Решение о признании права на получение государственной социальной поддержки



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Оренбург 01 сентября 2010 года

Ленинский районный суд г.Оренбурга

в составе: председательствующего судьи Донцовой Ю.И..,

с участием представителя истца Чаплоуцкой Н.М.., представителя ответчика Фазлаевой О.В.,

при секретаре Бердниковой Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чаплоуцкого И.Г. к ФГУ «Главное бюро государственной службы медико-социальной экспертизы по Оренбургской области» о признании права на получение государственной социальной поддержки и установлении группы инвалидности,

УСТАНОВИЛ:

Истец Чаплоуцкий И.Г. обратился в суд с иском, указав, что имеет заболевание: врожденный порок сердца. С ... года является инвалидом, что подтверждается справкой об инвалидности и записями в амбулаторных картах. В феврале ... года он прошел переосвидетельствование, в результате чего по заключению районного бюро МСЭ, ему не была установлена инвалидность.

С решением бюро МСЭ он не согласился и обжаловал его в ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Оренбургской области», где в удовлетворении его жалобы было отказано. Считает, что данный отказ нарушает его права на получении государственной социальной поддержки. В ... году ему была сделана операция, в ходе которой в сердце был установлен искусственный клапан зарубежного производства. Этот клапан должен работать в условиях жидкой крови. Иначе, при густой крови клапан может перестать действовать, что может привести к летальному исходу. Для разжижения крови ему необходимо регулярно принимать антикоогулянты, в его случае - «... пожизненно и ежедневно в одно и тоже время - 2 таблетки, стоимость которого составляет ...). Одной упаковки истцу хватает на ... дней. Кроме того, для укрепления сердечной мышцы истец должен принимать регулярно такие препараты, как - «...», стоимость которого ... рублей, а также - «...» стоимостью ... рублей. Эти препараты назначены лечащими врачами, что подтверждается записями в амбулаторных картах. Кроме того, истцу ежемесячно нужно сдавать кровь на анализ МНО (плотность крови), для контроля MHO должно быть от 2,5 до 3,5 единиц. Анализ MHO платный. Стоимость этой процедуры составляет ... рублей. Будучи инвалидом лекарственные препараты и анализ он получал бесплатно. После отказа в признании истца инвалидом, эти лекарственные препараты он должен приобретать за счет своих средств, учитывая то, что он является студентом, таких личных средств у него нет.

Истец имеет патологию сердечно сосудистой системы, что подтверждается в письме ФГУ (Главное бюро медико-социальной экспертизы по Оренбургской области)-№ от ДД.ММ.ГГГГ, что согласно подпункта «А» пункта 5 правил, является одним из условий признания гражданина инвалидом.

Считает, что нарушено его право на бесплатное лечение и меры социальной поддержки в связи с чем просил признать право на бесплатное получение мер социальной поддержки и установление инвалидности.

В судебное заседание истец Чаплоуцкий И.Г. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

В судебном заседании представитель истца Чаплоуцкая Н.М., просила исковые требования удовлетворить.

Представитель ФГУ «Главное бюро государственной службы медико-социальной экспертизы по Оренбургской области» Фазлаева О.В., действующая на основании доверенности, возражала в удовлетворении исковых требований. Представила суду письменный отзыв.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В силу части 1 статьи 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно п.4 ст. 31Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ при установлении до 1 января 2004 года трудовых пенсий, полагающихся в соответствии с настоящим Федеральным законом лицам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени, применяются соответственно I, II и III группы инвалидности.

Согласно ст.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» - признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Данное положение воспроизведено и в п. 2 ст. 8 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, согласно которому порядок признания органами Государственной медико-социальной экспертизы гражданина инвалидом, порядок установления периода инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности, порядок установления времени наступления инвалидности и причинно-следственной связи инвалидности или смерти кормильца с совершением гражданином уголовно наказуемого деяния либо умышленным нанесением им ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 16 декабря 2004 года № 805 «О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» к федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы относятся Федеральное бюро медико-социальной экспертизы и главные бюро медико-социальной экспертизы, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах.

В соответствии с п. 5 вышеуказанного постановления, бюро медико-социальной экспертизы выполняет следующие функции:

а) проводит освидетельствование граждан для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности (в том числе степени ограничения способности к трудовой деятельности) и их реабилитационного потенциала;

в) устанавливает факт наличия инвалидности, группу, причины, срок и время наступления инвалидности, степень ограничения способности к трудовой деятельности.

Ранее до вступления в законную силу Постановления Правительства РФ от 16.12.2004 г. № 805 «О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» (до 1 января 2005 г.), в соответствии с которым были организованы федеральные учреждения медико-социальной экспертизы, действовало Постановление Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. N 392 «О государственной службе медико-социальной экспертизы», в соответствии с которым в органах социальной защиты субъектов Российской Федерации для признания лиц инвалидами были созданы и осуществляли свою деятельность бюро медико-социальной экспертизы.

Порядок и условия признания лица инвалидом, порядок проведения переосвидетельствования определялись Положением «О признании лица инвалидом», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 года, действующим до 06.03.2006 года.

В соответствии с п. 27 Постановления Правительства РФ от 13 августа 1996 г. N 965 «О порядке признания граждан инвалидами», переосвидетельствование инвалида проводится в порядке, установленном для признания лица инвалидом.

Аналогичный порядок признания лица инвалидом и проведения переосвидетельствования установленПравилами«О порядке и условиях признания лица инвалидом», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 года № 95 (действующего с 28.02.2006 года)

Согласно п. 38 Правил признания лица инвалидом, переосвидетельствование инвалида проводится в том же порядке, что и первичное освидетельствование. Признание гражданина инвалидом и определение группы инвалидности осуществляется в соответствии с классификациями и критериями, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 22.08.2005 г. № 535 (далее - Критерии).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ
от 22 августа 2005 года N 535 «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» введены новые классификации икритерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.Данные классификации определяют основные виды нарушений функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности; основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий.

В соответствии с пунктом 15 Критериев, критерием для определения третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению способности к трудовой деятельности 1 степени или ограничению следующих категорий жизнедеятельности в их различных сочетаниях и вызывающее необходимость его социальной защиты: способности к самообслуживанию первой степени; способности к передвижению первой степени; способности к ориентации первой степени; способности к общению первой степени; способности контролировать свое поведение первой степени; способности к обучению первой степени. Степень выраженности ограничений категорий жизнедеятельности определяется в соответствии с пунктами 5-7 Критериев.

Согласно п. 10 «Критериев» критерием установления 1 степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к снижению квалификации, объема, тяжести и напряженности выполняемой работы, невозможности продолжать работу по основной профессии при возможности выполнения других видов работ более низкой квалификации в обычных условиях труда в следующих случаях:

при выполнении работы в обычных условиях труда по основной профессии с уменьшением объема производственной деятельности не менее чем в 2 раза, снижением тяжести труда не менее чем на два класса;

при переводе на другую работу более низкой квалификации в обычных условиях труда в связи с невозможностью продолжать работу по основной профессии.

В соответствии с п. 24 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 года № 95, медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина. Заявление подается в бюро в письменной форме с приложением направления на медико-социальную экспертизу, выданного организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, и медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья.

Судом установлено, что Чаплоуцкий И.Г. в период с ... год признавался «ребенком-инвалидом», с ... года устанавливалась ... группа инвалидности с ограничением способности к трудовой деятельности ... степени.

ДД.ММ.ГГГГ Чаплоуцкий И.Г. был освидетельствован филиалом № Главного бюро МСЭ, инвалидность не признана, группа инвалидности не установлена.

Согласно п. 42 «Правил» гражданин (его законный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо главное бюро.

В соответствии с п. 6 Постановления Правительства РФ от 16 декабря 2004г. №1 «О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждения медико-социальной экспертизы», главное бюро выполняет следующие функции:

а) рассматривает жалобы граждан, проходящих освидетельствование, на решения бюро и в случае признания их обоснованными изменяет либо отменяет решения бюро;

б) проводит по собственной инициативе повторное освидетельствование граждан, прошедших освидетельствование в бюро, и при наличии оснований изменяет или отменяет решения бюро;

ДД.ММ.ГГГГ Чаплоуцкий И.Г. обжаловал указанное освидетельствование в Главное бюро МСЭ по Оренбургской области. По заключению экспертов состава № Главного бюро решение филиала о непризнании больного инвалидом было подтверждено.

Решение, вынесенное экспертным составом № ФГУ «ГБ МСЭ по Оренбургской области», было обжаловано Чаплоуцким И.Г. в ФГУ «Федеральное бюро МСЭ» г. Москвы. ДД.ММ.ГГГГ по представленным медицинским, медико-экспертным документам, данными лечебно-профилактических учреждений проведено очное освидетельствование Чаплоуцкого И.Г. в экспертном бюро № ФГУ «ФБ МСЭ» в г. Москве. В результате которого решение ФГУ «ГБ МСЭ по Оренбургской области» подтверждено как обоснованное и оставлено без изменений.

При рассмотрении дела по ходатайству представителя истца судом в качестве свидетеля была допрошена Беляева О.Н.. заведующая отделением ревматологии областной клинической больницы г. Оренбурга, которая пояснила, что после проведенной операции по установке искусственного клапана Чаплоуцкий И.Г. в их учреждении проходит раз в год обследование. Пояснила, что такой пациент должен находится постоянно под наблюдением врача, регулярно принимать необходимые препараты и сдавать анализы крови. Полагает, что он должен получать льготы, однако вопрос о признании инвалидом не входит в её компетенцию, поскольку такое право предоставлено МСЭ.

Согласно статей 1, 7, 8 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», установление инвалидности относится к компетенции исключительно медико-социальной экспертизы.

В ходе судебного разбирательства исходя из положений ст. 79 ГПК РФ определением Ленинского районного суда г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ было назначено проведение судебной медико-социальной экспертизы, производство которой было поручено ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Челябинской области», перед экспертами была поставлена задача определить степень нарушения функций организма у Чаплоуцкого И.Г. на момент освидетельствования в ФГУ МСЭ по Оренбургской области ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ и установить наличие или отсутствие ограничений основных категорий жизнедеятельности у Чаплоуцкого И.Г. на момент освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГс указанием степени их ограничения.

На основании изученных документов комиссия ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Челябинской области» пришла к выводу, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ у Чаплоуцкого И.Г. ограничений категории жизнедеятельности не было. На момент проведения освидетельствования в филиале № Главного бюро СМЭ по Оренбургской области ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ у Чаплоуцкого И.Г. оснований для признания его инвалидом не было.

Суд, изучив представленное заключение экспертов, считает возможным положить его в основу при вынесении решения, поскольку экспертиза проведена экспертами, имеющими большой стаж работы, перед проведением экспертизы они были предупреждены об уголовной ответственности за дачу ложного заключения, о чем имеются их подписи, доказательств, свидетельствующих о заинтересованности экспертов, суду представлено не было.

В ходе судебного заседания представитель истца Чаплоуцкая Н.М. пояснила суду, что не согласна с результатами заключения ФГУ «ГБ МСЭ по Челябинской области» в виду того, что данная экспертиза проводилась исключительно по материалам данного гражданского дела, выписки из истории болезни, делу освидетельствования в МСЭ № по Оренбургской области. Истец при проведение настоящей экспертизы лично не присутствовал, его состояние на день проведения настоящей экспертизы не учитывалось.

Суд не приманивает доводы представителя истца Чаплоуцкой Н.М. во внимание о необходимости участия Чаплоуцкого И.Г. при проведении экспертизы в ФГУ «ГБ МСЭ по Челябинской области», поскольку согласно поставленных перед экспертами в определении Ленинского районного суда г.Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ вопросам, экспертам необходимо было определить степень нарушения функций организма у Чаплоуцкого И.Г. на момент освидетельствования в ФГУ МСЭ по Оренбургской области ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ и установить наличие или отсутствие ограничений основных категорий жизнедеятельности у Чаплоуцкого И.Г. на момент освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ с указанием степени их ограничения. Вопрос о состоянии здоровья Чаплоуцкого И.Г. на дату проведения экспертизы не был предметом исследования.

Учитывая в совокупности вышеизложенное, суд приходит к выводу, что экспертное решение филиала № ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Оренбургской области» от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ принято объективно и соответствует действующему законодательству.

Таким образом, требования истца о признании права на получение государственной поддержки и установлении инвалидности являются необоснованными, в связи с чем удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Чаплоуцкого И.Г. ФГУ «Главное бюро государственной службы медико-социальной экспертизы по Оренбургской области» о признании права на получение государственной социальной поддержки и установлении группы инвалидности - отказать.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: Донцова Ю.И.

...