обжалование решения



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 июня 2010 года г.Оренбург

Ленинский районный суд города Оренбурга

в составе:

председательствующего судьи Коробкиной Н.А.,

с участием:

истца Пащенко С.В.,

представителя ответчика Кожемякиной О.В., действующей на основании доверенности от ...

при секретаре Аюкасовой Э.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Оренбурге гражданское дело по иску Пащенко С.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Оренбурге о признании незаконным решения начальника Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Оренбурге от ...

УСТАНОВИЛ:

Пащенко С.В. обратился в суд с исковым заявлением к УПФ РФ (ГУ) в г.Оренбурге о признании незаконным решения начальника Управления Пенсионного Фонда РФ в г.Оренбурге от ..., указав, что она работает педагогом дополнительного образования ГУДОД «Областной центр детского научно-технического творчества"

7 декабря 2009 г. она обратилась с заявлением о досрочном назначении ей пенсии по старости в Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (ГУ) в г. Оренбурге (далее Пенсионный фонд), поскольку на момент обращения мой трудовой стаж достиг 25 лет и в соответствии с пп. 19. п.l ст. 27 Федерального Закона от 17.12.2001г. № 173 - ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" у нее возникло право на досрочную пенсию по старости.

.... Начальник Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (ГУ) в г.Оренбурге вынес Решение (Протокол ...), которым не засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, следующие периоды: с 01.10.1998г. по 31.l2.2000г., с 01.01.2002г. по 13.07.2001г., с 26.08.2001г. по 08.10.2001г. педагог дополнительного образования Областного центра научно-технического творчества учащихся; с 09.10.2001г. по 07. 12.2009г. педагог дополнительного образования ГУДОД «Областной центр детского научно-технического творчества».

С данным решением Пенсионного фонда она не согласна, так как оно нарушает ее конституционное право на пенсионное обеспечение.

Этим решением ей не зачли в стаж, дающий право на назначении досрочной пенсии по старости периоды: с 01.10.1998r. по 31.12.2000г., с 01.01.2001г. по 13.07.2001г., с 26.08.2001г. по 08.10.2001г. педагога дополнительного образования, Областного центра научно-технического творчества учащихся, так как наименование учреждения не соответствует Списку от 29.10.2002г. № 781»

С 09.10.2001г. по 07.l2.2009г. педагог дополнительного образования ГУДОД" Областной центр детского научно-технического творчества", так как с 01.01.2001г. не выполняются одновременно два условия, установленные п. 12 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781, а именно: с 01.01.2001г. отсутствует стаж работы продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев, отсутствует факт работы в период с 01.11.1999г. по 31.12.2000г.

В соответствии со статьей 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Применительно к моему случаю это конституционное предписание следует рассматривать как гарантию прав преподавательского, воспитательного состава образовательных учреждений (государственных, муниципальных, негосударственных) независимо от того, в чьей собственности они находятся.

Согласно статьям 8 и 35 (часть 1) Конституции РФ признается и защищается равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Из этих конституционных положений следует, что все субъекты права собственности должны иметь одинаковые возможности защиты данного права и связанных с ним законных интересов без каких либо ограничений.

Закон РФ "Об образовании" предусматривает, что в Российской Федерации могут существовать различные по своим организационно-правовым формам образовательные учреждения: государственные, муниципальные и негосударственные - частные, учреждения общественных организаций и другие (статьи 11.1, 12 ФЗ РФ "0б образовании").

Действие законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения независимо от их организационно-правовой формы, причем закон не содержит каких-либо ограничений в статусе и правах обучающихся, воспитанников в этих образовательных учреждениях, а также работников, в том числе в их праве на пенсию за выслугу лет (п. 5 ст. 55 ФЗ РФ "Об образовании").

Эту же позицию занял и Конституционный Суд РФ в своем Определении от 6 декабря 2001г. №310 -О, им сделаны следующие выводы, а именно: "Вместе с тем это не может означать, что до полного перехода на новую пенсионную систему пенсионного обеспечения какие-либо категории педагогических работников ставятся в неравные условия или ограничиваются в своих правах, в том числе в праве на зачет трудового стажа независимо от принадлежности учебного заведения для выплаты пенсии за выслугу лет. Иное означало бы нарушение указанных выше конституционных принципов и норм федерального законодательства"

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Далее, в этом же Определении Конституционный Суд отмечает, что в силу статей 4 (часть 2) и 15 (части 1 и 4) Конституции Российской Федерации правоприменитель обязан руководствоваться принципом верховенства Конституции Российской Федерации и исходить из такого толкования подзаконных нормативных актов, которое не может противоречить федеральным законам (статья 115, части 1 и 3, Конституции Российской Федерации). Совет Пенсионного фонда является правоприменителем, так как его решения несут определенные юридические последствия для граждан.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.03.2003 г. № 107 - О говорится, что Правительство Российской Федерации не наделяется правом по своему усмотрению регулировать пенсионные отношения работников, занятых на работе с вредными и тяжелыми условиями труда, устанавливать их пенсионные права, вводить какие-либо не предусмотренные законом ограничения права на пенсионное обеспечение за работу в тяжелых условиях. При осуществлении названных полномочий Правительство Российской Федерации не только связано законодательными нормами, устанавливающими основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, в том числе регламентирующими порядок сохранения и преобразования ранее приобретенных прав в сфере пенсионного обеспечения, но и обязано учитывать предписания ст. 15 (часть 1) Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Такую же позицию по этому вопросу занял Конституционный Суд РФ, который в своем Постановлении № 2 - П от 03.06.2004 г. в пункте 1 установил: "Признать не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2),39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3), взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающие для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях, - в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся педагогической деятельностью в учреждениях для детей, лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, творческой деятельностью на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, при том что законодательное регулирование порядка сохранения и реализации пенсионных прав, уже приобретенных указанными лицами в результате длительной профессиональной деятельности, до настоящего времени отсутствует". В мотивировочной части этого Постановления Конституционный Суд РФ отмечает, что "В соответствии с ранее действовавшим законодательством лица, занимавшиеся педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, творческой деятельностью на сцене в театрах и других театрально-зрелищных организациях и коллективах, имели право на пенсию за выслугу лет (статьи 80-82 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации"), которая "предоставлялась независимо от достижения общего пенсионного возраста.

Введение пенсий за выслугу лет названным категориям работников связывалось с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности (для которой, как правило, характерна постоянная повышенная эмоциональная и психологическая, а зачастую и физическая, нагрузка, высокая степень ответственности за результаты труда), а также с особой значимостью, ценностью такой трудовой деятельности для государства и общества. Предоставление возможности уйти на пенсию в более раннем возрасте преследовало цель освобождения от необходимости дальнейшего продолжения работы и являлось, таким образом, одной из мер, направленных на сохранение здоровья указанных лиц".

Пенсионный фонд не оспаривает тот факт, что она все время работала в должности педагога дополнительного образования и в соответствии со ст. 249 п. 1 ГПК РФ обязан был доказать, что все это время она не работала с детьми и что Областной центр научно - технического творчества учащихся не является учреждением для детей. То, что наименование учреждения не соответствует Списку ее вины нет.

Областной центр научно-технического творчества учащихся существует много лет, за все это время менялось не раз наименование этого учреждения, но то, что оно всегда было учреждением для детей - бесспорный факт, который не нуждается в дополнительном доказывании, кроме того у нее есть Устав этого образовательного учреждения, где прописано, что оно предоставляло услуги для детей от 6 до 18 лет.

Пенсионный фонд утверждает, что на 01.01.2001г. у нее нет стажа работы в дополнительном образовании 16 лет 8 месяцев.

Доказательством может служить ее трудовая книжка, где есть запись, что на данный момент она работает непрерывно и ее стаж на этот период составляет 16 лет 9 месяцев 5 дней. У нее есть документы и свидетели, которые могут подтвердить ее стаж работы в данном учреждении.

Просит суд признать Решение Начальника Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Оренбурге от ... ( протокол ... )в назначении ей досрочной пенсии по старости не соответствующим действующему законодательству в Российской Федерации (незаконным).

Обязать Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г.Оренбурге включить в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы с 01.10.1998г. по 31.12.2000г.; с 01.01.2001г. по 13.07.2001г.;

с 26.08.2001г. по 08.10.2001г.; с 09.10.2001г. по 07. 12.2009г.

Обязать Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Оренбурге назначить и выплачивать ей досрочную трудовую пенсию по старости на основании пп. 19 п.1 ст. 27 Федерального Закона от 17.12.2001г. №173 - ФЗ " О трудовых пенсиях в Российской Федерации" со дня обращения за указанной пенсией, а именно с 07.12. 2009г.

Истец Пащенко С.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объёме, просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика Кожемякина О.В., действующая на основании доверенности от ..., заявленные исковые требования Пащенко С.В. не признала, и просила в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Заслушав пояснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Пащенко С.В. 07.12.2009г. обратилась с заявлением в Управление Пенсионного фонда (ГУ) в г. Оренбурге для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Решением Начальника Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Оренбурге от .... ... в назначении досрочной трудовой пенсии по старости истцу было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей.

В трудовой стаж Пащенко С.В. не были засчитаны периоды работы: с 01.10.1998г. по 31.12.2000г., 01.01.2001г. по 13.07.2001г., с 26.08.2001г. по 08.10.2001г. с 09.10.2001г. по 07.12.2009г. в должности педагога дополнительного образования Областного центра научно - технического творчества учащихся, поскольку согласно п. 3 Правил от 29.1 0.2002г. № 781 работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка. Наименование учреждения «Областной центр научно-технического творчества учащихся» не предусмотрены разделом «Наименование учреждений» Списка от 29.1 0.2002г. № 781. Данный период не может быть включен в льготный стаж, так как, начиная с 01.01.2001г. не выполнены одновременно два условия, установленные п. 12 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 именно:

-на 1 января 2001г. отсутствует стаж работы продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев (составляет 14 л. 06м. 07 дн.);

-отсутствует факт работы в период с 1 ноября 1999г. по 31.12.2000г. в должностях в учреждениях, указанных в п. 2 раздела «Наименования должностей и учреждений» Списка.

Кроме того, за периоды работы с 03.08.1999г. по 31.12.2001г. и с 01.01.2007г. по 07.12.2009г. индивидуальные сведения страхователем представлены без кода льготного условия труда.

В соответствии с пп. 19 П.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное пенсионное обеспечение имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно трудовой книжки Пащенко С.В. 01.10.1998г. она принята на работу педагогом дополнительного образования Областного центра научном - технического творчества, 08.10.2001г. ОЦНТТУ переименован в «Областной Центр детского научно - технического творчества».

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту - Список №781) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту - Правила).

Согласно п. 3 Правил от 29.10.2002г. № 781 работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка. Наименование учреждения «Областной центр научно-технического творчества учащихся» не предусмотрены разделом «Наименование учреждений».

Работа истицы в спорные периоды была связана с осуществлением педагогической деятельности.

Согласно Списка № 781 от 29 октября 2002г. была предусмотрена должность педагога.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995г. № 233, утверждено Типовое положение об общеобразовательном учреждении дополнительного образования детей".

Вышеуказанным постановлением предусмотрено наименование учреждения дополнительного образования: Центр (дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детско-юношеский, детского творчества, детский (подростковый), внешкольной работы, детский экологический (оздоровительно-экологический, эколого-биологический), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников)...

Аналогичное наименование учреждения предусмотрено Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (утв. постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999г. № 1067, а также Списком должностей и учреждений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002г. № 781.

Ответчиком не оспаривается факт того, что работа истца была связана с педагогической деятельностью.

В соответствии с представленными изменениями к Уставу Государственного учреждения дополнительного образования областной центр научно - технического творчества учащихся, утвержденного начальником Главного управления образования Оренбургской области целями и предметом деятельности центра являются: …работа с детьми по оказанию дополнительных образовательных услуг по начально - техническому, спортивно - техническому, производственно- техническому направлениям….

Из представленных журналов учета работы объединения в системе дополнительного образования детей с 1998г., с 1999г., с 2001г., с 2002г. из которых следует, что Пащенко С.В. вела педагогическую работу с детьми в различных учебных заведениях.

Кроме того, постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года за № 25 предусмотрено, что пенсии назначаются за вид деятельности.

Отказ включить в льготный стаж Пащенко С.В. периодов с 03.08.1999г. по 31.12.2001г., с 01.01.2007г. по 07.12.2009г. по основанию отсутствия в данных персонифицированного учета кода льготных условий труда, суд считает необоснованным, так как предоставление страхователем по данному периоду индивидуальных сведений без кода льготных условий труда не означает отсутствие таких условий, т.к. статьями 8, 11 Федерального Закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ на работодателей возложена обязанность представлять в территориальные службы Пенсионного фонда РФ в течение месяца, следующего за отчетным периодом, на всех работников - застрахованных лиц индивидуальные сведения о стаже и заработке.

Эти сведения не представлены по вине работодателя, но никак не самой истицей. УПФ РФ (ГУ) в г.Оренбурге в этом случае вправе обратиться с соответствующим иском к работодателю.

Поэтому непредставление работодателем истца индивидуальных сведений не может служить основанием для отказа истцу в зачете данного периода в специальный стаж, дающий истцу право на назначение трудовой пенсии досрочно.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что периоды работы Пащенко С.В. с 01.10.1998г. по 31.12.2000г., 01.01.2001г. по 13.07.2001г., с 26.08.2001г. по 08.10.2001г. с 09.10.2001г. по 07.12.2009г. в должности педагога дополнительного образования Областного центра научно - технического творчества учащихся подлежат включению в стаж, дающей право на назначение досрочной пенсии по старости.

Таким образом, при включении вышеуказанных периодов работы в льготный стаж Пащенко С.В. на 1 января 2001г. ее стаж будет более 16 лет 8 месяцев и будет факт работы в должности, предусмотренной п. 2 раздела «Наименование должностей» в период с 01.11.1999г. по 31.12.200г., следовательно у нее возникнет право на получение досрочной пенсии по старости.

В связи с чем, исковые требования Пащенко С.В. являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Пащенко С.В. - удовлетворить.

Признать Решение Начальника Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Оренбурге от ... ( протокол ... ) об отказе в назначении Пащенко С.В. досрочной пенсии по старости не соответствующим действующему законодательству в Российской Федерации (незаконным).

Обязать Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Оренбурге включить Пащенко С.В. в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы с 01.10.1998г. по 31.12.2000г., с 01.01.2001г. по 13.07.2001г., с 26.08.2001г. по 08.10.2001г., с 09.10.2001г. по 07.12.2009г.

Обязать Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г.Оренбурге назначить и выплачивать Пащенко С.В. досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения за указанной пенсией, а именно с 07.12. 2009г.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г.Оренбурга в течение 10 дней с момента составления мотивированного решения.

Судья: Коробкина Н.А.

Мотивированное решение составлено: 28.07.2010г.

Судья: Коробкина Н.А.