Решение о включении имущества в наследственную массу



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

6 апреля 2011 года

Ленинский районный суд г. Оренбурга

в составе:

председательствующего судьи Стасовой Ж.Г.

при секретаре Ермошкиной О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Оренбурге гражданское дело по иску Захаровой О.А. к ООО «Управляющая производственно-строительная компания» о включении имущества в наследственную массу и признании права собственности,

УСТАНОВИЛ:

Захарова О.А. (истец) обратилась в суд с вышеуказанным иском, по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее отец Бурцев А.П.. ДД.ММ.ГГГГ он по договору уступки прав (цессии) приобрел в собственность квартиру, расположенную по адресу: г.Оренбург, <адрес>. Указанный договор был зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ им был подписан акт приема-передачи объекта долевого строительства - жилого помещения (квартиры). Однако зарегистрировать свое право собственности Бурцев А.П. не успел.

Наследниками по закону после смерти Бурцева А.П. являются его дети: она, Шаталова В.А., Осипова Л.А., последние отказались от наследства, о чем имеются их заявления в наследственном деле нотариуса.

Истец ссылалась, что в шестимесячный срок обратилась к нотариусу с заявлением о вступлении в права наследования на указанное имущество. Однако нотариус отказала ей в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону, т.к. квартира не была зарегистрирована в Управлении Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области.

Истец просила включить после смерти Бурцева А.П., умершего ДД.ММ.ГГГГ в наследственную массу однокомнатную квартиру, полезной площадью 38,1 кв.м., жилой площадью 14,4 кв.м., расположенную на 9 этаже десятиэтажного жилого дома по адресу: г.Оренбург, <адрес>; признать за истцом право собственности в порядке наследования по закону на указанную квартиру.

Представитель ответчика, третьи лица Шаталова В.А., Осипова Л.А., надлежаще извещенные о времени и месте настоящего судебного заседания, в него не явились.

В связи с чем суд приступил к рассмотрению дела в порядке ст. 167 ГПК РФ.

В судебном заседании истец Захарова О.А. свои исковые требования поддержала.

Суд, заслушав пояснения истца, исследовав материалы гражданского дела, пришел к выводу о том, что исковые требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно свидетельства о рождении Бурцева О.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ, ее отцом указан Бурцев А.П..

Согласно свидетельства о заключении брака Захаров П.И. и Бурцева О.А. заключили брак ДД.ММ.ГГГГ, после заключения брака жене присвоена фамилия Захарова.

Из договора № участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ заключенного Обществом с ограниченной ответственностью Управляющая производственно-строительная компания» (застройщик) и индивидуальным предпринимателем Гавриловым П.Е. (участник) и Приложения № к этому договору, застройщик обязался в предусмотренный настоящим договором срок с привлечением генподрядчика и других лиц выполнить строительство десятиэтажного 45-ти квартирного <адрес> (по генплану) со встроенными нежилыми помещениями на первом этаже из объемных элементов в <адрес> г. Оренбурга общей проектной площадью 2 633, 49 кв.м., на земельном участке площадью 241,323 кв.м., с кадастровым номером №, расположенном примерно <адрес> этажный жилой дом, расположенный за пределами участка, адрес ориентира: <адрес> после получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома передать объект долевого строительства участнику, а тот обязуется уплатить обусловленную настоящим договором цену и принять объект долевого строительства, которым по настоящему договору являются: общее имущество в многоквартирном доме, структурно обособленные жилые помещения (квартиры) в многоквартирном доме, в т.ч. <адрес>, а заемщик обязался уплатить цену договора в размере ... рублей. (п. №)

Указанный договор прошел государственную регистрацию ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается соответствующими отметками регистрирующего органа на тексте этого договора.

Согласно договора уступки прав (цессии) заключенного между индивидуальным предпринимателем Гавриловым П.Е. (Цедент) и Бурцевым А.П. (цессионарий) ДД.ММ.ГГГГ цедент после выполнения обязательств, предусмотренных в п.1.2 настоящего договора уступает, а цессионарий принимает права и обязанности в полном объеме по Договору № участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между Цедентом и Обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая строительно-производственная компания» на приобретение в собственность жилого помещения <адрес>, расположенной по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном примерно в <адрес> этажный жилой дом, расположенный за пределами участка, адрес ориентира: г.Оренбург, ул. <адрес>. (п. №)

Указанный договор прошел государственную регистрацию ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается соответствующими отметками регистрирующего органа на тексте этого договора.

Из акта приема-передачи объекта долевого строительства - жилого помещения (квартиры) от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Бурцев А.П. в лице своего опекуна Шаталовой В.А. принял от ответчика как Застройщика вышеуказанную квартиру.

Согласно справки ООО «Управляющая производственно-строительная компания» № от ДД.ММ.ГГГГ Бурцев А.П. расчет с ООО «Управляющая производственно-строительная компания» по договору участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ № произвел в полном объеме и претензий к нему не имеется.

Согласно свидетельства о смерти Бурцев А.П. умер ДД.ММ.ГГГГ.

По положениям п.1 ч.1 ст. 29 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (с изменениями) опека или попечительство прекращается в случае смерти опекуна или попечителя либо подопечного.

Тем самым государственная регистрация вышеуказанного акта приема -передачи не была произведена по независящим от воли Бурцева А.П. в лице опекуна Шаталовой В.А. обстоятельствам.

Из представленной нотариусом Шириной Л.А. копии наследственного дела № на имущество Бурцева А.П., умершего ДД.ММ.ГГГГ видно, что в деле имеется заявление о принятии наследства от Захаровой О.А. и заявления об отказе от наследства от Шаталовой В.А. и Осиповой Л.А..

По сообщению нотариуса Тоцкого нотариального округа Оренбургской области Луганских С.А. от ДД.ММ.ГГГГ исх.№317 нотариусу г. Оренбурга Шириной Л.А. наследственного дела на имущество Бурцева А.П. по месту его смерти не заводилось.

Тем самым Захарова О.А. является единственным наследником после смерти отца Бурцева А.П..

ДД.ММ.ГГГГ на квартиру № в доме № по ул. <адрес> г.Оренбурга Центральным межмуниципальным отделением Оренбургского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» был выдан кадастровый паспорт, а ДД.ММ.ГГГГ - технический паспорт.

В силу ч. 1 ст. 218 Гражданским кодексом Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

В связи с чем и по причине отсутствия согласия истца ответчику в удовлетворении его ходатайства о замене ненадлежащего ответчика отказано.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона РСФСР от 26 июня 1991 г. "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", действующим по настоящее время со дня принятия Закона в первоначальной редакции, инвестиционная деятельность - это вложение инвестиций, или инвестирование, и совокупность практических действий по реализации инвестиций.

Согласно ст. 2 того же Закона:

1. Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, юридические лица (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи) и другие участники инвестиционного процесса;

2. Субъектами инвестиционной деятельности могут быть физические и юридические лица, в т.ч. иностранные, а также государства и международные организации;

3. Инвесторы - субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование.

По положениям п. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ) по договору участия в долевом строительстве (далее - договор) одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.

В силу п.5 ст.5 Закона РСФСР от 26 июня 1991 г. "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" инвестор вправе владеть, пользоваться и распоряжаться объектами и результатами инвестиций, т.е. является собственником данных объектов.

Исходя из положений ч. 7 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ в случае смерти гражданина - участника долевого строительства его права и обязанности по договору переходят к наследникам, если федеральным законом не предусмотрено иное. Застройщик не вправе отказать таким наследникам во вступлении в договор. Существующие на день открытия наследства участника долевого строительства имущественные права и обязанности, основанные на договоре, заключенном в соответствии с настоящим Федеральным законом, входят в состав наследства участника долевого строительства в соответствии с ГК РФ.

Как следствие Захаровой О.А. как единственному наследнику участника долевого строительства вышеуказанной квартиры не может быть отказано в признании за нею права собственности на эту квартиру.

Согласно абз. 2 п.2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Положениями статьи 1142 ГК РФ к наследникам первой очереди по закону отнесены дети, супруг и родители наследодателя.

Из смысла ст. 1110 ГК РФ следует, что при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.

Статьей 1111 ГК РФ предусмотрено, что наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных ГК РФ.

В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Из совокупности положений статей 1113, 1152, 1153, 1154 ГК РФ (ч.3) следует, что для приобретения наследства наследник должен его принять в течение 6 месяцев со дня смерти наследодателя либо путем подачи по месту открытия наследства заявления о принятии наследства, о выдаче свидетельства о праве на наследство либо путем совершения действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства (ст.1153 ГК РФ). В частности, признается пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

Таким образом, поскольку Бурцевым А.П. при его жизни исполнены его обязательства по вышеуказанному договору № участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ, а к Захаровой О.А. в силу закона переходят права и обязанности участника долевого строительства Бурцева А.П. основанные на указанном договоре, то исковые требования Захаровой О.А., являющейся единственным наследником Бурцева А.П. по закону обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Захаровой О.А. к ООО «Управляющая производственно-строительная компания» о включении имущества в наследственную массу и признании права собственности удовлетворить.

Включить однокомнатную квартиру общей площадью 38.1 кв.м., жилой площадью 14,4 кв.м., расположенную на девятом этаже десятиэтажного жилого дома по адресу: г. Оренбург, ул. <адрес>, в состав наследственной массы после смерти ДД.ММ.ГГГГ Бурцева А.П..

Признать за Захаровой О.А. право собственности на однокомнатную квартиру общей площадью 38.1 кв.м., жилой площадью 14,4 кв.м., расположенную на № этаже № жилого дома по адресу: г. Оренбург, ул. <адрес> по праву наследования по закону после смерти ДД.ММ.ГГГГ отца Бурцева А.П..

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: