о признании незаконным бездействия Администрации г. Оренбурга



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 марта 2011 года г.Оренбург

Ленинский районный суд г. Оренбурга

в составе председательствующего судьи Месяца О.К.,

при секретаре Лексиковой Е.А.,

с участием представителя истца - помощника прокурора г.Оренбурга Назмутдиновой Г.С., представителей ответчиков - администрации г.Оренбурга Назаренковой Г.М., Правительства Оренбургской области -Лукашвили Т.Э., представителя третьего лица Ибраева А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Оренбурга в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Оренбурга, Правительству Оренбургской области о признании незаконным бездействия выразившиеся в непринятии мер по надлежащему оборудованию и эксплуатации биотермических ям, обязании устранения вышеуказанных нарушений,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Оренбурга в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации г. Оренбурга, Правительству Оренбургской области о признании незаконным бездействия выразившиеся в непринятии мер по надлежащему оборудованию и эксплуатации биотермических ям, обязании устранения вышеуказанных нарушений, указав, что в ходе проверок соблюдения требований законодательства о ветеринарии при эксплуатации биотермических ям, расположенных на территории муниципального образования «город Оренбург» прокуратурой города установлено, что в реестр имущества, находящегося в собственности муниципального образования «город Оренбург», включены биотермические ямы (ямы Беккари), расположенные на территории муниципального образования «город Оренбург», а именно: с. Краснохолм, пос.Каргала, с.Пруды, с.Самородово, пос.Бердянка, пос.Нижнесакмарский Центрального района г.Оренбурга.

Указанные объекты закреплены на праве оперативного управления распоряжением Комитета по управлению имуществом г. Оренбурга № 735 от 22.05.2008 «О закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления и хозяйственного ведения» за администрациями Дзержинского, Промышленного, Ленинского, Центрального районов города Оренбурга и МУП «Городские объекты инженерной инфраструктуры» (по территориальности).

В нарушение указанных норм закона биотермические ямы, администрацией города Оренбурга содержатся с нарушением требований Ветеринарно-санитарных правил, что ставит под угрозу экологическое благополучие на территории муниципального образования «город Оренбург и может привести к негативным последствиям для окружающей среды и населения муниципального образования, в частности:

  1. Биотермическая яма, расположенная в п. Нижнесакмарский, в нарушение п. 5.8 ВСП не оборудована навесом над ямой, отсутствует площадка для вскрытия трупов животных, отсутствует помещение для хранения дезсредств, инвентаря, спецодежды и инструментов;
  2. Биотермическая яма, расположенная в с. Бердянка, в нарушение п. 5.8 ВСП не оборудована навесом над ямой, отсутствует площадка для вскрытия трупов животных, отсутствует помещение для хранения дезсредств, инвентаря;
  3. Биотермическая яма, расположенная в с. Самородово, в нарушение п. 5.8 ВСП, не оборудована навесом над ямой, отсутствует площадка для вскрытия трупов животных, отсутствует помещение для хранения дезсредств, инвентаря; в нарушение п. 5.6 ВСП место захоронения не ограждено; в нарушение п. 6.2 ВСП отсутствуют замки на въездных воротах и крыше ямы;
  4. Биотермическая яма, расположенная в п. Каргала, в нарушение п. 5.8 ВСП, не оборудована навесом над ямой, отсутствует площадка для вскрытия трупов животных, отсутствует помещение для хранения дезсредств, инвентаря;
  5. Биотермическая яма, расположенная в с. Пруды, в нарушение п. 5.8 ВСП, не оборудована навесом над ямой, отсутствует площадка для вскрытия трупов животных, отсутствует помещение для хранения дезсредств, инвентаря; в нарушение п. 5.6 ВСП место захоронения не ограждено (по периметру имеется только ограждение из колючей проволоки).

Просили признать незаконным бездействие администрации города Оренбурга, выразившееся в непринятии мер по надлежащему оборудованию и эксплуатации биотермических ям, расположенных: пос. Каргала Дзержинского района г. Оренбурга, с. Пруды Промышленного района г. Оренбурга, с. Самородово Промышленного района г. Оренбурга, пос. Бердянка Ленинского района г. Оренбурга и пос. Нижнесакмарский Центрального района г. Оренбурга.

Обязать администрацию города Оренбурга привести биотермические ямы, расположенные на территории муниципального образования «город Оренбург»: пос. Каргала Дзержинского района г. Оренбурга, с. Пруды Промышленного района г. Оренбурга, с. Самородово Промышленного района г. Оренбурга, пос. Бердянка Ленинского района г. Оренбурга и пос. Нижнесакмарский Центрального района г. Оренбурга в соответствие с требованиями ветеринарно-санитарных правил, путем установления ограждения, навеса над ямами, оборудования площадок для вскрытия трупов животных и помещений для хранения дезсредств, инвентаря и инструментов.

Обязать Правительство Оренбургской области предусмотреть расходы бюджета на осуществление мер по надлежащему содержанию биотермических ям, расположенных на территории муниципального образования «город Оренбург»: пос. Каргала Дзержинского района г. Оренбурга, с. Пруды Промышленного района г. Оренбурга, с. Самородово Промышленного района г. Оренбурга, пос. Бердянка Ленинского района г. Оренбурга и пос. Нижнесакмарский Центрального района г. Оренбурга, направленных на предупреждение эпидемий и ликвидации их последствий.

В судебном заседании помощник прокурора г.Оренбурга Назмутдинова Г.С. поддержала предъявленное заявление, просила его удовлетворить.

В судебном заседании представитель администрации г.Оренбурга Назаренкова Г.М., действующая по доверенности, возражала против удовлетворения заявления. Указала, что денежных средств на объекты в настоящее время не предусмотрено. В случае их выделения из бюджета строительство ограждений, навесов над ямами, оборудования площадок для вскрытия трупов животных и помещений для хранения дезсредств, инвентаря и инструментов будет осуществлено.

В судебном заседании представитель Правительства Оренбургской области Лукашвили Т.Э., действующий по доверенности, возражал против удовлетворения заявления. Пояснил, что денежных средств на объект в настоящее время в бюджете области не предусмотрено.

В судебном заседании представитель третьего лица Ибраев А.С., действующий по доверенности, возражал против удовлетворения заявления.

Суд, заслушав помощника прокурора г. Оренбурга, представителя Администрации г. Оренбурга, представителя Правительства Оренбургской области, представителя третьего лица Ибраева А.С., изучив материалы дела, приходит к следующему.

В силу ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации предусматривает право каждого на благоприятную окружающую среду.

Согласно Закона РФ «О ветеринарии» ветеринарными мероприятиями следует считать деятельность, направленную на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных. К иным мероприятиям относится сжигание трупов павших животных, устройство скотомогильников, изъятие и уничтожение зараженных продуктов и иное.

Судом установлено, что прокуратурой г.Оренбурга проведена проверка соблюдения законодательства о ветеринарии. Истцом было установлено, что в нарушении ст.1 Закона РФ «О ветеринарии», п.5.6. ст.5 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов территория скотомогильников (ямы-Беккари):

1) Биотермическая яма, расположенная в п. Нижнесакмарский, в нарушение п. 5.8 ВСП не оборудована навесом над ямой, отсутствует площадка для вскрытия трупов животных, отсутствует помещение для хранения дезсредств, инвентаря, спецодежды и инструментов;

  1. Биотермическая яма, расположенная в с. Бердянка, в нарушение п. 5.8 ВСП не оборудована навесом над ямой, отсутствует площадка для вскрытия трупов животных, отсутствует помещение для хранения дезсредств, инвентаря;
  2. Биотермическая яма, расположенная в с. Самородово, в нарушение п. 5.8 ВСП, не оборудована навесом над ямой, отсутствует площадка для вскрытия трупов животных, отсутствует помещение для хранения дезсредств, инвентаря; в нарушение п. 5.6 ВСП место захоронения не ограждено; в нарушение п. 6.2 ВСП отсутствуют замки на въездных воротах и крыше ямы;
  3. Биотермическая яма, расположенная в п. Каргала, в нарушение п. 5.8 ВСП, не оборудована навесом над ямой, отсутствует площадка для вскрытия трупов животных, отсутствует помещение для хранения дезсредств, инвентаря;

5) Биотермическая яма, расположенная в с. Пруды, в нарушение п. 5.8 ВСП, не оборудована навесом над ямой, отсутствует площадка для вскрытия трупов животных, отсутствует помещение для хранения дезсредств, инвентаря; в нарушение п. 5.6 ВСП место захоронения не ограждено (по периметру имеется только ограждение из колючей проволоки).

В соответствии со ст.6 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», ст.7 ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения относится, в том числе, организация утилизации и переработки бытовых отходов. Эти же вопросы и установление правил содержания мест захоронения относятся в соответствии с Уставом города Оренбурга к вопросам местного значения, отнесенным к компетенции администрации города.

Законом Оренбургской области от 6 сентября 2004 г. N 1455/23 3-Ш-ОЗ "Об областной программе неотложных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний на 2005-2010 годы", Законом Оренбургской области от 25 ноября 2005 г. N 2721/491-Ш-ОЗ "Об областной целевой программе "Организация борьбы с туберкулезом в Оренбургской области на 2006 - 2008 годы" предусмотрено финансирование строительства ям Беккари за счет средств бюджетов муниципального образования.

Ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает право гражданина на защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Из материалов дела следует, что в Акте проверки ветеринарно-санитарного состояния скотомогильника (биотермической ямы) в п. Нижнесакмарский, в нарушение п. 5.8 ВСП не оборудована навесом над ямой, отсутствует площадка для вскрытия трупов животных, отсутствует помещение для хранения дезсредств, инвентаря, спецодежды и инструментов.

Из Акта проверки ветеринарно-санитарного состояния скотомогильника (биотермической ямы) от 14.05.2010г. в с. Самородово следует, что в нарушение п. 5.8 ВСП, не оборудована навесом над ямой, отсутствует площадка для вскрытия трупов животных, отсутствует помещение для хранения дезсредств, инвентаря; в нарушение п. 5.6 ВСП место захоронения не ограждено; в нарушение п. 6.2 ВСП отсутствуют замки на въездных воротах и крыше ямы.

Из Акта проверки ветеринарно-санитарного состояния скотомогильника (биотермической ямы) от 16.09.2010г. в с.Бердянка следует что, биотермическая яма, расположенная в с. Самородово, в нарушение п. 5.8 ВСП, не оборудована навесом над ямой, отсутствует площадка для вскрытия трупов животных, отсутствует помещение для хранения дезсредств, инвентаря; в нарушение п. 5.6 ВСП место захоронения не ограждено; в нарушение п. 6.2 ВСП отсутствуют замки на въездных воротах и крыше ямы;

Из Акта проверки ветеринарно-санитарного состояния скотомогильника (биотермической ямы) от 14.09.2010г. в п. Каргала следует, что в нарушение п. 5.8 ВСП, не оборудована навесом над ямой, отсутствует площадка для вскрытия трупов животных, отсутствует помещение для хранения дезсредств, инвентаря;

Из Акта проверки ветеринарно-санитарного состояния скотомогильника (биотермической ямы) от 15.09.2010г. в с. Пруды, следует, чтов нарушение п. 5.8 ВСП, не оборудована навесом над ямой, отсутствует площадка для вскрытия трупов животных, отсутствует помещение для хранения дезсредств, инвентаря; в нарушение п. 5.6 ВСП место захоронения не ограждено (по периметру имеется только ограждение из колючей проволоки).

Из Распоряжения «О закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления и хозяйственного ведения» № 735 от 22.05.2008г. следует, что закреплено на праве оперативного управления за администрацией с. Пруды Промышленного района г. Оренбурга яма Беккари, расположенная на территории села Пруды; за администрацией с. Краснохолм Дзержинского района г. Оренбурга яма Беккари, расположенная на территории села Краснохолм; за администрацией п. Каргала Дзержинского района г. Оренбурга яма Беккари, расположенная на территории поселка Каргала; за администрацией с. Самородово Промышленного района г. Оренбурга яма Беккари, расположенная на территории поселка Самородово; за администрацией п. Бердянка Ленинского района г. Оренбурга яма Беккари, расположенная на территории поселка Бердянка; за администрацией п. Нижнесакмарский Центрального района г. Оренбурга яма Беккари, расположенная на территории поселка Нижнесакмарский.

В судебном заседании специалист государственный ветеринарный инспектор Ибраев А.С., действующий по доверенности, пояснил, что объекты построены в 2005-2009г.г. с тех пор каждые 6 месяцев проводится их обследование (плановое). Состояние объектов являлось неизменным на протяжении всего этого периода. Строительство навеса над ямой скотомогильника, пристрой для вскрытия трупов животных и глухого забора, как это предусмотрено Ветеринарно-санитарными правилами от 04.12.1995г. не производилось, нет их и в настоящее время. В связи с чем и на основании каких нормативных актов было принято решение о соответствии объекта существующим нормам и правилам, ему неизвестно.

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии бездействия на протяжении всего этого периода администрации г. Оренбурга являющегося собственником и органом ответственным в соответствии с Уставом г. Оренбурга за санитарно-эпидемиологическое состояние, за которым закреплен на праве оперативного управления состояние вышеуказанных объектов.

Оценивая обоснованность заявленных истцом требований к Правительству Оренбургской области, суд исходит из следующего.

Основными задачами ветеринарии в соответствии со статьями 1, 3 Закона РФ "О ветеринарии", в том числе, является предупреждение и ликвидация заразных и иных болезней животных, защита населения от болезней, общих для человека и животных, которые относятся к полномочиям субъекта Российской Федерации. Одним из таких мероприятий по предупреждению болезней животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных является содержание и обустройство скотомогильников и биотермических ям.

Согласно статьям 5, 6 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации. Осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Таким образом, требования прокурора города Оренбурга в интересах неопределенного круга лиц обоснованны и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора г. Оренбурга в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Оренбурга, Правительству Оренбургской области о признании незаконным бездействия выразившиеся в непринятии мер по надлежащему оборудованию и эксплуатации биотермических ям, обязании устранения вышеуказанных нарушений - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации города Оренбурга, выразившееся в непринятии мер по надлежащему оборудованию и эксплуатации биотермических ям, расположенных: пос. Каргала Дзержинского района г. Оренбурга, с. Пруды Промышленного района г. Оренбурга, с. Самородово Промышленного района г. Оренбурга, пос. Бердянка Ленинского района г. Оренбурга и пос. Нижнесакмарский Центрального района г. Оренбурга.

Обязать администрацию города Оренбурга привести биотермические ямы, расположенные на территории муниципального образования «город Оренбург»: пос. Каргала Дзержинского района г. Оренбурга, с. Пруды Промышленного района г. Оренбурга, с. Самородово Промышленного района г. Оренбурга, пос. Бердянка Ленинского района г. Оренбурга и пос. Нижнесакмарский Центрального района г. Оренбурга в соответствие с требованиями ветеринарно-санитарных правил, путем установления ограждения, навеса над ямами, оборудования площадок для вскрытия трупов животных и помещений для хранения дезсредств, инвентаря и инструментов.

Обязать Правительство Оренбургской области предусмотреть расходы бюджета на осуществление мер по надлежащему содержанию биотермических ям, расположенных на территории муниципального образования «город Оренбург»: пос. Каргала Дзержинского района г. Оренбурга, с. Пруды Промышленного района г. Оренбурга, с. Самородово Промышленного района г. Оренбурга, пос. Бердянка Ленинского района г. Оренбурга и пос. Нижнесакмарский Центрального района г. Оренбурга, направленных на предупреждение эпидемий и ликвидации их последствий.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: подпись

Копия верна, в окончательной форме

решение принято ...., судья: