решении по иску об установлении инвалидности



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Оренбург 14 июля 2010 года Ленинский районный суд г.Оренбурга

в составе:

председательствующего судьи Нуждина А.В.,

с участием представителя истца Дорожкиной Т.Н., представителя ответчика Чугуровой И.А.,

при секретаре Буйловой О.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дорожкина А.А. к ФГУ «Главное бюро государственной службы медико-социальной экспертизы по Оренбургской области» об установлении инвалидности,

УСТАНОВИЛ:

Дорожкин А.А. обратился в суд с вышеуказанным иском, указав, что ДД.ММ.ГГГГ, ему ФГУ «Главное бюро государственной службы медико-социальной экспертизы по Оренбургской области» было отказано в установлении инвалидности, хотя состояние здоровья не улучшилось.

Просил суд установить, что Дорожкин А.А. является инвалидом.

В ходе судебного заседания Дорожкин А.А. уточнил исковое заявление, просил суд признать акт № от ДД.ММ.ГГГГ освидетельствования в Бюро МСЭ по Оренбургской области в филиале бюро № 1 незаконным, в части отказа в установлении Дорожкину А.А. инвалидности.

В судебное заседание истец Дорожкин А.А. не явился, просил рассмотреть исковое заявление в его отсутствие.

Представитель заявителя Дорожкина Т.Н., действующая на основании доверенности, просила суд удовлетворить исковое заявление.

Представитель ФГУ «Главное бюро государственной службы медико-социальной экспертизы по Оренбургской области» Чугурова И.А., действующая на основании доверенности, возражала в удовлетворении исковых требований. Представила суду письменный отзыв.

Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ определил, рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца, извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В силу части 1 статьи 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно п.4 ст. 31Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ при установлении до 1 января 2004 года трудовых пенсий, полагающихся в соответствии с настоящим Федеральным законом лицам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени, применяются соответственно I, II и III группы инвалидности.

Согласно ст.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» - признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Данное положение воспроизведено и в п. 2 ст. 8 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, согласно которому порядок признания органами Государственной медико-социальной экспертизы гражданина инвалидом, порядок установления периода инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности, порядок установления времени наступления инвалидности и причинно-следственной связи инвалидности или смерти кормильца с совершением гражданином уголовно наказуемого деяния либо умышленным нанесением им ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 16 декабря 2004 года № 805 «О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» к федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы относятся Федеральное бюро медико-социальной экспертизы и главные бюро медико-социальной экспертизы, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах.

В соответствии с п. 5 вышеуказанного постановления, бюро медико-социальной экспертизы выполняет следующие функции:

а) проводит освидетельствование граждан для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности (в том числе степени ограничения способности к трудовой деятельности) и их реабилитационного потенциала;

в) устанавливает факт наличия инвалидности, группу, причины, срок и время наступления инвалидности, степень ограничения способности к трудовой деятельности.

Ранее до вступления в законную силу Постановления Правительства РФ от 16.12.2004 г. № 805 «О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» (до 1 января 2005 г.), в соответствии с которым были организованы федеральные учреждения медико-социальной экспертизы, действовало Постановление Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. N 392 «О государственной службе медико-социальной экспертизы», в соответствии с которым в органах социальной защиты субъектов Российской Федерации для признания лиц инвалидами были созданы и осуществляли свою деятельность бюро медико-социальной экспертизы.

Порядок и условия признания лица инвалидом, порядок проведения переосвидетельствования определялись Положением «О признании лица инвалидом», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 года, действующим до 06.03.2006 года.

В соответствии с п. 27 Постановления Правительства РФ от 13 августа 1996 г. № 965 «О порядке признания граждан инвалидами», переосвидетельствование инвалида проводится в порядке, установленном для признания лица инвалидом.

Аналогичный порядок признания лица инвалидом и проведения переосвидетельствования установленПравилами«О порядке и условиях признания лица инвалидом», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 года № 95 (действующего с 28.02.2006 года)

Согласно п. 38 Правил признания лица инвалидом, переосвидетельствование инвалида проводится в том же порядке, что и первичное освидетельствование. Признание гражданина инвалидом и определение группы инвалидности осуществляется в соответствии с Классификациями и критериями, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 22.08.2005 г. № 535 (далее - Критерии).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ
от 22 августа 2005 года № 535 «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» введены новые классификации икритерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. Данные классификации определяют основные виды нарушений функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности; основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий.

В соответствии с пунктом 15 Критериев, критерием для определения третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению способности к трудовой деятельности 1 степени или ограничению следующих категорий жизнедеятельности в их различных сочетаниях и вызывающее необходимость его социальной защиты: способности к самообслуживанию первой степени; способности к передвижению первой степени; способности к ориентации первой степени; способности к общению первой степени; способности контролировать свое поведение первой степени; способности к обучению первой степени. Степень выраженности ограничений категорий жизнедеятельности определяется в соответствии с пунктами 5-7 Критериев.

Согласно п. 10 «Критериев» критерием установления 1 степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к снижению квалификации, объема, тяжести и напряженности выполняемой работы, невозможности продолжать работу по основной профессии при возможности выполнения других видов работ более низкой квалификации в обычных условиях труда в следующих случаях:

при выполнении работы в обычных условиях труда по основной профессии с уменьшением объема производственной деятельности не менее чем в 2 раза, снижением тяжести труда не менее чем на два класса;

при переводе на другую работу более низкой квалификации в обычных условиях труда в связи с невозможностью продолжать работу по основной профессии.

В соответствии с п. 24 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 года № 95, медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина. Заявление подается в бюро в письменной форме с приложением направления на медико-социальную экспертизу, выданного организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, и медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья.

Судом установлено, что Дорожкин А.А. ДД.ММ.ГГГГ был признан ребенком - инвалидом на срок 2 года. ДД.ММ.ГГГГ Дорожкин А.А. был признан ребенком - инвалидом на срок 5 лет. ДД.ММ.ГГГГ Дорожкину А.А. инвалидность продлена на срок 1 год. В последующем ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ инвалидность продлевалась.

В ходе освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ в бюро - филиале № Бюро МСЭ, Дорожкину А.А. инвалидность не признана, группа инвалидности не установлена.

Согласно п. 42 «Правил» гражданин (его законный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо главное бюро.

В соответствии с п. 6 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждения медико-социальной экспертизы», главное бюро выполняет следующие функции:

а) рассматривает жалобы граждан, проходящих освидетельствование, на решения бюро и в случае признания их обоснованными изменяет либо отменяет решения бюро;

б) проводит по собственной инициативе повторное освидетельствование град
прошедших освидетельствование в бюро, и при наличии оснований изменяет или
отменяет решения бюро;...

Не согласившись с указанным решением, Дорожкин А.А. обратился в Главное Бюро МСЭ, где он была вновь освидетельствован специалистами. Решение филиала от ДД.ММ.ГГГГ о непризнании больного инвалидом было подтверждено.

Согласно статей 1, 7, 8 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», установление инвалидности относится к компетенции исключительно медико-социальной экспертизы.

В ходе судебного разбирательства определением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 19.05.2010 года было назначено проведение судебной медико-социальной экспертизы, производство которой было поручено <адрес>

На основании изученных документов комиссия <адрес>» пришла к выводу, что по состоянию на 02.07.2009 года у Дорожкина А.А. выявлены легкие функциональные нарушения со стороны органов дыхания, которые не приводили к ограничению жизнедеятельности и согласно действовавшему в тот момент Приказу МЗ и СРРФ от 22.08.2005 года № 535 «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико - социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико - социальной экспертизы», не давали оснований для установления инвалидности.

Суд, изучив представленное заключение экспертов, считает возможным положить его в основу при вынесении решения, поскольку экспертиза проведена экспертами, имеющими большой стаж работы, перед проведением экспертизы они были предупреждены об уголовной ответственности за дачу ложного заключения, о чем имеются их подписи, доказательств, свидетельствующих о заинтересованности экспертов, суду представлено не было.

Учитывая в совокупности вышеизложенное, суд приходит к выводу, что экспертное решение филиала Главного бюро медко - социальной экспертизы по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ принято объективно и соответствует действующему законодательству.

Таким образом, требования истца о признании недействительным указанного решения о неустановлении ему инвалидности являются необоснованными, в связи с чем удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Дорожкину А.А. - отказать.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: