании с ответчика Министерство обороны РФ в пользу истцов компенсации морального вреда в части в сумме ....
На основании ст. 98 ГПК РФ, 333-19,333-20 НК РФ с ответчика Министерства обороны РФ подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета в сумме 400 руб., от которой истица был освобождена при подаче иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Мансуровой О.И. к Министерству обороны Российской Федерации об обязании предоставления платежных документов и компенсации морального вреда - удовлетворить частично.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации предоставлять Мансуровой О.И. платежные документы, на основании которых ею вносится оплата коммунальных услуг за жилое помещение - комнаты № и № в общежитии расположенном по адресу <адрес>.
Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Мансуровой О.И. в счет компенсации морального вреда, сумму в размере ... (...) ....
В удовлетворении остальной части исковых требований Мансуровой О.И. к Министерству обороны Российской Федерации, и удовлетворении исковых требований к Федеральному государственному квартирно-эксплуатационному учреждению 201 квартирно-эксплуатационная часть района - отказать.
Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации государственную пошлину в доход государства в сумме ... (...) ....
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: