РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 января 2011 года
Ленинский районный суд г. Оренбурга
в составе:
председательствующего судьи Стасовой Ж.Г.
с участием
представителя ответчика – Нестеровой М.В.
при секретаре Ермошкиной О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Оренбурге гражданское дело по иску Сандыбаевой М.С. к Администрации города Оренбурга о предоставлении жилья,
У С Т А Н О В И Л:
Сандыбаева М.С. (истец) обратилась в суд вышеуказанным иском по тем основаниям, что в 2009 г. она обратилась в администрацию г.Оренбурга (ответчик) управление жилищной политики с заявлением о предоставлении жилья на основании статьи 57 ЖК РФ.
Согласно справки о рождении ее мать ФИО2, сведения об отце внесены в запись акта о рождении ребенка на основании заявления матери, которая умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ № ж ее приняли на учет нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Оренбургской области по категории «сироты» с составом семьи 1 человек.
В сентябре она повторно обратилась в администрацию г.Оренбурга управление жилищной политики с вопросом о предоставлении жилья, но четких разъяснений по поводу сроков получения ей не дали.
На данный момент она является матерью одиночкой 1,5 годовалого ребенка и находится на 8 месяце беременности, временно проживала в общежитии Оренбургского государственного педагогического университета.
В связи с тем, что она одна воспитывает ребенка ей сложно продолжить обучение, жилье в общежитии предоставляется на срок ее обучения до 2012 года, но на данный момент в связи с пропусками занятий, она была отчислена из университета и выселена из общежития, осталась без жилья с несовершеннолетним ребенком, вынуждена проживать на съемной квартире в поселке <адрес>.
Ссылаясь на п. 4 ч. 1, ч. 3 ст. 51, п. 3 ч. 2 ст. 57, ч. 2 ст. 58, ст. 87 ЖК РФ, п. 1 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ истец просила суд обязать ответчика предоставить ей и ее ребенку муниципальное жилье, пригодное для проживания.
В судебном заседании истец Сандыбаева М.С. свои исковые требования поддержала.
В судебном заседании представитель ответчика Нестерова М.В., действуя по доверенности, иск не признала.
Представители соответчика – Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области и третьего лица – Правительства Оренбургской области, привлеченных судом к участию в деле, надлежаще извещенных о времени и месте настоящего судебного заседания, в него не явились.
Суд, заслушав пояснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы настоящего гражданского дела, пришел к выводу о том, что исковые требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из пункта 2 части 2 ст.57 ЖК РФ следует, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При этом, исходя из положений частей 3, 4 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решения органа местного самоуправления, которое является основанием заключения соответствующего договора социального найма.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу п. 4 ст. 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года № 1853/389-IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В данный перечень включаются в том числе, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (в возрасте до 23 лет).
В соответствии с ч. 1 ст. 6 указанного Закона финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий Оренбургской области осуществляется путем предоставления органам местного самоуправления субвенций из регионального фонда компенсаций, ежегодно предусматриваемых в законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
Аналогичные положения содержатся в п.4 ч.1 ст. 3 Закона Оренбургской области от 13 июля 2007г. №1347/285-IV-ОЗ «О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области».
В связи с чем, доводы ответчика о лимитах денежных средств, выделяемых на эти цели, не могут являться основанием к отказу истцу в иске.
Согласно справки о рождении №, выданной отделом ЗАГС администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Сандыбаева М.С. родилась ДД.ММ.ГГГГ, а матерью указана ФИО2, отцом - ФИО2.
Согласно свидетельства о смерти ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением главы администрации Димитровского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № над несовершеннолетней Сандыбаевой М.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р. установлена опека, т.к. отца у этой девочки родного нет, а мать умерла.
Согласно справки о рождении Сандыбаева М.С. является матерью несовершеннолетней ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в графе отец стоит прочерк.
Аналогичные сведения содержатся в свидетельстве о рождении ФИО3.
Из карточки регистрации видно, что Сандыбаева М.С. зарегистрирована с ребенком ФИО3 в общежитии по <адрес> на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельства № о регистрации по месту пребывания Сандыбаева М.С. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес> на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, вместе с ней зарегистрирован ребенок ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ
Из уведомления Управления жилищной политики Администрации города Оренбурга от 21.02.2009 г. № 1-22ж следует, что, Сандыбаева М.С. согласно постановлению Главы города Оренбурга от 18.02.2009 г. № 1050-п принята на учет нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Оренбургской области по категории «сироты» с составом семьи 1 человек.
При этом ей предложено сообщать об изменениях семейного положения, места жительства и т.д..
В силу п.3 ст. 27 ГК РФ).
18-ти лет Сандыбаева М.С. достигла ДД.ММ.ГГГГ.
Из аттестата о среднем (полном) общем образовании <адрес>7 и положений ст. 22 ФЗ «Об образовании» от ДД.ММ.ГГГГ № в совокупности следует, что Сандыбаева М.С. в 2007 г. окончила муниципальное общеобразовательное учреждение ... <адрес>.
Согласно уведомлений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ №, № информация о правах Сандыбаевой М.С. и ФИО3 на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует.
Согласно справки ГУП Оренбургской области «Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ за Сандыбаевой М.С. домовладения (приватизированной квартиры) в г.Оренбурге не значится
По справке ГУП Оренбургской области «Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО3 домовладения (приватизированной квартиры) в г.Оренбурге не значится.
По справке Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования ... от ДД.ММ.ГГГГ № Сандыбаева М.С. действительно обучалась в ... на бюджетной основе (сирота) с ДД.ММ.ГГГГ (приказ о зачислении №) по ДД.ММ.ГГГГ, но на основании приказа ректора по личному составу студентов № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с наличием академической задолженности и непосещением занятий без уважительной причины была отчислена и выселена из общежития с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справки ... № от ДД.ММ.ГГГГ, Сандыбаева М.С. действительно обучается в ... на факультете социальной педагогики (заочная форма обучения) на 3 курсе группа 301-СЦП, на бюджетной основе, период обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, приказ о зачислении № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение второго начального профессионального образования без взимания платы.
Исходя из положений п. 3 ст. 6 того же Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.
Причем в период обучения по очной форме в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также обучающимися, потерявшими в этот период обоих или единственного родителя, в случае достижения ими возраста 23 лет сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования до окончания обучения в указанных образовательных учреждениях.
Согласно справки и.о. ректора ... от ДД.ММ.ГГГГ №, с ДД.ММ.ГГГГ Сандыбаева М.С. была восстановлена в число студентов университета на заочное отделение (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ) и в соответствии со ст. 1 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. Сандыбаева М.С. в ... на полном государственном обеспечении не находится.
В соответствии с абз. 9 ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования - предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся по очной форме обучения в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости, а также законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до окончания обучения в указанных образовательных учреждениях.
Тем самым обучение в настоящее время Сандыбаевой М.С. по заочной форме обучения на бюджетной основе в ... не влияет на права истицы на обеспечение жильем на льготных основаниях.
За период времени после окончания истицей общеобразовательного учреждения и постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Оренбургской области по категории «сироты» с составом семьи 1 человек семейное положение истицы изменилось, т.к. в настоящее время ее семья состоит из 2 человек – она и ее дочь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р..
Об этом истица сообщила ответчику в установленном законом порядке во время производства по настоящему гражданскому делу, что со стороны ответчика не оспаривалось.
Как указывалось выше, жилые помещения лицам рассматриваемой категории предоставляются по договорам социального найма.
В соответствии с ч. 1 ст. 69 Жилищного кодекса РФ к членам семьи нанимателя по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.
По положениям ч.5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Тем самым при предоставлении истице жилого помещения по договору социального найма общая площадь предоставляемого жилого помещения подлежит расчету с учетом состава семьи (членов семьи) истицы.
Кроме того, в соответствии со ст. 23 Международного пакта «О гражданских и политических правах» от 16.12.1966 года семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.
Тем самым предоставление Сандыбаевой М.С. жилого помещения на состав семьи один человек не будет отвечать интересам истицы и нарушит ее право на проживание в жилом помещении со своей семьей - малолетней дочерью.
Изложенное в совокупности позволило суду сделать вывод о том, что в настоящее время Сандыбаева М.С. имеет право на предоставление ей ответчиком вне очереди (за счет средств бюджета субъекта РФ – Оренбургской области выделяемых на эти цели) жилого помещения с составом семьи 2 человека по договору социального найма не ниже установленных социальных норм.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Сандыбаевой М.С. к Администрации города Оренбурга о предоставлении жилья удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Оренбурга предоставить Сандыбаевой М.С. вне очереди жилое помещение по договору социального найма за счет расходных обязательств субъекта РФ – Оренбургской области, на состав семьи из 2-х человек, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления в пределах черты города Оренбурга.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: