решение о признании деятельности незаконной



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 января 2011 года г.Оренбург

Ленинский районный суд г. Оренбурга

в составе председательствующего судьи Кириченко А.Д.,

при секретаре Михайленко О.А.,

с участием помощника прокурора Центрального района г. Оренбурга Рудаковой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Центрального района г. Оренбурга к Обществу с ограниченной ответственностью «...» о признании деятельности по проведению стимулирующих лотерей незаконной,

УСТАНОВИЛ

Прокурор Центрального района г. Оренбурга обратился в суд к ответчику о признании деятельности незаконной, пояснив, что в ходе осуществления мониторинга в сфере соблюдения законодательства о запрете азартных игр, установлено, что в помещении торгового назначения павильон «...» рынка «Сокол» находящемся в помещении по адресу: <адрес>, открыт игровой клуб ООО «...», в котором проводится стимулирующая лотерея. Также игровой клуб ООО «...» находится в помещении кофейня «...» по адресу: <адрес>.

При проведении вышеуказанных лотерей в качестве лотерейного оборудования используются игровые автоматы с демонтированными устройствами для приема и выдачи денежных знаков (купюроприемниках) или их заменителей.

Розыгрыш осуществляется следующим образом: участнику необходимо воспользоваться услугой, с реализацией которой связано проведение лотереи: аренда компьютеров и другой техники. Основным признаком услуги, в период проведения лотереи, является обязательное сопровождение ее реализации предложением об участие в лотереи, т.е. посетитель игрового клуба по условиям проводимой в ней стимулирующей лотереи «Навстречу удаче» должен вначале купить время для игры на автомате, после ее окончания ему может быть предложено сыграть в стимулирующую лотерею.

Размер выигрыша при проведении стимулирующей лотереи в ООО «...» определяется не организатором лотереи, а программой аппаратов, которые по сути своей являются игровыми и не могут считаться устройствами для проведения стимулирующей лотереи.

Установленные в ходе проверки факты свидетельствуют о том, что фактически посетители торгового помещения ООО «...» приобретали (и приобретают в настоящее время) право игры на автомате за деньги. Использование различных товаров (продукции) ООО «...» вызвано необходимостью придать видимую законность деятельности для использования игровых автоматов.

Просил признать незаконной деятельность ООО «...» по проведению стимулирующей лотереи с использованием в качестве лотерейного оборудования модифицированных игровых автоматов с демонтированными купюроприемнииками на территории г.Оренбурга; запретить ООО «...» в г.Оренбурге проведение стимулирующей лотереи с использованием в качестве лотерейного оборудования модифицированных игровых автоматов с демонтированными купюроприемнииками.

В судебное заседание представитель ответчика ООО «...» не явился, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

В порядке ст.167 ГПК судом определено рассмотреть дело в осутствие представителя ответчика.

Помощник прокурора Центрального района г. Оренбурга Рудакова А.Ю. поддержала заявленные исковые требования.

Заслушав помощника прокурора Центрального района г. Оренбурга, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии с п.1 ст.4 Федерального закона от 29.12.2006 №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры.

В соответствии со ст.5 ФЗ № 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных действующим законодательством, в частности, эта деятельность может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих установленным требованиям, которые могут быть открыты исключительно в игорных зонах в установленном законом порядке.

В силу п. 7 ст. 4 ФЗ от 29.12.2006 № 244-ФЗ «игорная зона - часть территории Российской Федерации, которая предназначена для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и границы которой установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом».

Согласно п. 18 ст.4 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» игровой автомат - игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников.

Согласно ст. 5 ФЗ от 29.12.2006 № 244-ФЗ «Игорные зоны не могут быть созданы на землях поселений».

В силу п.1 ст. 2 ФЗ от 11.11.03 № 138-ФЗ «О лотереях» лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.

Согласно п. 2 ст. 3 ФЗ от 11.11.03 № 138-ФЗ «О лотереях», подразделяющего лотереи в зависимости от способа ее проведения, бестиражная лотерея - лотерея, в которой выигрышные лотерейные билеты определяются на стадии их изготовления, то есть до распространения среди участников лотереи. При проведении бестиражной лотереи участник такой лотереи может непосредственно после внесения платы за участие в лотерее и получения лотерейного билета определить, является его лотерейный билет выигрышным или нет.

В соответствии с п. 6 ст. 9 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» одним из условий проведения стимулирующей лотереи, утвержденных ее организатором, является порядок проведения розыгрыша призового фонда стимулирующей лотереи, алгоритм определения выигрышей.

Согласно п. ст. 12.1. Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» Технические характеристики лотерейного оборудования должны обеспечивать случайность распределения выигрышей при розыгрыше призового фонда тиражных лотерей.

Лотерейным оборудованием не должны предоставляться скрытые (недекларированные) возможности, и в нем не должны содержаться информационные массивы, узлы или агрегаты, недоступные для осуществления экспертизы.

В лотерейном оборудовании не должны использоваться процедуры, реализующие алгоритмы, которые позволяли бы предопределять результат розыгрыша призового фонда до начала такого розыгрыша.

Лотерейное оборудование подлежит обязательной регистрации в установленном порядке.

Материалами дела установлено:

В 2010 году Прокуратурой Центрального района г.Оренбурга с участием сотрудников милиции УВД по г.Оренбургу и Оренбургской области в ходе осуществления мониторинга в сфере соблюдения законодательства о запрете азартных игр, установлено, что в помещении торгового назначения павильон «...» рынка «Сокол» находящемся в помещении по адресу: <адрес>, открыт игровой клуб ООО «...», в котором проводится стимулирующая лотерея. Также игровой клуб ООО «...» находится в помещении кофейня «...» по адресу: <адрес>.

При проведении вышеуказанных лотерей в качестве лотерейного оборудования используются игровые автоматы с демонтированными устройствами для приема и выдачи денежных знаков (купюроприемниках) или их заменителей.

Согласно Устава ООО «...», утвержденного единоличным учредителем ООО «...» решением № 1 от 05.03.2009 г., единственным участником общества является Калинин Г.Е.

Основной целью создания Общества является извлечение прибыли за счет осуществления предпринимательской деятельности и удовлетворения общественных потребностей в предоставляемых обществом товарах и услугах (п. 2.1. Устава).

Основным видом деятельности Общества являются деятельность по организации и проведении лотереи (п. 2.2. Устава).

Материалами проверки установлено, что ООО «...» проводит стимулирующую лотерею. Согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица ООО «...» зарегистрировано в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Оренбургской области за основным регистрационным номером №.

Согласно представленным документам, договора ... ВЛ и ... ВЛ от 01.09.2010 года, договора коммерческой концессии № ВЛ и № ВЛ от 01.09.2010 года ООО «...» является оператором, т.е. имеет право провести стимулирующую лотерею путем совершения следующих действий: заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда, выплата выигрышей участникам лотереи.

Государственный регистрационный номер всероссийской стимулирующей лотереи, организатором которой является ООО «...» (ОГРН ..., ИНН ..., КПП ... зарегистрировано в налоговой службе республики Башкортостан г.Стерлитамак).

На основании п. 2.2.1 договора № ВЛ и № ВЛ от 01.09.2010 года, одним из условий проведения стимулирующей лотереи при розыгрыше призового фонда является использование лотерейного оборудования.

Розыгрыш осуществляется следующим образом: участнику необходимо воспользоваться услугой, с реализацией которой связано проведение лотереи: аренда компьютеров и другой техники. Основным признаком услуги, в период проведения лотереи, является обязательное сопровождение ее реализации предложением об участие в лотереи, т.е. посетитель игрового клуба по условиям проводимой в ней стимулирующей лотереи «Навстречу удаче» должен вначале купить время для игры на автомате, после ее окончания ему может быть предложено сыграть в стимулирующую лотерею.

Согласно п.18.ст.4 Федерального закона РФ от 29.12.2006 года № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», игровой автомат представляет собой игровое оборудование, используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников, что свидетельствует о том, что требование о наличии в игровом автомате устройства для приема и выдачи денежных знаков или их заменителей, отсутствует.

Правила проведения испытаний игровых автоматов с денежным выигрышем с целью утверждения типа и контроля за их соответствием утвержденному типу, утвержденные Приказом Госстандарта России № 22, также не предусматривает обязательного наличия в игровом автомате вышеназванных устройств.

Следовательно, основной и необходимой частью игрового автомата, которая определяет его функциональную принадлежность, является центральный блок управления с заложенной игровой программой, определяющий результаты игры на нем. Игровой автомат без устройства приема и выдачи денежных знаков или их заменителей, при наличии центрального блока управления, содержащего игровую программу, также является игровым автоматом.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, в помещениях по <адрес>, принадлежащие ООО «...» имелись игровые автоматы, подключенные к электрической сети и находящиеся в рабочем состоянии. Условием участия в игре для лиц, изъявивших желание, является внесение денежных средств в кассу общества. При оплате услуг реализация сопутствующих товаров либо услуг не производится. Смысл игрового процесса заключается в наборе призовых очков, которые участник игры может обменять на денежный эквивалент. При игре на игровом автомате игроком осуществляется управление игровым процессом посредством нажатия различных клавиш на панели управления игрового автомата в целях получения выигрышных игровых комбинаций и размер выигрыша зависит от игрока и игрового аппарата без участия организатора игры. При этом лотерейные билеты в игровых клубах не распространяются, комиссия для проведения розыгрыша не создавалась, отсутствие Призового фонда, также свидетельствует о том, что никакая лотерея в данных заведениях не проводится.

Опрошенные в ходе проверки, проведенной 23.09.2010 года в игровом зале по адресу: <адрес>, Терентьев С.А., Новосад И.Г., Хасангулов Р.К. пояснили, что периодически посещают данный игровой клуб. Они передают административному работнику денежные средства, которые переводятся на экран автомата, выбранного посетителем, в виде эквивалентных оплате баллов. В случае выигрыша, на экране высвечивается количество баллов, которые в денежном эквиваленте выплачиваются на руки игроку администратором. Никаких билетов или товаров игрокам не предлагали, и о проведении стимулирующей лотереи не говорили.

Опрошенный в ходе проведения 15.09.2010 года проверки в игровом зале по адресу <адрес>, Роганов Д.В. пояснил, что периодически посещает данный игровой клуб. Он передает административному работнику денежные средства, которые переводятся на экран автомата, выбранного посетителем, в виде эквивалентных оплате баллов. В случае выигрыша, на экране высвечивается количество баллов, которые в денежном эквиваленте выплачиваются на руки игроку администратором. Никаких билетов или товаров игрок не покупал, и о проведении стимулирующей лотереи ничего не знает.

Таким образом суд приходит к выводу, что ООО «...» в торговых помещениях по адресам: <адрес>; <адрес>, заявленную стимулирующую лотерею не проводило, поскольку в соответствии с ч. 1 ст.16 ФЗ от 11.11.2003г. № 138-ФЗ «О лотереях» договор между организатором и участником стимулирующей лотереи является безвозмездным. Право на участие в стимулирующей лотереи не связано с внесение платы, и призовой фонд формируется за счет средств организатора лотереи. Из чего можно сделать вывод, что ООО «...» фактически осуществляет свою деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования.

Согласно Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» одним из условий проведения стимулирующей лотереи, утвержденных ее организатором, является порядок проведения розыгрыша призового фонда стимулирующей лотереи, алгоритм определения выигрышей.

Таким образом, размер выигрыша должен определяться организатором лотереи, а не лотерейным оборудованием.

Вместе с тем, как следует из представленных материалов, размер выигрыша определялся не организатором стимулирующей лотереи, а программой аппаратов, которые являются игровыми и не могут считаться устройствами для проведения стимулирующих лотерей.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что ООО «...» фактически осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования, считает необходимым прекратить такую деятельность.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Центрального района г. Оренбурга – удовлетворить.

Признать незаконной деятельность Общества с ограниченной ответственностью «...» по предоставлению услуг населению по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования без специального разрешения в г.Оренбурге.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «... прекратить указанную деятельность с использованием модифицированных игровых автоматов с демонтированными купюроприемниками в г.Оренбурге.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья:

Полный текст решения изготовлен 26 января 2011 года

Судья: