решение по заявлению о нарушении избирательного права



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Оренбург 16 марта 2011 года

Суд Ленинского района города Оренбурга

В составе председательствующего судьи Нуждина А.В.,

с участием старшего помощника прокурора Ленинского района г.Оренбурга Емельяновой М.В.,

представителя ОРО ПП Коммунистическая партия Российской Федерации и истца Юдина Г.П.,

представителя избирательной комиссии Ступникова А.Я.,

при секретаре Щеголеве Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Юдина Г.П., избирательного объединения «Оренбургское городское отделение Оренбургского областного отделения политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации об отмене решения избирательной комиссии о признании итогов голосования и результатов выборов по одномандатному округу №18 недействительными,

УСТАНОВИЛ:

Юдин Г.П., избирательное объединение «Оренбургское городское отделение Оренбургского областного отделения политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации обратились с указанным заявлением в суд по тем основаниям, что в ходе проведения избирательной кампании были допущены существенные нарушения норм федерального и регионального законодательства, которые могут явиться основанием для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах выборов.

По мнению истцов, избирательные комиссии всех уровней в нарушение ст. 49 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в день голосования проводили агитацию среди избирателей в пользу избирательных объединений политических партий «ЕДИНАЯ РОССИЯ», «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ», «ЛДПР» посредством избирательных бюллетеней, составленных в пользу указанных избирательных объединений, поскольку наименования избирательных объединений были выделены прописными буквами, жирным шрифтом. В то же время наименование избирательного объединения «Оренбургское городское отделение Оренбургского областного отделения политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации было указано строчными буквами и светлым шрифтом.

Кроме того, в период голосования на избирательном участке №1029 были зафиксированы следующие нарушения: бюллетени выдавались избирателям не членом участковой избирательной комиссии; в официальных списках избирателей на избирательном участке №1029 числился личный состав воинской части №39994, а фактически принимал участие в голосовании личный состав трех воинских частей; также был зафиксирован факт выдачи бюллетеней избирателю ФИО11, чьи паспортные данные не совпадали с данными, указанными в списке избирателей; в списке избирателей были заполнены данные на неявившихся избирателей.

Истцы также указывают, что участковыми избирательными комиссиями списки избирателей были разделены на отдельные книги, при этом большинство из них не было снабжены титульным листом, сброшюрованы и пронумерованы, то есть были нарушены правила составления списка избирателей.

Также в нарушение действующего законодательства избирательное объединение «Оренбургское региональное объединение Всероссийской политической партии «Единая Россия» в агитационных материалах, направляемых избирателям, использовало подписи председателя Правительства Оренбургской области Берга Ю.А. и главы г. Оренбурга Мищерякова Ю.Н., что является нарушением принципа равенства депутатов.

Просили суд отменить решение избирательной комиссии муниципального образования «город Оренбург» о признании итогов голосования по округу №18 по выборам депутатов Оренбургского городского Совета третьего созыва. Признать результаты выборов депутатов Оренбургского городского Совета третьего созыва по округу №18 недействительными.

Заявитель и представитель заявителя избирательного объединения «Оренбургское городское отделение Оренбургского областного отделения политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации Юдин Г.П., действующий на основании доверенности, требования заявления в судебном заседании поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица избирательной комиссии МО «город Оренбург» Ступников А.Я., действующий на основании доверенности, просил отказать в удовлетворении заявления, полагая, что оснований для отмены итогов голосования не имеется.

Старший помощник прокурора Ленинского района г.Оренбурга Емельянова М.В., возражала против удовлетворения требований, полагая, что оснований для отмены итогов голосования не имеется.

Выслушав пояснения сторон, принимая во внимание заключение прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

Основные гарантии избирательных прав граждан России закреплены в ст.32 Конституции Российской Федерации, из которой следует, что граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Пункты 1 и 2 с.3 Закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» закрепляют одинаковые принципы, на основе которых гражданин изъявляет свою волю на выборах и референдуме. Содержание перечисленных принципов соответствует международным избирательным стандартам, действующим в демократических государствах.

В соответствии с п.3 и п.4 ст.23 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации. Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Из представленных в суд доказательств установлено: Решением Оренбургского городского Совета от 13.07.2010г. №1125 назначены выборы депутатов Оренбургского городского Совета (л.д.42).

Решениями Оренбургского городского Совета от 29.12.2006 года №188, 29.06.2010 года № 1123, 07.09.2010 года №1176, сформирована избирательная комиссия МО «город Оренбург».

Решением избирательной комиссии МО «город Оренбург» №101 от 11.10.2010 года выборы депутатов Оренбургского городского Совета по единому округу, назначены на 10.10.2010 года, признаны действительными и состоявшимися.

Судом было исследовано оспариваемое решение.

Основания для отмены итогов голосования и признания выборов несостоявшимися предусмотрены ст.77 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ст.86 Закона Оренбургской области от 5 ноября 2009 года № 3209/719-IV-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области».

Положениями указанных статей установлено, что после установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу.

Основанием для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов являются следующие, установленные судом обстоятельства:

а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом;

б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона (Ограничения при проведении предвыборной агитации), что не позволяет выявить действительную волю избирателей;

г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей.

Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Отмена избирательной комиссией или судом решения о результатах выборов в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, влечет признание результатов выборов по данному избирательному округу недействительными.

Из настоящего заявления следует, что избирательные комиссии всех уровней преднамеренно и целенаправленно проводили широкомасштабную агитацию среди избирателей в пользу избирательных объединений политических партий «Единая Россия», «Справедливая Россия» и «ЛДПР» посредством избирательных бюллетеней, составленных в пользу вышеперечисленных избирательных объединений», агитация проводилась путем размещения в избирательных бюллетенях наименований избирательных объединений разными шрифтами.

В соответствии с требованиями ст.63 Закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и 66 Закона Оренбургской области, форма и текст избирательных бюллетеней были утверждены решением Избирательной комиссией МО «город Оренбург» от 15.09.2010 года № 84.

В соответствии с ч.8 ст. 66 Закона Оренбургской области для проведения голосования за списки кандидатов в избирательных бюллетенях были размещены в порядке, определенном жеребьевкой, краткие наименования избирательных объединений, зарегистрировавших списки кандидатов, а также фамилии, имена, отчества первых 3 кандидатов из общетерриториальной части списка и (или) первых 3 кандидатов из его соответствующей территориальной части и эмблемы избирательных объединений в одноцветном исполнении, которые были представлены в избирательную комиссию муниципального образования в соответствии с ч. 3 ст.25 указанного Закона.

При этом в соответствии с ч.1 ст.25 Закона Оренбургской области, наименованием избирательного объединения является наименование, указанное в уставе соответствующей политической партии.

В судебном заседании установлено, что при утверждении формы и текста избирательных бюллетеней наименование партий было изложено в том виде, в котором они были указаны на представленных избирательными объединениями титульных листах Уставов партий, что соответствует ч.2 ст. 25 Закона Оренбургской области от 05.11.2009 года.

Наименование избирательного объединения «Оренбургское городское отделение Оренбургского областного отделения политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации» в тексте избирательных бюллетеней указаны в точном соответствии с наименованием, указанным в предоставленной избирательным объединением КПРФ копии Устава КПРФ.

Кроме того, размещение в избирательных бюллетенях наименований избирательных объединений, не содержит признаков предвыборной агитации, понятие которой дано в ч.2 ст.49 Закона Оренбургской области, и поэтому не является предвыборной агитацией. Суду не представлено доказательств того, что в связи с изложением наименования КПРФ в избирательном бюллетене невыделенным шрифтом, невозможно выявить действительную волю избирателей.

В силу ст. 13 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» участковая комиссия вправе разделить первый экземпляр списка избирателей, участников референдума на отдельные книги. Каждая такая книга не позднее дня, предшествующего дню голосования должна быть сброшюрована, что подтверждается печатью соответствующей участковой комиссии и подписью ее председателя.

Согласно п. 14 ст. 10 Закона Оренбургской области от 5 ноября 2009 года № 3209/719-IV-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области» участковая избирательная комиссия вправе разделить первый экземпляр списка избирателей на отдельные книги не позднее чем в день, предшествующий дню голосования, должна быть снабжена титульным листом с указанием порядкового номера книги и общего количества отдельных книг, на которые разделен список избирателей, и сброшюрована (прошита), что подтверждается печатью соответствующей участковой избирательной комиссии и подписью ее председателя.

Доводы заявителей о том, что участковыми избирательными комиссиями не были выполнены требования действующего законодательства при разделении списка избирателей на книги, нашли свое подтверждение в судебном заседании.

Данное обстоятельства также подтверждается докладной запиской на имя прокурора Оренбургской области. При этом указано, что о данном факте нарушений было сообщено председателям участковых избирательных комиссий, нарушения были устранены незамедлительно.

Несмотря на факт выявленного нарушения, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований заявителей об отмене решения и итогов голосования, поскольку указанное нарушение было устранено в ходе проведения голосования, и не повлекло последствий, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Доводы истцов об использовании Бергом Ю.А. и Мещеряковым Ю.Н. должностных преимуществ при распространении агитационных материалов на территории г. Оренбурга также не нашли своего подтверждения в судебном заседании.

Судом установлено, что об изготовлении указанных агитационных материалов ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ» уведомила избирательную комиссию МО «город Оренбург» в соответствии с ч.5 ст.55 Закона Оренбургской области от 05.11.2009 года.

Довод об использовании Мищеряковым Ю.Н. преимущества должностного положения путем доступа к персональным данным является необоснованным и не подтверждается доказательствами.

В соответствии с п.1 ст.23 Закона РФ «О персональных данных» уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, на который возлагается обеспечение контроля и надзора за соответствием обработки персональных данных требованиям настоящего Федерального закона, является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере информационных технологий и связи. Администрация города к таким органам не относится. Доказательств того, что Мищеряков Ю.Н. имел доступ к таким данным и использовал эту возможность при подготовке агитационного материала суду не представлено.

Из содержания и текста агитационного материала, размещённого на листах голубого цвета видно, что распространителем этих листов является ОРО ВПП «Единая Россия», доказательств того, что персональные сведения были предоставлены в избирательное объединение от администрации города, не подтверждены.

Предвыборная агитация может проводиться, в том числе посредством выпуска и распространения печатных агитационных материалов.

Кандидат, избирательное объединение самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц.

Расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов, фондов референдума в установленном законом порядке. Агитация за кандидата, избирательное объединение, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов, избирательных объединений, запрещается.

Из содержания исследованных в судебном заседании листов следует, что они содержат в себе признаки агитации (выражение предпочтения избирательному объединению, в частности РО ПП «Единая Россия; описание возможных последствий в случае, если список кандидатов от ВПП «Единая Россия» не будет допущен к распределению депутатских мандатов; в тексте преобладают сведения о ВПП «Единая Россия» с позитивными комментариями). Следовательно, выпуск и распространение агитационного материала в виде исследованных судом писем не противоречит требованиям закона.

Доводы истцов о том, что в ходе голосования было зафиксировано, что в списках избирателей по избирательному участку № 1029 числился личный состав военной части № 39994, а в реальной действительности голосовал личный состав трех воинских частей № 39994, 29452, 40263 суд находит не состоятельными, поскольку доказательств указанного нарушения суду представлено не было.

В части заявленного довода об отмене решения избирательной комиссии, поскольку в 08 часов 40 минут был зафиксирован факт выдачи избирательных бюллетеней ФИО11, паспортные данные которого не соответствовали паспортным данным избирателя Мусина, а также о том, что не член комиссии располагался за столом среди членов избирательной комиссии, и перед ним лежали избирательные бюллетени, суд приходит к следующему.

Действительно в судебном заседании было установлено и не оспаривалось сторонами, что паспортные данные гражданина ФИО11 и избирателя ФИО11 не совпадали. Кроме того, ответчиком не оспаривалось, что не член комиссии располагался за столом, однако почти сразу после начала голосования и установления данного факта он был отсажен от членов комиссии. Точного количества розданных указанным лицом бюллетеней не установлено, а, следовательно, не представлено доказательств существенного нарушения избирательного законодательства.

Таким образом, несмотря на факт выявления указанных нарушений, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований заявителей об отмене решения и итогов голосования, поскольку указанные нарушения были устранены в ходе проведения голосования, и не повлекли последствий, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Исследовав всю совокупность доказательств суд приходит к выводу о том, что нарушений, влекущих безусловную отмену результатов выборов в Оренбургский городской совет по основаниям, указанным в федеральном и областном законах, судом не установлено. Нарушений закона, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей, также судом не установлено. Оснований для удовлетворения требований об отмене итогов голосования у суда не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Оренбургскому городскому отделению политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации, Юдину Г.П. в удовлетворении исковых требований к Избирательной комиссии муниципального образования «город Оренбург», об отмене решения избирательной комиссии о признании итогов голосования и признании результатов выборов в Оренбургский городской Совет по одномандатному округу №18 недействительными отказать. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г.Оренбурга в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья: подпись

Полный текст решения изготовлен 23.03.2011 года.

Копия верна:

Судья:

Секретарь: