о признании бездействия незаконным



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 марта 2011 года

Суд Ленинского района города Оренбурга

В составе председательствующего судьи Селютиной И.Ф.

С участием старшего помощника прокурора Ленинского района г.Оренбурга Емельянова М.В.,

Представитель администрации г.Оренбурга Федосовой О.В.,

при секретаре Файзуллиной Р.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ленинского района г.Оренбурга к администрации г.Оренбурга о понуждении обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, о постановке на учёт в качестве бесхозяйной вещи гидротехнического сооружения,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Ленинского района г.Оренбурга обратился в суд с заявлением, указав, что в результате прокурорской проверки установлено, что гидротехническое сооружение - защитная дамба ... является бесхозяйным. Документы, удостоверяющие чье-либо право собственности на указанный объект, отсутствуют,

Правовую основу для возникновения муниципальной собственности на гидротехническое сооружение, которое не имеет собственника, дают положения статьи 225 Гражданского кодекса РФ, согласно которой бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

Статус указанных ГТС, как бесхозяйных, являющихся объектами, создающими повышенную опасность для граждан, требует принятия незамедлительных мер по передаче их в муниципальную собственность для обеспечения безопасности, предотвращения чрезвычайной ситуаций, стихийных бедствий и гибели людей.

Администрацией города Оренбурга каких - либо мер по постановке ГТС на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимости, принятию в муниципальную собственность и обеспечению безопасности данного ГТС до настоящего времени не принято.

Данное обстоятельство свидетельствует о ненадлежащем выполнении администрацией города Оренбурга вопросов местного значения по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории города, которые могут повлечь стихийные бедствия и разрушения, и не обеспечивается безопасность граждан, охрана их жизни и здоровья.

Учитывая, что органом местного самоуправления - администрацией города Оренбурга не осуществляется каких - либо практических мероприятий, направленных на принятие в муниципальную собственность гидротехнического сооружения - защитная дамба ..., тем самым не обеспечивается безопасность граждан, охрана их жизни и здоровья, права последних на благоприятную окружающую среду.

Прокурор Ленинского района г.Оренбурга просил суд: признать бездействие администрации г. Оренбурга выразившееся в непринятии мер по регистрации права собственности на бесхозное недвижимое имущество - гидротехническое сооружение - защитную дамбу, расположенную ..., незаконным; Обязать администрацию города Оренбурга обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи
гидротехническое сооружение - защитную дамбу, ... и зарегистрировать на него право собственности в порядке и срок установленный законом.

В судебном заседании представитель прокуратуры - старший помощник прокурора Ленинского района г.Оренбурга Емельянова М.В. заявление прокурора поддержала.

В судебном заседании представитель администрации г.Оренбурга Федосова О.В., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась.

Третьи лица Управление россеестра по Оренбургской области, Комитет по управлению имуществом администрации г.Оренбурга извещены о явке в суд надлежащим образом, в судебном заседании не присутствовали, о явке в суд извещены по телефону, об отложении дела не просили.

Суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие третьих лиц.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Вопросы безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений регулирует и устанавливает Федеральный закон РФ от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".

В ст. 3 настоящего ФЗ дается понятие ГТС, которым являются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.

При этом в указанной статье установлено, что собственником ГТС являются Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.

В силу положений ст. 50 ФЗ РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться указанное в частях 2 - 4 настоящей статьи имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения (п. 1 ч. 1).

В собственности поселений может в том числе находиться имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения (ч. 2).

В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений либо не относящееся к видам имущества, перечисленным в частях 2 и 3 настоящей статьи, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом (ч. 5).

Особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учета муниципального имущества устанавливаются федеральным законом.

В результате прокурорской проверки установлено, что гидротехническое сооружение - защитная дамба расположенная ... является бесхозяйным. Документы, удостоверяющие чье-либо право собственности на указанный объект, или сведения об эксплуатирующей дамбу организации, отсутствуют.

Согласно ст.225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Согласно п.3 Положения «О принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», утв.Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 № 580, к заявлению органа местного самоуправления в Управление Росреестра по Оренбургской области должны быть приложены в том числе документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался.

В соответствии с п.7 указанного Положения документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются:

выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества;

выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы.

Из представленных ответчиком документов следует, что ДД.ММ.ГГГГ. Комитет по управлению имуществом г.Оренбурга направил запросы в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имущество по Оренбургской области о нахождении защитной дамбы, расположенной в южной части города между железнодорожным и автодорожным мостами, в реестрах областного и федерального имущества, а также запрос в ГУП «Облтехинвентаризация» от ДД.ММ.ГГГГ № о возможном правообладателе (ведомственной принадлежности) дамбы.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. МПР Оренбургской области сообщило об отсутствии указанной дамбы в Реестре государственного имущества Оренбургской области.

От Теруправления Росимущества по Оренбургской области ответа до настоящего времени не поступило.

Согласно ответу ГУП «Облтехинвентаризация», в архиве предприятия указанная дамба на учете не значится.

Из представленных суду документов следует, что доводы прокуратуры о бездействии администрации г.Оренбурга не нашли своё подтверждение в судебном заседании.

Кроме того, прокурором не представлено доказательств, свидетельствующих о незаконности бездействия администрации муниципального образования именно в части непринятия мер к получению в собственность ГТС, поскольку бездействием является неисполнение определенной обязанности, возложенной нормативным правовым или иным актом, определяющим полномочия ответчика. Такая обязанность законом на органы местного самоуправления не возложена.

Кроме того, понуждение ответчика к обращению в регистрирующий органа с заявлением о постановке указанного объекта на учет как бесхозяйного, является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий, что противоречит ст. 12 Конституции РФ, которая предусматривает самостоятельность органов местного самоуправления в пределах своих полномочий, и ч. 1 ст. 124 ГК РФ) по своему усмотрению осуществляют принадлежащие гражданские права.

При этом доводы прокурора о том, что положениями п. 8 п. 1 ст. 14 ФЗ РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, а также ссылки на п. 7 п. 1 ст. 15 указанного ФЗ, относящиеся к вопросам местного значения муниципального района участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципальных районов, не могут быть признаны состоятельными, поскольку приведенные нормы не предусматривают при этом обязательность передачи бесхозяйных объектов в муниципальную собственность помимо волеизъявления муниципальных образований. Данного условия также не содержится и в п. 3 ст. 225 ГК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Прокурору Ленинского района г.Оренбурга в удовлетворении заявления понуждении обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, о постановке на учёт в качестве бесхозяйной вещи гидротехнического сооружения - отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г.Оренбурга в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья :

Полный текст решения изготовлен 23.03.2011г.

Судья: