Решение о признании договора приватизации квартиры недействительным, определении долей, включении доли умершего в состав наследства



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 сентября 2010 года

Ленинский районный суд города Оренбурга

в составе: председательствующего судьи Умбетовой Э.Ж.,

при секретаре: Фомичевой Е.А.,

с участием: истца Ярцева А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ярцева А.В. к администрации города Оренбурга о признании договора приватизации частично недействительным, определении долей в совместной собственности, включении доли умершего в состав наследственной массы,

У С Т А Н О В И Л:

Ярцев А.В. обратился в суд с иском к администрации города Оренбурга, указав, что на основании договора на передачу и продажу квартиры в собственность граждан от 23.12.1993 г. администрация г. Оренбурга передала в собственность Харитоновой (Ярцевой) М.М. квартиру <адрес>.

В соответствии с договором приватизации квартира передавалась в собственность двух человек - Харитоновой (Ярцевой) М.М. (основной квартиросъемщик), Харитонова П.А. (сын). В заявлении на приватизацию квартиры они оба были указаны в числе участников приватизации, от участия в приватизации указанной квартиры отказались Петрушова Л.Г. (дочь), Петрушов Н.С. (внук), Кильдишова Л.Г. (мать). Предполагалось, что каждому лицу, участвующему в приватизации, принадлежит по 1/2 доли в праве собственности на указанную квартиру. Однако, в договоре ошибочно указана в качестве собственника только Харитонова М.М. и квартира зарегистрирована государственным предприятием «Техническая инвентаризация» на праве личной собственности за ней одной.

ДД.ММ.ГГГГ умерла его жена Ярцева М.М.. Истец является ее наследником по закону. Отсутствие долей в приватизируемой квартире является препятствием для него для вступления в наследство.

Просил признать договор на передачу и продажу квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ недействительным, определить доли в квартире <адрес>, выделить по 1/2 доли Харитоновой М.М. и Харитонову П.А., включить принадлежащую 1/2 долю Ярцевой (Харитоновой) М.М., умершей ДД.ММ.ГГГГ, в состав наследственной массы.

Истец Ярцев А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика администрации города Оренбурга - Нестерова М.В., действующая на основании доверенности от 04.02.2010 года №, в судебное заседание не явилась, была извещена надлежащим образом, просила дело рассмотреть в отсутствие представителя администрации г. Оренбурга, в письменном суду заявлении указала, что администрация г. Оренбурга признает исковые требования истца, последствия признания иска, предусмотренные ст.39, 173 ГПК РФ разъяснены и понятны. Суд определил принять признание иска ответчиком.

Третье лицо Харитонов П.А. в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных исковых требований.

В силу ст. 167 ГПК РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.

Заслушав пояснения истца, третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено право граждан, постоянно проживающих в домах государственного и общественного фонда, на приватизацию квартиры.

Судом установлено, что в квартире <адрес> на момент приватизации постоянно проживали и были прописаны пять человек: Харитонова М.М. - основной квартиросъемщик, Харитонов П.А. - сын, Петрушова Л.Г. - дочь, Петрушов Н.С. - внук, Кильдишова Л.Г. - мать.

Харитонова М.М. и Харитонов П.А. 18.09.1992 года обратились в администрацию города Оренбурга с заявлением о приватизации занимаемой ими квартиры. От участия в приватизации квартиры отказались: Петрушова Л.Г., ДД.ММ.ГГГГ. и ее сын Петрушов Н.С., ДД.ММ.ГГГГ (несовершеннолетний на момент приватизации), Кильдишова Л.Г., ДД.ММ.ГГГГ., которые в заявлении на приватизацию занимаемой ими квартиры в графе «согласны или возражают против передачи квартиры в собственность другим членам семьи согласно доли» указали «согласны, но в приватизации не участвуют».

По договору от 23.12.1993 года администрация города Оренбурга по доверенности от «Птице-фабрика Россия» от ДД.ММ.ГГГГ передала в собственность Харитоновой М.М. квартиру <адрес>. Указано количество членов семьи - два человека.

Согласно ч. 5 ст. 244 ГК РФ по соглашению участников совместной собственности, а при недостижении согласия по решению суда на общее имущество может быть установлена долевая собственность этих лиц.

Согласно ч. 1 ст. 245 ГК РФ, если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными.

В силу ст. 3.1. Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31 мая 2001 года, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в соответствии с требованиями ст. 168 ГК РФ, договор 23.12.1993 года на передачу и продажу квартиры в собственность граждан противоречит закону и должен быть признан частично недействительным в части передачи квартиры в собственность граждан без определения долей.

В адресованном суду заявлении представитель ответчика признала исковые требования истца в полном объеме.

Согласно ч. 1 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Признание иска принято судом, как не противоречащее закону и не нарушающее интересы других лиц.

В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Таким образом, учитывая признание иска представителем ответчика исковые требования в части признания договора на передачу и продажу квартиры в собственность граждан от 23.12.1993 года частично недействительным, определении за Харитоновой М.М. и Харитоновым Л.Г. по 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру № <адрес> обоснованы и подлежат удовлетворению.

Харитонова (Ярцева) М.М. умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти, серии ... №, выданного ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ст. 17 ГК РФ гражданская правоспособность - способность иметь гражданские права и нести обязанности возникает с момента рождения гражданина и прекращается смертью.

В соответствии с абз. 2 ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно свидетельства о заключении брака серии ... №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Ярцев А.В. является мужем Харитоновой М.М.. После заключения брака Харитоновой М.М. присвоена фамилия - Ярцева.

В сообщении нотариуса Шарлыкского нотариального округа Оренбургской области Ряховских О.В. 27.08.2010 года указано, что наследственного дела после смерти Ярцевой М.М., умершей ДД.ММ.ГГГГ, в производстве нотариальной конторы не имеется.

Таким образом, судом установлено, что истец Ярцев А.В., являющийся наследником после смерти своей супруги Ярцевой (Харитоновой) М.М., намерен оформить свои наследственные права в соответствии с законом.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о включении принадлежащей 1/2 доли умершей Ярцевой (Харитоновой) М.М. в праве общей долевой собственности на квартиру <адрес> в состав наследственной массы после ее смерти.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ярцева А.В. - удовлетворить.

Признать договор на передачу и продажу квартиры в собственность граждан от 23.12.1993 года, в части передачи квартиры <адрес> в собственность Харитоновой (Ярцевой) М.М. и Харитонова Л.Г. без определения долей, частично недействительным.

Признать квартиру <адрес> переданной в общую долевую собственность Харитоновой (Ярцевой) М.М. и Харитонову Л.Г. по 1/2 доли каждому на основании договора от 23.12.1993 года на передачу и продажу квартиры в собственность граждан.

Включить 1/2 доли в праве общей долевой собственности квартиры <адрес>, принадлежащую Ярцевой (Харитоновой) М.М., умершей ДД.ММ.ГГГГ, в состав наследственной массы после ее смерти.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд города Оренбурга в течение 10 дней.

Судья: Э.Ж. Умбетова