По жалобе на протест Прокуратуры



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 января 2011 года

Ленинский районный суд г. Оренбурга

в составе:

председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,

с участием представителя ответчика Чадовой О.Г.,

при секретаре Файзуллиной Р.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Административной комиссии городского округа Муниципального образования «город Оренбург» на представление Прокурора г. Оренбурга <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.,

У С Т А Н О В И Л:

Административная комиссия городского округа Муниципального образования «город Оренбург» обратилась с жалобой на представление Прокурора г. Оренбурга № от ДД.ММ.ГГГГ

При этом заявитель указал, что с представлением Прокурора г. Оренбурга <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Административная комиссия городского округа Муниципального образования «город Оренбург» не согласна по следующим основаниям.

В силу п. 1 ст. 6 Закона Оренбургской области «Об административных комиссиях в Оренбургской области» председатель административной комиссии руководит деятельностью административной комиссии. П. 2,3 указанной статьи той же статьи предусматривает полномочия заместителя председателя и ответственного секретаря административной комиссии.

Члены административной комиссии участвуют в рассмотрении дел об административных правонарушениях.

Согласно ст. 4 Закона Оренбургской области «Об административных комиссиях в Оренбургской области» одной из задач комиссии является разрешение дела об административном правонарушении в точном соответствии с действующим законодательством. Таким образом, рассмотрение дел об административных правонарушениях не является полномочием председателя, заместителя председателя, ответственного секретаря и членов комиссии, а является задачей административной комиссии как коллегиального органа административной юрисдикции. Более того, заместитель председателя административной комиссии исполняет обязанности председателя комиссии в его отсутствие.

Издание распоряжений о деятельности административной комиссии, в частности назначение ответственного секретаря не противоречит закону, а наоборот им предусмотрено.

Законность распоряжения административной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ обусловлена ст. 17 Закона Оренбургской области «Об административных комиссиях в Оренбургской области» обязывающей в целях предупреждения правонарушений административные комиссии координируют свою деятельность с правоохранительными органами и общественными организациями. Распоряжение не обязывает в императивной форме ОГИБДД УВД по г. Оренбургу совершать какие-либо действия, а направлено на координацию действий по профилактике и предупреждению совершения правонарушений.

Вывод прокурора о том, что административная комиссия не является органом муниципального контроля и соответственно не вправе проводить проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей также не основан на законе. Административной комиссией на предпринимателей не возлагались обязанности по предоставлению какой-либо информации о его предпринимательской деятельности.

Согласно п. 1 ст. 28.1 КоАП РФ должностное лицо, уполномоченное составлять протоколы об административных правонарушениях, вправе непосредственно обнаруживать данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. В рамках этого полномочия членом административной комиссии ФИО10 в ходе проведения мероприятий по предупреждению совершения административных правонарушений в сфере пассажирских перевозок обнаружены данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, о чем в присутствии понятых составлялись акты. Указанные документы ложились в основу протоколов об административных правонарушениях, на основе которых виновные лица привлекались к ответственности. Кроме того, при привлечении правонарушителей к административной ответственности не было допущено нарушений положений действующего законодательства.

Заявитель просил суд признать представление прокураторы г. Оренбурга № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений административного законодательства незаконным и отменить его.

В судебном заседании представитель заявителя не присутствовал, был извещен о нем надлежащим образом, что подтверждается распиской об извещении. В заявлении просил отложить рассмотрение дела в связи с тем, что представитель административной комиссии Зобов И.Ю. выехал за пределы г. Оренбурга ....

Суд не считает причину неявки представителя заявителя уважительной, с учетом сокращенных сроков рассмотрения дела, с учетом мнения представителя заинтересованного лица Чадовой О.Г., определил рассмотреть дело в его отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Представитель Прокуратуры г. Оренбурга Чадова О.Г. возражала против удовлетворения жалобы.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя Прокуратуры г. Оренбурга Чадовой О.Г., суд приходит к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из указанного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Законом Оренбургской области от 6 сентября 2004 г. № 1453/231-1П-ОЗ «Об административных комиссиях в Оренбургской области» определены порядок создания и организации деятельности административных комиссии на территории Оренбургской области. Статья 1 указанного Закона устанавливает, что административные комиссии создаются на территории муниципального образования органом местного самоуправления, который наделен государственным полномочием по созданию административной комиссии. Административная комиссия является коллегиальным органом административной юрисдикции, создаваемым в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами Оренбургской области.

В целях реализации положений вышеназванного Закона области указом Губернатора Оренбургской области от 09.10.2008 № 122-ук «О создании административных комиссии на территории Оренбургской области» созданы административные комиссии в муниципальных образованиях области и утвержден их количественный состав.

Согласно ст. 5 данного Закона административная комиссия создается (формируется) в количестве 7-15 человек, состоит из председателя комиссии, заместителя председателя комиссии, ответственного секретаря комиссии, имеющего, как правило, высшее юридическое образование, и членов комиссии. Состав административной комиссии формируется из представителей, предложенных органами государственной власти области, органами местного самоуправления муниципальных образований, общественными организациями (по согласованию с соответствующими органами и организациями). Председатель, заместитель председателя, ответственный секретарь и члены административной комиссии работают на общественных началах.

Постановлением Главы города Оренбурга от 8 апреля 2009 г. № 2337-п «Об утверждении состава административной комиссии городского округа и административных комиссий районов муниципального образования «город Оренбург» (с изменениями внесенными постановлением администрации города Оренбурга от 27.07.2010 № 5273-п «О внесении изменений в постановление Главы города Оренбурга от 08.04.2009 № 2337-п») утвержден состав административной комиссии в лице:

ФИО4 - председателя комиссии, заместителя Главы по жилищно-коммунальному хозяйству, транспорту и связи;

ФИО2 - заместителя председателя комиссии, ответственного секретаря
комиссии, юрисконсульта муниципального казенного предприятия «Оренбургские
пассажирские перевозки» муниципального образования «город Оренбург»;

ФИО5 - член комиссии, первый заместитель директора МУП «ГОИИ» МО «г. Оренбург»;

ФИО6 - член комиссии, заместитель начальника управления
пассажирского транспорта администрации города Оренбурга;

ФИО7 - заместитель начальника управления землепользования и развития
пригородного хозяйства администрации города Оренбурга;

ФИО8 - член комиссии, ведущий специалист управления по наружной
рекламе и художественному оформлению города;

ФИО9 - член комиссии, начальник отдела благоустройства и
озеленения управления ЖКХ администрации города Оренбурга;

ФИО10 - член комиссии, ведущий специалист управления пассажирского
транспорта администрации города Оренбурга;

ФИО11 - член комиссии, специалист первой категории управления
пассажирского транспорта администрации г. Оренбурга;

ФИО12 - заместитель председателя комитета по управлению имуществом
города Оренбурга.

Законом Оренбургской области от 01.10.2003 № 489/55-Ш-ОЗ «Об административных правонарушениях» установлено, что административные комиссии, созданные в города (городских округах), имеющих районное деление рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 18, 21, 26, 27 41, 41.1, 42.1 настоящего Закона.

Статьей 75 данного закона установлено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой XIII настоящего Закона в пределах компетенции соответствующего органа, а также членами административных комиссий в пределах компетенции, установленной статьей 74 настоящего Закона.

С ДД.ММ.ГГГГ административная комиссия городского округа возглавляемая и.о. председателя административной комиссии ФИО13 начала свою работу. Для чего, издано распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с которым членам административной комиссии ФИО10 и ФИО2 в координации с представителями отдела ГИБДД УВД по г. Оренбургу ДД.ММ.ГГГГ организовать контроль за выполнением условий договора, соблюдением схем и расписаний работы подвижного состава на маршруте № и организовать работу по устранению нелегальных перевозок автобусами, работающими на маршрутах №.

По результатам проверки членом комиссии ФИО10 составлены протоколы об административных правонарушениях по ст. 41.1 и ч. 1 ст. 42.1 Закона Оренбургской области «Об административных правонарушениях в Оренбургской области» в отношении водителей автобусов на указанных маршрутов. Данные протоколы рассмотрены на заседании административной комиссии, по результатам рассмотрения которых постановлениями административной комиссии ФИО27 ФИО14, и другие лица привлечены к административной ответственности по вышеуказанных нормам закона.

В последующем данные постановления опротестованы прокуратурой города и внесено представление об устранении нарушений закона. Постановлениями административной комиссии незаконные правовые акты отменены.

Аналогичная проверка была проведена ДД.ММ.ГГГГ, по распоряжению № от ДД.ММ.ГГГГ (нумерация распоряжений не систематизируется, книги учета распоряжений нет, между № и № распоряжениями иные распоряжения не издавались) с привлечением сотрудников ОГИБДД УВД по г. Оренбургу. По результатам проверки членом комиссии ФИО10, составлено 4 протокола об административных правонарушениях по ст. 42.1 ч. 1 КоАП РФ. По результатам рассмотрения протоколов административной комиссией все указанные лица привлечены к административной ответственности. В последующем по представлению прокуратуры города данные постановления отменены, в связи с процессуальными нарушениями.

Подобные проверки были проведены ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. По результатам выездных проверок с сотрудниками ОГИБДД на месте обнаружения правонарушения были составлены акты об обнаружении достаточных данных указывающих на наличие события административного правонарушения в присутствии водителей транспортных средств и понятых. По данным актам, правонарушители юридические лица и индивидуальные предприниматели были приглашены в административную комиссию (заказным письмом, с уведомлением) для составления протокола об административном правонарушении. В день назначенный для составления протокола правонарушители не явились, был составлен заочный протокол административного правонарушения по ч. 1 ст. 42.1 Закона области и направлен заказным письмом с уведомлением правонарушителю. В день назначенный в протоколе на рассмотрение дела об административном правонарушении виновные на заседание комиссии в основном не явились. На заседании комиссии ДД.ММ.ГГГГ явился ФИО16 - индивидуальный предприниматель, который признал факт совершения правонарушения и был привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере .... рублей. Остальные лица были заочно привлечены к административной ответственности в виде штрафов.

Данные действия административной комиссии противоречат нормам действующего законодательства.

Кодексом РФ об административных правонарушениях и указанными нормативными правовыми актами Оренбургской области и города Оренбурга издание распоряжений о деятельности административной комиссии не предусмотрено.

В нарушение указанных нормативных правовых актов административной комиссией городского округа ДД.ММ.ГГГГ издано распоряжение № устанавливающие график выезда членов административной комиссии на городские маршруты для проверки законности деятельности перевозчиков, осуществляющих перевозки пассажиров по муниципальным маршрутам на территории МО «г. Оренбург» на 2010 год. В развитие данного распоряжения ДД.ММ.ГГГГ издано распоряжение № о проведении проверки совместно с представителями отдела ГИБДД УВД по г. Оренбургу об организации контроля за выполнением условийдоговора, соблюдением схем и расписаний работы подвижного состава на маршрутах №.

Обязание в императивной форме административной комиссией ОГИБДД УВД по г. Оренбургу - государственный орган исполнительной власти проводить совместные мероприятия противоречит требованиям Закона Оренбургской области от 06.09.2004 № 1453/231-Ш-ОЗ «Об административных комиссиях в Оренбургской области» и Закону РФ «О милиции» от 18.04.2010 № 1026-1.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» административная комиссия не является органом муниципального контроля и соответственно не вправе проводить проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Законом Оренбургской области от 06.09.2004 № 1453/231-Ш-ОЗ «Об административных комиссиях в Оренбургской области» установлено, что основанием для рассмотрения дела об административном правонарушении административной комиссией является протокол об административном правонарушении, составленный в порядке, установленном статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, или постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении.

Статьей 28.1 КоАП РФ установлено, что поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: 1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; 2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; 3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события.

В нарушение указанных требований закона административной комиссией городского округа с привлечением сотрудников ГИБДД УВД г. Оренбурга проведены проверки исполнения требований федерального законодательства при осуществлении пассажирских перевозок на территории города Оренбурга ДД.ММ.ГГГГ По результатам проверок составлены протоколы об административном правонарушении в отношении: ФИО21, ФИО28 ФИО27 которые рассмотрены административной комиссией ДД.ММ.ГГГГ и правонарушители привлечены к административной ответственности в виде штрафа.

В последующем подобные проверки административной комиссией были проведены ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ По результатам проверок, проведенных с нарушением закона к административной ответственности привлечены ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО16, ФИО20 и другие.

Статья 42.1 Закона Оренбургской области от 01.10.2003 № 489/55-Ш-ОЗ «Об административных правонарушениях в Оренбургской области» предусматривает ответственность за нарушение установленных органами местного самоуправления правил организации транспортного обслуживания населения должностными лицами и юридическими лицами.

В нарушение данной нормы закона административной комиссией городского округа водитель ФИО21 привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 42.1 указанного Закона Оренбургской области постановлением от ДД.ММ.ГГГГ За совершение аналогичного правонарушения в нарушение закона привлечены к административной ответственности постановлениями от ДД.ММ.ГГГГ водители транспортных средств ФИО20, ФИО19; постановлениями от ДД.ММ.ГГГГ ФИО18 и ФИО17, не являющиеся должностными лицами.

В связи с изложенным прокуратурой города в адрес и.о. председателя административной комиссии внесено представление об устранении нарушений закона и в суд Ленинского района направлено 3 протеста на постановления о привлечении к административной ответственности в отношении ФИО22, ФИО23 и ФИО24

Таким образом, судом установлено, что оспариваемое представление законно и обосновано. Суд считает доводы, изложенные в жалобе не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административной комиссии городского округа Муниципального образования «город Оренбург» в удовлетворении жалобы на представление Прокурора г. Оренбурга № от ДД.ММ.ГГГГ- отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья:

Полный текст решения изготовлен 24.01.2011г.

Судья:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200