Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 июня 2010 года г.Оренбург Ленинский районный суд г. Оренбурга
в составе председательствующего судьи Коробкиной Н.А.,
с участием представителя заявителя - помощника прокурора Ленинского района г.Оренбурга Емельяновой М.В.,
представителя ответчика МОУ «Гимназия № 5» Смирновой Е.М., действующей на основании доверенности ...
при секретаре Михайленко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Оренбурга к МОУ «Гимназия № 5», об обязании устранения нарушений требований пожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Ленинского района г.Оренбурга обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределённого круга лиц, указав, что основными задачами Управления образования администрации города Оренбурга в соответствии с разделом вторым Положения «Об Управлении образования администрации города Оренбурга», утвержденного решением Оренбургского городского Совета от 29.12.2006 г. № 198 являются, в том числе, создание условий для реализации дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования детей и молодежи; организация адресной помощи и поддержки. На основании п.п.3.6.6., 3.8., 3.17. названного Положения на Управление образования города возложены функции утверждения сметы доходов и расходов образовательных учреждений, внесения в них изменений; создания условий для обеспечения охраны жизни и здоровья детей; осуществление контрольно-инспекционной деятельности по реализации государственной политики в области охраны физического здоровья детей.
В своей деятельности финансовое управление администрации города на основании п.п. 3.1., 3.2., 3.3., 3.4., 3.7., 3.11, 3.13, 3.24, 3.30 Положения «О финансовом управлении администрации города Оренбурга», утверждённом решением Оренбургского городского Совета от 17.10.2006 г. № 131, осуществляет, в том числе, функции разработки проекта бюджета города и организации его исполнения; является кассиром всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляет платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений; осуществляет контроль за исполнением бюджета города, целевым использованием бюджетных средств; ведет сводный реестр распорядителей и получателей средств бюджета города; ведет бюджетный учет по исполнению бюджета города, составляет годовую и периодическую отчетность о его исполнении, анализирует сводную бюджетную отчетность, представляемую учреждениями и организациями, финансируемыми из бюджета города; заключает договоры с кредитными учреждениями по привлечению заемных средств для покрытия дефицита бюджета; рассматривает и согласовывает сметы расходов отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации города, муниципальных учреждений, проверяет соответствие планируемых расходов нормативным актам, правильность тарификации работников и планирования фонда оплаты труда, эффективность использования бюджетных средств; проводит методическую работу в области финансово-бюджетного планирования, составления и исполнения бюджета, финансовой отчетности, разрабатывает методологические и инструктивные материалы; взаимодействует с Комитетом по управлению имуществом города Оренбурга по вопросам разработки программ приватизации, управления муниципальной собственностью, в том числе работники Управления участвуют в работе комиссии по приватизации муниципальной собственности.
Деятельность МОУ «Гимназия №5», согласно ее Устава, основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономности и светского характера (п.2.2.). При этом источниками формирования финансовых ресурсов МОУ «Гимназия №5» являются доходы от хозяйственной деятельности, безвозмездных и благотворительных взносов, пожертвований организаций, учреждений, предприятий, отдельных граждан, средств иных источников, не запрещенных действующим законодательством РФ (п.4.2.).
Согласно приказа Управления образования г.Оренбурга № 2082 от 28.02.2000 года директором МОУ «Гимназия № 5» назначена Попова B.C.
Ответчики надлежащим образом не исполняют названные требования федерального законодательства, а также задачи и обязанности, возложенные на них Уставом и Положениями.
Так, в МОУ «Гимназия № 5» выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
здание не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией. (ППБ 01-03 п. 3, НПБ 110-03 п. 14 табл.1.);
здание не оборудовано системой оповещения людей о пожаре. (ППБ 01-03 п.З., п.16. НПБ 104-03 табл.2);
помещения не оборудованы трёхпроводной электросетью с оборудованием на вводе УЗО (п.57 ППБ 01-03);
для отделки стен и потолков используются материалы не с показателями пожарной опасности Г2, В2,Д3,Т3 или Г2,В3,Д2,Т2 (ППБ 01-03 п.3, 53;СНиП 21-01-97*п.6.25*);
двери эвакуационного выхода из общих коридоров этажей выполнены, открывающимися не по направлению эвакуации (п.3. ППБ 01-03, СНиП 21-01-97* п.6.17.)
дверь электрощитовой выполнена не противопожарной, с пределом огнестойкости менее 0,6 часа (п.3 ППБ 01-03, СНиП 21-01-97* п. 7.4; ППБО 07-91 п.2.2.13);
все двери эвакуационных выходов 2 и 3 этажей, выходящие на лестничную клетку не оборудованы приспособлением для самозакрывания с уплотнениями (п.52 ППБ 01-03; СНиП 21-01-97* п. 6.18*);
лестничные марши, ведущие из подвального этажа и выходящие на первый этаж не отгорожены противопожарными перегородками 1-го типа с устройством тамбур- шлюза с подпором воздуха при пожаре (ППБ 01-03п.З, СНиП 21-01-97* п. 7.23);
Все указанные нарушения возникли в результате незаконных действий и бездействий по неисполнению вышеназванных требований законодательства со стороны должностных лиц:
МОУ «Гимназия № 5», допустивших вышеназванные нарушения закона;
Управления образования администрации г.Оренбурга в виде непринятия мер по утверждению сметы доходов и расходов образовательных учреждений, направленных на устранение требований пожарной безопасности в МОУ, и внесения в них изменений; созданию условий для обеспечения охраны жизни и здоровья детей; ненадлежащего осуществления контрольно-инспекционной деятельности по реализации государственной политики в области охраны физического здоровья детей;
Финансового управления администрации г.Оренбурга в виде непринятия мер по финансированию МОУ в целях обеспечения пожарной безопасности.
Учитывая, что вышеназванные нарушения требований пожарной безопасности создают прямую угрозу возникновения пожара, а также угрозу жизни и здоровью детей, работников и посетителей учреждения образования, так как не позволяют своевременно обнаружить пожар, провести быструю и безопасную эвакуацию людей, а также тушение пожара в начальной стадии развития, такие бездействия и ненадлежащие действия по обеспечению мер пожарной безопасности являются общественно опасными.
Поскольку дальнейшее бездействие угрожает при возникновении пожара причинением вреда жизни, здоровью, имуществу в будущем неопределенному кругу лиц, а круг лиц, посещающих МОУ, постоянно меняется, прокурор согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ обращается в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Прокурор Ленинского района г.Оренбурга просил суд признать незаконными действия и бездействия должностных лиц МОУ «Гимназия № 5», Управления образования администрации г.Оренбурга, Финансового управления администрации г.Оренбурга по ненадлежащему осуществлению мер направленных на соблюдение требований обязать МОУ «Гимназия № 5». Обязать МОУ «Гимназия № 5» устранить нарушения требований пожарной безопасности, обязав ответчика: оборудовать здание пожарной сигнализацией, работы выполнить специализированной организацией, имеющей на это лицензию; оборудовать здание системой оповещения людей о пожаре, работы выполнить специализированной организацией, имеющей на это лицензию; оборудовать помещение трехпроводной электросетью с оборудованием на вводе УЗО; использовать для отделки стен и потолков материал с показателями пожарной опасности не более Г2, В2, Д3, Т3 или Г2, В3, Д2, Т2; двери эвакуационного выхода из общих коридоров этажей выполнить открывающимися по направлению эвакуации; дверь электрощитовой выполнить противопожарной с пределом огнестойкости не менее 0,6 часа; все двери эвакуационных выходов 2 и 3 этажей старших классов, выходящих на лестничную клетку оборудовать приспособлением для самозакрывания с уплотнениями в притворах и обеспечить свободное открывание; отгородить лестничные марши, ведущие из подвального этажа, выходящие на первый этаж противопожарными перегородками 1-го типа с устройством тамбур - шлюза с подпором воздуха при пожаре. Обязать Управление образования администрации города Оренбурга создать условия для безопасности детей и молодежи в МОУ «Гимназия № 5», внести изменения в смету расходов МОУ «Гимназия № 5» для бюджетного финансирования МОУ в целях устранения нарушений пожарной безопасности. Обязать финансовое управление администрации г.Оренбурга при недостаточности средств МОУ «Гимназия № 5» профинансировать указанное МОУ на устранение нарушения требований пожарной безопасности.
В судебном заседании 01.06.2010г. представитель заявителя Емельянова М.В. от требований: оборудовать помещение трехпроводной электросетью с оборудованием на вводе УЗО, оборудовать двери эвакуационного выхода из общих коридоров этажей выполнить открывающимися по направлению эвакуации, оборудовать все двери эвакуационных выходов 2 и 3 этажей старших классов, выходящих на лестничную клетку, оборудовать приспособлением для самозакрывания с уплотнениями в притворах и обеспечить свободное открывание, отказалась, поскольку в данной части нарушения устранены. В остальной части требования к МОУ «Гимназия №5», поддержала в полном объеме. От исковых требований к Управлению образования администрации г.Оренбурга, Финансовому управлению администрации г.Оренбурга отказалась в полном объеме
Судом вынесено определение о принятии отказа заявителя от части требований к МОУ «Гимназия № 5», о принятии отказа в заявителя от требований в полном объеме к Управлению образования администрации г.Оренбурга, Финансовому управлению администрации г.Оренбурга и производство по делу по заявлению прокурора Ленинского района г.Оренбурга в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконными действия и бездействия должностных лиц - прекращено в части обязания устранить следующие нарушения: оборудовать помещение трехпроводной электросетью с оборудованием на вводе УЗО, оборудовать двери эвакуационного выхода из общих коридоров этажей выполнить открывающимися по направлению эвакуации, оборудовать все двери эвакуационных выходов 2 и 3 этажей старших классов, выходящих на лестничную клетку, оборудовать приспособлением для самозакрывания с уплотнениями в притворах и обеспечить свободное открывание, в связи с отказом представителя заявителя в этой части от требований.Производство по делу по заявлению прокурора Ленинского района г.Оренбурга к Управлению образования администрации г.Оренбурга, Финансовому управлению администрации г.Оренбурга прекращено в связи с отказом представителя заявителя требований в полном объеме.
В судебном заседании представитель МОУ «Гимназия №5» Смирнова Е.М., действующая на основании доверенности № 27 от 10.06.2010г., возражала против удовлетворения заявления, пояснив суду, что часть нарушений они уже устранили, осталось только оборудовать автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре, в настоящее время имеется гарантийное письмо администрации, по которому в июле 2010г. должна пройти оплата, поскольку это дорогостоящее мероприятие и в ближайшем времени данное нарушение будет устранено.
В обоснование своих доводов истец сослался на заключение начальника ОГПН по г.Оренбурга В.А. Питанова, из которого следует, что система пожарной безопасности МОУ «Гимназия №5» соответствует требования пожарной безопасности.
Выслушав пояснения сторон, показания специалиста- старшего инженера отделения ГПН - государственного инспектора г.Оренбурга по пожарному надзору Коняхина В.В., изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со ст.34 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
В соответствии со ст.37 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использование не по назначению и др.
В соответствии со ст.51 закона РФ «Об образовании», ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.
Судом были исследованы Акт № 88 проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 14.02.2009 года и Предписание № 88 по устранению нарушений требований пожарной безопасности, выданного на основании указанного Акта, директору Гимназии № 5 - 13.02.2009 года.
Из содержания указанных документов следует, что в ходе мероприятий по надзору старшим дознавателем ТО ГПН Криванцовым А.А. в МОУ Гимназия № 5 в здании, расположенном по ... выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
1. здание не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией (ППБ 01-03 п.3, НПБ 110-03 п. 14 табл.1.);
2. здание не оборудовано системой оповещения людей о пожаре (ППБ 01-03 п.З., п.16. НПБ 104-03 табл.2);
3. помещения не оборудованы трёхпроводной электросетью с оборудованием на вводе УЗО (п.57 ППБ 01-03);
4. для отделки стен и потолков используются материалы не с показателями пожарной опасности Г2, В2,Д3,Т3 или Г2,В3,Д2,Т2 (ППБ 01-03 п.3, 53;СНиП 21-01-97*п.6.25*);
5. двери эвакуационного выхода из общих коридоров этажей выполнены, открывающимися не по направлению эвакуации (п.3. ППБ 01-03, СНиП 21-01-97* п.6.17.);
6. дверь электрощитовой выполнена не противопожарной, с пределом огнестойкости менее 0,6 часа (п.3 ППБ 01-03, СНиП 21-01-97* п. 7.4; ППБО 07-91 п.2.2.13);
7. все двери эвакуационных выходов 2 и 3 этажей, выходящие на лестничную клетку не оборудованы приспособлением для самозакрывания с уплотнениями (п.52 ППБ 01-03; СНиП 21-01-97* п. 6.18*);
8.лестничные марши, ведущие из подвального этажа и выходящие на первый этаж не отгорожены противопожарными перегородками 1-го типа с устройством тамбур - шлюза с подпором воздуха при пожаре (ППБ 01-03п.3, СНиП 21-01-97* п. 7.23);
В обоснование доводов о частичном устранении нарушений ответчиком МОУ «Гимназия № 5» представлены: акт о приемке выполненных работ за сентябрь 2009 года, проведен демонтаж кабеля и произведена прокладка трехпроводного кабеля с установкой нового электрооборудования (л.д.95 - 106); сертификаты пожарной безопасности, из которых видно, что для отделки стен и потолков материалы соответствуют требованиям пожарной безопасности (л.д. 107 - 117); сертификат пожарной безопасности, лицензия и паспорт на дверь противопожарную металлическую (л.д. 118 - 120); акт об установке доводчиков в количестве 4-х штук на дверях лестничных площадок 2 и 3 этажа (л.д. 121).
От требований в части оборудования помещение трехпроводной электросетью с оборудованием на вводе УЗО, обязании оборудовать двери эвакуационного выхода из общих коридоров этажей выполнить открывающимися по направлению эвакуации, оборудовании всех дверей эвакуационными выходами 2 и 3 этажей старших классов, выходящих на лестничную клетку, оборудовании приспособлением для самозакрывания с уплотнениями в притворах и обеспечении свободного открывания представитель истца отказалась, поскольку в данной части нарушения были устранены.
В части заявленных истцом требований об обязании МОУ «Гимназия № 5» отгородить лестничные маршы, ведущие из подвального этажа, выходящие на первый этаж, противопожарными перегородками первого типа с устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре, суд приходит к следующему.
В соответствии с 4.3 СНиП 21-01-97*, принятым постановлением Минстроя РФ от 13 февраля 1997 года N 18-7 - в процессе эксплуатации следует:
обеспечить содержание здания и работоспособность средств его противопожарной защиты в соответствии с требованиями проектной и технической документации на них;
обеспечить выполнение правил пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке, в том числе ППБ 01;
не допускать изменений конструктивных, объемно-планировочных и инженерно-технических решений без проекта, разработанного в соответствии с действующими нормами и утвержденного в установленном порядке;
при проведении ремонтных работ не допускать применения конструкций и материалов, не отвечающих требованиям действующих норм.
Если разрешение на строительство здания получено при условии, что число людей в здании или в любой его части или пожарная нагрузка ограничены, внутри здания в заметных местах должны быть расположены извещения об этих ограничениях, а администрация здания должна разработать специальные организационные мероприятия по предотвращению пожара и эвакуации людей при пожаре.
Здание МОУ «Гимназия № 5» было построено в 1987 году, установление перегородок лестничных маршей, ведущих из подвального этажа, выходящих на первый этаж, противопожарными перегородками первого типа с устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре, невозможно в силу конструктивных особенностей здания. Данное обстоятельство установлено в судебном заседании. Кроме того, учитывая время постройки здания, суд не может согласиться с выводами прокурора о несоответствии сооружения СНиП 21-01-97*, поскольку данные СНиП были утверждены через десять лет после постройки здания, соответственно на момент постройки здание отвечало требованиям противопожарной безопасности, в связи с чем, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска в данной части.
Заявленные в судебном заседании доводы представителя ответчика о том, что в ближайшем будущем здание будет оборудовано пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре, поскольку работы дорогостоящие, имеется гарантийное письмо об оплате, имеется заключение, что система пожарной безопасности соответствует требованиям ГОСТ, суд считает не состоятельными, поскольку на момент рассмотрения дела, сам представитель ответчика не отрицает наличие неисправленных требований предписания.
Для устранений противоречий, установленных в судебном заседании, относительно соответствия, либо не соответствия пожарной безопасности здания ... по ..., занимаемой МОУ «Гимназия №5», начальнику Отдела Государственного надзора по г. Оренбургу В.А. Питанову было предложено обеспечить явку в судебное заседание представителя Отдела государственного пожарного надзора для дачи пояснений относительного того, что согласно заключения о соблюдении на объекте соискателя лицензии требований пожарной безопасности № 642, направленное Министру образования и науки Оренбургской области Лабузову В.А. система пожарной безопасности помещений МУО «Гимназия №5» соответствует требованиям ГОСТ 12.1.004-91 «Пожарная безопасность», однако фактически не все выявленные нарушения требований пожарной безопасности устранены.
Допрошенный в судебном заседании Специалист - старший инженер отделения ГПН - государственный инспектор г.Оренбурга по пожарному надзору Коняхин В. В. по существу заданных вопросов пояснений не дал, поскольку не владеет информацией относительно получения лицензии МОУ «Гимназия № 5».
Таким образом, суду не представлено доказательств исполнения указанного предписания относительно оборудования пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре. Более того, представителем ответчика данный факт в судебном заседании подтвержден.
Судом установлено, что МОУ «Гимназия № 5» имеет лицензию на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам.
Финансово-хозяйственная деятельность учреждения направлена на реализацию уставных задач, учреждение имеет самостоятельный баланс, оперативно управляет имуществом, закрепленным за учреждением.
В соответствии с Уставом МОУ «Гимназия №5» образовательное учреждение имеет статус юридического лица.
Финансирование Гимназии осуществляется за счет средств бюджета. Финансовые средства школы складываются из доходов от хозяйственной деятельности, безвозмездных и благотворительных взносов, пожертвований организаций, учреждений, предприятий, отдельных граждан, средств иных источников, не запрещенных действующим законодательством РФ.
В целях обеспечения образовательной деятельности Учреждения в соответствии с его Уставом, имущество закрепляется за Учреждением на праве оперативного управления. Гимназия является муниципальной собственностью г.Оренбурга. Учредителем является Администрация г.Оренбурга в лице Управления образования администрации г.Оренбурга. Имущество Гимназии является муниципальной собственностью.
При осуществлении разрешенной самостоятельной хозяйственной деятельности Гимназия распоряжается доходами от этой хозяйственной деятельности и имуществом, приобретенным за счет этих доходов. При осуществлении оперативного управления имуществом Гимназия обязана вместе с учредителем: эффективно использовать закрепленное за ней имущество; обеспечить сохранность и использование закрепленного имущества строго по целевому направлению; не допускать ухудшения технического состояния имущества; осуществлять капитальный и текущий ремонт; осуществлять амортизацию и восстановление изнашиваемой части имущества.
Согласно п.п.3.8., 3.17. Положения «Об Управлении образования администрации города Оренбурга», утвержденного решением Оренбургского городского Совета от 29.12.2006 г. № 198 на Управление образования города возложены функции создания условий для обеспечения охраны жизни и здоровья детей; осуществление контрольно-инспекционной деятельности по реализации государственной политики в области соблюдения правил техники безопасности и охраны физического здоровья детей.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования прокурора об обязании ответчика оборудовать пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Ленинского района г.Оренбурга к муниципальному образовательному учреждению «Гимназия № 5», о признании незаконным бездействия и устранении нарушений требований пожарной безопасности - удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие и обязать муниципальное образовательное учреждение «Гимназия № 5» устранить нарушения требований пожарной безопасности путем оборудования здания расположенного по адресу: г.Оренбург, ул.Чкалова д.24/1, а именно: оборудовать здание пожарной сигнализацией, работы выполнить специализированной организацией, имеющей на это лицензию; оборудовать здание системой оповещения людей о пожаре, работы выполнить специализированной организацией, имеющей на это лицензию.
В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора Ленинского района г.Оренбурга - отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Судья: Коробкина Н.А.
Мотивированное решение составлено 21.06.2010г.
Судья: Коробкина Н.А.