Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 июня 2010 года
Ленинский районный суд города Оренбурга
в составе: председательствующего судьи Занездровой К.В.,
при секретаре Плотниковой Ю.Г.,
с участием: старшего помощника прокурора Ленинского района г.Оренбурга Емельяновой М.В.,
представителя ответчика Харитоновой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ленинского района г.Оренбурга к Обществу с ограниченной ответственностью «Вита Плюс» о признании незаконным бездействия, обязании выполнить действия.
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г.Оренбурга обратился в суд с иском к ответчику ООО «Вита Плюс» о признании незаконным бездействия, обязании оборудовать вход пандусом для беспрепятственного доступа инвалидов, указав, что согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, при этом осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Ст.39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение, в том числе, по инвалидности.
Ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов» предусматривает, обязанность, в том числе, организаций независимо от организационно-правовых форм создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Из содержания ст.2, 5, п.п.10 п. 12 ст.48 Гр.К РФ следует, что субъектами градостроительных отношений должен быть обеспечен доступ инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда (в случае подготовки соответствующей проектной документации).
Согласно требований Строительных норм и правил 35-01-2001 «доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» принятых Постановлением Госстроя от ДД.ММ.ГГГГ № в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения подземного или наземного перехода соединенного с этим зданием (п.3.13). Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по № (п.3.14).
Помещения, где могут находиться инвалиды в креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений на высоте зданий, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты и другие приспособления для перемещения инвалидов (п.3.17).
Прокурором Ленинского района г.Оренбурга установлено, что нежилое помещение по <адрес>, собственником которого является ООО «Вита Плюс», не соответствует требованиям вышеуказанных норм. Собственник нежилого помещения не приспособил последнее для маломобильных групп населения.
Учитывая, что нежилым помещением по <адрес> пользуется неограниченный круг лиц, в данном случае, инвалидов, как жителей города, так и гостей областного центра, причем этот круг постоянно меняется, прокурор Ленинского района г.Оренбурга вправе на основании ч1 ст.45 ГПК РФ обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, ст. ст. 1, 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор Ленинского района г.Оренбурга просил:
признать незаконным бездействие ООО «Вита Плюс», обязав последнего привести нежилое помещение по <адрес> в соответствии с требованиями градостроительного законодательства, оборудовав вход в здание как минимум одним пандусом для беспрепятственного доступа инвалидов.
В процессе рассмотрения дела заявленные требования были изменены, прокурор Ленинского района г.Оренбурга просил:
признать незаконным бездействие ООО «Вита Плюс» в исполнении ст. 15 ФЗ « О соц.защите инвалидов», обязав ООО Вита плюс оборудовать вход в здание кнопкой вызова персонала для беспрепятственного доступа к ней инвалидов.
В судебном заседании до вынесения решения старший помощник прокурора Ленинского района г.Оренбурга Емельянова М.В. измененные исковые требования поддержала, уточнив, что Прокурор Ленинского района г.Оренбурга просит: признать незаконным бездействие ООО «Вита Плюс» в исполнении ст.15 ФЗ «О социальной защите инвалидов», обязав его оборудовать беспрепятственный подъезд к кнопке вызова персонала для инвалидов.
Представитель ответчика ООО «Вита Плюс» Харитонова О.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования признала. Признание иска занесено в протокол судебного заседания и подписано представителем ответчика, которой разъяснены последствия признания иска, установленные ст. 173,198 ГПК РФ.
Суд, заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему:
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Согласно статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее -Закон), Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 г. N 73
введены в действие строительные нормы и правила «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», согласно которых при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует, как правило, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения.
В здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения (МГН), с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием…
Согласно Постановлению Главы города ОренбургаТаким образом, из вышеуказанных норм следует, что обязанность предусмотреть устройство пандуса для доступа инвалидов в ранее построенные здания возникает при реконструкции или капительном ремонте зданий, а именно при разработке собственником здания проектной документации на реконструкцию и капитальный ремонт зданий. Причем, расходы на проведение указанных мероприятий относятся к государственным и муниципальным расходам и осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Т.е. обязанность применять иные меры, обеспечивающие доступность объектов социальной сферы для инвалидов, кроме установки пандуса, возлагается на собственника здания.
В судебном заседании установлено:
Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ. основным видом деятельности ООО «Вита Плюс» является розничная торговля фармацевтическими товарами, на которую ей выдана лицензия.
Данные обстоятельства подтверждаются и Уставом ООО «Вита Плюс».
Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ помещение № нежилое, площадью ... кв.м. (аптеки), расположенное по адресу: г.Оренбург, <адрес> принадлежит на праве собственности ООО «Вита Плюс».
ДД.ММ.ГГГГ Прокурором Ленинского района г.Оренбурга была проведена прокурорская проверка по исполнению руководителями предприятий, организаций статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в ходе которой установлено, что вход в здание аптеки ООО «Вита Плюс» по <адрес> оборудован кнопкой вызова персонала для доступа инвалидов в аптеку.
Из акта обследования объектов социальной инфраструктуры на предмет обеспечения доступности для маломобильных групп населения от ДД.ММ.ГГГГ, составленного Управлением социальной защиты населения г.Оренбурга, следует, что на здании аптеки ООО «Вита Плюс» по <адрес> г.Оренбурга установлена и обозначена кнопка вызова, нет доступности к кнопке вызова, при входе в помещение имеется площадка ... кнопка вызова установлена на высоте ...
Из фотографий, представленных ответчиком, следует, что кнопку вызова от пешеходной части дороги отделяет площадка с борбюром.
Из пояснений свидетелей Еремеевой О.Н., Четверговой В.М. следует, что у входа в аптеку ООО «Вита Плюс» по <адрес> установлена кнопка вызова для инвалидов, проходимость в аптеке очень низкая, это промышленная зона; инвалидов там не видели.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что доступ инвалидов в аптеку ООО «Вита Плюс», расположенную по адресу: <адрес> с помощью кнопки вызова персонала невозможен ввиду расположения кнопки вызова на здании аптеки, которое расположено на незначительной высоте от уровня пешеходной части дороги. Данное препятствие в пользовании аптекой инвалидами не устранено.
Следовательно, требования истца являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах суд принимает признание иска ответчиком.
Кроме того, в силу ч.3 ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Прокурора Ленинского района г.Оренбурга удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Общества с ограниченной ответственностью «Вита Плюс» в исполнении ст.15 ФЗ «О социальной защите инвалидов», обязав Общество с ограниченной ответственностью «Вита Плюс» оборудовать беспрепятственный подъезд инвалидов к кнопке вызова персонала.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба или представление в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд города Оренбурга в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: