Решение о признании права собственности на самовольную постройку за умершим, включении имущества в состав наследства, признаниия права собственности по праву наследования.



Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

г. Оренбург 27 августа 2010 года

Ленинский районный суд г. Оренбурга

в составе: председательствующего судьи Донцовой Ю.И.,

при секретаре Бердниковой Н.М.,

с участием: истца Хлыстовой В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хлыстова В.Н., Крот С.В., Хлыстов Н.В. к администрации города Оренбурга о признании права собственности на самовольную постройку за умершим, включении имущества в состав наследственной массы, признании права собственности по праву наследования,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы Хлыстова В.Н., Крот С.В., Хлыстов Н.В. обратились в суд к Администрации г. Оренбурга о признании права собственности на самовольную постройку за умершим, включении имущества в состав наследственной массы, признании права собственности по праву наследования.

При это истцы указали, что ДД.ММ.ГГГГ Хлыстов В.А. купил жилой дом литер А, по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, общей площадью 33 кв.м., что подтверждается договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенным старшим нотариусом Первой Оренбургской государственной нотариальной конторы Киушкиной Н.Е. по реестру №.

В № году умершим Хлыстовым В.А. и Хлыстовой В.Н. к основному дому был возведен пристрой литер А1. В настоящее время жилой дом имеет техническую характеристику литер АА1, общей площадью 55,4 кв.м., жилой площадью 33,6 кв.м. Указанный жилой дом расположен на земельном участке площадью 400 кв.м., который принадлежит Хлыстову В.А. и Хлыстовой В.Н. на основании Договора № о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного нотариусом Киушкиной Н.Г. Первой Чкаловской Государственной нотариальной конторы ДД.ММ.ГГГГ по реестру № №

Данный дом был приобретен в зарегистрированном браке с Хлыстовым В.А. В период брака Хлыстова В.Н. и Хлыстов В.А. совместно возделывали вышеуказанный земельный участок: сажали насаждения, овощи, удобряли землю, возводили временные хозяйственные постройки, производили текущие ремонты в жилом доме, на общие средства. Хлыстова В.Н., Хлыстов В.А., Хлыстова (Крот) С.В., Хлыстов Н.В.проживали в данном доме постоянно, осуществляли уход за ним и содержали его в надлежащем виде, несли расходы на его содержание, ремонт, обустройство.

ДД.ММ.ГГГГ Хлыстов В.А. умер, что подтверждается свидетельством о смерти серия № №.

Наследниками первой очереди являются Хлыстова В.Н. - жена, Крот С.В. (Хлыстова) Светлана Васильевна - дочь, Хлыстов Н.В. - сын.

В настоящий момент у истцов возникла необходимость в оформлении наследства.

Просили признать купленный жилой <адрес> хозяйственными постройками по <адрес> <адрес>, литер АА1, общей площадью 55,4 кв.м. общим совместным имуществом Хлыстов В.А. и Хлыстова В.Н.; признать за Хлыстов В.А. и Хлыстова В.Н. по 1/2 (одной второй) доле за каждым в праве общей собственности на одноэтажный жилой <адрес> хозяйственными постройками по <адрес> <адрес>, литер АА1, общей площадью 55,4 кв.м.; признать факт принятия наследства, заключающегося в 1/2(одной второй) доле жилого дома литер АА1, общей площадью 55,4 кв.м., находящегося по адресу: <адрес> Хлыстова В.Н., Крот С.В., Хлыстов Н.В. после смерти Хлыстов В.А., умершего ДД.ММ.ГГГГ; признать право собственности жилой дом литер АА1, общей площадью 55,4 кв.м., в том числе жилой площадью 33,6 кв.м. находящегося по адресу: <адрес> <адрес> за Хлыстова В.Н., Крот С.В., Хлыстов Н.В. по праву наследования после смерти Хлыстов В.А., умершего ДД.ММ.ГГГГ, по 1/6 (одной шестой) доле каждому.

Истец Хлыстова В.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить.

Истцы Хлыстов Н.В., Крот С.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в заявлении просили дело рассмотреть в их отсутствие.

Представитель ответчика администрации г. Оренбурга Овсянникова С.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, была извещена о времени и месте судебного заседания, в заявлении просила дело рассмотреть в отсутствие представителя.

Судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Заслушав пояснения истца, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Хлыстовой В.Н., Крот С.В., Хлыстова Н.В. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 34 СК РФ общая совместная собственность представляет собой отношения по принадлежности одновременно нескольким лицам имущества, составляющего единое целое, в праве на которое их доли заранее не определены, однако правомочия по осуществлению права собственности в равной мере принадлежат всем участникам совместной собственности.

Режим имущества супругов характеризуется как режим ограниченной общности или общности приобретений, поскольку общим (за отдельными изъятиями) становится только имущество, приобретенное супругами в период брака на общие средства.

Из презумпции общности супружеского имущества исходит и Верховный Суд РФ. В соответствии с п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N15 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака" общей совместной собственностью супругов, подлежащей разделу (п. 1 и 2 ст. 34 СК РФ), является любое нажитое ими в период брака движимое и недвижимое имущество, которое в силу ст. 128, 129, п. 1 и 2 ст. 213 ГК РФ может быть объектом права собственности граждан, независимо от того, на имя кого из супругов оно было приобретено или внесены денежные средства, если брачным договором между ними не установлен иной режим этого имущества.

Презумпция общности предполагает наличие следующих важных для право применения выводов: 1) лицо, требующее отнесения приобретенного в период брака имущества к категории общего, не должно представлять никаких доказательств; 2) все виды имущества, приобретенного в течение брака, считаются общими независимо от того, включен законом тот или иной объект в перечень общего имущества или нет; 3) для того чтобы исключить тот или иной вид имущества из состава общности, наоборот, необходимо прямое указание закона на то, что данный вид имущества является раздельной собственностью одного из супругов.

Так, при предоставлении земельного участка во время брака одному из супругов, в том числе и в случаях, когда земельный участок был предоставлен супругу (супруге) как лицу, имеющему соответствующую льготу, и его последующей безвозмездной приватизации этот земельный участок не переходит в раздельную собственность. На такой земельный участок распространяется законный режим имущества супругов. Право собственности в данном случае возникает не по безвозмездной сделке (ст. 36 СК РФ), а в административно-правовом порядке. При этом Верховный Суд РФ исходит из того, что само по себе получение в период брака безвозмездно одним из супругов земельного участка недостаточно для исключения его из режима общей совместной собственности. Правовое значение имеют такие факты, как состав семьи, целевое назначение участка, содержание акта административного органа о выделении земельного участка и нормативные акты, на которых основано это решение

Согласно ст. 37 СК РФ имущество каждого из супругов может быть признано их совместной собственностью, если будет установлено, что в период брака за счет общего имущества супругов или имущества каждого из супругов либо труда одного из супругов были произведены вложения, значительно увеличивающие стоимость этого имущества (капитальный ремонт, реконструкция, переоборудование и другие).

Согласно п.1 ст.256 ГК РФ, имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим имущества.

В соответствии со ст.1150 ГК РФ, принадлежащее пережившему супругу наследодателя в силу завещания или закона право наследования не умаляет его права на часть имущества, нажитого во время брака с наследодателем и являющегося их совместной собственностью. Доля умершего супруга в этом имуществе, определяемая в соответствии со ст.256 настоящего Кодекса, входит в состав наследства и переходит к наследникам в соответствии с правилами, установленными настоящим Кодексом.

Таким образом, исковые требования в части признания жилого <адрес> хозяйственными постройками по <адрес> <адрес>, литер АА1, общей площадью 55,4 кв.м. общим совместным имуществом Хлыстов В.А. и Хлыстова В.Н., суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

По правилам ч. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В соответствии с ч. 1 ст. 35 ЗК РФ - при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

В случае перехода права собственности на здание, строение, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, строение, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.

Судом установлено, что согласно договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности № от ДД.ММ.ГГГГ Ломакина Л.Л. был предоставлен земельный участок, значащийся под № <адрес>

Согласно договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенным старшим нотариусом Первой Оренбургской государственной нотариальной конторы Киушкиной Н.Е. по реестру № Ломакина Л.Л. продала Хлыстов В.А. дом по вышеуказанному адресу.

В период с ... г. Хлыстовым В.А. на земельном участке по адресу: <адрес> возведен жилой дом, литер АА1, общей площадью 55,4 кв.м., жилой площадью 33,67 кв.м., что следует из Кадастрового паспорта по данным инвентаризации на ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, возведенный Хлыстовым В.А. жилой дом литер АА1 по адресу: <адрес>, <адрес> следует считать самовольной постройкой.

Согласно акта № от ДД.ММ.ГГГГ о техническом состоянии вентиляционных и дымовых каналов, выданного Всероссийским пожарным обществом Оренбургское областное отделение государственного пожарного надзора по г. Оренбургу противопожарное состояние жилого дома литер АА1 по адресу: <адрес> соответствует требованиям норм и правил пожарной безопасности.

Заключением санитарно-эпидемиологической экспертизы объекта от ДД.ММ.ГГГГ.06.2010 г. №.ФГУЗ.№ жилой дом, литер АА1, расположенный по адресу: <адрес> <адрес> признан соответствующим государственным санитарным правилам.

При таких обстоятельствах, суд считает, что самовольно возведенный Хлыстовым В.А. жилой дом не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что поскольку право собственности на жилой дом Литер АА1, расположенный по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, <адрес> перешло Хлыстову В.А.., ему также перешло и право бессрочного пользования земельным участком, расположенным по вышеуказанному адресу.

Таким образом, на основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Хлыстовой В.Н. основаны на законе, поскольку в период жизни супруг Хлыстовой В.Н. самовольно, своими силами возвел дом литер АА1, не включенный в характеристику жилого дома, который представляет собой пристрой и является единым целым, вместе с домом.

Согласно ст. 254 ГК РФ доли участников при разделе общего имущества и выделе из него доли признаются равными, если иное не предусмотрено законом или соглашением участников.

Семейное законодательство также исходит из принципа равенства долей супругов в общем имуществе.

В связи со смертью Хлыстова В.А.. достигнуть соглашение об определении долей не представляется возможным, на основании требований закона эти доли считаются равными.

С учетом вышеизложенного, а также того обстоятельства, что земельный участок, на котором возведен жилой дома, предоставлялся в бессрочное пользование, отсутствия возражений со стороны ответчика администрации <адрес>, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Хлыстовой В.Н., Хлыстова Н.В., Крот С.В. о признании за Хлыстов В.А. и Хлыстова В.Н. по 1/2 (одной второй) доле за каждым в праве общей собственности на одноэтажный жилой <адрес> хозяйственными постройками по <адрес> <адрес>, литер АА1, общей площадью 55,4 кв.м.

Согласно свидетельства о смерти серии серия № № Хлыстов В.А. умер ДД.ММ.ГГГГ

Поскольку на день смерти Хлыстов В.А. и Хлыстова В.Н. на праве общей собственности принадлежал спорный объект недвижимости, 1/2 доля дома Хлыстов В.А. должна быть включены в состав наследственной массы.

В силу ст. 264 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан, в том числе факт принятия наследства.

На основании пункта 2 статьи 1153 ГК РФ, признается, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник вступил во владение или управление наследственным имуществом.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что имеется достаточно доказательств того факта, что Хлыстова В.Н., Хлыстов Н.В., Крот С.В. фактически приняли наследство в виде <адрес> <адрес>, открывшегося после смерти Хлыстова В.А., умершего ДД.ММ.ГГГГ. Суд полагает установленным факт принятия наследства Хлыстова В.Н., Хлыстов Н.В., Крот С.В., открывшегося после смерти Хлыстов В.А..

В силу п. 1 ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1142 ГК РФ, наследниками первой очереди являются дети, супруг и родители наследодателя.

Судом установлено следующее:

Факт родственных отношений между истцами и умершим Хлыстов В.А. подтверждается свидетельством о рождении Хлыстов Н.В. (серия II-УЧ №) и свидетельством о рождении Хлыстовой С.В. (серия IV-ТЮ №), а также свидетельством о заключении брака между Хлыстов В.А. и Шишкиной В.Н. (серия II-УЧ №), согласно которому между ними ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован брак и супругам присвоена общая фамилия Хлыстовы.

Как видно из свидетельства о смерти Хлыстов В.А. умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена запись акта о смерти №, место смерти <адрес>.

Таким образом, судом установлено и материалами дела подтверждается, что Хлыстова В.Н. является женой, Хлыстов Н.В. - сыном, а Крот С.В. - дочерью Хлыстов В.А., а, следовательно, наследниками первой очереди.

Из наследственного дела №, заведенным нотариусом Павлышиной С.А. от ДД.ММ.ГГГГ видно, что в производстве нотариальной конторы находится наследственное дело на имя Хлыстова В.А., умершего ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым наследниками являются: Хлыстова В.Н. - жена, Хлыстов Н.В. - сын, Хлыстова С.Н. - дочь.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 ГК РФ, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

В силу части 2 статьи 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В соответствии с ч. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

Согласно ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Следовательно, право на наследство, оставшееся после смерти Хлыстова В.А. в соответствии со ст.1112 ГК РФ имеет жена умершего Хлыстова В.А. - Хлыстова В.Н., дочь - Крот С.В., сын - Хлыстов Н.В..

Таким образом, суд приходит к выводу о признании права собственности на жилой дом литер АА1, общей площадью 55,4 кв.м., в том числе жилой площадью 33,6 кв.м. находящегося по адресу: <адрес> <адрес> за Хлыстова В.Н., Крот С.В., Хлыстов Н.В. по праву наследования после смерти Хлыстов В.А., умершего ДД.ММ.ГГГГ, по 1/6 (одной шестой) доле каждому.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Хлыстова В.Н., Крот С.В. и Хлыстов В.А. - удовлетворить.

Признать купленный жилой <адрес> хозяйственными постройками по <адрес> <адрес>, литер АА1, общей площадью 55,4 кв.м. общим совместным имуществом Хлыстов В.А. и Хлыстова В.Н..

Признать за Хлыстов В.А. и Хлыстова В.Н. по 1/2 (одной второй) доле за каждым в праве общей собственности на одноэтажный жилой <адрес> хозяйственными постройками по <адрес> <адрес>, литер АА1, общей площадью 55,4 кв.м..

Признать факт принятия наследства, заключающегося в 1/2(одной второй) доле жилого дома литер АА1, общей площадью 55,4 кв.м., находящегося по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> Хлыстова В.Н., Крот С.В., Хлыстов Н.В. после смерти Хлыстов В.А., умершего ДД.ММ.ГГГГ.

Признать право собственности жилой дом литер АА1, общей площадью 55,4 кв.м., в том числе жилой площадью 33,6 кв.м. находящегося по адресу: <адрес> <адрес> <адрес> за Хлыстова В.Н., Крот С.В., Хлыстов Н.В. по праву наследования после смерти Хлыстов В.А., умершего ДД.ММ.ГГГГ, по 1/6 (одной шестой) доле каждому.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд города Оренбурга в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: Ю.И. Донцова

...

......

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...