Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 февраля 2011 года
Ленинский районный суд г.Оренбурга
в составе председательствующего судьи Месяца О.К.,
при секретаре Лексиковой Е.А.,
с участием представителя истца - старшего помощника прокурора прокуратуры города Оренбурга Масаковой О.Н., представителя ответчика Назаренковой Г.М., представителя третьего лица Шнитенкова В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Оренбурга действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Оренбурга о понуждении к устранению нарушений допущенных при организации транспортного обслуживания населения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор города Оренбурга действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к Администрации г. Оренбурга о понуждении к устранению нарушений допущенных при организации транспортного обслуживания населения, указав, что в ходе проверки установлено, что 16.06.1992г. Постановлением администрации города Оренбурга № 18-п «Об отводе земельных участков для организации коллективного садоводничества», принято решение о выделении из земель совхоза «Овощевод» 734 га (пашня) для организации коллективного садоводничества рабочих и служащих предприятий и организаций города, согласно приложения. Руководителям предприятий и организаций предложено освоение участка осуществлять в соответствии с проектом организации коллективного сада. Комитету по земельной реформе поручено отвести земельный участок в натуре.
Указанный земельный участок выделен следующим предприятиям: ОШПО -80 участков; УВД облисполкома - 5 участков; УВД области - 50 участков, училище культуры - 13 участков; кооперативный техникум - 23 участка; медсанчасть № 2 «Оренбурггазпром» -40 участков; детская библиотека -10 участков; детская музыкальная школа № 5 - 1 участок; детская музыкальная школа № 3 - 15 участков, ЛОВД в аэропорту - 7 участков, филармония - 14 участков.
26.08.1992г. во исполнения Постановления г.Оренбурга № 18-п от 16.06.1992г. общим собранием садового товарищества «Оригинал», на котором присутствовало 50 человек, принят устав СТ «Оригинал», избрано правление товарищества, и члены ревизионной комиссии. Принято решение о вступлении в городское добровольное общество садоводов.
16.12.1992 Садовое некоммерческое товарищество «Оригинал» зарегистрировано в установленном законом порядке.
Земельный участок, занимаемый садовым обществом, согласно схемы расположения земельных участков, разделен проездами с целью обеспечения подъезда членов общества к садовым участкам.
Данные проезды именованы членами садового общества как улицы, в том числе улица Широкая.
Согласно информации Управления землепользования и развития пригородного хозяйства администрации города Оренбурга от 13.11.2010 № 1-27/07-103/13572, организацией проездов в границах земельных участков садовые общества занимались самостоятельно.
На момент выделения земельного участка с целью организации СНТ «Оригинал», земельные участки расположенные за СНТ «Оригинал», не выделялись и никем не использовались. В последующем в связи с выделениями земельных участков, за СНТ «Оригинал» организованы иные садовые товарищества. Согласно информации администрации города с 09.09.2000г. открыты садовые маршруты № 110 «Клиффорд- с/о Ростоши 3» и № 199 «Челюскинцев - с/о Ростоши».
Данные маршруты пролегли частично по земельному участку, расположенному в границах земельного участка СНТ «Оригинал» по проезду, именуемому членами товарищества улицей Широкой.
Постановлением главы города Оренбурга от 23,04.2009 № 2712-п утверждена сеть маршрутов, обеспечивающая проезд садоводов, огородников, дачников и членов их семей до садовых огородных и дачных земельных участков и обратно. В сеть маршрутов вошли так же маршруты №110 «Клиффорд- с/о Ростоши 3» и №199 «Челюскинцев - с/о Ростоши 3»
Согласно представленной администрацией города Схемы движения указанных маршрутов, автомобильное движение в рамках установленных маршрутов осуществляется по земельному участку, расположенному в границах земельного участка СНТ «Оригинал» по улице Широкая, схема движения по маршруту предусматривает двухстороннее движение.
Проезд, именуемый членами СНТ «Оригинал» улицей Широкой, организован и обустроен членами СНТ «Оригинал» на земельном участке, предоставленном СНТ «Оригинал» для осуществления садоводничества, никогда не являлся автомобильной дорогой общего пользования местного значения, не отвечает требованиям, предъявляемым к автомобильным дорогам общего пользования с двухсторонним движением, в связи с чем использоваться в маршрутной сети не может.
Просили признать незаконными действия органа местного самоуправления администрации города Оренбурга, по факту включения в схему движения автобусных маршрутов № 110 «Клиффорд- с/о Ростоши 3» и №199 «Челюскинцев - с/о Ростоши 3» проезда, именуемого улицей Широкой, расположенного на земельном участке в границах СНТ «Оригинал» в кадастровом квартале 56:44:0201002. Обязать орган местного самоуправления - администрацию города Оренбурга, исключить из схемы движения автобусных маршрутов №110 «Клиффорд- с/о Ростоши 3» и №199 «Челюскинцев - с/о Ростоши 3» проезд, именуемого улицей Широкой, расположенный на земельном участке в границах СНТ «Оригинал» в кадастровом квартале 56:44:0201002. Обязать орган местного самоуправления - администрацию города Оренбурга, организовать движения автобусных маршрутов № 110 «Клиффорд- с/о Ростоши 3» и №199 «Челюскинцев - с/о Ростоши 3» с учетом требований федерального законодательства о безопасности - дорожного движения.
В судебном заседании представитель истца - старший помощник прокурора прокуратуры города Оренбурга Масакова О.Н., поддержала исковые требования, просила удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Назаренкова Г.М., действующая по доверенности, просила отказать в удовлетворении заявления.
В судебном заседании представитель третьего лица Шнитенков В.П., действующий по доверенности, не возражал против удовлетворения исковых требований.
Заслушав доводы стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.1 ст.254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с требованиями ст. 12 Федерального закона от 15.04.1998 N 5-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", при зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно-экономических условий, а также исходя из затрат на развитие межселенной социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков ( ч. 1). В схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков, разрешенном использовании земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам. Указанная схема служит основой для определения объемов строительства подъездных автомобильных дорог, объектов электроснабжения, связи, а также для развития общественного транспорта, торговли, медицинского и бытового обслуживания населения( ч. 2). Заказчиками схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений выступают органы местного самоуправления. Порядок финансирования разработки указанных схем определяется органами местного самоуправления (ч. 3).
Судом установлено, что земельный участок предоставлен СНТ на основании постановления администрации г. Оренбурга от 16.06.1992г. № 18-п «Об отводе земельных участков для организации коллективного садоводства». По сообщению УЗРПХ от 13.11.2010 № 1-27/07-03/13572 улица Широкая находится в границах земельного участка, предоставленного СНТ «Оригинал». Исходя из смысла статей 1, 4 Федеральный закон от 15.04.1998 № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" строительство и содержание дорог, проездов в садоводческих обществах осуществляется за счет членов объединений (целевых взносов или средств специального фонда).
В силу статьи 7 Закона Оренбургской области "О поддержке садоводов, огородников, дачников и их садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений" органы государственной власти Оренбургской области и органы местного самоуправления обязаны содействовать садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан организации работы общественного транспорта в целях обеспечения проезда граждан к земельным участкам и обратно посредством установления графиков работы пригородного пассажирского транспорта, организации новых автобусных маршрутов, введения и оборудования остановок, осуществлении контроля за общественным транспортом.Статья 8 Закона Оренбургской области «Об организации, управлении и государственном (муниципальном) регулировании в сфере автомобильного пассажирского транспорта в Оренбургской области» от 05.07.2001 № 259/295-П-ОЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области автомобильного пассажирского транспорта относит размещение муниципального заказа на пассажирские перевозки (транспортное обслуживание) населения на территории муниципального образования, согласование графиков (расписаний), схем движения и паспортов автобусных маршрутов.Согласно пункту 17 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 31.12.1981 № 200, пунктам 5.2.2, 5.2.3, 5.2.5 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 № 2 выбор трассы автобусного маршрута, разработка схем, графиков и паспортов маршрутов осуществляется владельцами транспортных средств, обслуживающих данный маршрут.
Пунктами 4.2., 13 Временных правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации, утвержденных Минтрансом РФ 29.09.1997, предусмотрена организация сезонных и постоянных маршрутов. Лишь только для регулярных (постоянных) маршрутов установлено требование по организации автобусного движения на дорогах I -IV категории. В случае несоответствия дорог требованиям нормативных документоворганами исполнительной власти соответствующей территории может быть принято решение об организации временного (сезонного) маршрутана основании заключения комиссии, проводившей его обследование.
В соответствии с пунктами 4.15, 4.17, 4.18 Положения, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 № 2, по результатам обследования автобусных маршрутов перед их открытием и в процессе эксплуатации, комиссиейсоставляется акт, в котором дается заключение комиссии о возможности эксплуатации действующих автобусных маршрутов, и направляется в соответствующий орган для решения вопроса о продолжении эксплуатации маршрута или принятия мер по безопасности движения.
Из документов, приложенных к коллективному заявлению от 12.01.2010г. председателей СНТ «Малахит», СНТ «Ростоши-3», СНТ «Полянка», СНТ «Степное», СНТ «Солидарность», СНТ «Жемчуг», СНТ «Гейя», СНТ «Виноградное», СНТ «Комета», СНТ «Аэлита», СНТ «Удача», усматривается, что с 2000 года обустройство и содержание дороги по улице Широкая в СНТ «Оригинал» проводилось за счет взносов членов вышеназванных обществ.
Согласно муниципальным контрактам № № 243, 245 от 23.04.2010 обслуживание маршрутов № № 199, 110 осуществляло муниципальное казенное предприятие «Оренбургские пассажирские перевозки». По заключению комиссии в акте обследования состояния автомобильной дороги по а/м №№ 110, 199 от 29.04.2010г. открытие движения автобусов по маршрутам №№ 110, 199 возможно. На основании указанного акта администрацией согласованы схемы движения автотранспорта по указанным маршрутам, разработанные МКП «Оренбургские пассажирские перевозки».
Представленный прокурором города акт обследования участка местности в границах СНТ «Оригинал» от 17.11.2010г. не является актом комиссии, предусмотренный Положением, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997г. № 2. Следовательно, представленный документ не может являться допустимым доказательством по делу по смыслу, предаваемому статьями 55, 60 ГПК РФ.
По аналогичным основаниям не может рассматриваться в качестве доказательства по настоящему спору представленное заключение по результатам рассмотрения прокуратуры г. Оренбурга, утвержденное 21.12.2010г. начальником УВД по г. Оренбургу Чистяковым А.В.
Из представленных в материалы дела паспортов автобусного маршрута №110 и №199 усматривается, что движение организовано по маршрутам имеющим конечной станцией - садовое общество «Ростоши 3». Каких либо сведений о том, что путь следования транспортного средства утвержден администрацией г.Оренбурга через улицу Широкую, вышеуказанные паспорта не содержат. Кроме того, как было установлено в судебном заседании из пояснений сторон, и не оспаривалось ими, ни одной из имеющихся на территории СНТ «Оригинал» улиц или проездов, наименование в установленном порядке не присваивалось, к дорогам местного значения улица Широкая не отнесена. Каких либо иных доказательств того обстоятельства, что администрацией г.Оренбурга не приняты меры по организации движения вышеуказанных автобусных маршрутов в соответствии с требованиями законодательства о безопасности дорожного движения, со стороны истца не представлено. Права на оценку целесообразности принятия органом местного самоуправления решения по вопросам относящимся к местному значению, законом суду не предоставлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу что исковые требования прокурора города Оренбурга к Администрации г. Оренбурга удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198,258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований прокурора города Оренбурга действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Оренбурга о признании незаконными действий органа местного самоуправления по включению и обязанию исключить из схемы движения автобусных маршрутов №110 «Клиффорд-с/о Ростоши 3№ и №199 «Челюскинцев - с/о Ростоши 3» проезда именуемого улицей Широкой, расположенного на земельном участке в границах СНТ «Оригинал» в кадастровом квартале №56:44:0201002, обязании администрации г. Оренбурга организовать движение автобусных маршрутов №110 «Клиффорд-с/о Ростоши 3№ и №199 «Челюскинцев - с/о Ростоши 3» с учетом требований федерального законодательства о безопасности дорожного движения - отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г.Оренбурга в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: подпись О.К.Месяц
Копия верна, в окончательной форме
решение принято 24.02.2011г., судья: