о признании незаконным приложения к постановлениюадминистрации



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 июня 2010 года г.Оренбург

Ленинский районный суд г. Оренбурга в составе:

председательствующего судьи Князевой О.М.

при секретаре Филипповских П.С.,

с участием помощника прокурора г.Оренбурга Рудаковой А.Ю.,

представителя заинтересованного лица Востриковой Н.В.,

представителя Администрации г.Оренбурга Малышевой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Оренбурге гражданское дело по заявлению прокурора г.Оренбурга, действующего в интересах Бахчевой Л.Н. о признании незаконным п. 7.2.1. Приложения к постановлению администрации г.Оренбурга от 21.04.2010 года № 2641-П «Об утверждении протокола № 6 заседания комиссии по жилищным вопросам при Главе города Оренбурга от 24.03.2010 г., обязании Администрации города Оренбурга устранить нарушения п.3 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Оренбурга обратился в суд, указывая, что Прокуратурой г. Оренбурга проведена проверка по обращению Бахчевой Л.Н., участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, проживающей по адресу: <адрес>, по факту отказа комиссией по жилищным вопросам при Главе города Оренбурга в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 г. № 714 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 09.01.2010 г. № 30) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» в связи с предстоящим 65-летием Победы в ВОВ 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Согласно п.п. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 года участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки:

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

В соответствии с п. 3.1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту РФ, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с п. 3 данной статьи принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Проведенной проверкой установлено, что в администрацию г.Оренбурга поступило заявление Бахчевой Л.Н. о принятии ее на учет нуждающихся в жилом помещении жилищного фонда Оренбургской области, предоставляемом по договору социального найма по категории ветеран-участник Великой Отечественной войны.

Данное заявление Бахчевой Л.Н. было рассмотрено на заседании комиссии по жилищным вопросам при Главе города Оренбурга 24.03.2010 г., и было принято решение об отказе ей в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ и ст.6 Закона Оренбургской области от 23.11.2005 г. № 2733/489-Ш-ОЗ.

Протокол заседания комиссии по жилищным вопросам при Главе города Оренбурга утвержден постановлением администрации города Оренбурга от 21.04.2010 г. № 2641-п.

Данное решение комиссией по жилищным вопросам при Главе города принято в нарушение норм действующего жилищного законодательства, а именно п. 1 ч. 3 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, согласно которого гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, помимо граждан, не являющихся собственниками жилых помещений, признаются и проживающие в помещении, не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям.

Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу».

Несмотря на то, что в администрации города Оренбурга создана комиссия, которая проводит оценку соответствия помещения установленным в вышеуказанном положении требованиям, жилищной комиссией при принятии решения об отказе Бахчевой Л.Н. в постановке в очередь для получения социального жилья, заключения о признании жилого помещения, в котором проживает Бахчева Л.Н., пригодным или непригодным для проживания получено не было.

Таким образом, незаконным решением комиссии по жилищным вопросам при Главе города Оренбурга нарушены жилищные права и законные интересы ветерана-участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Бахчевой Л.Н.

Просил суд:

1. Признать незаконным решение комиссии по жилищным вопросам при Главе города Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденное постановлением администрации города Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ №-п (п. 7.2.1), в части отказа Бахчевой Л.Н. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

2. Обязать комиссию по жилищным вопросам при Главе города Оренбурга устранить нарушения п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ путем проведения дополнительной проверки и обследования жилого помещения по адресу: <адрес> «в», <адрес>, в котором проживает Бахчева Л.Н. с целью установления его пригодности для проживания, принятия законного и обоснованного решения.

Заявитель в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ уточнил требования, и просил суд

1. Признать незаконным п.7.2.1. Приложения к постановлению администрации города Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении протокола № заседания комиссии по жилищным вопросам при Главе города Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ», в части отказа Бахчевой Л.Н. в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

2. Обязать Администрацию <адрес> устранить нарушения п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ путем проведения обследования жилого помещения по адресу: <адрес> «в», <адрес>, в котором проживает Бахчева Л.Н.

В судебное заседание Бахчева Л.Н. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.

Суд определил рассмотреть дело без участия не явившегося заинтересованного лица в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Представитель заявителя помощник прокурора г.Оренбурга Рудакова А.Ю. поддержала заявление, с учетом их уточнений, просила удовлетворить.

Представитель Бахчевой Л.Н. Вострикова Н.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, поддержала заявление, просила удовлетворить.

Представитель Администрации г.Оренбурга Малышева Т.С., действующая на основании доверенности от № от ДД.ММ.ГГГГ, против удовлетворения заявления возражала.

Заслушав пояснения заявителя, представителя заинтересованного лица, представителя Администрации г.Оренбурга, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию г. Оренбурга поступило заявление Бахчевой Л.Н. о принятии ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории: ...

Данное заявление Бахчевой Л.Н. было рассмотрено на заседании комиссии по жилищным вопросам при Главе города Оренбурга. Комиссия по жилищным вопросам при Главе г.Оренбурга утверждена Постановлением Главы города Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ №-п, имеет следующий состав:

- ФИО3 – заместитель Главы по жилищно-коммунальному хозяйству, транспорту и связи, председатель комиссии;

- ФИО4 – начальник управления жилищной политики администрации города Оренбурга, заместитель председателя комиссии;

- ФИО5 – заместитель начальника управления жилищной политики администрации города Оренбурга, секретарь комиссии.

Члены комиссии:

- ФИО6 – заместитель начальника управления жилищной политики администрации г.Оренбурга;

- ФИО7 – заместитель начальника управления по правовым вопросам администрации города Оренбурга;

- ФИО8 – начальник управления молодежной политики администрации города Оренбурга;

- ФИО9 – начальник управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга;

- ФИО10 – заместитель председателя комитета по управлению имуществом города Оренбурга;

- ФИО11 – депутат Оренбургского городского Совета от избирательного округа № (по согласованию).

Протокол № заседания комиссии по жилищным вопросам утвержден Постановлением администрации г.Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ №-п.

Протоколом № заседания комиссии по жилищным вопросам при Главе г.Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ рекомендовано: отказать Бахчевой Л.Н. в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004 № 188-ФЗ, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного человека семьи более учетной нормы (п.7.2.1.)

В соответствии со ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если… не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы;

Согласно п.4. ст.52 ЖК РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях регламентировано ст.5 Закона Оренбургской области от 23 ноября 2005 г. N 2733/489-III-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

Так, ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется структурным подразделением либо должностным лицом органа местного самоуправления, уполномоченными главой муниципального образования (далее - уполномоченный орган). Для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждане (законные представители - для недееспособных граждан) подают по месту своего жительства заявления уполномоченному органу. В установленных законодательством случаях и порядке граждане могут подать заявление о принятии на учет не по месту своего жительства.

Заявление о принятии на учет (далее - заявление) заполняется гражданином по установленной форме (приложение 1) и подписывается всеми дееспособными членами семьи, включая временно отсутствующих, за которыми сохраняется право на жилое помещение.

К заявлению прилагаются: копии документов, удостоверяющих личности гражданина и членов его семьи и подтверждающих родственные отношения (паспорта, свидетельства о рождении, свидетельства о заключении брака, судебные решения о признании членом семьи и другие); копия удостоверения опекуна или попечителя (для лиц, над которыми установлена опека, попечительство); копия домовой книги; справка с места регистрации о зарегистрированных лицах и лицах, снятых с регистрационного учета, но сохранивших право пользования жилым помещением, выдаваемая соответствующей жилищно-эксплуатационной организацией, жилищным или жилищно-строительным кооперативом и другими эксплуатационными организациями; копии документов, подтверждающих право пользования или право собственности на занимаемое жилое помещение (договор найма (поднайма), договор на передачу квартиры в собственность граждан, договор купли-продажи, договор мены, договор дарения и другие); выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о наличии (отсутствии) зарегистрированных прав на каждого члена семьи; справки органа, осуществляющего техническую инвентаризацию объектов недвижимости, по форме 1 для граждан, имеющих в собственности жилое помещение, по форме 4 на каждого члена семьи; решение органа местного самоуправления (уполномоченного структурного подразделения) о признании гражданина малоимущим; иные документы, подтверждающие право граждан на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с федеральными законами или законом Оренбургской области.

Заявление и представленные документы проверяются уполномоченным органом. В случае необходимости уполномоченным органом дополнительно осуществляется проверка жилищных условий, по итогам которой составляется соответствующий акт по установленной форме.

После проведенной проверки заявление гражданина и представленные документы выносятся уполномоченным органом на рассмотрение главы муниципального образования.

Решение по результатам рассмотрения заявления принимается не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня принятия заявления.

Граждане считаются принятыми на учет нуждающихся в жилых помещениях со дня принятия соответствующего решения главы муниципального образования.

Согласно п. 1 ст. 6 Закона Оренбургской области от 23 ноября 2005 г. N 2733/489-III-ОЗ отказ в принятии на учет гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении допускается в случаях, если: не представлены предусмотренные частью 4 статьи 5 документы.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и Указом Президента РФ от 07мая 2008года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945годов» участники Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем.

Основания, по которым гражданин может быть признан нуждающимся в жилом помещении, установлены ст. 51 Жилищного кодекса РФ, согласно которой:

1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Согласно Постановления Оренбургского городского Совета
от 19 мая 2005 г. № 119 "Об установлении нормы предоставления
и учетной нормы площади жилого помещения" на территории г.Оренбурга установлены:

норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 14,0 кв.м. общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма;

учетная норма площади жилого помещения в размере 13,5 кв.м. общей площади занимаемого жилого помещения.

Как следует из материалов дела Бахчевой Л.Н. и ее дочери была предоставлена однокомнатная квартира общей площадью 30.1 кв.м., то есть более учетной нормы площади жилого помещения, в связи с чем Бахчева Л.Н. не может быть признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее по тексту – Положение), признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления.

Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 42 Положения).

Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию вместе с заявлением следующие документы: нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение; план жилого помещения с его техническим паспортом, а для нежилого помещения - проект реконструкции нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением (п. 45 Положения).

Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии (п. 46 Положения).

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п. 47 Положения).

На основании изложенных норм суд приходит к выводу о том, что инициировать процедуру оценки пригодности жилого помещения для проживания должно заинтересованное лицо путем подачи соответствующего заявления в межведомственную комиссию в порядке, предусмотренном п. 42, 45 Положения. Исходя из чего вывод прокурора г.Оренбурга о том, что администрация г. Оренбурга должна была самостоятельно провести такую оценку, не основан на законе. Адресованное главе администрации города заявление Бахчевой Л.Н. нельзя рассматривать как заявление о признании жилого помещения непригодным для проживания, поскольку оно не соответствует вышеуказанным требованиям Положения, а именно - к заявлению не приложены необходимые документы.

Согласно ч. 3, 4 ст. 52 Жилищного Кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Поскольку Бахчева Л.Н. не представила в жилищную комиссию заключение о непригодности имеющейся у нее квартиры для проживания и не указала об этом в своем заявлении, у жилищной комиссии отсутствовали правовые основания для постановки Бахчевой Л.Н. на учет по основанию, указанному в п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного Кодекса РФ.

Следовательно, оснований для признания незаконным п. 7.2.1. Приложения к постановлению администрации города Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении протокола № заседания комиссии по жилищным вопросам при Главе города Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ» в части в отношении Бахчевой Л.Н. о рекомендации об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма и обязании Администрации г.Оренбурга устранить нарушения п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ путем проведения обследования жилого помещения по адресу: <адрес> «в», <адрес>, в котором проживает Бахчева Л.Н. не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Прокурору города Оренбурга, действующего в интересах Бахчевой Л.Н. в удовлетворении заявления о признании незаконным п. 7.2.1. Приложения к постановлению администрации г.Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ №-П «Об утверждении протокола № заседания комиссии по жилищным вопросам при Главе города Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ» в части в отношении Бахчевой Л.Н. о рекомендации об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и обязании Администрации города Оренбурга устранить нарушения п.3 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ путем проведения обследования жилого помещения по адресу: <адрес> «в», <адрес>, - отказать.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: Князева О.М.