об отмене итогов голосования



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 января 2011 года

Суд Ленинского района города Оренбурга

В составе председательствующего судьи Селютиной И.Ф.

С участием старшего помощника прокурора Ленинского района г.Оренбурга Емельяновой М.В.,

Представителя Оренбургского регионального отделения политической партии «Патриоты России» Бикматова Р.А.,

Фролова В.И.,

Представителя ПП «Патриоты России» и ОРО ПП ЛДПР Дорошенко В.И.,

Представителя ОРО ПП Коммунистическая партия Российской Федерации Юдина Г.П.,

Представителя избирательной комиссии Ускова Е.Г.,

представителя РО ПП «Справедливая Россия» Михаель В.П.,

Представителя ОРО ВПП «Единая Россия» Ивлевой Е.В.,

при секретаре Линьковой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым заявлениям

Оренбургского регионального отделения политической партии «Патриоты России» к Избирательной комиссии муниципального образования «город Оренбург», администрации г. Оренбурга об отмене голосования и результатов выборов в Оренбургский городской Совет;

кандидата в депутаты Оренбургского городского Совета, выдвинутого по единому избирательному округу от избирательного объединения Оренбургского регионального отделения политической партии «Патриоты России» Фролова В.И. к Избирательной комиссии муниципального образования «город Оренбург», администрации г.Оренбурга об отмене голосования и результатов выборов в Оренбургский городской Совет;

избирательного объединения «Оренбургское городское отделение Оренбургского областного отделения политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации, Кандидата в депутаты Оренбургского городского Совета, выдвинутого избирательным объединением КПРФ Юдина Г.П. об отмене решения избирательной комиссии о признании голосовании, результатов выборов по единому округу недействительными,

УСТАНОВИЛ:

Оренбургское региональное отделение политической партии «Патриоты России» обратилось в суд с иском к Избирательной комиссии муниципального образования «город Оренбург», администрации г.Оренбурга об отмене голосования и результатов выборов в Оренбургский городской Совет, указав, что после определения итогов голосования избирательная комиссия МО «город Оренбург» приняла решения от 11.10.2010г. №103 о признании избранными депутатами Оренбургского городского совета по единому избирательному округу и от 13 октября 2010 года №106 о признании избранными депутатами Оренбургского городского Совета по одномандатным избирательным округам.

В ходе проведения избирательной кампании были допущены существенные нарушения норм федерального и регионального законодательства, которые могут явиться основанием для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах выборов.

В списке кандидатов в депутаты Оренбургского городского Совета от ОРО ВПП «Единая Россия» баллотировались Вадин А.В., который является главой администрации Северного округа г.Оренбурга, и Акимов Ю.Н. - глава администрации Южного округа г.Оренбурга. Они дали согласие баллотироваться в депутаты Оренбургского городского Совета и были зарегистрированы в составе списка кандидатов по территориальным частям данного списка.

В то же время, более половины состава окружных избирательных комиссий были сформированы из работников администрации Южного и Северного округов г.Оренбурга, что противоречит части 7.1, ст.25 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в Референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 года №67-ФЗ.

Также, зафиксирован факт обращения администрации г.Оренбурга, в лице начальника Управления по наружной рекламе и художественному оформлению города Решетова В.Г. к рекламным кампаниям, о предоставлении под размещение социальной рекламы сторон на магистральных щитах по определенным адресам, в срок с 23.08.2010 г. по 10.10.2010г. На приложенных фотоматериалах, видно, что рекламные щиты не содержат социальной рекламы и обладают признаками предвыборной агитации. Таким образом, на рекламных щитах, предназначенных для размещения рекламы, социальной направленности, размещен агитационный материал ОРО ВПП «Единая Россия».

Соответственно, ОРО ВПП «Единая Россия» использовала в целях достижения определенного результата на выборах денежные средства помимо средств собственного избирательного фонда, а именно денежные средства администрации г. Оренбурга, либо получила преимущества в предвыборной агитации путем использования служебного положения начальника управления администрации города В.Г. Решетова, так как на баннерах были представлены под агитационную рекламу только партии «Единая Россия».

Кроме того, зафиксирован факт незаконного использования Мищеряковым Ю.Н. персональных данных жителей города Оренбурга. Горожанам рассылались письма с обращением Ю.А. Берга и Ю.Н. Мищерякова, содержащие признаки предвыборной агитации. В письмах указывался адрес, фамилия, имя и отчество получателя. Мищеряков Ю.Н., как руководитель избирательного объединения «ОРО ВПП «Единая Россия» и как кандидат в депутаты Оренбургского городского Совета, не обладал полномочиями оператора. Таким образом, действующий Глава города, Мищеряков Ю.Н., используя преимущества служебного положения (доступ к персональным данным), распространял агитационный материал, оказывая воздействие на волеизъявление избирателей.

Изложенные обстоятельства могут служить основанием для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах выборов в соответствии с д.4 ч.4 ст.86 Закона Оренбургской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области» от 5 ноября 2009 года N 3 209/719-ГУ-ОЗ1.

Истец просил суд отменить решение избирательной комиссии муниципального образования «город Оренбург» от 11 октября 2010 года № 103 о признании избранными депутатами Оренбургского городского Совета по единому избирательному округу и от 13 октября 2010 года № 106 о признании избранными депутатами Оренбургского городского Совета по одномандатным избирательным округам.

Кандидат в депутаты Оренбургского городского Совета, выдвинутый по единому избирательному округу от избирательного объединения ОРО ПП «Патриоты России» Фролов В.И. обратился в суд с иском к Избирательной комиссии муниципального образования «город Оренбург», администрации г. Оренбурга об отмене голосования и результатов выборов в Оренбургский городской Совет по тем же основаниям, что и ОРО ПП «Патриоты России».

Избирательное объединение «Оренбургское городское отделение Оренбургского областного отделения политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации и Кандидат в депутаты Оренбургского городского Совета, выдвинутый избирательным объединением КПРФ Юдин Г.П. обратились в суд с заявлением об отмене решения избирательной комиссии о признании голосовании, результатов выборов по единому округу недействительными.

В обосновании заявления указано, что 10 октября 2010 года проводились выборы депутатов Оренбургского городского Совета. В процессе проведения избирательной кампании, избирательная комиссия муниципального образования «город Оренбург», окружные избирательные комиссии и участковые избирательные комиссии допустили существенные нарушения федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", закона Оренбургской области от 5 ноября 2009 года N 3209/719-1У-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области».

В день голосования, избирательные комиссии всех уровней преднамеренно и целенаправленно проводили широкомасштабную агитацию среди избирателей в пользу избирательных объединений политических партий «Единая Россия», «Справедливая Россия» и «ЛДПР» посредством избирательных бюллетеней, составленных в пользу вышеперечисленных избирательных объединений.

Избирательная комиссия муниципального образования «город Оренбург» в избирательных бюллетенях (как в бюллетенях для урн, так и в бюллетенях для «Комплексов обработки избирательных бюллетеней») единого избирательного округа преднамеренно нарушила законодательный принцип равенства избирательных объединений. Она представила в бюллетенях избирательное объединение «Оренбургское городское отделение Оренбургского областного отделения политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации» (далее - КПРФ) строчными буквами (за исключением тех букв, которые по правилам грамматики нужно писать прописными) и светлым шрифтом. Оренбургское региональное отделение политической партии «Патриоты России» хотя и было представлено прописными буквами, но - светлым шрифтом. Наименования избирательных объединений политических партий «Единая Россия», «Справедливая Россия» и «ЛДПР» - в тексте избирательных бюллетеней были выделены и прописными буквами, и жирным шрифтом.

В нарушение законодательства о выборах, с применением административного ресурса и грязных технологий, избирательным объединениям политических партий «Единая Россия», «Справедливая Россия» и «ЛДПР» в бюллетенях было предоставлено преимущественное положение относительно других избирательных объединений.

Избирательная комиссия муниципального образования «город Оренбург» в избирательные бюллетени не включила логотип избирательного объединения «Оренбургское городское отделение Оренбургского областного отделения политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации», в отличие от других избирательных объединений.

Таким способом были существенно нарушены права избирательного объединения «Оренбургское городское отделение Оренбургского областного отделения политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации» на равноправное участие в избирательной кампании.

Отсутствие логотипа КПРФ в бюллетенях не позволило выявить действительную волю избирателей на выборах депутатов Оренбургского городского Совета третьего созыва.

Избирателям Каширину Б.В., Самотуеву А.Н. и другим избирателям, в том числе и ветеранам Великой Отечественной войны, были направлены агитационные материалы с указанием персональных данных избирателя, с призывами голосовать за партию «Единая Россия» за подписью Ю. А. Берга и Ю. Н. Мищерякова, тиражом в 20 000 экземпляров. Однако редакция этих материалов различная, что является нарушением части 4 ст. 55 Регионального Закона.

Кроме того, Ю.А.Берг, как губернатор и председатель Правительства Оренбургской области и Ю.Н.Мищеряков, как глава города Оренбурга, возглавляющий общую часть списка кандидатов в депутаты Оренбургского городского Совета от ОРО ВПП «Единая Россия», в нарушении ч.4 ст. 9 Закона «О персональных данных» незаконно (без письменного согласия субъектов персональных данных) использовали персональные данные жителей города Оренбурга.

На всех участковых избирательных комиссиях, первый экземпляр списка избирателей был разделен на отдельные книги. Но, обязанности, прописанные в статье 13 Федерального Закона и п. 14 статьи 10 Регионального Закона, 90 % участковых избирательных комиссиях не были исполнены. Только на 10 % участковых избирательных комиссий списки избирателей были снабжены титульным листом, сброшюрованы (прошиты) и пронумерованы. К тому же, в большей части участковых избирательных комиссий это нарушение было устранено только за два часа до закрытия избирательных участков. Следовательно, участковыми избирательными комиссиями в день голосования были нарушены правила составления списка избирателей.

Истцы просили суд отменить решение избирательной комиссии муниципального образования «город Оренбург» о признании итогов голосования по единому округу по выборам депутатов Оренбургского городского Совета третьего созыва. Признать результаты выборов депутатов Оренбургского городского Совета третьего созыва по единому округу недействительными.

Определением суда гражданские дела, возбужденные по указанным заявлениям, были объединены в одно производство.

По ходатайству сторон к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ОРО ВПП «Единая Россия», ОРО ПП «ЛДПР», ОРО ПП «Справедливая Россия», Оренбургский городской Совет.

В судебном заседании представитель ОРО ПП «Патриоты России» Бикматов Р.А., действующий на основании доверенности; Фролов В.И.; представитель ПП «Патриоты России» и ОРО ПП ЛДПР Дорошенко В.И., действующий на основании доверенностей; представитель ОРО ПП Коммунистическая партия Российской Федерации Юдин Г.П., действующий на основании доверенности и от своего имени; представитель РО ПП «Справедливая Россия» Михаель В.П., действующий на основании доверенности, требования об отмене итогов голосования поддержали в полном объёме.

Представитель избирательной комиссии Усков Е.Г., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения требований, полагая, что оснований для отмены итогов голосования не имеется.

Представитель ОРО ВПП «Единая Россия» Ивлева Е.В., действующая на основании доверенности, также возражала против удовлетворения заявлений.

Старший помощник прокурора Ленинского района г.Оренбурга Емельянова М.В., возражала против удовлетворения требований, полагая, что оснований для отмены итогов голосования не имеется.

В судебном заседании не присутствовали представитель администрации г.Оренбурга, представитель Оренбургского городского Совета, указанные в качестве заинтересованных лиц Берг Ю.А., Мищеряков Ю.Н.

Указанные лица извещены о явке в суд надлежащим образом. Суд, с учётом мнения сторон вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации г.Оренбурга, представителя Оренбургского городского Совета, Берга Ю.А., Мищерякова Ю.Н.

Выслушав пояснения сторон, принимая во внимание заключение прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

Основные гарантии избирательных прав граждан России закреплены в ст.32 Конституции Российской Федерации, из которой следует, что граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Пункты 1 и 2 с.3 Закона РФ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" закрепляют одинаковые принципы, на основе которых гражданин изъявляет свою волю на выборах и референдуме. Содержание перечисленных принципов соответствует международным избирательным стандартам, действующим в демократических государствах.

В соответствии с п.3 и п.4 ст.23 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации. Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Из представленных в суд доказательств установлено: Решением Оренбургского городского Совета от 13.07.2010г. №1125 назначены выборы депутатов Оренбургского городского Совета (том П, л.д.6).

Решениями Оренбургского городского Совета от 29.12.2006г. №188, 29.06.2010г. 1123, 07.09.2010г. №1176, сформирована избирательная комиссия МО «город Оренбург»..

Из материалов дела усматривается, что по итогам выборов избирательной комиссией принято 6 решений (том П, л.д.89-99). Всеми решениями выборы признаны состоявшимися и признаны выбранными депутаты в Оренбургский городской Совет. Вынесение такого количества решений связано с изменением в составе избранных депутатов в избирательных объединениях.

Судом были исследованы оспариваемые

Решение Избирательной комиссии муниципального образования «город Оренбург» № 103 от 11 октября 2010г. о признании избранными депутатами Оренбургского городского Совета по единому избирательному округу:

Региональное отделение Политической партии «Справедливая Россия» - 3 депутата;

Оренбургское региональное отделение политической партии «Патриоты России» - 2 депутата;

Оренбургское региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» - 10 депутатов;

Оренбургское городской отделение Оренбургского областного отделения политической партии Коммунистическая партия Росийской Федерации; КПРФ - 3 депутата;

Оренбургское региональное отделение политической партии «ЛДПР» - 2 депутата (том дела П, листы 92,93)

а также Решение Избирательной комиссии муниципального образования «город Оренбург» № 106 от 13 октября 2010г. о признании выборов депутатов Оренбургского городского Совета состоявшимися и действительными и о признании избранными депутатами Оренбургского городского Совета по единому избирательному округу:

Региональное отделение Политической партии «Справедливая Россия» - 3 депутата;

Оренбургское региональное отделение политической партии «Патриоты России» - 2 депутата;

Оренбургское региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» - 10 депутатов;

Оренбургское городской отделение Оренбургского областного отделения политической партии Коммунистическая партия Роси1ской Федерации; КПРФ - 3 депутата;

Оренбургское региональное отделение политической партии «ЛДПР» - 2 депутата.

Избранными депутатами Оренбургского городского Совета по одномандатным избирательным округам признаны 19 депутатов (том дела П, листы 98,99).

Основания для отмены итогов голосования и признания выборов несостоявшимися предусмотрены ст.77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и ст.86 Закона Оренбургской области от 5 ноября 2009 г. N 3209/719-IV-ОЗ "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области".

Положениями указанных статей установлено, что после установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу.

Основанием для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов являются следующие, установленные судом обстоятельства:

а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом;

б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона (Ограничения при проведении предвыборной агитации), что не позволяет выявить действительную волю избирателей;

г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей.

Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Отмена избирательной комиссией или судом решения о результатах выборов в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, влечет признание результатов выборов по данному избирательному округу недействительными.

Суд считает несостоятельными доводы истцов об отмене голосования в связи нарушениями в составах избирательных комиссий по следующим основаниям:

В соответствии со ст.18 Закона Оренбургской области "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области", порядок формирования избирательной комиссии муниципального образования, окружных и участковых избирательных комиссий установлены Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными федеральными законами, Законом Оренбургской области "Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума Оренбургской области", настоящим Законом.

Согласно п.1.1 ст.10 Закона Оренбургской области от 6 июля 2006 г. "Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума Оренбургской области", избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии по выборам в органы местного самоуправления, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений, указанных в части 1 настоящей статьи, а также предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе.

В избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии, от каждого избирательного объединения, иного общественного объединения. Политическая партия, избирательное объединение, иное общественное объединение не вправе предлагать одновременно несколько кандидатур для назначения в состав одной комиссии (п.4 ст.10 Закона).

Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более 1/2 от общего числа членов Избирательной комиссии Оренбургской области, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии, территориальной, участковой комиссии (п.5 ст.10 Закона).

По правилам п.3 ст.13 Закона Оренбургской области от 6 июля 2006 г. "Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума Оренбургской области", число членов окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти Оренбургской области, органы местного самоуправления с правом решающего голоса устанавливается Законом Оренбургской области.

Формирование окружной избирательной комиссии по выборам в органы государственной власти Оренбургской области, органы местного самоуправления осуществляется вышестоящей комиссией на основе предложений, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Закона, а также предложений представительных органов муниципальных образований, предложений собраний избирателей по местожительству, месту работы, службы, учебы.

Вышестоящая избирательная комиссия обязана назначить не менее 1/2 от общего числа членов окружной избирательной комиссии на основе поступивших предложений:

1) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации";

2) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Законодательном Собрании области.

Срок приема предложений по кандидатурам в состав окружной избирательной комиссии устанавливается законом, но не может быть менее 10 дней. Сообщение о формировании окружных избирательных комиссий подлежит опубликованию до установленной вышестоящей избирательной комиссией даты начала приема предложений.

Указанные правила закреплены также в ст.22 и ст.25 Закона РФ от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Согласно п.1 и п.2 ст.20 Закона Оренбургской области от 5 ноября 2009 г. "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области", окружная избирательная комиссия формируется не позднее чем за 60 дней до дня голосования в количестве 8 - 12 членов с правом решающего голоса избирательной комиссией муниципального образования, на территории которого расположен соответствующий избирательный округ. В случае принятия решения о формировании окружной избирательной комиссии (окружных избирательных комиссий) избирательная комиссия муниципального образования обязана опубликовать в средствах массовой информации (обнародовать) сообщение о предстоящем ее (их) формировании. Сообщение должно содержать информацию о дате начала приема предложений по кандидатурам в состав окружной избирательной комиссии (окружных избирательных комиссий), сроках и порядке представления данных предложений в избирательную комиссию муниципального образования. Срок представления указанных предложений составляет 15 дней со дня начала их приема.

Судом установлено, что 14 июля 2010г. в газете «Вечерний Оренбург» № 28 было опубликовано сообщение о предстоящем формировании окружных избирательных комиссий.

Указанные комиссии были сформированы на основании решений Избирательной комиссии муниципального образования «город Оренбург». по 19 одномандатным избирательным округам. Полномочия окружных избирательных комиссий по одномандатным избирательным округам № 1, № 8, № 12 и № 19 возложены на территориальные избирательные комиссии.

Из представленных в суд списков-составов окружных избирательных комиссий (том дела П, листы 112-132) видно, что окружные избирательные комиссии по округам № 5, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 16, 17, 18) состоят из представителей избирательных объединений количеством менее чем одна вторая от общего числа членов окружной избирательной комиссии.

Проанализировав указанные списки, судом установлено, что количественный состав комиссии соответствует требованиям закона и составлен в пределах 8-12 членов.

Из материалов дела видно, что в состав избирательных комиссий вошли представители партий, от которых поступили предложения о включении их в число окружных избирательных комиссий. На избирательную комиссию Муниципального образования «город Оренбург» не вправе предлагать партиям представлять свои кандидатуры в состав избирательных комиссий. Исходя из этого окружные избирательные комиссии были составлены с учётом установленного законом количества на основе предложений, поступивших от партий.

Доказательств того, что утверждённые составы избирательных комиссий не позволяют выявить действительную волю избирателей, суду не представлено.

Суд не соглашается с доводами истцов о том, что при проведении выборов главы административных округов г.Оренбурга Вадин А.В. и Акимов Ю.Н. использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей.

В соответствии с положениями ст.40 Закона РФ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ст.39 Закона Оренбургской области "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области", кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения. Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей и представляют в соответствующую избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов (распоряжений) не позднее чем через 5 дней со дня регистрации.

Кандидат, находящийся на государственной службе и зарегистрированный по избирательному округу, в котором численность избирателей не превышает пяти тысяч, на время своего участия в выборах может не освобождаться от выполнения должностных или служебных обязанностей.

Из материалов дела (том П, лист 21) видно, что на основании Распоряжения первого заместителя главы города от 06.09.2010г. за № 229-к Акимову Ю.Н., главе администрации Южного округа г.Оренбурга, и Вадину А.В., главе администрации Северного административного округа г.Оренбурга, которые дали своё согласие баллотироваться в депутаты Оренбургского городского Совета и были зарегистрированы в составе списка кандидатов в депутаты, в период предвыборной компании с 07.09.2010г. по 10.10.2010г. предоставлен отпуск без сохранения заработной платы. Таким образом, требования ст.40 Закона РФ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ст.39 Закона Оренбургской области "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области" соблюдены.

В этих же нормах закона раскрыто понятие использования преимуществ должностного или служебного положения.

Доводы истцов о том, что с учётом состава избирательных комиссий, состоящих в большинстве из работников административных округов и находящихся в подчинении Акимова Ю.Г. и Вадина А.В., сложились все необходимые и достаточные условия, при которых невозможно исключить факт использования преимуществ должностного положения, не являются основанием для отмены итогов голосования, так как истицы не смогли пояснить суду в чём конкретно выражается использование преимущества. Судом отклонены ходатайства истцов и их представителей об опросе в качестве свидетелей всех членов избирательных комиссий, которые могли бы сообщить суду оказывалось на них давление со стороны Главы города или глав административных округов, использовали ли они преимущества своего должностного положения или нет. Судом в качестве доказательств по правилам ст.609 ГПК РФ могут быть приняты показания свидетелей, которые моги бы подтвердить обстоятельства, указанные сторонами, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела. Поскольку о фактах использования преимуществ должностного положения суду не сообщено, не было оснований для опроса в качестве свидетелей членов окружных избирательных комиссий.

Доводы ОРО ПП «Патриоты России» об использовании ОРО ВПП «Единая Россия» средств администрации города для размещения агитационных материалов на магистральных рекламных щитах на территории г.Оренбурга, также не нашли свого подтверждения в судебном заседании.

В судебном заседании были исследованы договоры безвозмездного пользования рекламных поверхностей магистральных щитов на 78 объектах на территории г.Оренбурга. Согласно условиям договоров индивидуальные предприниматели и рекламные агентства в июне 2010 года договорились о предоставлении ОРО ВПП «Единая Россия» в безвозмездное пользование рекламных поверхностей на территории г.Оренбурга на срок с 18.09.2010г. по 10.10.2010г. Договоры были согласованы и подписаны в июне 2010г. до начала предвыборной агитации. Следовательно, в период предвыборной агитации указанные щиты уже находились в пользовании ОРО ВПП «Единая Россия» и могли использоваться партией по своему усмотрению. Затраты на изготовление баннеров с текстом предвыборной агитации и расходы на монтаж и демонтаж баннеров были включены в избирательный фонд ОРО ПП «Единая Россия» и отражены в отчёте, представленном суду. Кроме того, рекламные магистральные щиты были предоставлены в безвозмездное пользование ОРО ВПП «Единая Россия» частными предпринимателями и рекламными агентствами. Указанные факт не имеет отношения к тем обстоятельствам, которые раскрыты в п.5 ст.40 Закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и не могут свидетельствовать об использовании преимущества должностного или служебного положения.

В подтверждение своих доводов к исковому заявлению истца приложена в качестве доказательств незаверенная копия письма начальника Управления по наружной рекламе и художественному оформлению Решетова В.Г. (том 1, л.д.89) без даты и номера регистрации исходящей корреспонденции, которая в силу требований п.7 ст.67 ГПК РФ не может являться относимым доказательством факта использования преимуществ должностного положения Мищеряковым Ю.Н., поскольку указанное письмо не имеет доказательственного значения по рассматриваемому делу. В письме Решетов В.Г. просит ООО «БигМедиа» предоставить место для размещения социальной рекламы. Наличие такого письма не подтверждает факт предоставление такого места в период предвыборной агитации и размещение на этом месте агитационного материала ОРО ВПП «Единая Россия». Кроме того, Управление по наружной рекламе и художественному оформлению города по размещению социальной рекламы факт рассылки такого письма не подтверждает.

Из пояснений стороны истцов в судебном заседании также следует, что ОРО ВПП «Единая Россия» разместила на территории города более чем на 78 магистральных щитах баннеры с текстом предвыборной агитации. Расходы, связанные с размещение баннеров не учтены в финансовом учёте избирательного объединения ОРО ВПП «Единая Россия». В подтверждении этого факта суду представлен список с указанием адресов размещения таких баннеров и диски с фотоматериалом на цифровом носителе, из которых можно увидеть места размещения таких баннеров.

Исследовав представленные сведения, суд приходит к следующему: магистральные щиты, на которых в период предвыборной компании был размещён агитационный материал ОРО ВПП «Единая Россия» почтовых адресов не имеют. В договорах безвозмездного предоставления магистральных щитов и в сообщениях ОРО ВПП «Единая Россия» места нахождения рекламных щитов указаны по адресу близлежащих домов, по месту нахождения административных зданий или торговых центров. Предоставленные суду стороной истцов адреса расположения магистральных щитов, на которых по их мнению расположены не учетные агитационные материалы ОРО ВПП «Единая Россия», указаны с привязкой к другим объектам или ориентирам в г.Оренбурге. На фотографиях рекламных щитов, размещённых на цифровых носителях, которые истец Фролов В.И. представил суду на обозрение в судебном заседании 19.01.2011г., рекламные щиты с агитационным материалом изображены на фоне дороги или жилых домов без указания адреса. Таким образом, в судебном заседании не представляется с достоверностью установить: изображенные на фото рекламные щиты с агитационным материалом ОРО ВПП «Единая Россия» - это дополнительная и не учтённая агитация или те же самые щиты, которые указаны ОРО ВПП «Единая Россия» в своём сообщении в избирательную комиссию и затраты на которые отражены в финансовом отчёте указанного избирательного объединения.

При таких обстоятельствах, суд считает, что истцы не доказали, что избирательным объединением ОРО ВПП «Единая Россия» в период предвыборной компании были использованы средства администрации для размещения агитационного материала.

Доводы истцов об использовании Бергом Ю.А. и Мещеряковым Ю.Н. должностных преимуществ при распространении агитационных материалов на территории г.Оренбурга также не нашли своего подтверждения в судебном заседании.

В судебном заседании были исследованы агитационные листы (том дела 1, л,д.11-20). На агитационных листах в 2 вариантах указаны адресы жителей г.Оренбурга и обращение следующего содержания:

1. «Обращаемся к Вам лично, поскольку от Вашего решения зависит исход выборов 10 октября. Возможно, Вы уже определились, за кого голосовать. Это будет Ваше самостоятельное решение. Со своей стороны считаем необходимым честно высказать свою позицию. На предстоящих выборах мы не просто выбираем городской Совет - мы определяем будущее города.

У нас еще много нерешенных проблем. Жизнь людей далека от совершенства. Молодым нужна ясная перспектива, пенсионерам и малоимущим - реальная защита. Решение этих проблем - наша основная забота.

Благодаря партии «Единая Россия» в этом году мы добились выделения значительных средств на ремонт дорог, больниц, школ и дворов. Другие политические силы занимались только критикой и пустыми обещаниями.

10 октября Вы можете остаться дома. Тогда выиграют те, кто верит голословным посулам, не задумываясь о развитии города.

Поэтому просим Вас прийти на выборы и проголосовать за стабильность и порядок, за надежное и предсказуемое завтра для Вас и Ваших близких, за партию «Единая Россия».

Благодарим Вас за понимание, доверие и поддержку»;

П. «Обращаемся к Вам лично, поскольку от Вашего решения зависит исход выборов 10 октября. Возможно, Вы уже определились, за кого голосовать. Это будет Ваше самостоятельное решение. Со своей стороны считаем необходимым честно высказать свою позицию. На предстоящих выборах мы не просто выбираем городской Совет - мы определяем будущее города.

У нас еще много нерешенных проблем. Жизнь людей далека от совершенства. Молодым нужна ясная перспектива, пенсионерам и малоимущим - реальная защита. Решение этих проблем - наша основная забота.

Благодаря партии «Единая Россия» в этом году мы добились выделения значительных средств на ремонт дорог, больниц, школ и дворов. Другие политические силы занимались только критикой и пустыми обещаниями.

10 октября Вы можете остаться дома. Тогда выиграют те, кто верит голословным посулам, не задумываясь о развитии города.

Поэтому просим Вас прийти на выборы и проголосовать за стабильность и порядок, за надежное и предсказуемое завтра для Вас и Ваших близких, за партию «Единая Россия». Благодарим Вас за понимание, доверие и поддержку».

Под текстом подписи Ю.А.Берг и Ю.Н.Мищерякова. На этом же листе изображена символика ВПП «Единая Россия» и есть сведения об изготовителе материала, его адресе и ИНН; сведения о заказчике (ОРО ВПП «Единая Россия»); о тираже, дате выпуска и сообщение о том, что оплачено из средств избирательного фонда ОРО ВПП «Единая Россия».

Судом установлено, что об изготовлении указанных агитационных материалов ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ» уведомила избирательную комиссию МО «город Оренбург» в соответствии с ч.5 ст.55 Закона Оренбургской области от 05.11.2009г.

Довод об использовании Мищеряковым Ю.Н. преимущества должностного положения путем доступа к персональным данным является необоснованным и не подтверждается доказательствами.

В соответствии с п.1 ст.23 Закона РФ «О персональных данных» уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, на который возлагается обеспечение контроля и надзора за соответствием обработки персональных данных требованиям настоящего Федерального закона, является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере информационных технологий и связи. Администрация города к таким органам не относится. Доказательств того, что Мищеряков Ю.Н. имел доступ к таким данным и использовал эту возможность при подготовке агитационного материала суду не представлено.

Из содержания и текста агитационного материала, размещённого на листах голубого цвета видно, что распространителем этих листов является ОРО ВПП «Единая Россия», доказательств того, что персональные сведения были предоставлены в избирательное объединение от администрации города не подтверждены.

Суд также считает необоснованными доводы стороны истцов, заявленные в судебном заседании о том, что указанные агитационный материал представляет собой подкуп избирателей.

В соответствии со ст.48 Закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию.

Предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:

а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);

б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона);

в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;

г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.

Предвыборная агитация может проводиться, в том числе посредством выпуска и распространения печатных агитационных материалов.

Кандидат, избирательное объединение самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц.

Расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов, фондов референдума в установленном законом порядке. Агитация за кандидата, избирательное объединение, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов, избирательных объединений, запрещается.

Из содержания исследованных в судебном заседании листов следует, что они содержат в себе признаки агитации (выражение предпочтения избирательному объединению, в частности РО ПП «Единая Россия; описание возможных последствий в случае, если список кандидатов от ВПП «Единая Россия» не будет допущен к распределению депутатских мандатов; в тексте преобладают сведения о ВПП «Единая Россия» с позитивными комментариями). Следовательно, выпуск и распространение агитационного материала в виде исследованных судом писем основаны не противоречит требованиям закона.

Судом отказано стороне истца в назначении лингвистической экспертизы для выяснений вопроса о том, являются ли сведения, изложенные в указанном материале подкупом избирателей.

Понятие «Подкуп» раскрыто законодателем в п.2 ст.56 Закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума и их уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума запрещается осуществлять подкуп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности; производить вознаграждение избирателей, выполнявших организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, кампании референдума; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей, участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Суду не представлено доказательств того, что при распространении агитационных листов избирательным объединением были произведены действия, указанные в п.2 ст.56 Закона: избирателям вручались какие-либо материальные ценности, вознаграждение или оказывались безвозмездно какие-либо услуги, либо им обещали произвести указанные действия в зависимости от итогов голосования.

Суд считает необоснованными доводы стороны истца о том, что услуги распространителей указанных листов оплачивались избирательным объединением и затраты на распространение не включены в финансовый отчёт, а с учётом затрат на распространение агитационного материала и размещение дополнительных агитационных материалов на магистральных рекламных щитах, расходы избирательного объединения «Единая Россия» превышает 10% избирательного фонда РФ, что на основании п.п.а п.2 ст.77 Закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» является основанием для отмены результатов выборов.

Из представленного в суд и опубликованного в установленном порядке итогового финансового отчёта ОРО ВПП «Единая Россия» видно, что расходы составили 3 296 956,00 руб., при размере избирательного фонда в 5 000 000 руб. Следовательно, расходы избирательного объединения не превысили избирательный фонд.

В судебном заседании не нашли своего подтверждения доводы истцов о том, что такие расходы были произведены избирательным объединением ОРО ВПП «Единая Россия». В судебном истцами не сообщено о наличии таких доказательств. Судом отказано в удовлетворении ходатайств истцов об опросе свидетелей, которые могут подтвердить или опровергнуть указанные обстоятельства, поскольку свидетельскими показаниями факт и размер денежных затрат не подтверждается.

Заявленные истцами основания для отмены итогов выборов изначально были построены лишь на предположениях, субъективном мнении истцов и их представителей.

Не нашли подтверждения в судебном заседании и другие доводы заявителей.

Из заявления Юдина Г.П. следует, что избирательные комиссии всех уровней преднамеренно и целенаправленно проводили широкомасштабную агитацию среди избирателей в пользу избирательных объединений политических партий «Единая Россия», «Справедливая Россия» и «ЛДПР» посредством избирательных бюллетеней, составленных в пользу вышеперечисленных избирательных объединений», агитация проводилась путем размещения в избирательных бюллетенях наименований избирательных объединений разными шрифтами.

В соответствии с требованиями ст.63 Закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и 66 Закона Оренбургской области, форма и текст избирательных бюллетеней были утверждены решением Избирательной комиссией МО «город Оренбург» от 15.09.2010г. № 84.

В соответствии с ч.8 ст. 66 Закона Оренбургской области для проведения голосования за списки кандидатов в избирательных бюллетенях были размещены в порядке, определенном жеребьевкой, краткие наименования избирательных объединений, зарегистрировавших списки кандидатов, а также фамилии, имена, отчества первых 3 кандидатов из общетерриториальной части списка и (или) первых 3 кандидатов из его соответствующей территориальной части и эмблемы избирательных объединений в одноцветном исполнении, которые были представлены в избирательную комиссию муниципального образования в соответствии с ч.З ст.25 указанного Закона.

При этом в соответствии с ч.1 ст.25 Закона Оренбургской области, наименованием избирательного объединения является наименование, указанное в уставе соответствующей политической партии.

В судебном заседании установлено, что при утверждении формы и текста избирательных бюллетеней наименование партий было изложено в том виде, в котором они были указаны на представленных избирательными объединениями титульных листах Уставов партий, что соответствует ч.2 ст. 25 Закона Оренбургской области от 05.11.2009г.

Наименование избирательного объединения «Оренбургское городское отделение Оренбургского областного отделения политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации» в тексте избирательных бюллетеней указаны в точном соответствии с наименованием, указанным в предоставленной избирательным объединением КПРФ копии Устава КПРФ.

Не является основанием для признания выборов несостоявшимися и доводы заявителя о том, что в избирательных бюллетенях отсутствует логотип избирательного объединения «Оренбургское городское отделение Оренбургского областного отделения политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации».

В соответствии с ч.8 ст.66 Закона Оренбургской области, избирательные бюллетени должны содержать эмблемы избирательных объединений только при условии их предоставления в избирательную комиссию, одновременно со списком кандидатов, указанной эмблемы (ч.З ст.25 Закона Оренбургской области).

Судом установлено, что при подаче списка кандидатов избирательным объединением «Оренбургское городское отделение Оренбургского областного отделения политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации», в Избирательную комиссию МО «город Оренбург» не была представлена эмблема, что и было учтено при утверждении формы и текста избирательных бюллетеней.

Кроме того, размещение в избирательных бюллетенях наименований избирательных объединений, не содержит признаков предвыборной агитации, понятие которой дано в ч.2 ст.49 Закона Оренбургской области, и поэтому не является предвыборной агитацией. Суду не представлено доказательств того, что в связи с изложением наименования КПРФ в избирательном бюллетене невыделенным шрифтом, невозможно выявить действительную волю избирателей.

Суд считает необоснованной ссылку представителя КПРФ Юдина Г.П. на нарушение п.14 ст.10 Закона Оренбургской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований вы Оренбургской области», которая определяет порядок деления списка избирателей. Указанной нарушение не является основанием для отмены итогов голосования, предусмотренных ст.77 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и ст.86 Закона Оренбургской области "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области".

Исследовав всю совокупность доказательств суд приходит к выводу о том, что нарушений, влекущих безусловную отмену результатов выборов в Оренбургский городской совет по основаниям, указанным в федеральном и областном законах, судом не установлено. Нарушений закона, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей, также судом не установлено. Оснований для удовлетворения требований об отмене итогов голосования у суда не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Оренбургскому региональному объединению политической партии «Патриоты России», Фролову В.И., Оренбургскому городскому отделению политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации, Юдину Г.П. в удовлетворении исковых требований к Избирательной комиссии муниципального образования «город Оренбург», Администрации г.Оренбурга об отмене итогов голосования и результатов выборов в Оренбургский городской Совет - отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г.Оренбурга в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья :подпись

Полный текст решения будет изготовлен 27.01.2011г.

Копия верна:

Судья:

Секретарь: