Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Оренбург 07 июля 2010 года
Ленинский районный суд г. Оренбурга
в составе: председательствующего судьи Донцовой Ю.И.,
с участием прокурора Емельяновой М.В., заинтересованного лица Малышевой Т.С.,
при секретаре Бердниковой Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Оренбурге гражданское дело по заявлению прокурора Ленинского района г. Оренбурга в интересах Дудкин М.В. о признании незаконным решения жилищной комиссии администрации г. Оренбурга в части отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ленинского района г. Оренбурга обратился в суд с выше указанным заявлением по тем основаниям, что Прокуратурой Ленинского района г. Оренбурга по поручению прокуратуры города Оренбурга проведена проверка правомерности отказа комиссии по жилищным вопросам при Главе города Оренбурга в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях Дудкин М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, зарегистрированного по адресу: <адрес>.
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 г. № 714 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 09.01.2010 г. № 30) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» в связи с предстоящим 65-летием Победы в ВОВ 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем.
В соответствии с п. 3.1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту РФ, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, Согласно п. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с п. 3 данной статьи принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Проведенной проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию г.Оренбурга поступило заявление Дудкина М.В. о принятии его на учет нуждающихся в жилом помещении жилищного фонда Оренбургской области, предоставляемом по договору социального найма по категории ветеран-участник Великой Отечественной войны.
Данное заявление Дудкина М.В. было рассмотрено на заседании комиссии по жилищным вопросам при Главе города Оренбурга ДД.ММ.ГГГГ, по результатам рассмотрения принято решение об отказе в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ. Протокол заседания комиссии по жилищным вопросам при Главе города Оренбурга утвержден постановлением администрации города Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ №-п.
Решение об отказе в принятии на учет Дудкина М.В. в качестве нуждающегося в жилых помещениях комиссией по жилищным вопросам при Главе города принято в нарушение норм действующего жилищного законодательства, а именно п. 1 ч. 3 ст.51 Жилищного кодекса РФ, согласно которому гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, помимо граждан, не являющихся собственниками жилых помещений, признаются и проживающие в помещении, не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям.
Поскольку при принятии решения комиссией по жилищным вопросам при Главе города Оренбурга об отказе Дудкину М.В. в постановке в городскую очередь для получения социального жилья не были приняты полные и всесторонние меры по установлению оснований признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, а именно не установлено является пригодным или непригодным для проживания жилое помещение, в котором проживает Дудкин М.В., то данное решение нельзя признать законным и обоснованным.
Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу».
Несмотря на то, что в администрации города Оренбурга создана комиссия, которая проводит оценку соответствия помещения установленным в вышеуказанном положении требованиям, жилищной комиссией при принятии решения об отказе Дудкину М.В. в постановке в очередь для получения социального жилья заключения о признании жилого помещения, в котором проживает Дудкин М.В., пригодным или непригодным для проживания получено не было.
Таким образом, незаконным решением комиссии по жилищным вопросам при Главе города Оренбурга нарушены жилищные права и законные интересы ветерана-участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Дудкина М.В.
Просил признать срок для обжалования решения комиссии по жилищным вопросам при Главе города Оренбурга пропущенным по уважительной причине, восстановить его с ДД.ММ.ГГГГ; признать незаконным решение комиссии по жилищным вопросам при Главе города Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденное постановлением администрации города Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ №-п, в части отказа ветерану-участнику Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Дудкин М.В. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма; обязать комиссию по жилищным вопросам при Главе города Оренбурга устранить нарушения п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ путем проведения дополнительной проверки и обследования жилого помещения по адресу: <адрес>, в котором проживает Дудкин М.В. с целью установления его пригодности или непригодности для проживания, принятия законного и обоснованного решения.
При рассмотрении дела требования уточнил и просил признать срок для обжалования постановления администрации города Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ №-п об утверждении решения комиссии по жилищным вопросам при Главе г.Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа ветерану-участнику Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Дудкин М.В. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по уважительной причине; признать незаконным постановление администрации города Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ №-п об утверждении решения комиссии по жилищным вопросам при Главе города Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ, в части отказа ветерану-участнику Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Дудкин М.В. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма; обязать комиссию по жилищным вопросам при Главе города Оренбурга устранить нарушения п. 3 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ путем проведения дополнительной проверки и обследования жилого помещения по адресу: <адрес>, в котором проживает Дудкин М.В. с целью установления его пригодности или непригодности для проживания.
В судебное заседание Дудкин М.В. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель администрации г. Оренбурга, Малышева Т.С., действующая на основании доверенности, требования заявления не признала, просила в удовлетворении требований отказать.
Заслушав прокурора Емельянову М.В., представителя администрации г.Оренбурга Малышеву Т.С., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию г. Оренбурга поступило заявление Дудкина М.В. о принятии его на учет нуждающихся в жилом помещении жилищного фонда Оренбургской области, предоставляемом по договору социального найма по категории ветеран-участник Великой Отечественной войны.
Данное заявление Дудкина М.В. было рассмотрено на заседании комиссии по жилищным вопросам при Главе города Оренбурга ДД.ММ.ГГГГ, по результатам рассмотрения принято решение об отказе в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ. Протокол заседания комиссии по жилищным вопросам при Главе города Оренбурга утвержден постановлением администрации города Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ №-п.
В соответствии со ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если… не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы;
Согласно п.4. ст.52 ЖК РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях регламентировано ст.5 Закона Оренбургской области от 23 ноября 2005 г. N 2733/489-III-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».
Так, ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется структурным подразделением либо должностным лицом органа местного самоуправления, уполномоченными главой муниципального образования (далее - уполномоченный орган). Для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждане (законные представители - для недееспособных граждан) подают по месту своего жительства заявления уполномоченному органу. В установленных законодательством случаях и порядке граждане могут подать заявление о принятии на учет не по месту своего жительства.
Заявление о принятии на учет (далее - заявление) заполняется гражданином по установленной форме (приложение 1) и подписывается всеми дееспособными членами семьи, включая временно отсутствующих, за которыми сохраняется право на жилое помещение.
К заявлению прилагаются: копии документов, удостоверяющих личности гражданина и членов его семьи и подтверждающих родственные отношения (паспорта, свидетельства о рождении, свидетельства о заключении брака, судебные решения о признании членом семьи и другие); копия удостоверения опекуна или попечителя (для лиц, над которыми установлена опека, попечительство); копия домовой книги; справка с места регистрации о зарегистрированных лицах и лицах, снятых с регистрационного учета, но сохранивших право пользования жилым помещением, выдаваемая соответствующей жилищно-эксплуатационной организацией, жилищным или жилищно-строительным кооперативом и другими эксплуатационными организациями; копии документов, подтверждающих право пользования или право собственности на занимаемое жилое помещение (договор найма (поднайма), договор на передачу квартиры в собственность граждан, договор купли-продажи, договор мены, договор дарения и другие); выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о наличии (отсутствии) зарегистрированных прав на каждого члена семьи; справки органа, осуществляющего техническую инвентаризацию объектов недвижимости, по форме 1 для граждан, имеющих в собственности жилое помещение, по форме 4 на каждого члена семьи; решение органа местного самоуправления (уполномоченного структурного подразделения) о признании гражданина малоимущим; иные документы, подтверждающие право граждан на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с федеральными законами или законом Оренбургской области.
Заявление и представленные документы проверяются уполномоченным органом. В случае необходимости уполномоченным органом дополнительно осуществляется проверка жилищных условий, по итогам которой составляется соответствующий акт по установленной форме.
После проведенной проверки заявление гражданина и представленные документы выносятся уполномоченным органом на рассмотрение главы муниципального образования.
Решение по результатам рассмотрения заявления принимается не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня принятия заявления.
Граждане считаются принятыми на учет нуждающихся в жилых помещениях со дня принятия соответствующего решения главы муниципального образования.
Согласно п. 1 ст. 6 Закона Оренбургской области от 23 ноября 2005 г. N 2733/489-III-ОЗ отказ в принятии на учет гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении допускается в случаях, если: не представлены предусмотренные частью 4 статьи 5 документы.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» участники Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем.
Основания, по которым гражданин может быть признан нуждающимся в жилом помещении, установлены ст. 51 Жилищного кодекса РФ. В числе иных в данной статье предусмотрено и такое основание как проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 (далее по тексту - Положение), признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления.
Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 42 Положения).
Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию вместе с заявлением следующие документы: нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение; план жилого помещения с его техническим паспортом, а для нежилого помещения - проект реконструкции нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением (п. 45 Положения).
Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии (п. 46 Положения).
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п. 47 Положения).
На основании изложенных норм суд приходит к выводу о том, что инициировать процедуру оценки пригодности жилого помещения для проживания должно заинтересованное лицо путем подачи соответствующего заявления в межведомственную комиссию в порядке, предусмотренном п. 42, 45 Положения. Исходя из чего вывод прокурора Ленинского района г.Оренбурга о том, что жилищная комиссия г. Оренбурга должна была самостоятельно провести такую оценку, не основан на законе. Адресованное главе администрации города заявление Дудкина М.В. нельзя рассматривать как заявление о признании жилого помещения непригодным для проживания, поскольку оно не соответствует вышеуказанным требованиям Положения, а именно - к заявлению не приложены необходимые документы.
Согласно ч. 3, 4 ст. 52 Жилищного Кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Поскольку Дудкин М.В. не представил в жилищную комиссию заключение о непригодности имеющейся у него квартиры для проживания, у жилищной комиссии отсутствовали правовые основания для постановки Дудкина М.В. на учет по основанию, указанному в п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного Кодекса РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований прокурору Ленинского района г.Оренбурга в интересах Дудкин М.В. к Администрации г.Оренбурга о признании незаконным постановления администрации города Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ №-п, об утверждении решения жилищной комиссии по жилищным вопросам при Главе города Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа ветерану-участнику Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Дудкин М.В. в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма - отказать.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: