РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 сентября 2010 года
Ленинский районный суд г. Оренбурга
в составе:
председательствующего судьи Стасовой Ж.Г.
с участием
представителя истца – Чариковой Ю.А.
представителя ответчика администрации Южного округа г.Оренбурга – Абаимова А.И.
при секретаре Ермошкиной О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Оренбурге гражданское дело по иску прокурора Ленинского района города Оренбурга к администрации МО «город Оренбург», администрации Южного округа г.Оренбурга о признании бездействия незаконным, ликвидации несанкционированной свалки отходов потребления в районе пос. Авиагородок на территории Ленинского района г.Оренбурга путем очистки территории,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ленинского района г. Оренбурга (истец) обратился в суд с вышеуказанным иском в порядке ст. 45 ГПК РФ по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Ленинского района г. Оренбурга, с привлечением специалистов ГУ Государственная инспекция по охране окружающей среды Оренбургской области, а также с ведущим специалистом отдела ЖКХ и экологии по Ленинскому району Южного административного округа г. Оренбурга проведена проверка по факту организации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, а также загрязнения почвы нефтепродуктами в районе поселка Авиагородок, расположенного в Ленинском районе Южного административного округа г. Оренбурга.
В ходе проверки установлено, что в нарушение ч. 3 ст. 7 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.п. 24 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 8, п. 11 ст. 9 Устава г. Оренбурга, на территории Ленинского района Южного административного округа г. Оренбурга допущено несанкционированное складирование твердых бытовых отходов.
Так, на территории Ленинского района Южного административного округа г. Оренбурга в поселке Авиагородок на расстоянии 1 200 м в юго-восточном направлении от военной части № выявлены места несанкционированного складирования твердых бытовых отходов общей площадью около 500 м.. Кроме этого в 300 м. в южном направлении от складов ГСМ воинской части № обнаружены четыре подземные емкости, заполненные нефтепродуктами. В период паводка талые и грунтовые воды, заполняя емкости, способствуют выходу нефтепродуктов на поверхность земли.
Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении конституционных права граждан, проживающих на территории Ленинского района г. Оренбурга, на благоприятную окружающую среду, установленные ст. 42 Конституции РФ, в связи с размещением и эксплуатацией свалки, которая отрицательно, негативно влияет на состояние атмосферного воздуха, почвы, подземных вод.
Бездействие ответчиков по сбору, вывозу, утилизации, переработке отходов приводит к негативному воздействию на окружающую среду, а также к нарушению конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, поскольку несанкционированное складирование отходов приводит к распространению вредных насекомых, грызунов, являющихся источниками распространения различных инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений.
Ссылаясь на п. 3 ст.7, ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», п.5 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2 ст. 2 постановления Оренбургского городского Совета от 27 апреля 2006 г. № 44 «Об уставе города Оренбурга», Постановление Главы города Оренбурга от 29.09.2009 № 6963-п, ст. 9, 42 Конституции РФ, истец просил: признать незаконным бездействие администрации МО «город Оренбург», администрации Южного округа г. Оренбурга, выразившееся в неисполнении обязанности по организации мероприятий по охране окружающей среды, сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на территории округа, а также по ликвидации несанкционированной свалки; Обязать администрацию МО «город Оренбург» и администрацию Южного округа МО «город Оренбург» ликвидировать несанкционированную свалку в районе пос. Авиагородок на территории Ленинского района г.Оренбурга путем очистки территории с рекультивацией земельного участка.
В судебном заседании представитель истца Чарикова Ю.А. исковые требования истца уточнила, исключив из них требование о возложении на ответчиков обязанности рекультивации земельного участка.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Южного округа г.Оренбурга Абаимов А.И, действуя на основании доверенности, против иска не возражал, наличие свалки не отрицал, пояснил что работы по ее ликвидации ведутся.
Представитель ответчика администрации г.Оренбурга, надлежаще извещенной о времени и месте настоящего судебного заседания, в него не явился.
Суд, заслушав пояснения явившихся представителей сторон, исследовав материалы настоящего гражданского дела, пришел к выводу о том, что исковые требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из сообщения начальника отдела экологического контроля г.Оренбурга Государственной инспекции по охране окружающей среды Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ № № на имя заместителя прокурора Ленинского района г. Оренбурга ФИО4 следует, что в ходе проведения ДД.ММ.ГГГГ совместно с прокуратурой Ленинского района г. Оренбурга проверки установлено, что на территории Ленинского района Южного административного округа г. Оренбурга в посёлке Авиагородок на расстоянии 1200 м. в юго- восточном направлении от военной части ДД.ММ.ГГГГ выявлены места несанкционированного складирования твёрдых бытовых отходов общей площадью около 500 кв. м. Кроме этого в 300 м. в южном направлении от складов ГСМ воинской части № обнаружены четыре подземные ёмкости заполненные нефтепродуктами. В период паводка талые и грунтовые воды заполняя ёмкости способствуют выходу нефтепродуктов на поверхность земли. Администрацией Южного административного округа допущены нарушения в области обращения с отходами на территории Ленинского района Южного административного округа МО г. Оренбург: в нарушение ч. 3 ст. 7 ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.3, ст. 8 ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч. 24 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», п. 8; п. 11 Устава г. Оренбурга, на территории Ленинского района Южного административного округа г. Оренбурга допущено несанкционированное складирование твёрдых бытовых отходов.
В соответствии с ч.2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно положений ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту - ФЗ № 7-ФЗ) отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещаются в т.ч.: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ
"Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 ФЗ от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗВ соответствии с п. 3 ст. 7 ФЗ № 7-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся:
организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;
организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно п.п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся в том числе организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно п. 2 ст. 2 постановления Оренбургского городского Совета от 27 апреля 2006 г. № 44 «Об уставе города Оренбурга» муниципальное образование "город Оренбург" наделено статусом городского округа законом Оренбургской области.
Тем самым вышеперечисленные функции по организации мероприятий по охране окружающей среды, по сбору, вывозу, утилизации отходов возложены на администрацию города Оренбурга.
Согласно Положения «Об администрации округа города Оренбурга» - приложения к решению Оренбургского городского Совета от 17 октября 2006 г. № 126, в соответствии с Уставом города Оренбурга в структуру администрации города Оренбурга входит в том числе администрация Южного округа, которая осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия в пределах компетенции, установленной настоящим Положением (п. 1).
Администрация округа организует проведение на территории округа мероприятий по охране окружающей среды в пределах выделенных средств ( п. 16.3).
Однако, данное обстоятельство не может являться основанием для освобождения ответчиков от их обязанностей по ликвидации свалки отходов потребления, т.к. ее существование противоречит вышеприведенным законодательным и правовым нормам.
Из объяснения ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что она работает в должности ведущего специалиста отдела ЖКХ и Экологии Южного округа по Ленинскому району г.Оренбурга и в ее должностные обязанности входит осуществление проверки территории Ленинского района г.Оренбурга на предмет санитарного состояния. ДД.ММ.ГГГГ г. и ДД.ММ.ГГГГ г. она участвовала совместно с прокуратурой Ленинского района и представителями государственной инспекции об охране окружающей среды в проведении проверки по факту организации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов в районе пос. Авиагородок и озера Микутка. В частности, на момент проверки в районе пос. Авиагородок выявлено складирование мусора на площади 200-300 кв.м., в том числе строительного и бытового. Периодически на данном участке местности ранее также образовывались стихийные свалки, но они не в состоянии справиться с тем, чтобы указанная территория не загрязнялась. До проведенной проверки специалисты администрации были на указанном объекте предположительно весной, точно она сказать не может. На момент выезда весной свалка имелась. В связи с тем, что площадь образовавшейся свалки в пос. Авиагородок слишком большая, администрации необходимо привлечение большого числа спец.техники. Относительно емкостей с горюче-смазочными материалами она поясняет, что данными вопросами не занималась. Указанные емкости, насколько она знает, обнаружены около 5-6 лет назад. Администрацией Южного округа мер по извлечению указанных емкостей из земли не принималось, почему пояснить не может.
Аналогичная ситуация была установлена при выезде на ..., где также обнаружено складирование строительного мусора, только в меньших объемах. За состояние указанных территорий, а также за их очистку, в соответствии с ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «Об отходах производства и потребления», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава г.Оренбурга несет ответственность администрация Южного округа.
Из сообщения главы Южного округа Муниципального образования «город Оренбург» Ю.Н.Акимова от ДД.ММ.ГГГГ № на имя прокурора Ленинского района г.Оренбурга следует, что администрация Южного округа в соответствии с Положением, утвержденным решением Оренбургского городского Совета от 17.10.2006 № 126 осуществляет мероприятия по охране окружающей природной среды в пределах выделенных средств на указанные цели. Расходование указанных средств осуществляется на основе муниципального заказа на выполнение работ для муниципальных нужд. В 2010 году в пределах выделенных средств заключен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ с ... на выполнение работ по благоустройству, в том числе на вывоз несанкционированных свалок с территории округа. Также осуществляется контроль за вывозом мусора в неустановленные места путем привлечения виновных лиц к административной ответственности. Так, только в 2010 году привлечены к ответственности 30 организаций и граждане, осуществляющие вывоз мусора в пойму реки Урал по ул. Уральской, в районе пос. Авиагородок и вблизи озера Микутка. В период проведения командно-штабных учений 11-13 августа т.г. была проведена очистка данных территорий в полном объеме, согласно запланированным ранее мероприятиям. Кроме того, ФИО2 - зам. начальника отдела ЖКХ и экологии по Ленинскому району на основании постановления о возбуждении административного правонарушения по ст. 8.2 КоАП РФ привлечена к административной ответственности решением ГУ «Государственная инспекция по охране окружающей среды Оренбургской области». Начальнику отдела ЖКХ и экологии по Ленинскому району ФИО3 указано на усиление контроля и своевременное принятие мер по ликвидации несанкционированных свалок.
Представитель ответчика в судебном заседании против исковых требований не возражал, наличие свалки не отрицал.
Существование свалки до настоящего времени подтверждается фотографиями территории свалки на момент прокурорской проверки и сообщением начальника отдела экологического контроля ГУ – Государственной инспекции по охране окружающей среды Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ № заместителю прокурора Ленинского района г.Оренбурга по результатам совместной проверки территории свалки в районе п. Авиагородок ДД.ММ.ГГГГ г..
Поскольку указанная свалка отходов потребления до настоящего времени полностью не ликвидирована, то имеет место бездействие ответчиков в нарушение вышеприведенных законодательных и правовых норм.
Изложенное в совокупности позволило суду сделать вывод о том, что несанкционированная свалка находится на территории Ленинского района Южного административного округа г.Оренбурга и обязанность по ликвидации этой свалки должна быть возложена на ответчиков.
При таких обстоятельствах исковые требования истца подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования прокурора Ленинского района города Оренбурга о признании бездействия незаконным, ликвидации несанкционированной свалки отходов потребления в районе пос. авиагородок на территории Ленинского района г.Оренбурга путем очистки территории с рекультивацией земельного участка удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации МО «город Оренбург», администрации Южного округа г. Оренбурга, выразившееся в неисполнении обязанности по организации мероприятий по охране окружающей среды, сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на территории округа, а также по ликвидации несанкционированной свалки.
Обязать администрацию МО «город Оренбург» и администрацию Южного округа МО «город Оренбург» ликвидировать несанкционированную свалку в районе пос. Авиагородок на территории Ленинского района г.Оренбурга путем очистки территории.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: