РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 августа 2010 года г. Оренбург
Ленинский районный суд г. Оренбурга в составе председательствующего судьи Коробкиной Н.А. при секретаре Аюкасовой Э.Р.,
с участием:
Истца Соплина В.А.,
Представителя истца Тимошенко В.В., действующего на основании доверенности от ...
Представителя ответчика Военного комиссариата Оренбургской области Сомовой А.В., действующей на основании доверенности от ...
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соплина В.А. к Военному комиссариату Оренбургской области, Министерству обороны РФ о взыскании недоплаты страховых сумм (страхового обеспечения),
УСТАНОВИЛ:
Соплин В.А. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Оренбургской области, Министерству обороны РФ о взыскании недоплаты страховых сумм (страхового обеспечения), указав, что он проходил службу в Вооруженных Силах РФ. В 1995 году был досрочно уволен в запас по состоянию здоровья в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе. Заболевание получено в период прохождения военной службы.
С октября 1995 года получает пенсию по государственному пенсионному обеспечению, вид пенсии - пенсия по инвалидности.
В 1995 и 1996 годах до истечения одного года после увольнения со службы ему были установлены соответственно третья и вторая группы инвалидности вследствие повреждения здоровья, имевшего место в период прохождения службы.
В соответствии с п.1 ст. 18 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 года №38-1 «О статусе военнослужащих» (действовавшего на тот момент) (далее - Закон РФ от 22.01.93г. № 4338-1) "Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы,подлежат обязательному государственному личному страхованию на случай гибели (смерти)и увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, полученных в период прохождения ими военной службы (военных сборов).Порядок выплаты страховых сумм устанавливаетсяПравительством Российской Федерации".
На основании ст. 18 Закона РФ от 22.01.93г. № 4338-1 было издано постановлениеСовета Министров - Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1993 года № 295 «О проведения обязательного государственного личного страхования военнослужащих,граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состававнутренних дел».
В соответствии с п.2 постановления Правительства РФ от 5.04.93г. № 295 размеры страховых сумм, подлежащих выплате офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы, военнослужащим-женщинам, военнослужащим, преходящим военную службу по контракту,. .. определять исходя из окладов то должности, воинскому или специальному званию (далее - окладов денежного содержания) этих военнослужащих…
Подпунктом «б» п.3 постановления Правительства от 5.04.93г. № 295 установлено, что страховые суммы, в случае установления застрахованному инвалидности в период прохождения службы (военных сборов) либо до истечения одного года после увольнения со службы (военных сборов) вследствие ранения, травмы, контузии, увечья или заболевания, имевших место в период прохождения службы (военных сборов), выплачиваются в следующих размерах:инвалиду 3 группы - 25 окладов денежного содержания;инвалиду 2 группы - 50 окладов денежного содержания.
В министерстве обороны РФ по вопросу страхования порядка оформления документов и выплаты страховых сумм (страхового обеспечения) по обязательному государственному личному страхованию на тот момент действовал приказ министра обороны РФ от 06.05.1993 года № 246 «О порядке выплаты единовременных пособий военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей», которым была утверждена Инструкция об организации обязательного государственного страхования и о порядке выплаты единовременных пособий военнослужащим вооруженных Сил Российской Федерации, гражданам, призванным на военные ссоры, ичленам их семей.
На основании Закона РФ от 22 января 1993 года № 4338-1, постановленияПравительства РФ от 5.04.93г. № 295, приказа МО РФ от 6.05.93г. № 246 в связи сустановлением инвалидности вследствие повреждения здоровья, имевшего место в периодпрохождения военной службы, ему были выплачены страховые суммы в размере 50окладов денежного содержания. Страховые суммы выплачивались Военно-страховой компанией на основании документов, представленных Оренбургским районнымвоенным комиссариатом Оренбургской области.
Таким образом, выплаченные страховые суммы стали его собственностью.
Однако при оформлении документов на выплату страховых сумм Оренбургский военный комиссариат Оренбургской области указал размер оклада по штатной воинской должности (должностной оклад) без учета повышения на 25 процентов, которое состоялось на основании постановления Правительства РФ от 7 декабря 1994 года № 1349 «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск и органов внутренних дел».
В Вооруженных Силах РФ повышение на 25 процентов должностных окладов военнослужащим, состоящим на военной службе,было осуществлено с 1 января 1995 года.
Вследствие повышения на 25 процентов должностных окладов военнослужащим, состоящим на военной службе, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.12.94г. № 1349, ему при исчислении денежного довольствия в период прохождения военной службы (с 1 января 1995 года по сентябрь 1995 года) и для назначения и выплаты пенсии (за период с сентября 1995 года по февраль 1998 года) учитывался оклад по воинской должности (должностной оклад) с увеличением на 25 процентов.
Следовательно, при оформлении пакета документов на получение страховых сумм, представляемых в Военно - страховую компанию, военный комиссариат Оренбургского района Оренбургской области обязан был указать размер оклада по штатной воинской должности с увеличением на 25 процентов.
Указание в документах на получение страховых сумм (в 1995г. и 1996г.) размера окладов по воинской должности без увеличения на 25 процентов, при представлении в Военно - страховую компанию, явно нарушает принцип равенства всех перед законом (ст. 19 Конституции РФ) и его законные права на получение страховых сумм в полном объеме (ст.39 Конституции).
В соответствии с п.24 раздела III Инструкции общее руководство работой по обязательному государственному личному страхованию военнослужащих и выплате единовременных пособий в Министерстве обороны РФ осуществляется Главным управлением военного бюджета и финансирования Министерства обороны РФ.
В соответствии с п.25 раздела III Инструкции контроль за работойвоинских частей (районных военных комиссариатов) по оформлению документов и своевременностью их предоставления для разрешения вопроса о выплате страхового обеспечения (единовременных пособий) возлагается на финансовую службу видов Вооруженных Сил, групп войск и флотов (далее - финансовая служба военного округа), областные военные комиссариаты.
На основании ст.39 Конституции РФ, ст.318 НК РФ, п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 года № 9 считает, что, с целью полного восстановления права, при определении убытков от инфляции размер подлежащих выплате денежных сумм может определяться с учетом индекса потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации.
Руководствуясь прецедентами Европейского Суда по правам человека; нормами Европейской конвенции о защите прав и основных свобод, Конституцией РФ, ГК РФ, ГПК РФ, Закона РФ от 22.01.93г. № 4338-1, Постановления Правительства РФ от 5.04.93г. №295, Приказа министра обороны Российской Федерации от 6.05.93г. № 246; обзором судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 1999 года (по гражданским делам), утвержденным постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 29 декабря 1999 года, просит взыскать солидарно с военного комиссариата Оренбургской области и Министерства обороны РФ в его пользу недополученную страховую сумму с учетом индекса потребительских цен за период с января 1996г. по август 2009г. в размере .... и недополученную страховую сумму с учетом индекса потребительских цен за период с июня 1997г. по август 2009г. в размере ...
В судебном заседании истец Соплин В.А. исковые требования поддержал, уточнив размер суммы, и просил взыскать солидарно с Военного комиссариата Оренбургской области и Министерства обороны РФ в его пользу недополученную страховую сумму с учетом индекса потребительских цен за период с января 1996г. по июль 2010г. в размере .... и недополученную страховую сумму с учетом индекса потребительских цен за период с июня 1997г. по июль 2010г. в размере ...
Определением суда данные уточнения иска приняты.
Представитель истца Тимошенко В.В., действующий на основании доверенности требования своего доверителя поддержал в полном объеме и просил суд удовлетворить.
Представитель ответчика Военного комиссариата Оренбургской области Сомова А.В., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась по основания, изложенным в письменном возражении на иск, заявила о том, что истцом пропущен срок исковой давности, установленный ст. 196 ГПК РФ.
Представитель ответчика Министерства Обороны РФ в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие неявившегося лица в порядке ч.4 ст. 167 ГПК РФ
Суд, выслушав пояснения сторон, проверив материалы дела, приходит к следующему:
Решением Ленинского районного суда г.Оренбурга от 05.10.2006г. исковые требования Соплина В.А. удовлетворены и в его пользу взыскана пользу с Военного комиссариата Оренбургской области взыскана недоплаченная пенсия за период с 01.10.1995г. по 28.02.1998г. включительно с учётом индексации в сумме .... Данное решение вступило в законную силу.
Согласно справки, выданной районным военным комиссаром, Соплину В.А., проходившему службу по контракту в войсковой части ... установлена 2 группа инвалидности вследствие повреждения здоровья, имевшего место в период прохождения службы, исключён из списков личного состава части в связи с увольнением из Вооружённых сил приказом командира в\ч ... от 26.07.1996г. №42. Оклады денежного содержания Соплина В.А. на день установления инвалидности составляют: оклад по штатной воинской должности ... неденоминированных рублей, оклад по воинскому званию ... неденоминированных рублей.
В ответе Военно-страховой компании № 5411 от 02.08.2006г. указано, что расчёт страхового обеспечения по инвалидности 3 и 2 групп произведён Соплину В.А. исходя из окладов по должности (... неденоминированных рублей) и по воинскому званию (... неденоминированных рублей), указанных в справках об обстоятельствах наступления страховых случаев на день наступления страховых событий, как определено Постановлением Правительства РФ от 06.04.19993г. № 295. Данным постановлением Правительства РФ установлено, что выплата страховых сумм, предусмотренных п. 3, производится за вычетом ранее выплаченных сумм по тому же страховому событию.
По инвалидности 3 группы Соплину В.А. было выплачено (...) х ... = ... неденоминированных рублей, по инвалидности 2 группы выплачено: (...) х ... = ... неденоминированных рублей и за вычетом ранее выплаченных по инвалидности 3 группы ... неденоминированных рублей во второй раз получено Соплиным В.А. ... неденоминированных рублей, таким образом, в связи с установлением инвалидности 3 и 2 группы перечислено ... неденоминированных рублей.
Как следует из ответа Военного комиссариата Оренбургской области №НБ-52593 от 29.11.2006г., в соответствии с действующим законодательством, при увольнении военнослужащего, оформлением страховых выплат занимается командир войсковой части, если документы не были оформлены в военной части, то вопросами приёма и оформления документов занимается райгорвоенкомат по месту постановки на учёт и оформленные документы направляются в Военно-Страховую компанию (г. Москва), где принимается решение о размерах и произведении соответствующих страховых выплат. Военный комиссариат области не занимается вопросами исчисления и выплат страховых сумм. В пенсионных делах не содержится информация о фактах назначения, размерах и выплате страхового обеспечения.
Также в письме руководителя департамента социальных гарантий Министрества обороны РФ №182/3/2/73427 от 28.07.2009г. сообщается, что по случаю установления ... и 2 групп инвалидности Военно-страховой компанией 17.01.1996г. и 19.06.1997г. Соплину В.А. перечислены страховые суммы, исчисленные из оклада денежного содержания (оклада по занимаемой воинской должности в размере ... неденоминированных рублей и оклада по воинскому званию «капитан» в размере ... неденоминированных рубле), установленного постановлением Правительства РФ от 30.10.1995г. №1052, который указывался в расчётных книжках военнослужащих.
На основании этих данных военным комиссариатом справки по форме Приложения №7 к Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны РФ 1993г. № 246, о размере оклада денежного содержания Соплина В.А. были оформлены в соответствии: действующим на тот период времени законодательством.
Соплин В.А. был повторно освидетельствован в бюро МСЭ Оренбургской области и признан инвалидом 3 группы с причиной «заболевание получено в период прохождения военной службы» 01.10.1997г., имея на руках справку о 2 группе инвалидности от 19.09.1996г. серии ВТЭ -268 № 082931 Северо-восточной ВТЭК МСО Татарстана. Инвалидом 2 группы с вышеуказанной причиной, согласно документам экспертизы, Соплин В.А. был признан при освидетельствовании 19.05.1999г., что подтверждается письмом ФГУ «Главного бюро медико-социальной -экспертизы по Оренбургской области» №13-28-371 от 11.11.2009г.
В соответствии с Указом Президента РФ от 18.10.2007г. №1373с «О некоторых мерах по обеспечению социальной защиты отдельной категории пенсионеров», пенсионерам Минобороны России в 2008г. произведена единовременная доплата к пенсии за период с 1 января 1995г. по 28 февраля 1998г. исходя из 25 процентов оклада по воинской должности, процентной надбавки за выслугу лет и размера пенсии, из которых она была исчислена по состоянию на 1 января 2008г. Указ президента РФ от 18.10.2007г. №1373с производство доплат к ранее выплаченным страховым суммам не устанавливает. Решать вопрос в ином порядке Минобороны России неправомочно.
Согласно ч.1 ст. 18 Закона РФ от 22.01.1993г. №4338-1 «О статусе военнослужащих» (в редакции действующей в 1995г.), военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию на случай гибели (смерти) или увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, полученных в период прохождения ими военной службы (военных сборов). Порядок выплаты страховых сумм устанавливается Правительством РФ.
Во исполнение Закона Российской Федерации от 22 января 1993г. "О статусе военнослужащих" и в целях обеспечения социальной защищенности военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Советом Министров - Правительством Российской Федерации принято Постановление Совета Министров -Правительства РФ от 5 апреля 1993г. № 295 "О порядке проведения обязательного государственного личного страхования военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел" (Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998г. № 855 настоящее постановление признано утратившим силу).
В соответствии с п. 1,2,3 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 5 апреля 1993г. № 295 "О порядке проведения обязательного государственного личного страхования военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел", установлено, что впредь до принятия соответствующих законодательных актов об обязательном государственном страховании военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел подлежат обязательному государственному личному страхованию на случай гибели (смерти), увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения ими службы (военных сборов), в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим постановлением.
Обязательное государственное личное страхование указанных лиц осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из республиканского бюджета Российской Федерации Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству безопасности РоссийскойФедерации, другим министерствам и ведомствам, в которых законом предусмотрена военная служба, а также за счет средств, поступающих на основании договоров от министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций. Кроме того, указанное страхование лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел может осуществляться за счет средств бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований.
Размеры страховых сумм, подлежащих выплате военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и членам их семей, определять исходя из окладов по должности, воинскому или специальному званию (далее именуется - оклад денежного содержания) этих военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, установленных на день наступления соответствующего страхового события, а размеры страховых сумм, подлежащих выплате военнослужащим, проходящим (проходившим) военную службу по призыву и выполняющим (выполнявшим) задачив условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике, и членам их семей, исходя из месячного оклада по воинской должности (далее именуется - оклад),установленного на день их выплаты для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на соответствующих воинских должностях.
Остальным военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей размеры страховых сумм определять исходя из установленного законом минимального размера оплатытруда на день наступления соответствующего страхового события.
Установлено, что страховые суммы выплачиваются в следующих размерах, определяемых с учетом положений пункта 2 настоящего постановления: в случае установления застрахованному инвалидности в период прохожденияслужбы (военных сборов) либо до истечения одного года после увольнения со: службы (военных сборов) вследствие ранения, травмы, контузии, увечья или заболевания, имевших место в период прохождения службы (военных сборов): инвалиду II группы - 50 окладов денежного содержания (минимальных размеров оплаты труда, окладов);инвалиду III группы -25 окладов денежного содержания (минимальных размеров оплаты труда, окладов);
Выплата страховых сумм, предусмотренных настоящим пунктом, производится за вычетом ранее выплаченных сумм по тому же страховому событию. При этом страховые суммы выплачиваются независимо от выплат по другим видам страхования и выплат в порядке возмещения ущерба.
Приказом Минобороны РФ от 6 мая 1993г. № 246 "Об обязательном государственном личном страховании и порядке выплаты единовременных пособий военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей" утверждена Инструкция об организации обязательного государственного личного страхования и о порядке выплаты единовременных пособий военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей (приложение № 1 к настоящему приказу) в соответствии с которой производится выплата единовременного пособия и страховых сумм.
Военно-страховой компанией Соплину В.А. были выплачены страховые суммы 17.01.1996г., 19.06.1997г. на основании документов, представленных Оренбургским районным военным комиссариатом.
Постановлением Правительства РФ от 07.12.1994г. №1349 «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск и органов внутренних дел», министру обороны РФ было предоставлено право устанавливать военнослужащим оклады по воинским должностям с увеличением на 25 процентов за службу в Вооружённых Силах РФ.
Данное право было реализовано в Приказе Министра обороны РФ №20 от 10.01.1995г. «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава Вооружённых сил РФ», в соответствии с которым военнослужащим выплачивались оклады по воинским должностям с увеличением на 25 процентов за службу в Вооружённых силах РФ.
Данный приказ был признан незаконным со дня его издания решением Верховного суда РФ от 22.08.1997г.
Однако, хотя Приказ №20 от 10.01.1995г. был признан незаконным, фактическое повышение с 01.01.1995г. оклада по воинской должности имело место и при исчислении денежного довольствия для назначения пенсии истцу учитывался оклад с увеличением на 25 процентов. Следовательно, при расчёте страховых выплат должен был учитываться оклад по воинской должности с увеличением на 25процентов.
Поскольку документы для выплаты страховых сумм готовятся Военным комиссариатом Оренбургской области, суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по делу является Военный комиссариат, а не Министерство обороны РФ.
Суд соглашается с представленным расчетом истца, согласно которому недополученная страховая сумма с учетом индекса потребительских цен за период с января 1996г. по июль 2010г. составляет ... недополученная страховая сумма с учетом индекса потребительских цен за период и июня 199г. по июль 2010г. составляет ...
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Каких-либо возражений в обоснование доводов истца, ответчиком представлено не было.
Разрешая вопрос о пропуске срока исковой давности, заявленным представителем ответчика, то суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст. 195,196 ГК РФ, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В соответствии со ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим кодексом и иными законами.
Суд частично соглашается с доводами истца о том, что им не пропущен срок исковой давности, а именно, о том, что Приказ Министра обороны РФ от 10.01.1995г. № 20, в последствии был признан незаконным, истцу стало известно при рассмотрении гражданского дела в ленинском районном суде г. Оренбурга по его иску к Военному комиссариату Оренбургской области, Решение вынесено 05.10.2006г.
С данным иском Соплин В.А общается в суд 05.10.2009г., что подтверждается штемпелем почтового отделения на конверте.
Таким образом, трехгодичный срок исковой давности истцом не пропущен.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Соплина В.А. к Военному комиссариату Оренбургской области, удовлетворить.
Взыскать с Военного комиссариата Оренбургской области в пользу Соплина В.А. ... - недоплаченная страховая суммы с учетом индексации за период с января 1996г. по июль 2010г. включительно, ... недоплаченная страховая сумма с учетом индексации за период с июня 1997г. по июль 2010г. включительно.
В удовлетворении исковых требований Соплина В.А. к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании недоплаченных страховых сумм отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение 10 дней с даты составления мотивированного решения.
Судья Коробкина Н.А.
Мотивированное решение составлено 10.09.2010г.
Судья Коробкина Н.А.