об устанволении инвалидности



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 февраля 2011 года г. Оренбург

Ленинский районный суд г.Оренбурга

в составе: председательствующего судьи Коробкиной Н.А.,

при секретаре Аюкасовой Э.Р.,

с участием: представителя ответчика Чугуровой И.А., действующей на основании доверенности от ...

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дорожкина А.А. к ФГУ «Главное бюро государственной службы медико-социальной экспертизы по Оренбургской области» об установлении инвалидности,

УСТАНОВИЛ:

Дорожкин А.А. обратился в суд с вышеуказанным иском, указав, что 02.07.2009г. ему ФГУ «Главное бюро государственной службы медико-социальной экспертизы по Оренбургской области» было отказано в установлении инвалидности, хотя состояние здоровья не улучшилось.

Просил суд установить, что он является инвалидом.

Затем Дорожкин А.А. уточнил исковое заявление, просил суд признать акт №1259 от 02.07.2009г. освидетельствования в Бюро МСЭ по Оренбургской области в филиале бюро № 1 незаконным, в части отказа в установлении Дорожкину А.А. инвалидности.

Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 14.07.2010г. в удовлетворении исковых требований Дорожкина А.А. отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 22.10.2010г. решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 14.07.2010 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.

В судебное заседание истец Дорожкин А.А. не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом через мать Дорожкину Т.Н. Согласно телефонного сообщения его матери Дорожкиной Т.Н., ее сыну «ничего не нужно», около полугода он проживает в Самарской области. Каких-либо заявлений в суд не представлено.

Представитель ФГУ «Главное бюро государственной службы медико-социальной экспертизы по Оренбургской области» Чугурова И.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных исковых требований и настаивала на рассмотрении дела по существу, не смотря на то. что истец не является в судебные заседания.

Суд, руководствуясь ч.3 ст. 167, ст. 118, 119 ГПК РФ определил, рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца, извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Заслушав пояснения представителя ответчика, изучив материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: В силу части 1 статьи 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно п.4 ст. 31Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ при установлении до 1 января 2004 года трудовых пенсий, полагающихся в соответствии с настоящим Федеральным законом лицам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени, применяются соответственно I, II и III группы инвалидности.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» - признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Данное положение воспроизведено и в п. 2 ст. 8 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, согласно которому порядок признания органами Государственной медико-социальной экспертизы гражданина инвалидом, порядок установления периода инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности, порядок установления времени наступления инвалидности и причинно-следственной связи инвалидности или смерти кормильца с совершением гражданином уголовно наказуемого деяния либо умышленным нанесением им ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 16 декабря 2004 года № 805 «О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» к федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы относятся Федеральное бюро медико-социальной экспертизы и главные бюро медико-социальной экспертизы, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах.

В соответствии с п. 5 вышеуказанного постановления, бюро медико-социальной экспертизы выполняет следующие функции:

а) проводит освидетельствование граждан для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности (в том числе степени ограничения способности к трудовой деятельности) и их реабилитационного потенциала;

в) устанавливает факт наличия инвалидности, группу, причины, срок и время наступления инвалидности, степень ограничения способности к трудовой деятельности.

Ранее до вступления в законную силу Постановления Правительства РФ от 16.12.2004г. № 805 «О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» (до 1 января 2005г.), в соответствии с которым были организованы федеральные учреждения медико-социальной экспертизы, действовало Постановление Правительства РФ от 3 апреля 1996г. № 392 «О государственной службе медико-социальной экспертизы», в соответствии с которым в органах социальной защиты субъектов Российской Федерации для признания лиц инвалидами были созданы и осуществляли свою деятельность бюро медико-социальной экспертизы.

Порядок и условия признания лица инвалидом, порядок проведения переосвидетельствования определялись Положением «О признании лица инвалидом», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.08.1996г., действующим до 06.03.2006 года.

В соответствии с п. 27 Постановления Правительства РФ от 13 августа 1996г. №965 «О порядке признания граждан инвалидами», переосвидетельствование инвалида проводится в порядке, установленном для признания лица инвалидом.

Аналогичный порядок признания лица инвалидом и проведения переосвидетельствования установленПравилами«О порядке и условиях признания лица инвалидом», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 года № 95 (действующего с 28.02.2006 года)

Согласно п.38 Правил признания лица инвалидом, переосвидетельствование инвалида проводится в том же порядке, что и первичное освидетельствование. Признание гражданина инвалидом и определение группы инвалидности осуществляется в соответствии с Классификациями и критериями, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 22.08.2005г. № 535 (далее - Критерии).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ
от 22 августа 2005 года № 535 «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» введены новые классификации икритерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. Данные классификации определяют основные виды нарушений функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности; основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий.

В соответствии с пунктом 15 Критериев, критерием для определения третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению способности к трудовой деятельности 1 степени или ограничению следующих категорий жизнедеятельности в их различных сочетаниях и вызывающее необходимость его социальной защиты: способности к самообслуживанию первой степени; способности к передвижению первой степени; способности к ориентации первой степени; способности к общению первой степени; способности контролировать свое поведение первой степени; способности к обучению первой степени. Степень выраженности ограничений категорий жизнедеятельности определяется в соответствии с пунктами 5-7 Критериев.

Согласно п. 10 «Критериев» критерием установления 1 степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к снижению квалификации, объема, тяжести и напряженности выполняемой работы, невозможности продолжать работу по основной профессии при возможности выполнения других видов работ более низкой квалификации в обычных условиях труда в следующих случаях:

при выполнении работы в обычных условиях труда по основной профессии с уменьшением объема производственной деятельности не менее чем в 2 раза, снижением тяжести труда не менее чем на два класса;

при переводе на другую работу более низкой квалификации в обычных условиях труда в связи с невозможностью продолжать работу по основной профессии.

В соответствии с п. 24 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 года № 95, медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина. Заявление подается в бюро в письменной форме с приложением направления на медико-социальную экспертизу, выданного организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, и медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья.

Судом установлено, что Дорожкин А.А. 24.02.1995г. был признан ребенком - инвалидом на срок 2 года; 28.02.1997 г. Дорожкин А.А. был признан ребенком - инвалидом на срок 5 лет; 05.03.2002г. Дорожкину А.А. инвалидность продлена на срок 1 год. В последующем 03.05.2003г. и 01.04.2004г. инвалидность продлевалась.

В ходе освидетельствования 19.12.2008г. в бюро - филиале № 1 Бюро МСЭ, Дорожкину А.А. инвалидность не признана, группа инвалидности не установлена.

Согласно п. 42 «Правил» гражданин (его законный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо главное бюро.

В соответствии с п. 6 Постановления Правительства РФ от 16 декабря 2004г. №1 «О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждения медико-социальной экспертизы», главное бюро выполняет следующие функции:

а) рассматривает жалобы граждан, проходящих освидетельствование, на решения бюро и в случае признания их обоснованными изменяет либо отменяет решения бюро;

б) проводит по собственной инициативе повторное освидетельствование град прошедших освидетельствование в бюро, и при наличии оснований изменяет или отменяет решения бюро;. ..

Не согласившись с указанным решением, Дорожкин А.А. обратился в Главное Бюро МСЭ, где он была вновь освидетельствован специалистами. Решение филиала от 02.07.2009 года о непризнании больного инвалидом было подтверждено.

Согласно статей 1, 7, 8 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», установление инвалидности относится к компетенции исключительно медико-социальной экспертизы.

Определением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 02.11.2010г.для установления группы инвалидности была назначена судебная медико-социальная экспертиза.

Согласно ст. 56 ГПК РФ, на сторонах лежит обязанность доказывания обстоятельств, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений. В ходе судебного разбирательства истцом не были представлены какие-либо доказательства в обосновании своих требований.

Судом, в соответствии со ст. 57 ГПК РФ были предприняты все меры по оказанию содействия истцу в собирании и истребовании таких доказательств, однако, истец не только не воспользовался такой возможностью, но и воспрепятствовал попыткам суда в оказании такого содействия, неоднократно не являлся без уважительной причины в судебные заседания.

Экспертам для проведения экспертизы были предоставлены: акт освидетельствования Дорожкина А.А. в ФГУ «ГБ МСЭ по Оренбургской области» и материалы гражданского дела.

Однако, согласно письму эксперта, для производства экспертизы и ответов на поставленные судом вопросы необходимо предоставить амбулаторные карты больного Дорожкина А.А., трудовую книжку, выписки из стационара.

Судом неоднократно принимались попытки уведомить истца о необходимости предоставить суду требуемые для экспертизы документы, а именно в адрес истца направлялись телеграммы с просьбой предоставить данные документы. Однако, истец необходимые документы не предоставил.

В связи с не предоставлением истцом запрашиваемых документов, экспертами в суд было направлено сообщение о невозможности дать заключение на поставленные вопросы.

В связи с чем, производство по делу было возобновлено без результатов экспертизы.

В случае уклонения стороны от участия в экспертизе, непредставлении экспертам необходимых материалов и документов для исследования и в иных случаях, если по обстоятельствам дела и без участия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для нее она имеет значение, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым (ч. 3 СТ. 79 ГПК РФ).

Учитывая в совокупности вышеизложенное, суд приходит к выводу, что экспертное решение филиала Главного бюро медко - социальной экспертизы по Оренбургской области от 02.07.2009г. принято объективно и соответствует действующему законодательству.

Таким образом, требования истца о признании недействительным указанного решения о неустановлении ему инвалидности являются необоснованными, в связи с чем, удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Дорожкину А.А. - отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд в течение 10 дней с даты составления мотивированного решения.

Судья: Коробкина Н.А.

Мотивированное решение составлено: 15.03.2011 года.

Судья: Коробкина Н.А.