Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Оренбург 15 сентября 2010 года
Ленинский районный суд г.Оренбурга
в составе: председательствующего судьи Донцовой Ю.И.,
с участием Верхошинцевой Л.С. и её представителя Никитиной А.М., представителя Комитета по делам архивов Оренбургской области Журавлевой Л.Б.,
при секретаре Бердниковой Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Верхошинцева Л.С. к Комитету по делам архивов Оренбургской области о признании частично недействительным решения комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в Комитете по делам архивов Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ №,
УСТАНОВИЛ:
Верхошинцева Л.С. обратилась в суд с заявлением о признании частично недействительным решения комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в Комитете по делам архивов Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
При этом указала, что Комитетом по делам архивов Оренбургской области ДД.ММ.ГГГГ в газете «Оренбуржье» был объявлен конкурс на замещение трех должностей гражданской службы-консультантов комитета и должности гражданской службы-консультанта - главного бухгалтера комитета. По условиям конкурса, опубликованным в печати, на должность консультанта комитета в конкурсе могли принимать участие граждане РФ, имеющие высшее образование по специальностям: «Историко-архивоведение», «История», «Юриспруденция» или «Правоведение» и стаж государственной гражданской службы не менее 4 лет или 5 лет стажа по специальности.
Однако победителем данного конкурса стала Донскова Л.И., образование и специальность которой не позволяли ей вообще принимать участие в конкурсе.
Кроме того, указала, что приказом от ДД.ММ.ГГГГ № л/с она была освобождена с постоянной работы от должности главного специалиста комитета и назначена исполняющей обязанности консультанта комитета с ДД.ММ.ГГГГ до завершения проведения конкурса на замещение должности консультанта комитета. Дополнительное соглашение к служебному контракту о прохождении государственной гражданской службы Оренбургской области и замещении должности государственной гражданской службы Оренбургской области ей предложили подписать только в день вручения уведомления о расторжении срочного служебного контракта ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается ее подписью в вышеуказанном контракте. Так как она не выиграла конкурс приказом №л/с от ДД.ММ.ГГГГ со ДД.ММ.ГГГГ была уволена с государственной гражданской службы со следующей формулировкой: в связи с истечением срока действия «Дополнительного соглашения к служебному контракту о прохождении государственной гражданской службы Оренбургской области и замещении должности государственной гражданской службы Оренбургской области » от ДД.ММ.ГГГГ согласно ст.35 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».
Верхошинцева Л.С. так же принимала участие в конкурсе на должность консультанта и не согласна с его результатами и принятым решением.
В решении конкурсной комиссии в отношении нее содержится следующий пункт: включить в кадровый резерв комитета по делам архивов Оренбургской области для замещения вакантных или вновь образуемых должностей государственной гражданской службы в комитете по делам архивов Оренбургской области категории «специалисты» ведущей группы должностей - ведущий специалист и категории «специалисты» старшей группы должностей - специалист 1 категории, специалист 2 категории Верхошинцева Л.С.».
Указанное решение конкурсной комиссии нарушает её права, так как до участия в конкурсе она уже работала на государственной службе главным специалистом и была аттестована на указанную должность ДД.ММ.ГГГГ аттестационной комиссией по проведению аттестации государственных гражданских служащих комитета. При таких обстоятельствах у конкурсной комиссии не было законных оснований принимать решение о включении ее кандидатуры в резерв с явным понижением в должности. Такое право конкурсной комиссии не принадлежит.
Таким образом, оспариваемое решение существенно нарушает трудовые права Верхошинцевой Л.С., так как она была уволена с государственной службы по результатам конкурса, чем ей было создано препятствие к осуществлению ее трудовых прав для прохождения в будущем государственной гражданской службы по должности главного специалиста.
Просила признать частично недействительным решение комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в Комитете по делам архивов Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ № в части проведения и результатов конкурса на замещение должности консультанта комитета и в части включения кандидатуры Верхошинцевой Л.С. в кадровый резерв комитета по делам архивов Оренбургской области для замещения вакантных или вновь образуемых должностей государственной гражданской службы в комитете по делам архивов Оренбургской области категории «специалисты» 2 ведущей группы должностей - ведущий специалист и категории «специалисты» старшей группы должностей - специалист 1 категории, специалист 2 категории.
В судебном заседании Верхошинцева Л.С. заявленные требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель Верхошинцевой Л.С. Никитина А.М., действующая на основании доверенности, требования Верхошинцевой Л.С. поддержала в полном объеме, просила признать частично недействительным решение комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в Комитете по делам архивов Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ № в части проведения и результатов конкурса на замещение должности консультанта комитета и в части включения кандидатуры Верхошинцевой Л.С. в кадровый резерв комитета по делам архивов Оренбургской области для замещения вакантных или вновь образуемых должностей государственной гражданской службы в комитете по делам архивов Оренбургской области категории «специалисты» 2 ведущей группы должностей - ведущий специалист и категории «специалисты» старшей группы должностей - специалист 1 категории, специалист 2 категории.
В судебном заседании представитель Комитета по делам архивов Оренбургской области Журавлева Л.Б. с заявленными требованиями не согласилась, просила в удовлетворении заявления Верхошинцевой Л.С. отказать.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 22 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ст. 18 Закона Оренбургской области от 30.12.2005 года № 2893/518-111-ОЗ «О государственной гражданской службе Оренбургской области» поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено данной статьей.
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации" утверждено Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации.
Положением в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" определяются порядок и условия проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Российской Федерации или их аппаратах.
Согласно ст. 2 указанного Положения - конкурс в государственном органе объявляется по решению руководителя государственного органа либо представителя указанного руководителя, осуществляющих полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, при наличии вакантной (не замещенной гражданским служащим) должности гражданской службы, замещение которой в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" может быть произведено на конкурсной основе.
Согласно ст. 5 Положения -право на участие в конкурсе имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие установленным законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы. Гражданский служащий вправе на общих основаниях участвовать в конкурсе независимо от того, какую должность он замещает на периодпроведения конкурса.
Согласно ст. 6 Положения - конкурс проводится в два этапа. На первом этапе государственный орган публикует объявление о приеме документов для участия в конкурсе не менее чем в одном периодическом печатном издании, а также размещает информацию о проведении конкурса на сайте государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования.
В пункте 7 Положения указан перечень документов, подлежащих представлению.
В публикуемом объявлении о приеме документов для участия в конкурсе указываются наименование вакантной должности гражданской службы, требования, предъявляемые к претенденту на замещение этой должности, место и время приема документов, подлежащих представлению в соответствии с п.7 настоящего Положения, срок, до истечения которого принимаются указанные документы, а также сведения об источнике подробной информации о конкурсе (телефон, факс, электронная почта, электронный адрес сайта государственного органа).
На сайте государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования размещается следующая информация о конкурсе: наименование вакантной должности гражданской службы, требования, предъявляемые к претенденту на замещение этой должности, условия прохождения гражданской службы, место и время приема документов, подлежащих представлению в соответствии с п.7 настоящего Положения, срок, до истечения которого принимаются указанные документы, предполагаемая дата проведения конкурса, место и порядок его проведения, другие информационные материалы.
Согласно ст. ст. 7,11 Положения - гражданин Российской Федерации, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в государственный орган необходимые документы в течение 30 дней со дня объявления об их приеме.
Согласно ст.12 Положения - решение о дате, месте и времени проведения второго этапа конкурса принимается представителем нанимателя после проверки достоверности сведений, представленных претендентами на замещение вакантной должности гражданской службы, а также после оформления в случае необходимости допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну.
Согласно ст.14 Положения - представитель нанимателя не позднее чем за 15 дней до начала второго этапа конкурса направляет сообщения о дате, месте и времени его проведения гражданам (гражданским служащим), допущенным к участию в конкурсе (далее - кандидаты).
Согласно ст.ст. 16,18 Положения - для проведения конкурса правовым актом государственного органа образуется конкурсная комиссия, действующая на постоянной основе. Состав конкурсной комиссии, сроки и порядок ее работы, а также методика проведения конкурса определяются правовым актом государственного органа.
Конкурсная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии.
Согласно ст. 19 Положения - конкурс заключается в оценке профессионального уровня кандидатов на замещение вакантной должности гражданской службы, их соответствия квалификационным требованиям к этой должности.
При проведении конкурса конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты.
При оценке профессиональных и личностных качеств кандидатов конкурсная комиссия исходит из соответствующих квалификационных требований к вакантной должности гражданской службы и других положений должностного регламента по этой должности, а также иных положений, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.
Согласно ст. 20,ст.21, 22 Положения - заседание конкурсной комиссии проводится при наличии не менее двух кандидатов.
Заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа ее членов. Решения конкурсной комиссии по результатам проведения конкурса принимаются открытым голосованием простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании.
При равенстве голосов решающим является голос председателя конкурсной комиссии.
Решение конкурсной комиссии принимается в отсутствие кандидата и является основанием для назначения его на вакантную должность гражданской службы либо отказа в таком назначении.
Результаты голосования конкурсной комиссии оформляются решением, которое подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии, принявшими участие в заседании.
Согласно ст.23 Положения - по результатам конкурса издается акт представителя нанимателя о назначении победителя конкурса на вакантную должность гражданской службы и заключается служебный контракт с победителем конкурса.
Согласно ст.24 Положения - кандидатам, участвовавшим в конкурсе, сообщается о результатах конкурса в письменной форме в течение месяца со дня его завершения. Информация о результатах конкурса размещается на сайте государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования.
Согласно ст.25 Положения - документы претендентов на замещение вакантной должности гражданской службы, не допущенных к участию в конкурсе, и кандидатов, участвовавших в конкурсе, могут быть им возвращены по письменному заявлению в течение трех лет со дня завершения конкурса. До истечения этого срока документы хранятся в архиве государственного органа, после чего подлежат уничтожению.
Конкурс на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в комитете по делам архивов в Оренбургской области проводится в соответствии с Указом Президента РФ от 01.02.2005 года №112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ», приказом комитета от 20.05.2007 года №10 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в комитете по делам архивов Оренбургской области».
При рассмотрении дела установлено, что приказом комитета по делам архивов Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ № была образована комиссия по проведению конкурсов на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в комитете, утвержден порядок ее работы.Состав комиссии по проведению конкурса состоит из председателя комиссии, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии.
Председателем комитета по делам архивов Оренбургской области было принято решение о проведении конкурса на замещение вакантной должности.
Информация об условиях проведения конкурса, о требованиях, предъявляемых к претендентам, была опубликована в газете «Оренбуржье» от ДД.ММ.ГГГГ №, а также размещена на сайтах Правительства Оренбургской области и комитета.
Газета «Оренбуржье» содержала следующую информацию о требованиях, предъявляемых к должности консультанта комитета:
3. Образование - высшее профессиональное по специальностям:
на должность консультанта комитета - «Историко - архивоведение», «История», «Юриспруденция» или «Правоведение»;
ДД.ММ.ГГГГ на сайтах Правительства Оренбургской области и комитета информация о требованиях, предъявляемых к должности консультанта комитета, включала в себя, кроме вышеперечисленных требований к образованию на должность консультанта комитета - образование «Государственное и муниципальное управление».
ДД.ММ.ГГГГ закончился прием документов от лиц, изъявивших желание участвовать в конкурсе.
На участие в конкурсе поступило 8 заявлений. Все кандидаты были допущены к конкурсу и приглашены на собеседование.
Конкурс был назначен на ДД.ММ.ГГГГ.
Верхошинцева Л.С. в обоснование своих доводов указала, что при проведении конкурса изначально была нарушена его процедура, поскольку информация об условиях проведения конкурса, о требованиях, предъявляемых к кандидатам размещенная на сайтах Правительства Оренбургской области и комитета отличалась от информации размещенной в газете «Оренбуржье».
В судебном заседании было установлено и не оспаривалось представителем комитета по делам архивов Оренбургской области то обстоятельство, что информация о требованиях, предъявляемых к должности консультанта в части наличия образования, которая была опубликована в газете «Оренбуржье» от ДД.ММ.ГГГГ №, отличалась от информации, которая была размещена ДД.ММ.ГГГГ на сайтах Правительства Оренбургской области и комитета.
При этом представитель комитета по делам архивов Оренбургской области пояснила, что такие противоречия возникли в результате того, что изначально ДД.ММ.ГГГГ была дана не полная информация об образовании, в результате чего возникла необходимость о внесении изменений ДД.ММ.ГГГГ с целью исправления ошибки, допущенной в газете «Оренбуржье». Было сделано дополнение в соответствии с должностным регламентом консультанта комитета и указано, в том числе образование «Государственное и муниципальное управление». Кроме того, указала, что информацию для размещения в газете «Оренбуржье», где была допущена ошибка, готовила сама Верхошинцева Л.С.
В материалы дела был представлен должностной регламент консультанта комитета по делам архивов Оренбургской области, утвержденный ДД.ММ.ГГГГ, в разделе 2 Квалификационные требования, в п.2.1 указано - консультантом назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по специальностям: «История», «Историко-архивоведение», «Государственное и муниципальное управление», «Юриспруденция» …
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что данные изменения были внесены для отображения более полной информации в части требований кандидатов, указанные изменения нельзя признать существенными и влияющими на решение комиссии по результатам самого конкурса, в связи с чем решение комиссии по данному основанию не может быть отменено.
После проведения анализа представленных на конкурс документов, рефератов и собеседования с участниками конкурса на замещение вакантных должностей конкурсная комиссия определяет победителя.
По результатам указанного конкурса комиссия признала одним из победителей на замещение вакантной должности консультанта комитета по делам архивов Оренбургской области Донскову Л.И.
Из протокола заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ по проведению конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в комитете по делам архивов Оренбургской области следует, что за данное решение проголосовало 4 человека, против - один, воздержался - один член комиссии.
В соответствии с пунктом 7 порядка работы комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в комитете, утвержденным приказом комитета по делам архивов Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ № решение конкурсной комиссии принимается открытым голосованием простым большинством голосов от числа ее членов, присутствующих на заседании.
Конкурсная комиссия приняла решение после всестороннего и объективного изучения профессиональных, деловых и личностных качеств кандидатов. Мнение комиссии было выражено и отражено в решении.
При определении победителя, конкурсной комиссией были соблюдены все необходимые процедуры, нарушения, которые могли повлиять на результаты конкурса, судом установлены не были.
То обстоятельство, что протокол заседания был подписан членами комиссии не в день проведения конкурса, не может являться основанием для признания конкурса не состоявшимся, поскольку законодательством срок составления и подписания протокола комиссии не установлен.
В своем заявлении Верхошинцева Л.С. указала так же на то, что у конкурсной комиссии не было законных оснований принимать решение о включении её кандидатуры в резерв с явным понижением в должности. При этом указала, что до участия в конкурсе она уже работала на государственной службе главным специалистом и была аттестована на указанную должность ДД.ММ.ГГГГ.
При рассмотрении дела установлено, что вторым вопросом повестки дня был вопрос о включении в кадровый резерв комитета по делам архивов Оренбургской области кандидатов, участвующих в конкурсе на замещение вакантных или вновь образуемых должностей государственной гражданской службы в комитете по делам архивов Оренбургской области.
По результатам проведения конкурса на замещение вакантных должностей в комитете конкурсной комиссией в отношении гражданского служащего Верхошинцевой Л.С. принято решение от ДД.ММ.ГГГГ № о включении ее в кадровый резерв комитета по делам архивов Оренбургской области для замещения вакантных или вновь образуемых должностей государственной гражданской службы в комитете по делам архивов Оренбургской области категории «специалисты» ведущей группы должностей - ведущий специалист и категории «специалисты» старшей группы должностей - специалист 1 категории, специалист 2 категории.
В соответствии с пунктом 4 статьи 64 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» включение гражданского служащего (гражданина) в кадровый резерв государственного органа для замещения должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса в порядке, предусмотренном статьей 22 Федерального закона.
ДД.ММ.ГГГГ председателем комитета по делам архивов Оренбургской области было утверждено Положение о кадром резерве комитета по делам архивов Оренбургской области. Настоящее положение разработано в соответствии со ст.22 и ст. 64 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», ст. 18 и ст. 59 Закона Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О государственной гражданской службе Оренбургской области», Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ», постановлением Правительства Оренбургской области ДД.ММ.ГГГГ №-п «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в аппарате Губернатора и Правительства Оренбургской области».
Кадровый резерв формируется по категориям должностей государственной гражданской службы («руководители», «специалисты») и группам должностей государственной гражданской службы в соответствии с реестром должностей государственной гражданской службы Оренбургской области. При формировании кадрового резерва учитываются именно профессиональный уровень государственного гражданского служащего (гражданина), его соответствиепредъявляемым квалификационным требованиям.
Согласно части 3 Положения о кадровом резерве комитета по делам архивов Оренбургской области, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, именно конкурсная комиссия по делам архивов на основе оценки профессионального уровня государственного гражданского служащего на замещение должности государственной гражданской службы, его соответствия предъявляемым квалификационным требованиям, рекомендаций аттестационной комиссии, непосредственного руководителя, осуществляет подбор кандидатов для включения в кадровый резерв.
Согласно п.22 Положения о кадровом резерве комитета по делам архивов Оренбургской области государственный гражданский служащий (гражданин), включенный на конкурсной основе в кадровый резерв для замещения одной должности, может быть назначен на другую равнозначную или вышестоящую по отношению к ней должность, в том числе в ином государственном органе, в случае его соответствия квалификационнымтребованиям.
С учетом изложенного, доводы Верхошинцевой Л.С. о том, что конкурсная комиссия не имела права включать ее в кадровый резерв на указанные выше должности, в связи с тем, что она прошла аттестацию в 2008 году по должности главный специалист, суд находит не обоснованными. Сам по себе факт включения Верхошинцевой Л.С. в кадровый резерв по должностям категории «специалисты» ведущей группы должностей - ведущий специалист и категории «специалисты» старшей группы должностей - специалист 1 категории, специалист 2 категории не препятствует в дальнейшем поступлению на государственную гражданскую службу по должности главного специалиста.
Кроме того, статьей 18 Положения о кадровом резерве комитета по делам архивов Оренбургской области предусмотрено, что государственный гражданский служащий (гражданин) исключается из кадрового резерва в том числе по его письменному заявлению.
Статей 19 указанного Положения предусмотрено - решение об исключении из кадрового резерва принимается председателем комитета по делам архивов Оренбургской области, принявшим решение о включении государственного гражданского служащего (гражданина) в кадровый резерв.
В случае несогласия с решением комиссии в указанной части Верхошинцева Л.С. не лишена права обратиться за разрешением данного спора непосредственно с заявлением об исключении её из кадрового резерва.
В своих пояснениях Верхошинцева Л.С. и ее представитель Никитина А.М. так же указывали на то, что были нарушены права Верхошинцевой Л.С. при заключении срочного трудового контакта ДД.ММ.ГГГГ и при его расторжении ДД.ММ.ГГГГ. Между тем, какие-либо требования о защите нарушенных прав в данной части Верхошинцевой Л.С. не заявлялись.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что существенных нарушений при проведении конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в комитете по делам архивов Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ допущено не было, оснований для признании решения комиссии частично недействительным не имеется, в связи с чем заявление Верхошиневой Л.С. удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛВ удовлетворении заявления Верхошинцева Л.С. к Комитету по делам архивов Оренбургской области о признании частично недействительным решения комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в комитете по делам архивов Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ № -отказать.
Судья
...