РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 марта 2011 года г.Оренбург
Ленинский районный суд города Оренбурга в составе
председательствующего судья Князевой О.М.,
при секретаре Зиновьевой Е.В.,
с участием истца Ишмурзиной Р.Р.,
представителя ответчика Закутнева А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ишмурзиной Р.Р. к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Оренбурге о признании незаконным в части решения начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Оренбурге № от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Истец Ишмурзина Р.Р. обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику УПФ РФ (государственное учреждение) в г.Оренбурге, указав, что она работает воспитателем в МДОУ "Детский сад комбинированного вида №".
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением к ответчику о досрочном назначении ей пенсии по старости, поскольку на момент обращения ее трудовой стаж достиг 25 лет и в соответствии с пп. 19 п.1 ст. 27 Федерального Закона от 17.12.2001г. №173- ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" у нее возникло право на досрочную пенсию по старости.
Решением начальника УПФ РФ (ГУ) в г.Оренбурге от ДД.ММ.ГГГГ не засчитано в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, следующие периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воспитатель Малого предприятия Детский комбинат Малыш;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отпуск без сохранения заработной платы.
С данным решением истец не согласна, так как оно нарушает ее конституционное право на пенсионное обеспечение.
Истец просила суд:
3. Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Оренбурге назначить и выплачивать ей досрочную трудовую пенсию по старости на основании пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального Закона от 17.12.2001г. №173 - ФЗ " О трудовых пенсиях в РФ" со дня обращения за указанной пенсией, а именно с ДД.ММ.ГГГГ г.
В судебном заседании истец Ишмурзина Р.Р. уточнила исковые требования, не поддержала требования к ответчику засчитать в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, остальные требования поддержала. Пояснила, что сменили название детского сада на детский комбинат «Малыш», при этом ее должность, должностные обязанности и зарплата остались прежними.
Представитель ответчика Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Оренбурге Закутнев А.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд, заслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы гражданского дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, уточненных в судебном заседании, по следующим основаниям.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Ишмурзина Р.Р. обратилась с заявлением к ответчику о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Решением начальника Управления Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в г. Оренбурге № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ей было отказано, в связи с отсутствием требуемого стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей.
По представленным документам продолжительность стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости, составила 21 год 09 месяцев 01 день, а требуется 25 лет.
В льготный стаж не был включен период работы, обжалуемый истцом, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ) в должности воспитателя Малого предприятия Детский комбинат Малыш, так кактрудовая пенсия по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" досрочно назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от и возраста. Таким образом, законодательством четко определена единая организационно - правовая форма - учреждение.Малое предприятие не является по организационно-правовой форме учреждением. Наименование организации «Детский комбинат» не предусмотрен разделом «Наименование учреждений» Списка от 29.10.2002 № 781.
Согласно ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, по инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное пенсионное обеспечение имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от возраста.
В стаж, дающий право на указанный вид пенсии, засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях в строгом соответствии со Списком должностей и учреждений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781, с учетом Правил исчисления периодов работы, утвержденных названным постановлением и Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516.
Из п.1, п.1.8. Списка должностей и учреждений, утвержденного Постановлением Правительства № 781 от 29.10.2002 года следует, что работа в должности воспитателя в дошкольных образовательных учреждениях всех наименований засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Из трудовой книжки истца Ишмурзиной (Юсуповой) Р.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, следует, что ДД.ММ.ГГГГ она была уволена из ясли-сада № в порядке перевода по п.5 ст. 31 КЗОТ КССР в малое предприятие Детский комбинат «Малыш»; ДД.ММ.ГГГГ принята воспитателем в порядке перевода из ясли-сада № в МП Детский комбинат «Малыш»; ДД.ММ.ГГГГ уволена согласно ст. 32 КЗОТ <адрес> в связи с переменой места жительства.
Согласно архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по документам архивного фонда Казахского газопромыслового управления и Управления жилищно-коммунального хозяйства <адрес> в приказах по личному составу: приказом №-к от ДД.ММ.ГГГГ Ишмурзина Р.Р. принимается на работу в д/с № воспитателем, с ДД.ММ.ГГГГ. Приказом №-к от ДД.ММ.ГГГГ, на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ о создании на базе ясли-сада № малого предприятия Детский комбинат «Малыш», уволить в порядке перевода для дальнейшей работы по специальности во вновь созданное предприятие следующих работников ясли-сада №, с ДД.ММ.ГГГГ: … воспитателя Ишмурзину Р.Р. В ведомостях начисления заработной платы д/к «Малыш» за январь-декабрь 1992 г., январь-декабрь 1993 г., январь 1994 г. значится Ишмурзина Р.Р. (так в документе) - воспитатель.
Ведомости начисления заработной платы за 1990 - 1991 годы, приказы по личному составу д/к «Малыш» за 1994 г. и Устав МП Детский комбинат «Малыш» на госхранение не поступали.
Согласно п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» следует, что при разрешении споров, возникших между пенсионными органами и гражданами по вопросу включения в специальный стаж (стаж педагогической, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, а также творческой деятельности) периодов работы в учреждениях, не являвшихся государственными либо муниципальными (подпункты 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует иметь в виду, что ранее действовавший Закон Российской Федерации от 29 ноября 1990 года N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не содержал требования о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях и коллективах, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. По смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.
Кроме того, финансирование досрочных трудовых пенсий по старости, назначаемых в соответствии с подпунктами 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", производится на общих основаниях. Согласно Федеральному закону "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 9 и пункт 2 статьи 10) финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые взимаются в соответствии с названным Федеральным законом и зачисляются непосредственно в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации). При этом действующее законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей - учреждений для детей, учреждений здравоохранения, театров, театрально-зрелищных организаций в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными, частными.
Учитывая это, а также принимая во внимание, что, сохраняя для лиц, осуществлявших педагогическую, лечебную, творческую деятельность на сцене в государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но в негосударственных учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах и театрально-зрелищных организациях, защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств, до установления соответствующего правового механизма педагогическая, лечебная и творческая деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подпунктов 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.
Суд не соглашается с выводом ответчика о том, что не подлежит включению в специальный стаж Ишмурзиной Р.Р. период ее работы воспитателем Малого предприятия Детский комбинат «Малыш» поскольку малое предприятие не является организационно - правовой формой - учреждением, и что наименование организации «Детский комбинат» не предусмотрено разделом «Наименование учреждений» Списка от 29.10.2002 г. № 781.
Из пояснений истца следует, что ясли-сад, который предусмотрен разделом «Наименование учреждений» Списка от 29.10.2002 г. № 781, был переименован в Малое предприятие Детский комбинат «Малыш». Изменилось только название, наименование должности и должностные обязанности и заработная плата остались прежними.
Доказательств того, что Малое предприятие Детский комбинат «Малыш» не осуществляет дошкольное воспитание и образование детей ответчиком суду не представлено.
Следовательно, период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ) подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости.
Таким образом, с учетом зачтенного ответчиком стажа педагогической работы истца, составляющего 21 год 09 месяцев 01 день, в стаж ее педагогической работы подлежат включению 03 года 03 месяца 15 дней, что в общей сумме составляет 25 лет 16 дней. Следовательно, на дату подачи заявления в УПФ РФ в г.Оренбурге истец Ишмурзина Р.Р. имела необходимый 25-летний стаж педагогической работы, а именно, 25 лет 16 дней, и, соответственно, право на назначение и получение досрочной трудовой пенсии по старости.
В соответствии со статьей 19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).
При таких обстоятельствах суд считает необходимым обязать ответчика назначить Ишмурзиной Р.Р. трудовую досрочную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ишмурзиной Р.Р. - удовлетворить.
Признать решение начальника Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным в части не включения Ишмурзиной Р.Р. в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ) в должности воспитателя Малого предприятия Детский комбинат «Малыш».
Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге включить Ишмурзиной Р.Р. в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ) в должности воспитателя Малого предприятия Детский комбинат «Малыш».
Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге назначить и выплачивать Ишмурзиной Р.Р. досрочную трудовую пенсию по старости начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: подпись Князева О.М.
Копия верна.
Судья:
Секретарь:
Полный текст решения изготовлен: ДД.ММ.ГГГГ