РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 февраля 2011 года
Ленинский районный суд города Оренбурга
в составе: председательствующего судьи Чадова А.А.,
при секретаре Никиткиной Е.А.,
с участием: истца Скидановой И.И.,
представителя ответчика Закутнева А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Скидановой И.И. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Скиданова И.И. обратилась в суд с вышеуказанным иском к ответчику, указав, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в г.Оренбурге с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в соответствие с п/п 19 п.1 ст.27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Решением от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа.
С указанным решением она не согласна, считает, что ответчиком необоснованно не были засчитаны в трудовой стаж, учитываемый при назначении досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы в качестве преподавателя Оренбургской хореографической школы ..., педагога хореографической студии ...», поскольку в указанные периоды она была занята в обучении и воспитании детей.
Период ее работы с 01.01.2001 г. по 09.07.2010 г. в качестве преподавателя ... №» также необоснованно исключен ответчиком из ее стажа, так как при условии зачета предыдущих периодов ее работы в трудовой стаж, на 01.01.2001 г. у нее имелся достаточный стаж работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее ... лет ... месяцев.
Просила суд признать решение Начальника Управления Пенсионного фонда РФ в г.Оренбурге недействительным в части отказа засчитать в качестве периодов, дающих право на льготную пенсию, периоды:
- с 04.05.1983 г. по 01.09.1986 г. – в качестве преподавателя Оренбургской хореографической школы при ...
- с 02.09.1986 г. по 31.01.1991 г. – в качестве педагога хореографической студии ...»;
- с 01.01.2001 г. по 09.07.2010 г. – в качестве преподавателя Муниципального учреждения дополнительного образования «... №». Признать указанный периоды периодами работы, дающими право на досрочную пенсию, обязать ответчика назначить и выплачивать ей досрочную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании истица Скиданова И.И. исковые требования уточнила, просила обязать ответчика назначить и выплачивать досрочную трудовую пенсию по старости с даты обращения за ней – с ДД.ММ.ГГГГ, в остальной части требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Представитель ответчика Закутнев А.А., действующий по доверенности, возражал в удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве, в иске просил отказать.
Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу:
Из копии трудовой книжки Скидановой И.И.. следует, что 04.05.1983 г. истица принята в ... <адрес>, с 01.09.1986 г. – уволена по собственному желанию в порядке перевода, с 01.09.1986 г. принята на работу педагогом в хореографическую студию ...», с 01.02.1991 г. уволена переводом в школу искусств, с 01.03.1991 г. принята на работу учителем по хореографии в детскую школу искусств.
Установлено на основании заявления в пенсионном деле, что Скиданова И.И. обратилась за назначением досрочной пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Начальника УПФ РФ в г. Оренбурге № от ДД.ММ.ГГГГ года истице отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по ст.27 п.1 п.п.19 ФЗ «О трудовых пенсиях РФ» из-за отсутствия требуемого специального стажа работы.
Истице отказано в зачете в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов работы в рамках постановления Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года, в том числе:
- с 04.05.1983 г. по 01.09.1986 г. – преподаватель Оренбургской хореографической школы при театре ..., поскольку наименование учреждения «театр ...» не предусмотрено разделом «Наименование учреждения» Списка, хореографическая школа не предусмотрена в числе структурных подразделений Списка и не является учреждением для детей;
- с 02.09.1986 г. по 31.01.1991 г. – педагог хореографической студии ...», так как наименование учреждения «...» не предусмотрено разделом «Наименование учреждений» Списка, утвержденного постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г.;
- с 01.01.2001 г. по 09.07.2010 г. – преподаватель Муниципального учреждения дополнительного образования «...», поскольку в соответствие с п.12 Правил от 29.10.2002 г. работа в должности преподаватель с 01.01.2001 г. необходимо наличие стажа работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее ... лет ... месяцев. Стаж истицы на ДД.ММ.ГГГГ составлял менее ... лет ... месяцев.
Отказано истице в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа.
В соответствии с п/п. 19 п.1 ст. 27 ФЗ РФ от 17.12.2001 года № 173 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», вступившего в законную силу с 01.01.2002 года, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего ФЗ, лицам не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В рамках Постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П при исчислении специального стажа, имевшего место до 01.11.1999 г. применяется Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 г. № 463, к периодам работы после указанной даты применяется Список и Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067, Правила от 22.09.1999 г. № 1067 по желанию заявителя могли так же применяться при исчислении выслуги за период работы и до 01.11.1999 г., к периодам работы начиная с 12.11.2002 г. применяется Список, утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.
С 12.11.2002 года по настоящее время при назначении досрочной пенсии педагогическим работникам применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п/п 19 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781. Указанным Постановлением Правительства утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п/п 19 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
В соответствие с п.3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом19 пункта1 статьи27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом19 пункта1 статьи27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее именуется- список). При этом работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.
Пунктом.2 наименования должностей Списка от 29.10.2002 г., утвержденного постановлением Правительства РФ № 781, предусмотрены преподаватель, педагог дополнительного образования.
Пунктом 2 раздела «наименование учреждений» предусмотрены учреждения дополнительного образования детей (внешкольные учреждения), в числе которых театр музыкальной комедии, отдел культуры и хореографическая школа отсутствуют.
Пунктом 13 Правил предусмотрена возможность зачета в стаж работы в должностях, указанных в списке, в структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в списке или нет). При этом приведен исчерпывающий перечень этих структурных подразделений, к которым хореографические школы также не предусмотрены.
Аналогичный порядок был установлен и пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» согласно которого в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего постановления.
Правила, утвержденные пунктом 1 настоящего постановления, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 1 ноября 1999 г.
При этом названным пунктом было установлено, что работа в учреждениях дополнительного образования детей (пункт 15 раздела «Наименование учреждений» Списка) засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, только в должностях, предусмотренных пунктом 2 раздела «Наименование должностей» Списка.
Пунктом 5 названным Правил также предусматривалась возможность зачета в стаж работы в должностях, указанных в списке, в структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в списке или нет). В приведенном перечне этих структурных подразделений хореографические школы также не предусмотрены.
Пунктом 15 раздела «наименование учреждений» Списка № 1067 предусматривались детские школы искусств, в том числе хореографическая.
Между тем, доказательств того, что Оренбургская хореографическая школа являлась самостоятельным учреждением с правами юридического лица суду не представлено.
Постановлением СМ РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 «Об утверждении списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, пунктом 2 которого установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным названным выше постановлением, предусмотрены должности воспитателя, старшего воспитателя. Разделом «наименование учреждений» Списка предусмотрены «внешкольные учреждения». Учреждений культуры, в том числе «театр музыкальной комедии», названный Список также не содержит.Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004г. №2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001г. №8-П и Определение от 5 ноября 2002г. №320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Между тем, законодательство, действовавшее в период трудовой деятельности истицы в качестве преподавателя Оренбургской хореографической школы при ... и ...», (Закон СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О государственных пенсиях», его статья58, и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров Союза ССР от 17 декабря 1959года №1397, действовавшего до 30.09.1993 г.), не предусматривало право преподавателей и педагогов учреждений культуры на назначение пенсии за выслугу лет.
В соответствие с п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005г. №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт1статьи27 и подпункты7-13пункта1статьи28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).Из представленной суду справки ... от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что истица действительно была принята на работу в Оренбургскую хореографическую школу при театре музыкальной комедии на должность преподавателя с 04.05.1983 г., где работала по 01.09.1986 г.
Хореографическая школа являлась структурным подразделением городского отдела культуры.
Из справки Управления по культуре и искусству администрации г.Оренбурга следует, что истица работала в управлении по культуре и искусству администрации г.Оренбурга (хореографической школе).
Согласно ответа ... от ДД.ММ.ГГГГ № школа хореографии при ....
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что школа хореографии при ... являлась учреждением культуры, а не учреждением дополнительного образования детей, работа в котором предоставляет право на досрочное пенсионное обеспечение лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность.
Письменных доказательств, подтверждающих принадлежность театра ..., либо Управления по культуре и искусству администрации г.Оренбурга к учреждениям дополнительного образования для детей истицей суду не представлено, несмотря на неоднократное предложение суда представить такие доказательства и разъяснение положений ст.56 ГПК РФ.
Ссылку истицы на распоряжение Главы <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ, как на доказательство того, что местом ее работы в спорный период была детская хореографическая школа, суд отклоняет, поскольку из указанного распоряжения следует лишь указание Управлению по вопросам культуры и делам молодежи произвести ликвидацию муниципального образовательного учреждения «...» с ДД.ММ.ГГГГ в связи с открытием хореографической школы-студии при ...». Указаний на то, что хореографическая школа-студия при ... названное распоряжение не содержит.
Не имеется указаний на то, что названная хореографическая школа-студия является детским образовательным учреждением и в приказе председателя комитета по культуре и искусству администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Названным приказом предписано художественному руководителю ГУК «...» обеспечить завершение ... учебного года учащимися ликвидируемой муниципальной хореографической школы <адрес> по программам и учебному плану ликвидируемой детской муниципальной хореографической школы. Доказательств же того, что до передачи функций по обучению детей ликвидируемой детской муниципальной хореографической школы ... «...», указанная школа-студия также являлась учреждением дополнительного образования детей суду не представлено.
Должностные обязанности преподавателей детской хореографической школы, представленные истицей, суд не принимает в качестве надлежащего доказательства того, что хореографическая школа-студия являлась детским образовательным учреждением, поскольку данные обязанности не утверждены в установленном порядке, носят характер справки, выданной специалистом отдела кадров без указания оснований их выдачи и не подтверждаются какими-либо доказательствами.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об обоснованности отказа ответчиком в зачете спорного периода работы истицы в должности преподавателя хореографической школы при театре музыкальной комедии городского отдела культуры в трудовой стаж, учитываемый при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
По тем же основаниям суд считает необходимым отказать и в удовлетворении требований истицы об обязании засчитать в трудовой стаж, учитываемый при досрочном назначении трудовой пенсии по старости период ее работы в качестве педагога хореографической студии ...».
Согласно представленной справки Муниципального учреждения культуры Дворец культуры «...» находится на балансе Управления по вопросам культуры и делам молодежи администрации <адрес>, ранее относился к профкому ...
Из положения о дворце культуры и техники «...» следует, что он является самостоятельным структурным подразделением ОАО «...», является центром воспитательной и культурно-просветительной работы, призванным вести систематическую пропаганду научно-технических и образовательных знаний среди работников ОАО «...», организовывать их культурный отдых. Указаний на то, что дворец культуры и техники является детским образовательным учреждением названное положение не содержит.
Как отмечалось выше, ни Списками от 29.10.2002 г., утвержденными постановлением Правительства РФ № 781, ни Списками, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1067, ни Списками, утвержденными Постановлением СМ РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463, не предусмотрены в качестве учреждений дополнительного образования детей (внешкольных учреждений) дворцы культуры и техники, как не предусмотрены в качестве структурных подразделений, работа в которых предоставляет право на досрочное пенсионное обеспечение, хореографические студии.
Представленный истицей Устав хореографической студии не является свидетельством того, что названная студия являлась самостоятельным учреждением дополнительного образования детей. Кроме того, он не утвержден в установленном порядке.
Довод истицы о том, что в спорные периоды она осуществляла педагогическую деятельность по обучению детей не является основанием для удовлетворения ее требований о досрочном пенсионном обеспечении в связи с педагогической деятельностью.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся ранее действовавшим пенсионным законодательством) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности); при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях, организациях или их структурных подразделениях.
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих педагогическую деятельность, фактически основанное на учете особенностей выполняемой ими работы, а также профиля учреждения, в котором осуществляется их трудовая деятельность, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом (статья19,часть1, Конституции Российской Федерации). Определение же того, какого рода профессиональная деятельность сопряжена с повышенными психофизиологическими нагрузками, связано с установлением объективных критериев оценки характера труда в той или иной должности и его условий, зависит от вида и профиля соответствующего учреждения и, в соответствии с пунктом3 статьи28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», относится к компетенции Правительства Российской Федерации.
Утвердив названные выше Списки, Правительство РФ не предоставило истице право досрочного пенсионного обеспечения за работу ни в должности преподавателя хореографической школы при театре музыкальной комедии, ни в должности педагога хореографической студии, в связи с чем в удовлетворении исковых требований об обязании ответчика засчитать в педагогический стаж истицы, учитываемый при назначении досрочной трудовой пенсии по старости периода работы в должности преподавателя хореографической школы при театре ... с 04.05.1983 г. по 01.09.1986 г., а также в должности педагога хореографической студии ДК «...» со 02.09.1986 г. по 31.01.1991 г. - следует отказать.
Принимая во внимание, что в удовлетворении требований истицы о зачете в ее трудовой стаж периодов работы в должности преподавателя хореографической школы при театре музыкальной комедии г.Оренбурга и в должности педагога хореографической студии ДК «...» судом отказано, на ДД.ММ.ГГГГ. стаж истицы составляет ... лет ... месяцев ... дней, что не позволяет засчитать в ее трудовой стаж и период работы с 01.01.2001 г. по 09.07.2010 г. в должности преподавателя Муниципального учреждения дополнительного образования детей «... № ...» в силу предписаний пункта 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.
Ввиду отсутствия требуемого педагогического стажа не подлежит удовлетворению требование и об обязании ответчика назначить и выплачивать досрочную трудовую пенсию по старости.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Скидановой И.И. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: подпись
Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ
Судья: подпись