Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 июля 2010 г.
Ленинский районный суд г. Оренбурга
в составе: председательствующего судьи Бабиной Г.В.
при секретаре Ельчаниновой Н.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Молотова А.Г. к Управлению внутренних дел Оренбургской области о признании решения незаконным, о признании права на получение государственного жилищного сертификата, об обязании включить в перечень лиц - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г. для получения государственного жилищного сертификата и обязании выдать государственный жилищный сертификат,
У с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с вышеуказанным иском, указав, что 26.03.10 г. обратился к ответчику с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г. 07.04.10 г. он получил отказ ответчика в удовлетворении его заявления за ... по основанию - несоответствия представленного пакета документов требованиям, предъявляемым к правилам выпуска и реализации ГЖС. Считает действия ответчика незаконными по следующим основаниям.
К заявлению им были приложены все необходимые документы, в соответствии с п.п. «а» п.19 Правил выпуска и реализации ГЖС, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.06 г. № 153. Вопросы обмена жилых помещений не могут разрешаться нормами приказа МВД России № 345 от 24.05.10 г., поскольку противоречат ЖК РФ и нарушают его права на улучшении жилищных условий, участие в подпрограмме «Жилище». Он снят с регистрационного учета в г. Оренбурге 05.09.07 г., но из Оренбургской области не выезжал, в связи с работой имеет временную регистрацию в г. Орске, является нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному постоянному месту жительства.
Просил признать решение ответчика об отказе во включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г.» незаконным, признать за ним право на получение государственного жилищного сертификата, обязать включить его в перечень лиц участников подпрограммы и выдать государственный жилищный сертификат,
В судебном заседании истец поддержал исковые требования.
Представитель ответчика Храмова О.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснив суду, что истец был поставлен на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий по месту расположения ОВД, в котором проходил службу.
С февраля 2005 г. истец с членами семьи: жена и двое детей, постоянно проживал и был зарегистрирован в <адрес>, <адрес>. 05.09.2007 г. он в добровольном порядке снялся с регистрационного учета из указанной квартиры и 28.01.2010 г. временно зарегистрировался в г. Орске.
В связи с ликвидацией УБОП КМ УВД 16.02.2010 г. до настоящего времени с учета на улучшении жилищных условий он не снят. Одним из оснований отказа истцу во включении состав участников подпрограммы на получение ГЖС является снятие его с регистрационного учета по месту жительства в г. Оренбурге и выезд на место жительства в г. Орск, так как на основании с п.п.3 п.1 ст. 56 ЖК РФ, предусмотрено снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в случае выезда на место жительства в другое муниципальное образование.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.п. 3 п.»а» ст. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы ««Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г. право на участие в подпрограмме имеют следующие категории граждан РФ сотрудники внутренних дел РФ, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с оргштатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, к которым относится истец.
В соответствии с п.п. 7,8 Правил из числа граждан - участников подпрограммы, указанных в п.п. «а»-«д» и «ж» Правил, социальные выплаты предоставляются в первую очередь гражданам, признанные нуждающимся в улучшении жилищных условий и не имеющих жилых помещений для постоянного проживания на территории РФ.
Применительно к подпрограмме основанием для признания граждан, не имеющими жилых помещений является:
отсутствие жилых помещений для постоянного проживания;
проживающих в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания;
проживание на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания.
Судом установлено, что Молотов А.Г. являлся сотрудником внутренних дел и состоял на службе в должности начальника отделения ОМСН УБОП УВД Оренбургской области. Согласно справки УВД Оренбургской области выплата денежного довольствия Молотову А.Г. с июля 1995 г. по сентябрь 2005 г. производилась за счет средств федерального бюджета.
В период службы Молотов А.Г. был поставлен на учет в льготный список нуждающихся в получении жилья и улучшении жилищных условий решением жилищной комиссии УБОП УВД Оренбургской области № 25 от 04.11.2004 г. под № 1 с оставлением его в общем списке под № 16. Этим же решением Молотову А.Г. выделена однокомнатная <адрес>, жилой площадью 17,9 кв.м. на состав семьи 4 человека (Он, жена, дочь, сын - инвалид с детства). Ордер на квартиру был получен им в феврале 2005 г.
Согласно льготного списка сотрудников УБОП УВД Оренбургской области, нуждающихся в улучшении жилищных условий и получении жилья, утвержденного 25.01.05 г., Молотов А.Г. состоял в очереди под № 2 на состав семьи из 4-х человек.
06.09.2005 г. Молотов А.Г. был уволен со службы на основании п. «з» ст. 19 Закона РФ «О милиции» (по ограниченному состоянию здоровья). Выслуга лет на день увольнении в календарном исчислении составила 18 лет 08 месяцев 25 календарных дней.
Решением заседания жилищно-бытовой комиссии № от 06.05.2006 г. рапорт Молотова А.Г. от 13.02.06 г. о выдаче ему государственного жилищного сертификата на недостающую жилплощадь рассмотрен положительно и направлен в ЦЖБК области для принятия решения, но право на получение ГЖС им не реализовано.
03.05.2007 г. Молотов А.Г. расторгнул брак и снялся с регистрационного учета по последнему месту жительства в г. Оренбурге 05.09.07 г. и выехал в г.Орск, где имеет работу и временную регистрацию. Согласно свидетельству № о регистрации по месту пребывания, в настоящее время он зарегистрирован в <адрес> с 28.01.2010 г. по 28.01.2012 г.
С учета на улучшение жилищных условий до настоящего времени Молотов А.Г. не снят. О своем изменении в семейном положении и выезде с постоянного места жительства из г. Оренбурга в г.Орск в жилищную комиссию УБОП при УВД Оренбургской области, либо в ЦЖБК УВД Оренбургской области он не сообщал.
16.02.2010 г. УБОП при УВД Оренбургской области было исключено из Единого госреестра юридических лиц в связи с его ликвидацией, о чем свидетельствует запись за госрегистрационным номером 1025601720253 от 16.02.2010 г. и подтверждается свидетельством МИФНС № по Оренбургской области.
26.02.2010 г. Молотов А.Г. обратился с рапортом на имя начальника УВД Оренбургской области, о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г.», в котором указал, что не имеет жилого помещения для постоянного проживания на территории РФ, разведен.
К рапорту он приложил документы, в том числе копию льготного списка сотрудников УБОП УВД Оренбургской области, нуждающихся в улучшении жилищных условий и получении жилья, и протокола ЖБК УБОП от ДД.ММ.ГГГГ №, № от 06.05.06 г., в которых указаны о нем старые сведения о том, что он имеет постоянное место жительства в г. Оренбурге на состав семьи 4 человека, что следует из списка приложенных к заявлению документов.
07.04.2010 г. за № 1/м-23 Молотову А.Г. было отказано во включении его в список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г.» и в выдаче государственного жилищного сертификата, по основаниям, что представленный им пакет документов не соответствует требованиям Правил выпуска и реализации ГЖС; что им не выполнен п. 17 Приказа МВД РФ № 345 от 24.05.03 г.; что он выехал с постоянного места жительства в г. Оренбурге, в другое муниципальное образование - в г. Орск.
Давая оценку законности действий ответчика по отказу во включении Молотова А.Г. в список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г.» и в выдаче государственного жилищного сертификата, суд приходит к следующему.
Как установлено судом, истец был поставлен на учет в качестве нуждающегося на улучшение жилищных условий по месту расположения органа внутренних дел, в котором он проходил службу (ЖБ УБОП КМ УВД области) в соответствии с п.2 Положения о деятельности внутренних дел РФ по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденных приказом МВД РФ № 345 от 24.05.03 г.
В соответствии со ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст. 56 настоящего Кодекса оснований для снятия с учета.
В соответствии с п.п.3 п.1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
В соответствии с п.2 ст. 56 ЖК РФ решение о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием для принятия такого решения.
Как установлено судом, истец не сообщил в жилищную комиссию УБОП при УВД Оренбургской области об изменениях, являющихся основанием для снятия его с учета на улучшение жилищных условий, хотя они наступили 05.09.07 г. до ликвидации юридического лица - УБОП при УВД Оренбургской области, поставившего его на учет на улучшение жилищных условий.
Между тем, в соответствии с п.4 Приказа МВД РФ № 345 от 24.05.2003 г. «Об упорядочении лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и распределения жилой площади в органах внутренних дел списки нуждающимися в улучшении жилищных условий утверждаются в январе каждого года после рассмотрения их на заседании комиссий и вывешиваются в доступном для ознакомлении месте. Перечень документов в комиссии для решения вопроса о признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий, предоставляются сотрудниками. Таким образом ответственность за достоверность предоставляемых сведений в комиссию по жилищным вопросам возлагается на сотрудников органов внутренних дел.
В соответствии с перечнем муниципальных образований Оренбургской области и населенных пунктов, входящих в их состав, утвержденном Законом Оренбургской области от 15.09.2008 г. № 2367/495-1У-ОЗ, г. Орск является муниципальным образованием. А следовательно в соответствии с требованиями п.п.3 п.1 ст. 56 ЖК РФ Молотов А.Г. потерял право состоять на учете на улучшение жилищных условий в связи с выездом с постоянного места жительства в другое муниципальное образование - г. Орск.
То обстоятельство, что до настоящего времени он не снят с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и получении жилья, не является основанием считать Молотова А.Г. состоящим на учете на получение жилья и нуждающегося в улучшении жилищных условий, поскольку он не снят с учета в связи с ликвидацией юридического лица.
В соответствии с п.п. «а» п. 19 Правил граждане, указанные в подпунктах "а" - "в" пункта 5 настоящих Правил должны предоставить следующие документы для включения в состав участников подпрограммы и выдачи ГЖС:
справку об общей продолжительности военной службы (службы);
выписку из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения - для граждан, уволенных с военной службы (службы) и состоящих после увольнения в списках очередников на улучшение жилищных условий (получение жилых помещений) в федеральном органе исполнительной власти;
выписку из домовой книги и копия финансового лицевого счета;
выписку из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), за исключением граждан, проживающих на территории закрытого военного городка (поселка);
справку о проживании на территории закрытого военного городка (поселка) - для граждан, проживающих в таком городке (поселке);
копию документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации).
В соответствии с п. 22 «б» подпрограммы основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является: б) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил.
Как следует из письменного отказа ответчика, в нем не указано, каким требованиям Правил не соответствует пакет документов, представленный истцом, в связи с чем, проверить законность отказа во включении в список на участие в подпрограмме не представляется возможным.
Отказ во включении в список по основанию несоблюдения истцом требований п.17 Приказа МВД РФ № 345 от 24.05.03 г., предусматривающего, что разрешение жилищных вопросов сотрудников, расторгнувших брак, осуществляется с разрешения комиссии после принятия исчерпывающих мер по размену занимаемой бывшими сотрудниками жилой площади, является законным. Указанный приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 31.07.2003 г. за № 4938, в связи с чем, доводы истца о незаконности указанного приказа, суд считает необоснованными. Как пояснил истец в судебном заседании, мер по размену жилой площади с бывшей супругой он не принимал, так как разменять однокомнатную квартиру невозможно. В жилищную комиссию после развода он не обращался. Добровольно выехав из квартиры с постоянным местом жительства.
Учитывая изложенное, выезд истца с постоянного места жительства в г. Оренбурге и снятие его с регистрационного учета с постоянного места жительства в г. Оренбурге и выезд в другое муниципальное образование - г. Орск, является самостоятельным основанием для отказа Молотову А.Г. во включение его в состав участников подпрограммы, не учитывая иных оснований отказа ответчика, так как основанием для предоставления ГЖС в соответствии с п.п. 7,8 Правил социальные выплаты предоставляются в первую очередь гражданам, признанные нуждающимся в улучшении жилищных условий…
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о законности действий ответчика, отказавшего истцу во включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г. для получения государственного жилищного сертификата.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Молотову А.Г. в удовлетворении исковых требований к Управлению внутренних дел Оренбургской области о признании решения незаконным, о признании права на получение государственного жилищного сертификата, об обязании включить в перечень лиц - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г. для получения государственного жилищного сертификата и обязании выдать государственный жилищный сертификат, отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский облсуд через Ленинский райсуд в течение 10 дней.
Судья: