Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 февраля 2011 года
Ленинский районный суд г.Оренбурга
В составе: председательствующего судьи Занездровой К.В.
при секретаре Фомичевой Е.А.,
с участием: представителя заявителя ЗАО «Оренбурггеотранс» Лыкова О.В.,
должностного лица Вайлябоб Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Закрытого акционерного общества «Оренбурггеотранс» к государственному инспектору труда Вайлябоб Т.Н. об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель ЗАО «Оренбурггеотранс» обратился в суд с вышеуказанным заявлением, указав, что Закрытое акционерное общество «Оренбурггеотранс» (далее - Общество) было образовано решением Единственного Акционера - ОАО «Оренбурггеология» и зарегистрировано Распоряжением Главы Переволоцкого района Оренбургской области за № от ДД.ММ.ГГГГ Основным видом деятельности Общества является оказание транспортных услуг (перевозка грузов и людей), по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности - деятельность автомобильного грузового специализированного транспорта.
В результате купли-продажи акций изменился их собственник и избрано новое руководство по управлению ЗАО «Оренбурггеотранс».
С ... года во исполнение решения собственника (в том числе в целях повышения экономической устойчивости Общества), в ЗАО «Оренбурггеотранс» осуществляются мероприятия по реструктуризации и оптимизации штатной численности работников Общества.
... года в Обществе был издан Приказ об утверждении штатного расписания, об изменении условий трудовых договоров, в соответствии с которым с 29.12.2010 года подлежат сокращению 17 работников ЗАО «Оренбурггеотранс» (далее- ... в связи с исключением 17 должностей из штатного расписания, с 22 работниками Общества изменяются условия трудовых договоров.
Все работники уведомлены о предстоящем увольнении и изменении условий трудовых договоров в установленном законом порядке, данные о предстоящем высвобождении работников, изменении условий трудовых договоров с работниками были доведены до сведения профсоюза в установленном трудовым законодательством РФ и Коллективным договором ЗАО «Оренбурггеотранс» порядке: за 2 месяца до даты увольнения работников и изменения условий трудовых договоров.
Из штатного расписания Общества в связи с экономической необходимостью исключаются должности работников ... - работники РММ, кладовщики.
Вместе с тем, в г. Сорочинске создается обособленное подразделение, в которое планируется перемещение работников РСС из г. Оренбурга.
Высвобождение работников и изменение условий трудовых договоров с работниками Общества обусловлено изменением организационных и технологических условий труда, изменением места расположения основных производственных объектов основных Заказчиков (....), уменьшением объёмов производства ... и в целях повышения эффективности управленческой деятельности, сокращения производственных расходов и улучшения экономических показателей предприятия.
В сложившейся на текущий момент финансово-экономической и производственно-хозяйственной ситуации, руководством Общества принято решение о проведении передислокации производственных цехов и аппарата управления предприятия в г. Сорочинск, в целях максимального их приближения к объектам Заказчика. Из сложившейся географии нефтедобычи в Оренбургской области известно, что основные объекты нефтедобычи и разведки расположены на территории Сорочинского и Бузулукского районов, поэтому все основные сервисные предприятия по обслуживанию объектов нефтедобычи располагаются в непосредственной близости к объектам Заказчика, что является оправданным с экономической точки зрения.
Не являются исключением предприятия по оказанию транспортных услуг, поскольку по требованию Заказчика они должны быть приближены к производственным объектам Заказчика, в целях максимального сокращения времени подачи транспорта на объект, оперативной замены транспортной единицы в случае ее выхода из строя. Указанные факторы являются одним из условий успешного сотрудничества сторон, что является немаловажным фактором для повышения экономического благосостояния предприятия.
А в случае нарушения договорных обязательств, за допущение случаев несвоевременного предоставления транспорта (опозданий), в нарушение условий договора на оказание транспортных услуг, предусмотрены штрафные санкции, что влечет дополнительные затраты Общества.
Кроме того, при заключении договора на оказание транспортных услуг заказчиком отдаётся предпочтение предприятиям, расположенным в непосредственной близости от их производственных объектов, для минимизации расходов на оплату нулевого пробега (от места расположения базы транспорта до объекта Заказчика), осуществляются мероприятия по реструктуризации и оптимизации штатной численности работников Общества.
В нарушение требований п. 5 ст. 10 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», данная внеочередная выездная проверка не была согласована Государственным инспектором по труду Валяйбоб Т.Н. с органами прокуратуры, точнее из прокуратуры не получено разрешение на проведение внеплановой выездной проверки юридического лица.
Указанные нарушения в порядке оформления и проведения проверки соблюдения трудового законодательства в ЗАО «Оренбурггеотранс», допущенные должностным лицом Государственной инспекции труда в Оренбургской области, влекут недействительность результатов проверки и нелегитимность Предписания.
Вместе с тем, проверка проведена не полно, необъективно, в ходе исследования документов и принятия решения Государственный инспектор труда Валяйбоб Т.Н. не приняла во внимание представленные заявителем документы, обосновывающие правомерность мероприятий по оптимизации штатной структуры.
По существу требований об устранении нарушений, отмеченных в предписании от 22.11.2010г., заявитель указывает следующие возражения:
1. В обществе все действия в отношении работников осуществляются в строгом соответствии с нормами Коллективного договора Общества и с учетом мнения профсоюзного органа в установленных случаях.
2.Основания для отмены приказа и признания недействительными уведомлений в пп. 2,3,4 предписания не приведены, заявитель считает данные требования предписания незаконными, неприменимыми и подлежащими отмене как несоответствующие нормам трудового законодательства и Коллективному договору Общества.
Из всего изложенного считают, что мероприятия по сокращению численности и штата работников, а также по внесению изменений в трудовые договоры с работниками осуществляются во исполнение решения акционера, поскольку их необходимость вызвана сложившимися экономическими условиями и изменением организационных условий труда, и проводятся в рамках действующего законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь, п. 12 ст. 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» заявитель просил суд:
отменить Предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области Вайлябоб Т.Н.
В процессе рассмотрения дела заявитель ЗАО «Оренбурггеотранс» изменил заявленные требования, окончательно в заявлении от 03.02.2011г. просил суд:
Признать пп.2,3,4 Предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области Вайлябоб Т.Н., незаконными.
В судебном заседании представитель заявителя Лыков О.В., действующий на основании доверенности от 12.02.2011г., поддержал требования заявления от 03.02.2011г.
Государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области Вайлябоб Т.Н. признала заявленные требования в полном объеме, пояснив, что она поторопилась вынести предписание. Ограниченные сроки проверки для нее были установлены прокуратурой. Выводы, которые она сделала в предписании являются ошибочными и сделаны по неполно исследованным документам. Признание требований должностным лицом занесено в протокол судебного заседания и подписано. Государственному инспектору труда Вайлябоб Т.Н. разъяснены последствия признания требований, установленные ст. 39,173,198 ГПК РФ.
Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Российской Федерацией была ратифицирована Конвенцию N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" (1947 г.) и Протокол к данной Конвенции (1995 г).
Конвенция N 81 обязывает ратифицировавшие ее государства создать систему инспекции труда.
Согласно статьи 353 ТК РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда….
Из статьи 356 ТК РФ следует, что в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия:
осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;…
ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;…
В соответствии со статьей 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:
в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц;
запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;…
предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.
Согласно статьи 360 ТК РФ порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.
Государственные инспекторы труда в целях осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, инспектируют на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При инспекционной проверке государственный инспектор труда может уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя, если только не считает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля.
Порядок проведения проверок и инспектирования работодателей должностными лицами федеральной инспекции труда регулируется Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (далее- Закона).
Из статьи 7 Закона следует, что мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора)…
Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю, на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего мероприятие по контролю, руководителем органа государственного контроля (надзора) или его заместителем срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен, но не более чем на один месяц…
Внеплановой проверке, предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований.
Внеплановые мероприятия по контролю проводятся органами государственного контроля (надзора) также в случаях:
…обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.
В соответствии со статьей 9 Закона по результатам мероприятия по контролю должностным лицом (лицами) органа государственного контроля (надзора), осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах…
В случае выявления в результате мероприятия по контролю административного правонарушения должностным лицом органа государственного контроля (надзора) составляется протокол в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, и даются предписания об устранении выявленных нарушений.
В соответствии со ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее- ТК РФ) в числе основных принципов правового регулирования труда закреплен принцип обеспечения прав каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод.
В соответствии со ст. 255 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее-ГПК РФ) к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправлению, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В судебном заседании установлено, что на основании запроса прокуратуры от 10.11.2010г., коллективного обращения граждан о нарушении трудовых прав, поданных в Государственную инспекцию труда в Оренбургской области, последней было издано распоряжение от 15.11.2010г., о проведения внеплановой выездной проверки соблюдения трудового законодательства в ЗАО «Оренбурггеотранс», лицом, уполномоченным на проведение проверки назначена государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области Вайлябоб Т.Н.
Государственным инспектором труда Юровским А.Н. была проведены проверки соблюдения трудового законодательства в ЗАО «Оренбурггеотранс», составлен акт о результатах проверки от 22.11.2010г. № а в адрес проверяемого лица направлено предписание.
Согласно предписанию государственного инспектора труда Вайлябоб Т.Н. от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗПР/3 на ЗАО «Оренберггеотранс» была возложена обязанность устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно, в п.2 предписания указано: признать недействительными уведомления о предстоящем высвобождении работников Сорочинского цеха ЗАО «Оренбурггеотранс» до 01.12.2010г.
Из п.3 предписания следует, что на ЗАО «Оренбурггеотранс» была возложена обязанность соблюдать требования ст. 74 ТК РФ при изменении определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда. Признать уведомления, выданные работникам ЗАО «Оренбурггеотранс» г.Оренбург недействительными до 01.12.2010г.
Согласно пункту 4 предписания обществу надлежало отменить приказ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении штатного расписания, об изменении условий трудовых договоров» как изданными в нарушение ст. 74 ТК РФ и п.3.2.1 коллективного договора.
Суд не согласен с предписанием государственного инспектора труда в оспариваемой заявителем части по следующим основаниям.
Согласно п.1 ст.74 Трудового кодекса РФ (далее-ТК РФ) в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных и технологических условий труда (изменения в техники и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины) определённые сторонами условия не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением трудовой функции работника.
О предстоящих изменениях, определённых сторонами условий трудового договора, а также о причинах вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее, чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом......
Согласно ч. 3 ст. 74 ТК РФ работодатель при изменении условий трудового договора с работником обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учётом состояния его здоровья.
Из материалов дела следует, что ЗАО «Оренбурггеотранс» является юридическим лицом. В своей деятельности руководствуется Уставом, утвержденным решением акционера ЗАО «Оренбурггеотранс» - ... протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с п.7.1 Устава ЗАО «Оренбурггеотранс» единоличным исполнительным органом общества является генеральный директор, который избирается по решению общего собрания акционеров.
Согласно п.8.8 Устава по решению общего собрания акционеров полномочия единоличного исполнительного органа Общества могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). На основании данного пункта Устава был заключен договор о передаче полномочий исполнительного органа ЗАО «Оренбурггеотранс» ООО ... (генеральный директор ...), именуемого управляющей организацией. Договор утвержден решением акционеров б/н ЗАО «Оренбурггеотранс» от 21.04.2010г.
Решением единоличного акционера ЗАО «Оренбурггеотранс» от 29.10.2010г. полномочия управляющей компании ... прекращены с 31.10.2010г.
С ДД.ММ.ГГГГ генеральным директором назначен ФИО8
На основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ генерального директора управляющей компании ... ФИО7 «О внесении изменений в организационную структуру, штатное расписание ЗАО «Оренбурггеотранс» из штатного расписания по ... исключено 17 человек и введено новое штатное расписание 22 человека ЗАО «Оренбурггеотранс» г.Оренбург.
28.10.2010г. работники Сорочинского цеха, перечисленные в приказе №, были уведомлены о предстоящем сокращении; работникам ЗАО «Оренбурггеотранс» г.Оренбурга вручены уведомления об изменении существенных условий труда 29.10.2010г., им предложены рабочие места в ...
В соответствии с пунктом 3.2.1. Коллективного договора Общества, «Работодатель уведомляет Профсоюз о ликвидации Общества, его подразделений, изменении формы собственности или организационно-правовой формы Общества, полном или частичном приостановлении производства (работы), влекущих за собой сокращение количества рабочих мест или ухудшение условий труда, не менее чем за три месяца, проводит с ним переговоры о соблюдении прав и интересов членов Профсоюза и обеспечивает участие Профсоюза в разработке мероприятий, учитывающих баланс интересов Работодателя и Работников, разработку с участием Профсоюза специальной программы содействия занятости, которая должна являться частью коллективного договора».
Из буквально содержания данного пункта коллективного договора следует, что общество обязано уведомлять профсоюз за три месяца только в случаях: ликвидации Общества, его подразделений, изменении формы собственности или организационно-правовой формы общества, полном или частичном приостановлении производства (работы).
Однако из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что он издан о сокращении численности штата и об изменении условий трудовых договоров, а не о ликвидации Общества и его подразделений, изменении формы собственности или изменение организационно-правовой структуры общества, полного или частичного приостановления производства (работы).
Следовательно, оснований для применения п. 3.2.1. Коллективного договора для установления 3-х месячного срока предупреждения профсоюзного органа о сокращении численности у государственного инспектора не было. Общество правомерно уведомило профсоюзный орган о планируемом сокращении в сроки, установленные ТК РФ, т.е. за 2 месяца.
Кроме этого, из положений ст. 74 ТК РФ следует то, что работодатель в случае и по причинам, связанным с изменением организационных и технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины) если определённые сторонами условия не могут быть сохранены, то допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением трудовой функции работника. В указанных случаях работодатель может в одностороннем порядке изменить договорные условия.
В порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 74 ТК, 29 октября 2010 года за два месяца о предстоящем изменении условий договора (без изменения трудовой функции) были уведомлены работники, у которых с 29.12.2010г. меняются существенные условия трудового договора место работы без изменения трудовой функции.
В порядке, предусмотрено ч.3 ст.180 ТК РФ 28 октября 2010г. за два месяца о предстоящем сокращении штатного расписания по Сорочинскому цеху ЗАО «Оренбурггеотранс» на 17 человек высвобождаемые работники были предупреждены за два месяца.
Таким образом, п.4 предписания о том, что обществу надлежало отменить приказ № от ДД.ММ.ГГГГ ... как изданного в нарушение ст. 74 ТК РФ и п.3.2.1 коллективного договора; п.2 предписания о признании недействительными уведомлений о предстоящем высвобождении работников Сорочинского цеха ЗАО «Оренбурггеотранс» ; п.3 предписания о возложении на ЗАО «Оренбурггеотранс» обязанность соблюдать требования ст. 74 ТК РФ при изменении определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда; о признании уведомлений, выданных работникам ЗАО «Оренбурггеотранс» г.Оренбург недействительными являются незаконными.
Кроме того, должностное лицо государственный инспектор труда Вайлябоб Т.Н. признала заявленные ЗАО «Оренбурггеотранс» требования в полном объеме.
Суд принимает признание требований, т.к. оно не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов третьих лиц.
Следовательно, требования заявления ЗАО «Оренбурггеотранс» являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Требования заявления Закрытого акционерного общества «Оренбурггеотранс» удовлетворить.
Признать незаконными пп.2,3,4 Предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области Вайлябоб Т.Н.,
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г.Оренбурга в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья:
Полный текст решения изготовлен: 10.02.2011г.
Судья: