Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Оренбург 25 октября 2010 года
Суд Ленинского района города Оренбурга
В составе:
председательствующего судьи Нуждина А.В.,
с участием представителя истца администрации г. Оренбурга Демченко А.И., ответчика Тарасова Д.А., прокурора Емельяновой М.В.,
при секретаре Буйловой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации г. Оренбурга к Тарасову Д.А. о применении последствий недействительности ничтожной сделки,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация г. Оренбурга обратилась в суд к Тарасову Д.А. с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки. В обоснование своих доводов истцом указано, что на основании договора № от 29.01.2010 года <адрес> в <адрес> передана администрацией г. Оренбурга в собственность, в порядке приватизации Тарасову Д.А.
Квартира трехкомнатная, ... расположена на первом этаже пятиэтажного крупнопанельного дома со всеми удобствами, с подвалом.
В настоящее время было установлено, что <адрес> не является жилым помещением, фактически это нежилое помещение площадью 69,2 кв.м., расположенное на первом этаже <адрес> нежилое помещение в установленном законом порядке в жилое помещение не переводилось. Поскольку указанное помещение не является жилым, оно не могло быть представлено и не предоставлялось Тарасову Д.А. по договору социального найма.
Просили суд применить последствия недействительности ничтожной сделки - договора № от 29.01.2010 года на передачу <адрес> в <адрес> в собственность Тарасова Д.А.
Передать указанную квартиру в собственность муниципального образования «город Оренбург».
Выселить Тарасова Д.А. из <адрес> в <адрес> без предоставления другого жилого помещения.
Считать <адрес> в <адрес> нежилым помещением площадью 69,2 кв.м., расположенным на первом этаже пятиэтажного крупнопанельного дома со всеми удобствами, с подвалом.
Обязать УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области внести изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В ходе судебного заседания представитель истца уточнила исковые требования, просила суд применить последствия недействительности ничтожной сделки - договора социального найма <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ; договора № от ДД.ММ.ГГГГ на передачу <адрес> в <адрес> в собственность Тарасова Д.А.
Передать указанную квартиру в собственность муниципального образования «город Оренбург».
Выселить Тарасова Д.А. из <адрес> в <адрес> без предоставления другого жилого помещения.
Считать <адрес> в <адрес> нежилым помещением площадью 69,2 кв.м., расположенным на первом этаже пятиэтажного крупнопанельного дома со всеми удобствами, с подвалом.
Обязать УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области внести изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Представитель истца Демченко А.И. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Ответчик Тарасов Д.А. в судебном заседании просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований.
Выслушав пояснения представителя истца ответчика, прокурора Емельянову М.В., полагавшую возможным частично удовлетворить заявленные требования, отказать в части выселения Тарасова Д.В. из жилого помещения, поскольку он фактически в квартире не проживает, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст.168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Из материалов дела следует, что согласно ДД.ММ.ГГГГ №ж, Управление жилищной политики администрации г. Оренбурга, ТСЖ «Форштадт» и гражданин Тарасов Д.А. заключили договор краткосрочного найма жилого помещения, расположенного в <адрес>, на срок с 15.05.2008 года по 14.05.2009 года.
Как видно из приложения № к договору № № от ДД.ММ.ГГГГ установлена плата за найм жилого помещения в размере ...
Согласно письма начальника Управления жилищной политики администрации г. Оренбурга № от 28.04.2008 года для рассмотрения вопроса о переводе нежилого помещения в жилое, необходимо предоставить документы согласно перечня.
Постановлением Главы г. Оренбурга № от 20.03.2009 года установлено, перевести нежилое помещение общей площадью 69,2 кв.м., расположенное на первом этаже <адрес> в жилое для размещения в нем <адрес>, установить адрес: <адрес>.
26.06.2009 года администрацией г. Оренбурга с Тарасовым Д.А. был заключен договор социального найма изолированного жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности г. Оренбурга, состоящего из 2 комнат в 2-х комнатной квартире общей площадью 69,1 кв.м., в том числе жилой 55,6 кв.м.: по адресу: <адрес>, для проживания в нем.
На основании договора № от 29.01.2010 года квартира, расположенная по адресу: <адрес> передана администрацией г. Оренбурга в собственность, в порядке приватизации Тарасову Д.А.
Свидетельством о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Тарасову Д.А. на праве собственности принадлежит 3-х комнатная квартира, назначение жилое, общая площадь 69,2 кв.м., этаж 1, адрес объекта: <адрес>.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилого фонда в РФ» наниматель жилого помещения по договору социального найма и проживающие совместно с ними члены его семьи вправе получить в собственность, в порядке приватизации, занимаемое им жилое помещение.
По договору социального найма предоставляются жилые помещения государственного и муниципального жилищного фонда гражданам, признанным в установленном законом порядке нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно ответа Управления жилищной политики администрации г. Оренбурга, Тарасов Д.А. на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в администрации г. Оренбурга не состоит и ранее не состоял.
Кроме того, представителем истца в судебное заседание был предоставлен протокол № заседания комиссии по жилищным вопросам при Главе г. Оренбурга от 03.06.2009 года, в котором вопрос о передаче квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, Тарасову Д.А. отсутствует.
Также суду было представлено постановление Главы г. Оренбурга №-п от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого решался вопрос о переводе <адрес> в нежилое помещение, а не вопрос о переводе в жилое помещение картеры 2а, <адрес>, как было представлено ответчиком.
Следовательно, вопрос о переводе нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> в жилое, в администрации г. Оренбурга никогда не решался. Постановление Главы г. Оренбурга, предоставленное ответчиком, является подложным и не соответствует действительности.
По правилам ст.167 ГК РФ, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки, каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
По общему правилу, недействительная сделка не влечет правовых последствий, ради которых она совершалась. Обсуждая вопрос о приведении сторон в первоначальное положение, суд считает возможным передать от Тарасова Д.А. к администрации г. Оренбурга указанную квартиру в собственность МО «г. Оренбург».
Согласно п. 2 ст. 168 ГК РФ, требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о применении последствия недействительности ничтожной сделки - договора социального найма <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ; договора № от ДД.ММ.ГГГГ на передачу <адрес> в <адрес> в собственность Тарасова Д.А., передачи указанной квартиры в собственность муниципального образования «город Оренбург».
Учитывая, что в установленном законом порядке нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> в жилое не переводилось, договор социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ и договор № от ДД.ММ.ГГГГ на передачу квартиры в собственность Тарасова Д.А. были признаны судом ничтожными, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований о необходимости считать <адрес> в <адрес> нежилым помещением площадью 69,2 кв.м., расположенным на первом этаже пятиэтажного крупнопанельного дома со всеми удобствами, с подвалом
В части заявленных требований о выселении Тарасова Д.А.
В соответствии с ч. 3 ст. 84 ЖК РФ - выселение граждан из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, производится в судебном порядке, без предоставления других жилых помещений.
Согласно ч. 1 ст. 91 ЖК РФ - если наниматель и (или) проживающие совместно с ним члены его семьи используют помещение не по его назначению, … виновные граждане по требованию наймодателя или других заинтересованных лиц выселяются в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения.
Как было указано выше, Тарасов Д.А. использует помещение, расположенное по адресу: <адрес> не по его назначению, а именно как жилое, поскольку оно в установленном законом порядке таковым признано не было и, как указано выше, судом признано нежилым.
Кроме того, несмотря на то, что Тарасов Д.А. в указанном помещении не проживает, в нем находятся предметы мебели и инструменты, принадлежащие Тарасову Д.А., о чем он сам пояснил в судебном заседании и не было опровергнуто сторонами, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца и о выселении Тарасова Д.А. без предоставления другого жилого помещения.
Из смысла действующего законодательства и п.27 Методических рекомендаций о порядке регистрации прав на недвижимое имущество на основании судебных актов, принятие решения судом о признании недействительной сделки, вне зависимости от применения судом последствий её недействительности является основанием для внесения соответствующей записи в ЕГРП.
Право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, возникло на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ, который судом был признан ничтожным. Поскольку основания для регистрации права признаны ничтожными, основания для сохранения в настоящее время записи о праве Тарасова Д.А. на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> отсутствует, запись о правах Тарасова Д.А. в ЕГРП подлежит аннулированию.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования администрации г. Оренбурга к Тарасову Д.А. о применении последствий недействительности ничтожной сделки - удовлетворить в полном объёме.
Применить последствия недействительности ничтожной сделки - договора социального найма <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ; договора № от ДД.ММ.ГГГГ на передачу <адрес> в <адрес> в собственность Тарасова Д.А.
Передать <адрес> в <адрес> в собственность муниципального образования «город Оренбург».
Выселить Тарасова Д.А. из <адрес> в <адрес> без предоставления другого жилого помещения.
Считать <адрес> в <адрес> нежилым помещением площадью 69,2 кв.м., расположенным на первом этаже пятиэтажного крупнопанельного дома со всеми удобствами, с подвалом.
Обязать Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о правах Тарасова Д.А. на <адрес> в <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья: подпись
Копия верна
Судья:
Секретарь:
Полный текст решения изготовлен 29.10.2010 года
Судья: