о признании недействительным постановления главы города Оренбурга



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 февраля 2011 года

Ленинский районный суд г. Оренбурга

в составе:

председательствующего судьи Стасовой Ж.Г.

с участием

прокурора Емельяновой М.В.

представителя истца – Латаевой В.В.

представителя ответчика – Крюковой С.М.

при секретаре Ермошкиной О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Оренбурге гражданское дело по иску Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области к Администрации г.Оренбурга и Шамурзину Б.К. о признании недействительным постановления главы г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ №-п в части признания Шамурзина Б.К. нуждающимся в улучшении жилищных условий,

У С Т А Н О В И Л:

Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области (истец) обратилось в суд с вышеуказанным иском по тем основаниям, что Постановлением главы г.Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ №-п Шамурзин Б.К. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет как ветеран Великой Отечественной войны. Учетное дело на Шамурзина Б.К. было представлено истцу с ходатайством о предоставлении Шамурзину Б.К. социальной выплаты на приобретение жилья.

Данное постановление главы города Оренбурга является необоснованным, незаконным и порождающим для истца правовые последствия, в случае выдачи социальной выплаты, в виде ответственности за не целевое использование средств федерального бюджета (социальных выплат) на приобретение жилья ветеранам (инвалидам ВОВ).

Считают действия администрации города Оренбурга по постановке Шамурзина Б.К. на учет нуждающихся в жилье незаконными и необоснованными по следующим основаниям.

Шамурзин Б.К. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован и проживает по адресу <адрес>, в доме общей площадью 49,8 кв.м., принадлежащем на праве собственности по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, его сыну. В доме зарегистрированы 6 человек: Шамурзин Б.К., ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6.

Из представленных документов видно, что Шамурзин Б.К. до ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по адресу <адрес> составом семьи 3 человека.

На момент постановки на учет, согласно справки Озерского сельсовета Илекского района от ДД.ММ.ГГГГ №, Шамурзину Б.К. принадлежит на праве частной собственности земельный участок, на котором находится жилой дом общей площадью 52 кв.м. по адресу: <адрес>.

Копия лицевого счета № от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> подтверждает, что владельцем жилого дома является Шамурзин Б.К.. Согласно представленным Шамурзиным Б.К. документам, он обеспечен жилой площадью не ниже учетной нормы (16,9 кв. метров на человека) и как следствие не является нуждающимся в жилье.

Министерством, учетное дело Шамурзина Б.К., было возвращено в администрацию г.Оренбурга для рассмотрения вопроса обоснованности постановки на учет (исх.от ДД.ММ.ГГГГ №).

Постановлением администрации главы г.Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ №-п решение жилищной комиссии, утвержденное Постановлением Главы г.Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ №-п оставлено в силе.

Истец просил постановление главы г.Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ №-п в части признания Шамурзина Б.К. нуждающимся в улучшении жилищных условий признать недействительным.

В судебном заседании представитель истца Латаева В.В., действуя на основании доверенности, исковые требования истца поддержала, уточнив, что площадь дома по <адрес> составляет не 49,8 кв.м., как указано в исковом заявлении, а 28,7 кв.м., а оспариваемое постановление не соответствует ст. 54 ЖК РФ, ст. 4 Закона Оренбургской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» от 23 ноября 2005 г. N 2733/489-III-ОЗ.

В судебном заседании представитель ответчика – Крюкова С.М., действуя на основании доверенности, иск не признала.

В судебном заседании ответчик Шамурзин Б.К. иск не признал.

Суд, заслушав пояснения представителей сторон, ответчика, исследовав материалы гражданского дела, заслушав заключение прокурора, пришел к выводу, что исковые требования истца удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Исходя из положений статей 14, 15, 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» участники и инвалиды Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют льготы по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем исходя из общей площади жилья 36 кв.м., а форма предоставления указанной меры социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В силу положений ч.3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ) жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, которые предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Категориям граждан, указанным в части 3 ст. 49 ЖК РФ, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. (ч.4 ст. 49 ЖК РФ)

При этом жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в порядке, установленном ЖК РФ, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Из п. 4.1 постановления Правительства Оренбургской области от 9 марта 2006 г. N 72-п «О порядке предоставления социальной выплаты на приобретение жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов и предоставления жилых помещений по договору социального найма ветеранам Великой Отечественной войны» следует, что меры социальной поддержки в обеспечении жильем в рамках настоящего Порядка предоставляются гражданам, зарегистрированным на территории Оренбургской области, нуждающимся в улучшении жилищных условий и отнесенным к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны (далее - ветераны Великой Отечественной войны).

В соответствии со ст. 2 закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 г. N 1853/389-IV-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан" органы местного самоуправления Оренбургскойобласти наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургскойобласти по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда категорий граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вставших на учет после 1января2005года, имеющих право на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Согласно ст. 4 Закона Оренбургской области от 23 ноября 2005 г. N 2733/489-III-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (далее – Закон Оренбургской области от 23 ноября 2005 г. N 2733/489-III-ОЗ) нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане:

не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные жилым помещением общей площадью на одного человека менее учетной нормы;

проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.

При наличии у нанимателя жилого помещения по договору социального найма и (или) членов его семьи, собственника жилого помещения и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, обеспеченность жилыми помещениями определяется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Со стороны истца не оспаривалось, что Постановлением Главы города Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ №-п утвержден протокол № заседания комиссии по жилищным вопросам при Главе города Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ, на котором Шамурзин Б.К. был признан нуждающимся в жилых помещениях как гражданин относящегося к категории граждан, предусмотренной в абз. 3 ст. 4 Закона Оренбургской области от 23 ноября 2005 г. N 2733/489-III-ОЗ (являющийся членом семьи собственника жилого помещения и обеспеченный жилым помещением общей площадью на одного человека менее учетной нормы).

Согласно ч. 4 ст. 52 ЖК РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В силу положений ч.1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

По положениям ч.4 ст. 5 Закона Оренбургской области от 23 ноября 2005 г. N 2733/489-III-ОЗ к заявлению о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях прилагаются:

копии документов, удостоверяющих личности гражданина и членов его семьи и подтверждающих родственные отношения (паспорта, свидетельства о рождении, свидетельства о заключении брака, судебные решения о признании членом семьи и другие) (одновременно с их подлинниками, которые возвращаются гражданину после проверки соответствия подлинникам копии документов);

копия удостоверения опекуна или попечителя (для лиц, над которыми установлена опека, попечительство) (одновременно с подлинником, который возвращается гражданину после проверки соответствия подлиннику копии документа);

копия домовой книги (одновременно с подлинником, который возвращается гражданину после проверки соответствия подлиннику копии документа);

справка с места регистрации о зарегистрированных лицах и лицах, снятых с регистрационного учета, но сохранивших право пользования жилым помещением, выдаваемая соответствующей жилищно-эксплуатационной организацией, жилищным или жилищно-строительным кооперативом и другими эксплуатационными организациями;

копии документов (одновременно с их подлинниками, которые возвращаются гражданину после проверки соответствия подлинникам копии документов), подтверждающих право пользования или право собственности на занимаемое жилое помещение (договор найма (поднайма), договор на передачу квартиры в собственность граждан, договор купли-продажи, договор мены, договор дарения и другие);

выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о наличии (отсутствии) зарегистрированных прав на каждого члена семьи;

справки органа, осуществляющего техническую инвентаризацию объектов недвижимости, по форме 1 для граждан, имеющих в собственности жилое помещение, по форме 4 на каждого члена семьи;

решение органа местного самоуправления (уполномоченного структурного подразделения) о признании гражданина малоимущим;

иные документы, подтверждающие право граждан на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с федеральными законами или законом Оренбургской области, а ответственность за достоверность представленных документов возлагается на гражданина.

Граждане, изменившие местожительство в пределах Российской Федерации за 5 лет до обращения с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, обязаны предоставить справки с мест их регистрации за указанный период и сведения о наличии (отсутствии) зарегистрированных прав на недвижимое имущество с мест их регистрации за указанный период.

Необходимые из вышеперечисленных документов Шамурзиным Б.К. Администрации г.Оренбурга для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях были представлены, что подтвердила представитель Администрации г.Оренбурга и не оспаривала представитель истца.

Согласно п.20 Порядка предоставления социальной выплаты на приобретение жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов и предоставления жилых помещений по договору социального найма ветеранам Великой Отечественной войны, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 9 марта 2006 г. N 72-п "О порядке предоставления социальной выплаты на приобретение жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов и предоставления жилых помещений по договору социального найма ветеранам Великой Отечественной войны" истец уведомления ответчику об отказе в выдаче Шамурзину Б.К. социальной выплаты и предоставлении жилого помещения по договору социального найма не направлял и на выявление недостоверных данных в представленных ответчиком материалах учетного дела Шамурзина Б.К. не ссылался.

Изменения в Закон Оренбургской области от 23 ноября 2005 г. N 2733/489-III-ОЗ в учета при решении вопроса о признании граждан рассматриваемой категории нуждающимися в жилых помещениях площадей жилых домов возведенных самовольно и (или) не прошедших государственную регистрацию, хотя и расположенных на земельных участках находящихся в собственности граждан не вносились, что со стороны представителя истца не оспаривалось.

Постановлением администрации города Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ №-п утвержден протокол № заседания комиссии по жилищным вопросам при Главе города Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ.

По выписке из протокола № заседания комиссии по жилищным вопросам при главе города Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ (пункты 8 – 8.2) оставлено в силе ранее принятое на заседании комиссии по жилищным вопросам при Главе города Оренбурга ДД.ММ.ГГГГ, утвержденное Постановлением Главы города Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ №-п, в части принятия Шамурзина Б.К. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с составом семьи 1 человек.

При этом было указано, что Шамурзин Б.К., ... г.р., с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по месту жительства в <адрес>, который принадлежит на праве собственности на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ сыну. В доме, общей площадью 28,7 кв.м., зарегистрированы по месту жительства 6 человек (заявитель, сын, сноха, дочь и 2 внука). С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Шамурзин Б.К. был зарегистрирован по месту жительства в <адрес>. Согласно справки ..., Шамурзину Б.К. принадлежит на праве частной собственности земельный участок, на котором находится жилой дом, общей площадью 52,0 кв.м.. Право собственности на дом не зарегистрировано. Шамурзин Б.К. в нем с 2002 года не проживает.

Согласно справки администрации ... № от ДД.ММ.ГГГГ Шамурзину Б.К. принадлежит на праве частной собственности земельный участок (свидетельство о праве собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ) на котором находится объект капитального строительства жилой дом, площадью 52 кв.м.. государственная регистрация дома не проведена. Домовладение расположено в селе <адрес>, №. Данное домовладение не заложено, под арестом не состоит. Дом построен в 1960 году.

Согласно справки ... ... № от ДД.ММ.ГГГГ Шамурзин Б.К. проживал в селе <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ с женой ФИО7, умершей ДД.ММ.ГГГГ. После смерти жены уехал к дочери, т.к. нуждался в уходе. Дом, который находится в селе <адрес> не соответствует для проживания одинокого ... участника ВОВ, т.к. в доме нет условий: водопровода, горячей воды, канализации и нет возможности для поддержания дома в соответствующем состоянии. Шамурзин Б.К. нуждается в квалифицированном, постоянном уходе, который в селе он не может получить.

Согласно справки ... области от ДД.ММ.ГГГГ № Шамурзин Б.К. с 1981 года зарегистрирован, но с 2002 года не проживает в доме по адресу: <адрес> снят с регистрационного учета с ДД.ММ.ГГГГ по запросу.

Согласно свидетельства о праве собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ Шамурзину Б.К. решением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № для личного подсобного хозяйства предоставлен в собственность земельный участок площадью 1260 кв.м. по адресу: <адрес>.

Из лицевого счета № на хозяйство по адресу: <адрес> следует, что Шамурзин Б.К. является членом этого хозяйства, откуда выбыл ДД.ММ.ГГГГ, а на земельном участке хозяйства имеется постройка – дом площадью 52 кв.м..

В соответствии со ст. 130 ГК РФ, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В силу ст.218 и 219 ГК РФ для возникновения права собственности на вновь созданный объект недвижимости требуется наличие самого объекта.

Согласно положений ст. 25 ФЗ от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания. (п.1) Право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, указанных в настоящей статье. (п.2) В случае если земельный участок, отведенный для создания объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на праве собственности, право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, подтверждающих право собственности на данный земельный участок, разрешения на строительство, проектной документации и документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства. (п.3)

В соответствии с Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации (утв. приказом Минземстроя РФ от 4 августа 1998 г. N 37) единицей технической инвентаризации является: домовладение; отдельно стоящее основное здание (п.1.1.), на каждый объект составляется учетно-техническая документация, которая группируется в инвентарное дело (1.2.), а учету в бюро технической инвентаризации подлежат законченные строительством и принятые в эксплуатацию жилые здания (помещения), а также жилые здания (помещения), включаемые в жилищный фонд (1.3).

Со стороны истца не оспаривалось, что сведений о введении в эксплуатацию дома по <адрес> не имеется.

Согласно ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Согласно п. 1 ст. 288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.

Сведений о праве собственности Шамурзина Б.К. на дом по <адрес> <адрес>, основаниях приобретения такого права указанный лицевой счет и вышеперечисленные справки не содержат, поэтому площадь жилого дома, находящегося на вышеуказанном земельном участке при оценке жилищных условий и жилищных прав Шамурзина Б.К. не может быть учтена.

Тем самым не имеется оснований для выводов о наличии у Шамурзина Б.К. права собственности и как следствие права пользования жилым помещением по <адрес>.

На предоставление указанного жилого помещения Шамурзину Б.К. по договору социального найма истец не ссылался.

По положениям ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» объем средств по обеспечению жильем участников и инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий определяется исходя из общей площади жилья 36 кв.м..

Постановлением Оренбургского городского совета от 19 мая 2005 г. №119 «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения» на территории города Оренбурга установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 13,5 кв.м. общей площади занимаемого жилого помещения (на одного члена семьи).

Таким образом, обеспеченность Шамурзина Б.К. жилым помещением в <адрес> составляет 4,783 кв.м. на человека (28,7 кв.м. : 6), что (даже с учетом не оформленного на Шамурзина Б.К. дома (28,7 + 52 = 80,7 : 6 = 13,45 кв.м.) ниже учетной нормы площади жилого помещения, установленной на территории города Оренбурга постановлением Оренбургского городского совета от 19.05.2005 г. № 119 в 13,5 кв.м. общей площади занимаемого жилого помещения (на одного члена семьи).

При таких обстоятельствах оспариваемое истцом постановление главы города Оренбурга вынесено по результатам правильной оценки жилищных условий Шамурзина Б.К., поэтому является законным и обоснованным.

Нарушений ответчиком - администрацией г.Оренбурга положений ст. 54 ЖК РФ и ст. 4 Закона Оренбургской области от 23 ноября 2005 г. N 2733/489-III-ОЗ при вынесении оспариваемого истцом постановления, судом не установлено и доказательств обратного истцом суду не представлено.

Тем самым Шамурзин Б.К. был обоснованно принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Кроме того, исходя из положений п.1 ч.1 ст. 3 ГПК РФ защите подлежит нарушенного или оспариваемое право.

Однако из искового заявления истца и пояснений его представителя в судебном заседании не усматривается, что оспариваемым постановлением Главы <адрес> нарушено какое либо право истца.

Доводы со стороны истца о том, что оспариваемое им постановление Главы города Оренбурга порождает для истца правовые последствия в случае выдачи социальной выплаты в виде ответственности за не целевое использование средств федерального бюджета (социальных выплат) на приобретение жилья ветеранам (инвалидам ВОВ) суд расценивает как голословные.

Изложенное в совокупности позволило суду сделать вывод о том, что в удовлетворении вышеуказанного иска следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области к Администрации г.Оренбурга и Шамурзину Б.К. о признании недействительным постановления главы г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ №-п в части признания Шамурзина Б.К. нуждающимся в улучшении жилищных условий отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: