Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 июня 2010 года
Суд Ленинского района города Оренбурга
В составе председательствующего судьи Селютиной И.Ф.
С участием представителей ответчика Лазиной Л.И., Перехожева А.В.,Тарасовой М.А.,
при секретаре Линьковой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Переволоцкого района Оренбургской области к ОАО «Оренбургнефтепродукт» о признании незаконными бездействия, выразившемся в непринятии мер по соблюдению законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Переволоцкого района Оренбургской области обратился в суд с заявлением, указав, что на территории Переволоцкого района осуществляет свою деятельность ОАО «Оренбургнефтепродукт», основным видом деятельности которого является торговля ... На территории Переволоцкого района находится филиал: ... а также ... которые являются источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Прокуратурой Переволоцкого района проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды предприятиями топливно-энергетического комплекса (ТЭК) на территории Переволоцкого района.
Установлено, что в нарушении ст.42 Конституции РФ, ст.З, ст.4, ст.52 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» вокруг ..., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух до значений, установленных гигиеническими нормативами, не установлена. Проекты санитарно-защитной зоны ОАО «Оренбургнефтепродукт» для ... не разработаны.
Таким образом, в ходе проведенной проверки установлено, что при осуществлении своей деятельности ОАО «Оренбургнефтепродукт» на территории Переволоцкого района нарушаются требования действующего законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду на территории муниципального образования ФИО6.
Просит суд:
Признать незаконным бездействие ОАО «Оренбургнефтепродукт», выразившееся в непринятии мер по выполнению требований ст.ст.З, 4, 52 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.ст.1, 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п.2, 2.1, 3.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» и отсутствии проекта санитарно-защитной зоны на объектах ОАО «Оренбургнефтепродукт» в Переволоцком районе: ..., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека;
Обязать ОАО «Оренбургнефтепродукт» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить
нарушения ст.ст.З, 4, 52 Федерального закона «Об охране окружающей среды»,
ст.ст.1, 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения», п.п.2, 2.1, 3.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и
санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» и
разработать проекты санитарно-защитных зон на объектах ОАО «Оренбургнефтепродукт», расположенных на территории Переволоцкого района: ..., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Представитель прокуратуры извещён о явке в суд надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в заявлении прокурор Переволоцкого района просил суд рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебном заседании представители ответчика Лазина Л.И., Перехожев А.В., Тарасова М.А.,., действующие на основании доверенности, возражали против удовлетворения иска, пояснив суду, что на предприятии принимаются все возможные меры для выполнения требований закона. Проведены организационные мероприятия, составлены планы действия, созданы комиссии. На многих объектах области в соответствии с утверждённым графиком работы проектные работы проведены. Однако в связи с тем, что выполнение программы требует значительных затрат, составление проекта значительного времени, указанные в заявлении прокурора объекты в срок, предложенный прокуратурой, невозможно. Учитывая значительное количество объектов в обществе разработана Программа разработки проектов ... предусмотрена на 2011 год. Просят установить срок согласно графику ....
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч.4 ст.27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо когда в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст.З Закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц; соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст.4 Закона РФ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
В целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности устанавливаются защитные и охранные зоны (ст.52 Закона).
В целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений -территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования.
Согласно ст.8 Закона РФ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Постановлением Правительства РФ от 25.09.2007 г. № 74 с 1 марта 2008 г. введена в действие новая редакция СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
Требования санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно,-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Согласно п.2 ч.2.1 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03, для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, разрабатывается проект обоснования размера санитарно-защитной зоны.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны.
Согласно п.3.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, в проекте санитарно-защитной зоны на строительство новых, реконструкцию или техническое перевооружение действующих промышленных объектов, производств и сооружений должны быть предусмотрены мероприятия и средства на организацию санитарно-защитных зон, включая отселение жителей, в случае необходимости.
В проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены:
- размер и границы санитарно-защитной зоны;
- мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия;
- функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования.
Из материалов дела видно, что в результате проверки, проведённой прокуратурой Переволоцкого района г.Оренбурга было установлено, что на территории Переволоцкого района находится ..., которые являются источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Однако в нарушение действующего законодательства вокруг ..., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух до значений, установленных гигиеническими нормативами, не установлена. Проекты санитарно-защитной зоны ОАО «Оренбургнефтепродукт» для ... не разработаны.
Суд соглашается с доводами прокурора о том, что на указанных объектах нарушены требования действующего законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Между тем, стороной ответчика представлены доказательства, подтверждающие, что ОАО «Оренбургнефтепродукт» проводятся все необходимые мероприятия для устранения нарушений закона:
в ... году с ФИО7 были заключены договоры № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ на разработку проектов санитарно-защитных зон (далее СЗЗ) ... ОАО «Оренбургнефтепродукт;
разработаны проекты ... в установленном порядке согласованы Роспотребнадзором (получены положительные заключения);
ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор № с ФИО8 также на разработку проектов санитарно-защитных зон на объектах ОАО «Оренбургнефтепродукт», в том числе ...;
Согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ назначены ответственные за проведение тендера на разработку проектов санитарно-защитных зон, в том числе и ....
Из материалов дела следует, что работы проектной организацией выполнены, проекты разработаны, проведена их экспертиза, получены положительные санитарно-эпидемиологические Заключения, в том числе по ....
В ... ФИО8 продолжается работа по Договору разработки проектов СЗЗ для ...
В ... году заключен договор № от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО10 на проведение лабораторно-инструментального контроля (натурных исследований вредных факторов) на границе санитарно-защитных зон, необходимых для окончательной разработки проектов СЗЗ.
Учитывая значительное количество объектов, в обществе разработана Программа разработки проектов ...
Проанализировав изложенное, суд не соглашается с доводами прокурора о бездействии ответчика, в этой части суд считает требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Требования об обязании устранить нарушения суд считает основанными на законе и подлежащими удовлетворению, однако с учётом представленных суду доказательств, а именно программы разработки проектов, где учтены сроки разработки проектов, суд считает возможным обязать ответчика устранить нарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Заявление прокурора Переволоцкого района Оренбургской области к ОАО «Оренбургнефтепродукт» о признании незаконными бездействия, выразившемся в непринятии мер по соблюдению законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения - удовлетворить частично.
Обязать ОАО «Оренбургнефтепродукт» в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать проекты санитарно-защитных зон на объектах ... являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Прокурору Переволоцкого района Оренбургской области в удовлетворении остальной части иска - отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г.Оренбурга в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья :