о признании решения администрации незаконным



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 февраля 2011 года

Ленинский районный суд города Оренбурга

в составе:

председательствующего: судьи Чадова А.А.,

при секретаре: Никиткиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Коновалова О.И. о признании незаконным решения администрации города Оренбурга

УСТАНОВИЛ:

Коновалов О.И. обратился в суд с вышеуказанным заявлением, указав, что является собственником объекта незавершенного строительством на земельном участке по адресу: <адрес>. Данный участок предоставлен ему в субаренду.

Он обратился в МУП «Архград» для проведения топографической съемки и согласования документального и графического материала для проведения межевания объекта землеустройства с администрацией г.Оренбурга.

ДД.ММ.ГГГГ. от администрации города Оренбурга им получен отказ в согласовании материала по причине того, что в КГА поступил проект межевания территории <адрес>. Рассмотрение вопроса о согласовании границ земельных участков под индивидуальную жилую застройку будет производиться после утверждения сформированных земельных участков для ... В замечаниях указано также, что границу по задней меже установить на расстоянии не менее 5 метров от сети водопровода.

Считая указанное решение незаконным, заявитель обратился в суд с указанным заявлением, в котором просил признать его незаконным и обязать администрацию согласовать документальный и графический материал для проведения межевания объекта землеустройства с изменениями границы по задней меже, установленной не менее 5 метров от сети водопровода.

Заявитель, извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель заявителя – Туватова Э.Ф., действующая по доверенности, требования своего доверителя в судебном заседании поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица – Голуб С.В., действующая по доверенности, возражала в удовлетворении заявления по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просила отказать.

Суд, в порядке ст.167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося заявителя.

Заслушав пояснения представителей заявителя и заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

В силу ч. 1 статьи 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Судом установлено, что распоряжением главы города Оренбурга № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены границы и сформирован земельный участок для предоставления в аренду по адресу: <адрес> в соответствие с проектом, согласованным Комитетом по градостроительству и архитектуре. Указанный участок предоставлен в аренду сроком до ДД.ММ.ГГГГ потребительскому кооперативу ..., разрешенное использование участка: строительство жилого квартала. <адрес>» предписано заключить договор аренды на указанный земельный участок, зарегистрировать в инспекции ГАСН проект и получить разрешение на строительство, строительство вести в соответствие с проектом, согласованным с КГА.

В соответствие с договором аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, производственному кооперативу ... на срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставлен земельный участок, площадью ... кв.метра, расположенный в ... метрах по направлению на запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, для строительства жилого квартала, согласно чертежу границ. Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ указанный договор продлен до ДД.ММ.ГГГГ

В соответствие с договором субаренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заявителю был предоставлен в субаренду земельный участок №, площадью ... кв.метров, расположенный по <адрес>, в 200 метрах по направлению на запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, сроком до ДД.ММ.ГГГГ для строительства жилого дома.

Из письма Управления землепользования и развития пригородного хозяйства администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного председателю ... следует, что Управление не возражает против сдачи в субаренду частей земельного участка.

Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, заявитель является собственником незавершенного строительством жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, участок №.

Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ Комитет по градостроительству и архитектуре администрации г.Оренбурга отклонил от согласования документальный и графический материал для проведения межевания объекта землеустройства, в том числе земельного участка по <адрес> ввиду несоответствия его требованиям и рекомендациям земельного и градостроительного законодательства. В замечаниях указано, что рассмотрение вопроса о согласовании границ земельных участков под индивидуальную застройку частным лицам будет производится после утверждения сформированных земельных участков для ... Кроме того, границу по задней меже следует установить на расстоянии не менее 5 метров от сети водопровода.

В обоснование требований представитель заявителя сослался на препятствия, чинимые ему администрацией г.Оренбурга приобрести в собственность земельный участок № по <адрес>, как собственнику расположенного на нем строения.

Как следует из градостроительного плана земельного участка по <адрес>, на земельном участке расположен объект недвижимости, незавершенный строительством, принадлежащий заявителю Коновалову О.И. Земельный участок, на котором начиналось строительство объекта недвижимости, относится к землям населенных пунктов с разрешенным использованием: строительство индивидуального жилого дома.

Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют все собственники объектов недвижимости, которые расположены на таких земельных участках, за исключением случаев, установленных Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами (п. 2 ст. 15 Земельным кодексом Российской Федерации).

В соответствии с п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

В силу п. 2 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект земельных отношений представляет собой часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Согласно абз. 3 ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки.

На основании ст. 68 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 17 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» межевание объектов землеустройства (территориальное землеустройство) представляет собой работы по установлению на местности границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описанию их местоположения.

В соответствии со ст. 69 Земельного кодекса Российской Федерации землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда. Порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

При проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ (п. 4 ст. 69 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 10 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.06.2002 № 396).

Территориальное землеустройство осуществляется на основе сведений государственного земельного кадастра, землеустроительной, градостроительной и иной, связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации.

Как следует из письма Комитета по архитектуре и градостроительству, основанием для отклонения к согласованию представленных материалов, явилось отсутствие утвержденной документации по планировке территории, которая только поступила на рассмотрение в КГА.

Согласно ст.41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.

При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.

Согласно ст.42 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры.

Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.

Основная часть проекта планировки территории включает в себя, в том числе:

1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются:

а) красные линии;

б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур;

в) границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства;

В соответствие с п.9 названной нормы проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий.

Согласно ст.43 Градостроительного кодекса РФ, подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, установленных проектами планировки территорий.

Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.

Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа.

Размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий. Если в процессе межевания территорий выявляются земельные участки, размеры которых превышают установленные градостроительным регламентом предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, для строительства предоставляются земельные участки, сформированные на основе выявленных земельных участков, при условии соответствия их размеров градостроительному регламенту.

Проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются:

1) красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории;

2) линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений;

3) границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты;

4) границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства;

5) границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения;

6) границы территорий объектов культурного наследия;

7) границы зон с особыми условиями использования территорий;

8) границы зон действия публичных сервитутов.

В составе проектов межевания территорий осуществляется подготовка градостроительных планов земельных участков.

Как следует из пояснений представителя заинтересованного лица, планировка территории, на которой находится испрашиваемый земельный участок, не осуществлялась, в установленном порядке не согласовывалась и не утверждалась. Границы существующих земельных участков были установлены председателем ПК «Надежда» произвольно, без какой-либо планировки и проведения межевых работ.

Указанное подтверждается и сообщением председателя Комитета по архитектуре и градостроительству администрации города Оренбурга, из которого следует, что документов по разбивке застраиваемой территории в КГА на утверждение не представлялось и Комитетом не согласовывалось.

Из постановления главы администрации города Оренбурга №-п от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в администрацию поступило предложение ... о подготовке проекта межевания территории, ограниченной территориями водозабора, ..., промышленной зоны, индивидуальной жилой застройки. Комитету по градостроительству и архитектуре администрации предписано выдать Заказчику техническое задание на разработку документации по планировке территории, осуществить ее проверку после поступления в Комитет.

Согласно раздела 3 Свода правил по проектированию и строительству СП 11-111-99 «Разработка, согласование, утверждение, состав проектно-планировочной документации на застройку территорий малоэтажного жилищного строительства», утвержденного постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, градостроительная документация для территорий малоэтажного жилищного строительства, соответствующих классификации, приведенной в табл. 1 СП 30-102, разрабатывается в соответствии с гл. 5 Градостроительного кодекса РФ и «Инструкцией о составе, порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации».

Градостроительная документация для территорий малоэтажного жилищного строительства разрабатывается в соответствии с гл. XII, ст. 58-60 Градостроительного кодекса РФ и включает проект планировки в следующем составе:

пояснительная записка с исходно-разрешительной документацией; технико-экономическими показателями; с балансом земель;

схема размещения проектируемой застройки территории в системе расселения или в структуре населенного пункта с нанесением планировочных ограничений, М 1:10000, 1:5000, 1:2000;

план существующего использования территорий (опорный план), М 1:2000;

генеральный план с эскизом застройки и планом красных линий (основной чертеж), М 1:2000;

схема организации рельефа, М 1:2000;

схема движения транспорта и пешеходов, М 1:2000;

схема внешнего транспорта, М 1:10 000;

сводная схема инженерных сетей и сооружений, М 1:2000;

сводная схема внешних инженерных сетей и сооружений, М 1:10000.

Проект планировки является основой для разработки проектов межевания территорий, служащих основанием для установления границ земельных участков на местности и проектов застройки элементов планировочной структуры поселений.

С учетом вышеприведенных обстоятельств суд находит обоснованным отклонение от согласования границ испрашиваемого заявителем земельного участка до рассмотрения вопроса по планировке территории пос. ..., предоставленной ... для индивидуальной жилой застройки.

Ссылка представителя заявителя на градостроительный план спорного земельного участка, как на основание согласования его границ, судом отклоняется в силу следующего:

Согласно ст.44 Градостроительного кодекса РФ, подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.

Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.

В составе градостроительного плана земельного участка указываются:

1) границы земельного участка;

2) границы зон действия публичных сервитутов;

3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;

Из представленного градостроительного плана следует, что документы по планировке территории не утверждены. Из чего следует, что отсутствовал и проект межевания территории, как составная часть проекта планировки территории (п.9 ст.42 ГрК РФ).

Координаты земельного участка не определены (стр.5 плана), в связи с чем не представляется возможным определить его границы. На приложенном к Градостроительному плану ситуационном плане отсутствуют границы зон действия публичных сервитутов, обозначенные «красными линиями».

Кроме того, из указанного градостроительного плана земельного участка следует, что его размеры составляют 12,0 х 15,5 м., а площадь – 0,018 га.

Между тем, в соответствие с Решением Оренбургского городского Совета
от ДД.ММ.ГГГГ №, предельные максимальные размеры земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории ... предоставляемых для индивидуального жилищного строительства составляют 0,15 га, минимальные – 0,02 га.

В силу ст.42 ГрК РФ, размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий. Если в процессе межевания территорий выявляются земельные участки, размеры которых превышают установленные градостроительным регламентом предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, для строительства предоставляются земельные участки, сформированные на основе выявленных земельных участков, при условии соответствия их размеров градостроительному регламенту.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что проект границ спорного земельного участка не соответствует градостроительным нормам.

Более того, из представленного к согласованию проекта границ спорного земельного участка следует, что он ограничен охранными зонами инженерных сетей, обозначенных красными линиями и дорогой – местом общего пользования.

Пунктом 11 ст.1 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования обозначаются красными линиями.

В соответствие с ч.5 ст.43 Градостроительного кодекса РФ проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются, в частности, красные линии.

Таким образом, в проект межевания подлежат нанесению как существующие красные линии, так и линии, обозначающие планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что до утверждения документации по планировке территории и проекта ее межевания, с нанесением всех красных линий, не представляется возможным определить границы образуемого земельного участка с учетом этих красных линий, на несоблюдение которых проектом межевания земельного участка № по <адрес>, указал Комитет по архитектуре и градостроительству администрации города Оренбурга.

Таким образом, судом установлено и материалами дела подтверждено, что представленный заявителем для утверждения проект границ земельного участка по <адрес> разработан без учета требований земельного и градостроительного законодательства.

В связи с этим следует признать, что у Комитета по архитектуре и градостроительству не возникла обязанность согласовать проект межевания объекта землеустройства в виде проекта границ произвольно сформированного земельного участка, и отказ Комитета в его согласовании не нарушает права и законные интересы заявителя Коновалова О.И.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 254-256 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Коновалова О.И. о признании решения администрации г.Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в согласовании документального и графического материала для проведения межевания объекта землеустройства недействительным – отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд города Оренбурга в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: подпись

Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ

Судья: подпись