РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 февраля 2011 года г.Оренбург
Ленинский районный суд г.Оренбурга в составе:
председательствующего судьи Умбетовой Э. Ж.,
при секретаре Теткиной М.В.,
с участием истца Газизовой В.В., представителя истца Дубовской О.И., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика УПФ РФ в г.Оренбурге Тихоновой Е.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Газизовой В.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Оренбурге о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
Газизова В.В. обратилась в суд с иском указав, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в УПФ РФ в г.Оренбурге с заявлением о назначении досрочной пенсии, т.к. на момент обращения в соответствии с п.п.19 п.1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» у нее возникло право на досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением начальника УПФ РФ в г.Оренбурге от ДД.ММ.ГГГГ № ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа. Из стажа дающего право на досрочное назначение досрочной трудовой пенсии был исключен период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождения в отпуске по уходу за ребенком.
Просила суд признать незаконным решение начальника УПФ РФ в г.Оренбурге № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в части невключения в специальный трудовой стаж вышеуказанного периода. Обязать УПФ РФ в г.Оренбурге назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения за указанной пенсией, а именно с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Газизова В.В. и ее представитель Дубовская О.И., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить.
Представитель ответчика Тихонова Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседание исковые требования не признала, просила отказать. Пояснила, что период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождения в отпуске по уходе за ребенком не предусмотрен п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, поскольку необходимо выполнять работу постоянно в течение полного рабочего дня, а также то, что период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не относится к ежегодным основным дополнительным оплачиваемым отпускам.
Выслушав истца и его представителя, представителя ответчика, исследовав материалы дела и оценив добытые доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное пенсионное обеспечение имеют лица, не менее 25 лет осуществляющие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Решением начальника Пенсионного фонда № от ДД.ММ.ГГГГ Газизовой В.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей.
В стаж Газизовой В.В., дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, не засчитан период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуск по уходу за ребенком.
Согласно решения начальника УПФ РФ в г.Оренбурге от ДД.ММ.ГГГГ стаж Газизовой В.В., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости составляет 22 года 03 месяца 22 дня.
Из трудовой книжки серии АТ-IV № на имя Газизовой (Слупской) В.В. усматривается, что она ДД.ММ.ГГГГ назначена на должность учителя математики ... средней школы Оренбургского района (приказ РОНО № от ДД.ММ.ГГГГ), уволена с занимаемой должности не была, что позволяет суду сделать вывод о нахождении истца в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в период осуществления педагогической деятельности (учитель математики ... средней школы).
В материалы дела представлена справка от ДД.ММ.ГГГГ №, уточняющая характер работы, согласно которой за указанный период работы Газизовой В.В. в должности учителя математики в ... средней школе имели место периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отпуск по уходу за ребенком. Основание выдачи справки: табель учета рабочего времени, приказы, лицевые счета, тарификационные списки.
Согласно свидетельства о рождении серии V-РЖ от ДД.ММ.ГГГГ, Газизова В.Ф. родилась ДД.ММ.ГГГГ, родителями указаны: отец - Газизов Ф.И., мать - Газизова В.В..
В п. 15 Постановления Пленума ВС РФ № 25 от 20.12.2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" определено, что: "При разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости".
Поскольку статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В силу ст. 167 Кодекса законов о труде РСФСР (в редакции от 31 марта 1988 г.) кроме отпусков по беременности, родам и уходу за ребенком женщине, по ее заявлению, предоставляется дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. За время отпуска сохраняется место работы (должность). Указанный период засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.
Кроме того, постановлением совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 г. № 667 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01.12.1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения им возраста трех лет, и указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и специальный непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Законом РФ от 25.09.1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в КЗОТ РСФСР» в ст. 167 КЗоТ РСФСР были внесены изменения и дополнения, вступившие в силу с 06.10.1992 г., согласно которым период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Таким образом, до вступления в силу Закона РФ "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации" действовала статья 167 КЗоТ РСФСР, которая предусматривала включение периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости.
Как следует из материалов дела, Газизова В.В. находилась в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., то есть спорные отношения возникли в период действия законодательства, не содержащего в себе запрета на включение в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет времени нахождения в отпуске по уходу за ребенком.
Кроме того, в силу правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в его Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного собрания (Ил Тумен) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан, при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую; в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались, соответственно, в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного исчисления стажа).
Таким образом, учитывая, что отпуск был непрерывный, следовательно, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в полном объеме, независимо от того, что в период отпуска по уходу за ребенком до 3 лет были внесены изменения в законодательстве.
В части исковых требований Газизовой В.В. о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости со дня возникновения права на нее суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Согласно п. 1 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Из материалов пенсионного дела следует, что Газизова В.В. с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» впервые обратилась в УПФ РФ в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ
При суммировании стажа работы, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, установленного судом - всего 02 года 10 месяцев 09 дней, и засчитанного УПФ РФ в г.Оренбурге решением от ДД.ММ.ГГГГ - 22 года 03 месяца 22 дня, общий специальный стаж Газизовой В.В. на момент обращения за назначением пенсии ДД.ММ.ГГГГ составляет 25 лет 02 месяца 01 день.
Учитывая, что отказ в зачете в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости спорного периода признан незаконным, суд приходит к выводу, что право на досрочную трудовую пенсию по старости наступило у Газизовой В.В. с ДД.ММ.ГГГГ по выработке 25-летного стажа педагогической деятельности, и она должна быть назначена Газизовой В.В. с указанной даты.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Газизовой В.В. - удовлетворить.
Признать решение начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Оренбурге от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа в зачете в специальный трудовой стаж Газизовой В.В. периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Оренбурге назначить Газизовой В.В. досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, включив в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период нахождения в отпуске по уходу за ребенком.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Ленинский районный суд г.Оренбурга в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья:
...
...