Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Оренбург 30 марта 2011 года
Ленинский районный суд г. Оренбурга
в составе председательствующего судьи Донцовой Ю.И.,
при секретаре Ельчаниновой Н.М.,
с участием представителя истца Борзунова В.Д., Зиленского С.В.,
представителя ответчика Галочкина В.И., Шепелова В.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаевой В.А. к Кооперативу № 36 г.Оренбурга по строительству и эксплуатации коллективных погребов о признании права собственности, признании незаконным решения собрания членов ПСК-36 от 07.05.2001 года недействительным в части исключения ФИО1 из членов ПСК-36,
У С Т А Н О В И Л:
Николаева В.А. обратилась в суд с вышеуказанным иском, указав, что в соответствии с распоряжением Главы г. Оренбурга №1194-р от 17 апреля 2000 года, распоряжением Комитета по управлению имуществом г. Оренбурга № 1106 от 29 июня 2000 года ее супруг ФИО1, умерший ДД.ММ.ГГГГ, являлся членом кооператива №36 по строительству и эксплуатации коллективных погребов, имел имущественный пай в данном кооперативе в виде сарая (гаражного бокса) № и погреба №. На момент открытия наследства наследодатель ФИО1 был зарегистрирован по адресу: <адрес>, <адрес>, в связи с чем, наследственное дело заведено нотариусом <адрес> ФИО4. Для оформления у нотариуса наследственных прав на указанный пай и оформления кадастрового паспорта на сарай (гаражный бокс) № и погреб №, ей необходима справка, подписанная председателем ПСК-36 о том, что наследодатель являлся членом указанного кооператива с 2000 года и не имеет задолженности по паевым взносам. Однако, на ее обращения к председателю кооператива №36 с просьбой принять ее в члены кооператива выдать справку, получала категорический отказ, который мотивировался тем, что наследодатель никогда не был членом указанного кооператива и ему никогда не принадлежал указанный гаражный бокс и погреб. Кроме того с марта 2010 года ее и ее представителей не пускают на территорию ПСК-36. Считала такой отказ необоснованным, поскольку ФИО1 с 1 апреля2000 года являлся членом кооператива, паевые взносы им выплачены своевременно и в полном объеме. Кроме нее, наследниками после смерти ФИО1 являются Николаева Е.В. и Шолина СВ., которые отказались от наследования указанного пая в ПСК-36 в пользу нее. Все наследникиобратились с заявлением о принятии наследства в течение 6 месяцев смомента смерти наследодателя. Просила признать Николаеву наследницей по закону после смерти ФИО1 на имущественный пай в виде сарая (гаражного бокса) № и погреба № в Кооперативе №36 г.Оренбурга по строительству и эксплуатации коллективных погребов;обязать ответчика принять ее в члены указанного кооператива и выдать справку о том, что ФИО1 являлся членом кооператива и выплатил паевые взносы ответчику своевременно и в полном объеме, а также обеспечить ей и ее представителям свободный доступ на территорию ПСК №36, расположенного по адресу: <адрес>.
В ходе рассмотрения дела Николаева В.А. неоднократно изменяла, дополняла свои исковые требования, и окончательно просила признать ее собственником паенакопления в отношении сарая (гаражного бокса) № и погреба №, находящихся в ПСК № 36, признать ее членом кооператива с указанным имущественным паем; обязать ответчика выдать ей справки, что ФИО1 являлся членом ПСК №36 и выплатил паевые взносы своевременно и в полном объеме; обязать ответчика обеспечить ей и ее представителям свободный доступ на территорию ПСК №36; признать протокол №13 общего собрания членов ПСК №36 от 07 мая 2001 года недействительным в части исключения ФИО1 из членов кооператива.
Решением Ленинского районного суда г.Оренбурга от 20 октября 2010 года в удовлетворении исковых требований Николаевой В.А. к Кооперативу №36 г.Оренбурга по строительству и эксплуатации коллективных погребов было отказано.Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 20 октября 2010 г. было отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.При новом рассмотрении дела истец свои исковые требования уточнила и просила признать ее собственником паенакопления в отношении сарая (гаражного бокса) № и погреба №, находящихся в ПСК № 36; признать ее членом кооператива с указанным имущественным паем; обязать ответчика выдать ей справки, что ФИО1 являлся членом ПСК №36 и выплатил паевые взносы своевременно и в полном объеме; обязать ответчика обеспечить ей и ее представителям свободный доступ на территорию ПСК №36; признать протокол №13 общего собрания членов ПСК №36 от 07 мая 2001 года недействительным в части исключения ФИО1 из членов кооператива; а так же признать за собой право собственности на гараж № и погреб № ПСК № 36 в г.Оренбурге, расположенном на <адрес>;
Истец Николаева В.А., третье лицо Николаева Е.В., третье лицо Шолина С.В. в настоящее судебное заседание не явились, хотя о времени и месте настоящего судебного заседания извещены надлежащим образом, в своих письменных заявлениях просили рассмотреть дело в свое отсутствие.
В судебном заседании представители истца Зиленский С.В., Борзунов В.Д., действуя на основании доверенности, исковые требования истца уточнили и окончательно просили признать за Николаевой В.А. право собственности на сарай и погреб № в ПСК №, по строительству и эксплуатации погребов; признать недействительным решение общего собрания ПСК № 36 об исключении ФИО1 из членов кооператива, оформленным протоколом № 13 от 07.05.2001 г..
В судебном заседании представитель третьего лица Шолиной С.В. - Феоктистова К.С., действуя на основании доверенности, исковые требования истца поддержала.
В судебном заседании представители ответчика Шепелов В.Г., Галочкин В.И., действуя на основании доверенностей, иск не признали.
Суд в силу ст.167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав пояснения представителей сторон и третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует и установлено судом, что кооператив №36 г.Оренбурга по строительству и эксплуатации коллективных погребов создан как потребительский кооператив и зарегистрирован постановлением администрации г.Оренбурга от 15 октября 1993 года № 698-п как юридическое лицо с целью строительства в районе школы №36 сараев с погребами.
Распоряжением Главы города Оренбурга от 17 апреля 2000 года №1194-р утвержден список членов ПСК-36 по <адрес>, в котором значится ФИО1, погреб №.
Распоряжением Комитета по управлению имуществом города Оренбурга от 29 июня 2000 года №1106-р «О регистрации строений по <адрес>» принято решение о регистрации строения по <адрес> (сараи с погребами), в том числе, по каждому объекту, в п. 1.1.104 указан сарай № площадью 16,7 кв.м. с погребом площадью 15,7 кв.м. (ФИО1), ГУП «Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости» дано распоряжение провести регистрацию объектов.
Из представленной ответчиком копии протокола №13 общего собрания членов кооператива от 07 мая 2005 года следует, что решением общего собрания ФИО1 был исключен из членов кооператива ПСК-36, поскольку не внес паевые и целевые взносы, сарай с погребом не выкупил.
Согласно свидетельства о смерти ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ. С заявлением о принятии наследства по всем основаниям после смерти ФИО1 к нотариусу <адрес> ФИО4 обратились жена умершего Николаева В.А. и дочери: Николаева Е.В., Шолина С.В. Отказа от наследства от его дочерей Николаевой Е.В. и Шолиной С.В. в материалах наследственного дела не имеется. Более того, имеются заявления Николаевой Е.В., Шолиной С.В. о выдаче свидетельств о праве на наследство по закону и свидетельства о праве на наследство по закону на доли в имуществе ФИО1, не являющегося предметом настоящего спора.
Из справки нотариуса от ДД.ММ.ГГГГ, содержащейся в материалах наследственного дела, следует, что нотариус подтвердила открытие наследственного дела № на имущество ФИО1, указав, что наследниками по закону, принявшими наследство в установленном законом порядке, являются дочь Николаева Е.В., дочь Шолина ФИО22, супруга Николаева В.А.. Каждому из наследников причитается 1/3 доля в наследственном имуществе.
Согласно п.1 ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии с п.4 ст. 218 ГК РФ член жилищного, жилищностроительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
Указанной нормой установлено, что право собственности на недвижимое имущество возникает в случае полной выплаты пая членом кооператива, а не с момента государственной регистрации права на недвижимость.
Уставом кооператива ПСК-36 предусмотрено, что кооператив по строительству и эксплуатации коллективных погребов учреждается на собственные средства граждан с последующим использованием упомянутых сооружений. Имущество кооператива образуется за счет вступительного взноса членов кооператива, паевых взносов, взносов на содержание и эксплуатацию погребов, иных источников, не запрещенных законодательством. Строения, возведенные кооперативом, принадлежат ему на праве кооперативной собственности. Граждане, полностью внесшие вклад за индивидуальный погреб, вправе продать его любому лицу, при условии вступления последнего в члены кооператива (п.п. 5,9, 11 Устава ПСК-36).
Из материалов дела следует, и представителем ответчика не отрицалось, что ФИО1 являлся членом кооператива и после окончания строительства ему был распределен сарай с погребом №.
Из Списка членов ПСК №, утвержденного распоряжением Главы города от 17.04.2000 г. № 1194-р, полученного по запросу суда, видно, что под № значится ФИО1, № погреба №.
Из справок, выданных ПСК-36 и подписанных председателем Галочкиным В.И., главным бухгалтером ФИО2, следует, что ФИО1 какие-либо паевые взносы за сарай № и погреб № расположенные в ПСК-36, на дату выдачи справки ДД.ММ.ГГГГ не вносились; с 1996 года по настоящее время членские взносы на содержание кооператива ФИО1 не вносились, имелись разовые платежи от посторонних лиц; ФИО1 фактически исключен из членов кооператива в 2001 году, сарай № с погребом с момента сдачи кооператива в эксплуатацию по настоящее время находится на балансе кооператива ПСК-36, оплата земельного налога, расходы на содержание оплачивались из кассы кооператива ПСК-36.
Однако, данные справки суд оценивает критически, поскольку в судебном заседании представители ответчика указали, что сведения указанные в справках отражены со слов бывших председателей ГСК, документальные подтверждения отсутствуют. Представили суду акт об уничтожении документов, не подлежащих дальнейшему хранению в связи с окончанием пятилетнего срока хранения от ДД.ММ.ГГГГ утвержденный председателем правления ПСК-36 ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ.
Тем самым ответчиком не представлено суду документов на основании чего им были выданы вышеуказанные справки, и не могут являться доказательствами того, что ФИО1 какие-либо паевые взносы за сарай № и погреб № расположенные в ПСК-36 не вносились.
В соответствии с п. 12 Устава кооператива № 36 г.Оренбурга по строительству и эксплуатации коллективных погребов, утвержденного общим собранием кооператива от 24.11.1993 г., каждому члену кооператива предоставлялся в постоянное пользование погреб в соответствии с внесенным паем.
Согласно п. 13 Устава кооператива, члены кооператива обязаны внести денежные средства до начала строительства.
В соответствии с п. 2.1 Распоряжения главы г.Оренбурга от 10.02.2000 г. № 379-р «Об утверждении порядка оформления документов для регистрации прав на недвижимое имущество на территории г.Оренбурга» предусмотрено, что Комитет готовит распоряжение для регистрации права на вновь создаваемый объект (многоквартирный дом, гаражностроительный кооператив, погребостроительный кооператив и другие объекты) в соответствии с документами, представленными заказчиком строительства, в т.ч. справки от заказчика о выполнении инвестором договорных обязательств.
Распоряжением Комитета по управлению имуществом города Оренбурга от 29 июня 2000 года №1106-р «О регистрации строений по <адрес>» принято решение о регистрации строения по <адрес> (сараи с погребами), в том числе, по каждому объекту, в п. ДД.ММ.ГГГГ указан сарай № площадью 16,7 кв.м. с погребом площадью 15,7 кв.м. (ФИО1), ГУП «Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости» дано распоряжение провести регистрацию объектов.
Данные документы свидетельствуют о том, что ФИО1 выполнил свои обязательства в полном объеме.
Кроме того, в материалах дела имеются квитанции к приходным кассовым ордерам: от ДД.ММ.ГГГГ об оплате ... рублей за вступление в ПСК; от ДД.ММ.ГГГГ об оплате ... руб. за строительство погреба - аванс; от ДД.ММ.ГГГГ об оплате паевого взноса за погреб в размере ... руб.; от ДД.ММ.ГГГГ об оплате ФИО1 в УЖКХ «ОГП» ЖЭУ -13 аванса на строительство погребов в размере ... рублей.
Также истцом представлялись квитанции к приходным кассовым ордерам: № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате Борзуновым В.Д. взноса за 2008год, за аренду земли за 2008г. в размере ... рублей; № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате Николаевой взносов за февраль-март 2009г. в размере ... рублей; № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате Николаевой взносов за 3-4 квартал 2009года в размере ... рублей; № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате ФИО1 взносов в размере ... рублей.
Доводы ответчика о том, что квитанции к приходным кассовым ордерам датированы 1992 годом до создания кооператива суд находит не состоятельными, так как сам ответчик в своих письменных пояснениях указал, что строительство осуществлялось с 1992 года за счет средств граждан. Размер пая каждого гражданина определялся путем деления общей сметной стоимости строительства всех сараев (гаражей) на количество граждан, подавших заявление о вступлении в кооператив. ФИО1 обратился с таким заявлением и в результате жеребьевки ему выпал сарай с погребом №.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что имеются основания для удовлетворения исковых требований истца о признании за ней права собственности на сарай № и погреб № в Кооперативе № 36 г.Оренбурга по строительству и эксплуатации коллективных погребов, расположенном по адресу: <адрес>.
Требования истца о признании недействительным решение общего собрания ПСК №36 об исключении ФИО1 из членов кооператива, оформленным протоколом №13 от 07.05.2001 года суд находит обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с п.4 ст.13 закона РФ от 19 июня 1992 года № 3085-1 «О потребительской кооперации», пайщик должен быть извещен в письменной форме не позднее чем за 20 дней советом потребительского общества о причинах вынесения на общее собрание потребительского общества вопроса об его исключении из потребительского общества и приглашен на указанное общее собрание, на котором ему должно быть представлено право высказать свое мнение. В случае отсутствия пайщика без уважительной причины на общем собрании потребительского общества оно вправе принять решение о его исключении из потребительского общества.
Документов свидетельствующих о надлежащем извещении ФИО1 о времени и месте заседания общего собрания членов ПСК№36 суду не представлено. Кроме того, как следует из представленного в материалы дела протокола на заседании собрания участвовало фактически 37 пайщиков из 108 и кворума для принятия решения не имелось. Протокол подписан не уполномоченным лицом.
Таким образом, с учетом изложенного, исковые требования Николаевой В.А. подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Николаевой В.А. к Кооперативу № 36 г.Оренбурга по строительству и эксплуатации коллективных погребов о признании права собственности, признании незаконным решения собрания членов ПСК-36 от 07.05.2001 года недействительным в части исключения ФИО1 из членов ГСК-36 - удовлетворить.
Признать решение общего собрания членов ГСК-36 от 07.05.2001 г. недействительным в части исключения ФИО1 из членов ПСК-36.
Признать за Николаевой В.А. право собственности на сарай № и погреб № в Кооперативе № 36 г.Оренбурга по строительству и эксплуатации коллективных погребов, расположенном по адресу <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: Ю.И. Донцова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 18 апреля 2011 года.